Картотека малоподвижных игр с использованием стретчинга
методическая разработка (старшая группа)

Коновалова Алена Евгеньевна

Предварительный просмотр:

№ 2 «ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА»

Оборудование: карточки с изображением поз игрового стретчинга («Карусель», «Карлсон», «Самолёт взлетает» и т.д.).

Играющие встаю в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог говорит:

Нам полезно без сомненья

                            Всё, что связано с движеньем.

                            Вот поэтому, ребятки,

                            Сделаем сейчас зарядку.

Дети начинаю движенье по кругу друг за другом под ритмичные удары в бубен. По команде «Стоп!» они останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга и принимают позу игрового стретчинга, изображенную на карточке, которую показывает педагог.

№ 5 «ДРУЖНЫЕ ПИНГВИНЫ»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Жили-были три пингвина     Ходьба по залу маршируя.

Пик, Пак, Пок.

Хорошо и дружно жили       Хлопают в ладоши, стоя

Пик, Пак, Пок.                         на месте.

Как-то утром на рыбалку

Пик, Пак, Пок.

Зашагали вперевалку            Ходьба в перевалку, семеня-

Пик, Пак, Пок.                       щим шагом.

Наловили много рыбы         Наклоны вперед-вниз, стоя

Пик, Пак, Пок.                      на месте, руки за спиной.

И еще поймать могли бы

Пик, Пак, Пок.

Съели дружно все до крошки       Имитируют жевание.

Пик, Пак, Пок.

Кроме маленькой рыбешки

Пик, Пак, Пок.

Дружно бросилися в драку     Удары кулаками вперед.

Пик, Пак, Пок.

Учинив большую свалку

Пик, Пак, Пок.

Чтобы жить все время дружно

Пик, Пак, Пок.

Уступать друг другу нужно        Обнимают соседа.

Пик, Пак, Пок.

№ 7 «КОЛЬЦО-КОЛЕЧКО»

Дети встают в круг. В его центре располагается водящий, он закрывает глаза. Дети начинают передавать колечко из рук в руки по кругу и говорить слова:

Мне подарили колечко

С камушком маленьким в виде сердечка.

Камушек будет на солнце сверкать –

Ты начинай его быстро искать.

После этих слов дети прячут руки за спину. Водящий должен отгадать, у кого колечко.

Примечание: если игрок затрудняется с ответом, педагог помогает ему, составляя словесный портрет ребенка, у которого в руках колечко.

№ 10 «КТО УШЕЛ?»

Дети встают в шеренгу или в круг. Водящий встает перед играющими и старается их запомнить. После этого он закрывает глаза. По сигналу один из играющих выходит из зала. Водящий должен угадать, кто вышел.

№ 11 «ЛЕТЕЛА ВОРОНА»

Дети встают в круг лицом, вытягивают руки вперед ладонями вверх. Каждый играющий кладет левую руку тыльной стороной ладони на правую ладонь соседа.  При произнесении слова из стихотворения дети ударяют своей ладонью о ладонь соседа (по кругу, по часовой стрелке).

Текст: «Летела ворона по синему небу и читала газету под номером 5, 7, 3, и т.п.)

После объявления номера начинается отсчет до названного числа с ударами о ладонь соседа. На последнюю цифру ребенок должен коснуться ладони соседа, тот в свою очередь должен отдернуть ее. Тот, кого коснулись, выходит из игры.

№ 13 «МОЙ МЯЧ»

Играющие встают в круг и под слова педагога («Мой веселый звонкий мяч…») начинает перебрасывать мяч друг другу. У кого мяч остался в руках на последние слова педагога: «Выбирай себе любой», выходит в круг и показывает любое упражнение, а все дети должны его повторить.

№ 14 «ПОДКРАДИСЬ НЕСЛШНО»

Дети садятся на пол по кругу, водящий в середину круга и закрывают глаза. По сигналу педагога один из играющих начинает бесшумно двигаться в сторону водящего. Последний должен указать рукой в сторону приближающегося к нему игрока.

Примечание: если подкрадывающийся ребенок коснется водящего, он становиться водящим и садиться в центр круга. Если водящий услышит приближающегося игрока и успеет показать рукой в его сторону, он остается водить.

№ 15 «ПОХОДКА И НАСТРОЕНИЕ»

Инвентарь: 12 карточек из белого картона (размер карточек 20х15см, карточки обклеены прозрачным скотчем) с изображением детей (мальчиков и девочек) с разными выражениями лица; бубен.

Играющие встают в круг на расстоянии вытянутых рук.

