Деловая игра для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
методическая разработка на тему
Цель: Повышение уровня педагогической грамотности в вопросе здоровьесбережения.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_dlya_pedagogov_sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для педагогов
«Современные здоровьесберегающие технологии,
используемые в детском саду»
Цель: Повышение уровня педагогической грамотности в вопросе здоровьесбережения.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры.
Часть I. «Вступление»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам принять участие в деловой игре на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду».
Результатом нашей работы должна стать осознанная необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом.
Вам предварительно давалось задание подготовить «капельку» с высказываниями о ЗОЖ. Предлагаю Вам поделиться вашими идеями и в результате создать «Фонтан мудрых мыслей о ЗОЖ».
Все высказывания помещаются на «Фонтан мудрых мыслей о ЗОЖ».
Часть II. «Это важно знать!»
По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
Ухудшение состояния здоровья детей долгое время рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, как показывают исследования Института возрастной физиологии ВОЗ, что не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье, комплекса педагогических факторов.
«Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно» - М. Монтень.
Какие факторы неблагоприятно влияют на здоровье человека? (Выказывания педагогов)
Методист: Вы абсолютно правы, а теперь обобщим.
Неблагоприятными факторами являются: Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ещё в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов:
генетические факторы - 15-20%;
состояние окружающей среды - 20-25%;
медицинское обеспечение - 10-15%;
условия и образ жизни людей - 50-55%
Сфера влияния факторов
Факторы:
- Укрепляющие
здоровье
- Ухудшающие
здоровье
- Генетические
Здоровая наследственность
Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания.
Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Состояние окружающей среды
Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.
Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.
Медицинское обеспечение
Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь
Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.
Условия и образ жизни
Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.
Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо/гипердинамия.
Биологические особенности организма - это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.
"Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен" - в этой мысли И. М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.
Медицинское обеспечение. Именно с этим фактором большинство людей связывает свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора оказывается неожиданно низкой. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: "Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека".
Но, болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.
В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что:
• не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья;
• в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека);
• здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой общей культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека.
Из вышеизложенного вытекает важнейшая роль воспитания (в том числе и через физическое воспитание) у каждого члена общества отношения к здоровью как важной человеческой ценности.
Статистика свидетельствует о том, что более 97% детей в дошкольных учреждениях и семье имеют нарушения здоровья. Многие дети с раннего возраста уже имеют нарушения здоровья, в основном это – нарушение осанки, проблемы со зрением, многие состоят на учете у специалистов, вследствие чего уровень заболеваемости достаточно высок.
Кроме того, анкетирование родителей показало, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме достаточно высокий.
Важная роль в решении этой социально значимой проблемы отводится детскому саду. Совершенствование здоровьесберегающей среды и формирование навыков безопасности у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада. Только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Часть III. «Вопросы теории»
Методист:
Что такое здоровье?
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
Назовите основные составляющие физического здоровья и цели.
Гигиена:
Формировать понимание важности заботливого отношения к своему телу
Режим дня:
Добиваться понимания детьми важности для здоровья выполнения режима дня
Питание:
Формировать у детей представление о пользе блюд
Объяснять зависимость состояния здоровья от питания
Двигательная активность:
- Раскрывать важность движения для здоровья
- Добиваться понимания важности для организма качественного выполнения физкультурно – оздоровительных упражнений
Закаливание:
Вырабатывать привычку и необходимось выполнения утренней гимнастики. Объяснять целесообразность соответствующей одежды и обуви для определенной погоды и времени года.
Как мы можем охарактеризовать, что такое здоровьесберегающая технология?
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Назовите задачи здоровьесбережения.
Задачи здоровьесбережения
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
- сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения
Какие вы знаете здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии?
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья – утренняя и гимнастика после сна, пальчиковая и дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, динамические паузы, релаксация;
- Технологии обучения здоровому образу жизни – физкультурные занятия; утренняя гимнастика, самомассаж, активный отдых - физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»;
- Коррекционные технологии – закаливание, сказкотерапия, арттерапия, цветотерапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
1.Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров.
2. Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
3. Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
4.Систематичность и постоянство закаливания.
Формы организации здоровьесберегающей работы, используемые в детском саду.
- Утренняя гимнастика,
- Гимнастика после дневного сна,
- Физкультминутки,
- Физкультурные занятия.
- Занятия физическими упражнениями на прогулке,
- Физкультурные праздники, досуги
- Самостоятельная двигательная активность,
- Дни здоровья, Недели здоровья,
- Индивидуальная работа по физическому воспитанию,
- Закаливающие процедуры: босохождение, полоскание рта, обширное умывание и обтирание,
- Плавание в бассейне.
Что же такое здоровьесберегающий педагогический процесс?
Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.
5. Рефлексия. Подведение итогов.
Методист: Я надеюсь на то, что мы с Вами сегодня интересно, познавательно провели время. Желаю Вам, конечно же, крепкого здоровья и благодарю за участие в игре. И в завершение нашей встречи, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
«Главное, чтоб дети не болели».
Чтобы вы сегодня ни хотели
И куда бы реки ни текли,
Главное, чтоб дети не болели,
Чтобы быть здоровыми могли…
И совсем не важен день недели,
Имена и постановка фраз,
Главное, чтоб дети не болели
Ни вчера, ни завтра, ни сейчас…
Ничего, что за окном метели,
Кризис, буря, шторм, дефолт, гроза,
Главное, чтоб дети не болели –
Чтобы улыбались их глаза!
Ничего, что далеко до цели,
Что подорожала жизнь в сто раз,
Главное, чтоб дети не болели
ни вчера, ни завтра, ни сейчас…
И важней всего на самом деле,
Чтобы мы детишек берегли.
Главное, чтоб дети не болели.
Их здоровье – счастье всей земли!!!
(автор) Ирина Самарина – Лабиринт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду
Разработка на тему : « Современные здоровьесберегающие используемые в детском саду» содержит выступление и презентацию к нему. Затронуты вопросы современных здоровь...
« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду....
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду...
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, п...
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Понятие, цель, виды здоровьесберегающих технологий...
Методическая разработка для педагогов ДОУ "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Данный материал поможет воспитателям пополнить свои знания о здровьесберегающих технологиях, применяемых в детском саду.Здоровьесберегающиетехнологии в дошкольном образовании - это технологии, направл...
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...
- Мне нравится (1)