Деловая игра для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
методическая разработка на тему

Цель: Повышение уровня педагогической грамотности в вопросе здоровьесбережения.

Задачи:

1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.

3. Воспитывать умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов

«Современные здоровьесберегающие технологии,

используемые в детском саду»

Цель: Повышение уровня педагогической грамотности в вопросе здоровьесбережения.

Задачи:

1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.

3. Воспитывать умение работать в коллективе.

Ход игры.

Часть I. «Вступление»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам  принять участие в деловой игре на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду».

Результатом нашей работы должна стать осознанная необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом.

Вам предварительно давалось задание подготовить «капельку» с высказываниями о ЗОЖ. Предлагаю Вам поделиться вашими идеями и в результате создать «Фонтан мудрых мыслей о ЗОЖ».

Все высказывания помещаются на «Фонтан мудрых мыслей о ЗОЖ».

Часть II. «Это важно знать!»

      По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения.  Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции.    И это понятно, поскольку состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

     Ухудшение состояния здоровья детей долгое время рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, как показывают исследования Института возрастной физиологии ВОЗ, что не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье, комплекса педагогических факторов.

«Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно» - М. Монтень.

 Какие  факторы неблагоприятно  влияют на здоровье человека? (Выказывания педагогов)

Методист: Вы абсолютно правы, а теперь обобщим.

Неблагоприятными факторами являются: Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ещё в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов:

генетические факторы - 15-20%;

состояние окружающей среды - 20-25%;

медицинское обеспечение - 10-15%;

условия и образ жизни людей - 50-55%

Сфера влияния факторов

Факторы:

  • Укрепляющие

здоровье

  • Ухудшающие

здоровье

  • Генетические

Здоровая наследственность

Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания.

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Состояние окружающей среды

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.

Медицинское обеспечение

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.

Условия и образ жизни

Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо/гипердинамия.

Биологические особенности организма - это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

"Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен" - в этой мысли И. М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.

Медицинское обеспечение. Именно с этим фактором большинство людей связывает свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора оказывается неожиданно низкой. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: "Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека".

Но, болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что:

• не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья;

• в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека);

• здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой общей культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека.

Из вышеизложенного вытекает важнейшая роль воспитания (в том числе и через физическое воспитание) у каждого члена общества отношения к здоровью как важной человеческой ценности.

Статистика свидетельствует о том, что более 97% детей в дошкольных учреждениях и семье имеют нарушения здоровья.  Многие дети с раннего возраста уже имеют нарушения здоровья, в основном это – нарушение осанки, проблемы со зрением, многие состоят на учете у специалистов, вследствие чего уровень заболеваемости достаточно высок.

      Кроме того, анкетирование родителей показало, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме достаточно высокий.

     Важная роль в решении этой социально значимой проблемы отводится детскому саду. Совершенствование здоровьесберегающей среды и формирование навыков безопасности у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада.  Только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Часть III. «Вопросы теории»

Методист:

Что такое здоровье?

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).

Назовите основные составляющие физического здоровья и цели.

Гигиена:

Формировать понимание важности заботливого отношения к своему телу

Режим дня:

Добиваться понимания детьми важности для здоровья выполнения режима дня

Питание:

Формировать у детей представление о пользе блюд

Объяснять зависимость состояния здоровья от питания

Двигательная активность:

  • Раскрывать важность движения для здоровья
  • Добиваться понимания важности для организма качественного выполнения физкультурно – оздоровительных упражнений

Закаливание:

Вырабатывать привычку и необходимось выполнения утренней гимнастики. Объяснять целесообразность соответствующей одежды и обуви для определенной погоды и времени года.

Как мы можем охарактеризовать, что такое здоровьесберегающая технология?

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Назовите задачи здоровьесбережения.

Задачи здоровьесбережения

  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
  • сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Какие вы знаете здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии?

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья – утренняя и гимнастика после сна, пальчиковая и дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, динамические паузы, релаксация;
  • Технологии обучения здоровому образу жизни – физкультурные занятия; утренняя гимнастика, самомассаж, активный отдых - физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»;
  • Коррекционные технологии – закаливание, сказкотерапия, арттерапия, цветотерапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия.

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

1.Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров.

2. Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)

3. Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.

4.Систематичность и постоянство закаливания.

Формы организации здоровьесберегающей работы, используемые в детском саду.

  • Утренняя гимнастика,
  • Гимнастика после дневного сна,
  • Физкультминутки,
  • Физкультурные занятия.
  • Занятия физическими упражнениями на прогулке,
  • Физкультурные праздники, досуги
  • Самостоятельная двигательная активность,
  • Дни здоровья, Недели здоровья,
  • Индивидуальная работа по физическому воспитанию,
  • Закаливающие процедуры: босохождение, полоскание рта, обширное умывание и обтирание,
  • Плавание в бассейне.

Что же такое здоровьесберегающий педагогический процесс? 

Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду  - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Методист: Я надеюсь на то, что мы с Вами сегодня интересно, познавательно провели время. Желаю Вам, конечно же, крепкого здоровья и благодарю за участие в игре.  И в завершение нашей  встречи, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

 «Главное, чтоб дети не болели».

Чтобы вы сегодня ни хотели

И куда бы реки ни текли,

Главное, чтоб дети не болели,

Чтобы быть здоровыми могли…

И совсем не важен день недели,

Имена и постановка фраз,

Главное, чтоб дети не болели

Ни вчера, ни завтра, ни сейчас…

Ничего, что за окном метели,

Кризис, буря, шторм, дефолт, гроза,

Главное, чтоб дети не болели –

Чтобы улыбались их глаза!

Ничего, что далеко до цели,

Что подорожала жизнь в сто раз,

Главное, чтоб дети не болели

ни вчера, ни завтра, ни сейчас…

И важней всего на самом деле,

Чтобы мы детишек берегли.

Главное, чтоб дети не болели.

Их здоровье – счастье всей земли!!!

(автор) Ирина  Самарина – Лабиринт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

Разработка на тему : « Современные  здоровьесберегающие  используемые в детском саду»  содержит  выступление и презентацию  к нему.  Затронуты вопросы современных здоровь...

« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду....

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду...

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

     Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, п...

Методическая разработка для педагогов ДОУ "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал поможет воспитателям пополнить свои знания о здровьесберегающих технологиях, применяемых в детском саду.Здоровьесберегающиетехнологии в дошкольном образовании - это технологии, направл...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...