Под ритмичные удары бубна дети начинают движение по кругу друг за другом. По команде педагога «Стоп!» они останавливаются лицом к центру круга и принимают выражение лица изображенного на карточке человека.

http://dou77.ivedu.ru/images/paste77.jpg

№ 17 «САДОВНИК»

Играющие встают в шеренгу, им раздают жетоны с изображением цветов. Выбирается водящий – «садовник», который встает перед детьми с мячом в руках. Начинается перекличка.

Дети. Садовник!

Садовник. Влюблен!

Дети. В кого?

Садовник. В цветок!

Дети. В какой?

Садовник. В розу!

Названный игрок – «цветок» делает шаг вперед, а «садовник» бросает ему мяч заранее оговоренным способом. Если ребенок поймал мяч, он становится «садовником».

№ 21 «ТИК – ТАК»

Водящий («часы») встает в центр круга, закрывает глаза, одну руку вытягивает вперед («стрелка») и начинает медленно поворачиваться, пока дети произносят слова:

«Тик-так, тик-так, мы всегда привыкли так!»

Затем водящий открывает глаза и останавливается. Тот, на кого указывает рука водящего («стрелка»), называет упражнение игрового стретчинга, и дети выполняют.

№ 22 «ТИХО - ГРОМКО»

Дети встаю в круг, а педагог – водящий. Он предлагает детям прокричать голосами животных и птиц, тихо или громко. Например, «громкие петушки», «тихие мышки», «громкие вороны», «тихие курочки» и т. д.

№ 24 «УЗНАЙ, КТО ПОЗВАЛ»

Дети идут по кругу, держась за руки, и произносят хором текст:

«Ты загадку отгадай, кто позвал тебя узнай!»

В центре – водящий с завязанными глазами. Дети останавливаются, педагог показывает рукой на одного из играющих, и он произносит имя водящего. Тот должен угадать, кто позвал.

№ 25 «ХВОСТ ЗМЕИ»

Играющие рассредотачиваются по залу. Водящий («голова змеи») проходит между детьми со словами:

«Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу!»

Затем он останавливается около одного из играющих и обращается к нему:

«Алеша (Саша, Маша и т. д.), ты будешь моим хвостом?»

После этих слов водящий встает, широко расставив ноги, а игрок, согласившись быть «хвостом змеи», проползает между ногами водящего и встает за его спиной. Игра повторяется. Следующий ребенок, согласившийся быть «хвостом змеи», проползает между ногами двух водящих и т. д.

№ 27 «ШОЛ КРОКОДИЛ»

Играющие встают лицом в круг и вытягивают вперед руки ладонями вверх. Каждый кладет свою левую руку тыльной стороной ладонями на правую ладонь соседа. Произнося слово из текста стихотворения. Он ударяет своей ладонью о ладонь соседа (по кругу, по часовой стрелке).

Текст: "Шел крокодил, трубку курил, трубка упала и написала слово «мама» («папа», «стол», «полотенце» и т. д.)»

 После названного слова дети начинают проговаривать по порядку его буквы, также ударяя о ладонь соседа на каждую букву. На последней букве слова ребенок должен коснуться ладони соседа, тот в свою очередь должен постараться ее отдернуть. Осаленный игрок выходит из игры, также может выйти из игры тот, кому на последней букве не удалось коснуться своего соседа.

№ 29 «У КОГО МЯЧ»

Дети встают в круг лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Ведущий дает маленький мяч любому из играющих. Дети начинают незаметно передавать мяч по кругу за спинами. Водящий, открыв глаза, пытается определить, у кого мяч, обращаясь к игроку: «Оля, покажи руки!». Ребенок, к которому обратился водящий, показывает руки и опять прячет их за спину. Мяч нельзя долго держать в руках. Нельзя водящему обращаться к детям по порядку. Если водящий определил, у кого мяч, тот игрок становится водящим.

№ 30 «ЗАТЕЙНИКИ»

(Ровным кругом)

Выбирается водящий — затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на Месте! дружно вместе

Сделаем вот так...»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3—4 раза).

№ 33 «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»

Воспитатель заранее прячет какой – либо предмет и предлагает его найти. Тот, кто увидел, подходит к воспитателю и тихонько говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, педагог отмечает тех, кто оказался самым внимательный. Ходьба в колонне по одному.

http://dou77.ivedu.ru/images/paste77.jpg

№ 35 «КАРЛСОН»

Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог находится в центре круга, он говорит текст.

В городе Стокгольме на самой обыкновенной улице стоял самый обыкновенный дом.

(упражнение «Домик»)

На крыше этого дома живет совсем необыкновенный человек.

ЗАГАДКА

Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!
(Карлсон)

Карлсон очень любил сладкие пироги

(упражнение «Пирог»)                

И вафли

(упражнение «Вафли»)

№ 1 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Детям раздаются маски или жетоны на липучке с изображением диких и домашних животных. Играющие встают по обе стороны зала – на одну сторону в масках диких животных, на другую сторону в масках домашних животных. Выбирается водящий. Он внимательно смотрит и запоминает маски, затем отворачивается или закрывает глаза. По сигналу педагога дети меняются местами, переходя на другую сторону площадки. Водящий, повернувшись или открыв глаза, должен сказать, кто из детей сменил место.

Примечание. Также можно    маски и жетоны с изображением птиц и рыб; овощей и фруктов; грибов и ягод и т.д.http://dou77.ivedu.ru/images/paste77.jpg

№ 3 «ГОРЯЧИЙ И ХОЛОДНЫЙ МЯЧ»

Дети встают в круг, водящий располагается с мячом в центре круга. Со словами «горячий» или «холодный» он бросает мяч игрокам заранее оговоренным способом. Если мяч «горячий» или «холодный», - поймать и тем же способом бросить обратно водящему. Если игрок ошибся, он выходит из игры.

№ 4 «ДРУЗЬЯ»

Дети рассредоточиваются по залу. Педагог с одним из играющих, взявшись за руки (педагог впереди, ребенок за спиной), начинают маршировать по залу, произнося слова:

Друг за другом, друг за другом,

Друг за другом мы идем,

И конечно, и конечно,

Друга мы себе найдем!

Затем водящие подходят к одному из играющих, и ребенок, «Ты будешь моим другом?». Тот соглашается и встает за спину водящего. Теперь педагог и два ребенка начинают маршировать и произносить слова. Игра повторяется.

№ 6 «КОТЯТА И КЛУБОЧКИ»

Дети идут по залу, изображая, что вяжут на спицах, и произносят:

Бабушка варежки вяжет,

Котята играют с пряжей.

Вся комната в пряже у нас.

От этих кошачьих проказ.

Все в нитках: котята и стулья,

А бабушка, сидя, уснула

Со спицами прямо в руках.

Котят не распустят никак!

После этих слов дети собираются в «большой клубок».

Педагог говорит: «Сейчас я буду распутывать клубок, который запутали котята, чтобы получилась одна длинная ниточка!».  Педагог берет за руку одного играющего и предлагает ему лечь на пол на живот. Затем другой ребенок ложиться на пол на живот рядом и, перекатывается через лежащего на полу товарища, располагается также.  Игра повторяется со следующим игроком.  

№ 8 «ЛЕТАЕТ НЕ ЛЕТАЕТ»

Дети образуют круг, в центре которого находится педагог. Он произносит название животных, птиц, мебели, насекомых. Если предмет (птица, насекомое, вид транспорта) летает, дети поднимают руки вверх и встают на носочки, если нет – приседают.

№ 9 «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Дети стоят в кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад.

«Море волнуется, раз! Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, замри!»

Дети замирают в разных позах. Инструктор рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.

№ 12 «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

Дети встают в круг.  Педагог с мячом располагается в центре круга. Со словами педагога дети начинают движение по кругу, а тот подбрасывает мяч вверх и вместе с детьми произносит слова:

Таня (Маша, Саша и т. д) вышла в огород:

Все ли там в порядке?

Вытирает ручкой пот,

Проверяя грядки.

И сейчас ты не зевай,

Быстро фрукты (овощи) называй!

После этих слов педагог бросает мяч игроку, чье имя было названо, а тот должен назвать овощ или фрукт, мяч бросает обратно водящему.

№ 16 «ПУТАНИЦА»

Перед игрой педагог объясняет детям, что фразы, связанные с весной, не являются ошибкой, а фразы, связанные с другими временами года и их приметами, ошибочны, не соответствуют данному времени года.

Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог находится в центре круга, он говорит текст, специально делая ошибки. Если в тексте нет ошибки, дети должны выполнить упражнение игрового стретчинга. Если ошибка присутствует, они ставят руки на пояс и топают ногами.

Солнышко светит ярче.

(упражнение «Солнечные лучики»).

На юг улетают журавли, гуси, утки.

(дети ставят руки на пояс, топают ногами).

Распустились на деревьях листочки.

(упражнение «Деревце»)

Скоро наступит Новый год, будем украшать елку.

(дети ставят руки на пояс, топают ногами).

На болоте появились цапли.

(упражнение «Цапля машет крыльями»).

С деревьев облетают листья и, кружась от ветра, падают на землю.

(дети ставят руки на пояс, топают ногами).

Побежали первые ручьи.

(упражнение «Ручей»)

Вода в речке уже прогрелась, можно купаться!

(дети ставят руки на пояс, топают ногами).

Скоро везде запорхают бабочки.

(упражнение «Бабочка расправляет крылья»)

Дни стали короче, а ночи длиннее, усиливаются морозы.

(дети ставят руки на пояс, топают ногами).

На первой травке запрыгали кузнечики.

(упражнение «Кузнечик»)

Появились первые цветы.

(упражнение «Цветок»).

На улице много снега, и можно кататься с горки.

(дети ставят руки на пояс, топают ногами).

Проснулись после зимней стужи жучки и червячки.

(упражнение «Жучок»).

Тот из участников, кто ошибается, выходит из игры и встает недалеко от круга.

№ 18 «СДЕЛАЙ ФИГУРУ»

Дети под музыку шагают, прыгают, бегают разными способами по залу. Когда она замолкает, по названию упражнения педагогом, дети выполняют игровой стретчинг.

№ 19 «СКАЖИ ЛАСКОВОЕ СЛОВО»

Играющие садятся на пол по кругу. У одного из них в руках мяч. Он прокатывает мяч любому игроку, произнося ласковое слово. Например, «Саша, ты очень аккуратный (сильный, умный, добрый, заботливый, спортивный и т. д.)». Игра повторяется.

№ 20 «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Играющие садятся на пол по кругу. У одного из них в руках мяч. Он прокатывает мяч кому-то из игроков, произнося какое-нибудь прилагательное. Ребенок, который поймал мяч, должен сказать слово-антоним (наоборот).

Например, большой – маленький, добрый – злой, солнечный – дождливый, толстый – тонкий, узкий – широкий, густой – редкий и т. д.

№ 23 «У БЕЛКИ В ДУПЛЕ»

Играющие образуют круг. По считалке выбирается водящий. Он встает в центр круга. Педагог считает стихотворение:

                     У белки в дупле

                     На старой сосне

                     Жили бельчата –

                     Смешные ребята.

                    На ветках кружились,

                    В траве веселились

                    И разом делали вот так…

По окончании текста водящий принимает позу игрового стретчинга, которую вслед за ним выполняют играющие. Он смотрит на участников, оценивает правильность выполненной ими позы, выбирает игрока, который повторил позу наиболее точно. Этот участник становится новым водящим, и игра повторяется.

№ 26 «ЧЕРТ И КРАСКИ»

Оборудование: медальоны разного цвета (по количеству детей), мяч.

Дети встают в круг, водящий с мячом располагается в центре круга, он «черт».

Черт. Тук, тук ножкой.

Дети. Кто там под окошком?

Черт. Я черт с рогами, с горячими пирогами!

Дети. Зачем пришел?

Черт. За краской.

Дети. За какой?

«Черт» называет любой цвет. Если у ребенка медальон такого же цвета, он делает шаг в круг. «Черт» бросает ему мяч, а ребенок должен поймать его. Мяч можно бросать любым способом, заранее оговорив это с детьми.

№ 28 «ШУРШАЩАЯ СКАЗКА»

Дети стоят в кругу и выполняют покачивания с поднятыми руками из стороны в сторону. Педагог произносит:

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш.

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

После этих слов дети приседают на корточки, соединяют ладошки под щекой и закрывают глаза. Педагог продолжает говорить:

Но их не слышат шесть мышат:

Давно уже мышата спят…

Они легли пораньше спать,

Чтоб не мешать большим шуршать.

№ 31 «ЭХО»

Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена.

№ 32 «ФИГУРА»

Ходьба в колонне по одному (или врассыпную), по сигналу воспитателя: «Стоп» - дети останавливаются и выполняют какую-либо «фигуру» — позу. Отмечаются «фигуры», выполненные четко, быстро и интересно

№34 «ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

(ловкость)

Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 1 – 1,5 м. Взрослый читает текст:

Чтобы всем нам закаляться,
Не болеть и не хворать,
Нужно делать всем зарядку
И движения выполнять!
Кто там спит в постели сладко?
Выбегайте на зарядку!
Вы старайтесь, не зевайте,
Упражнения выполняйте!

После этого взрослый выполняет разные движения, ребенок должен повторять их вслед за ним. Одно из движений – «запрещенное», его ребенку повторять нельзя. Например: запрещено выполнять движение «руки к плечам». Взрослый делает разные движения, ребенок их повторяет, неожиданно взрослый выполняет «запрещенное движение». Если ребенок повторит его – он совершил ошибку, игра останавливается. Через некоторое время (10-15секунд) игру продолжают. По мере усвоения ребенком правил игры можно увеличить темп показа упражнений. При совершении игроком ошибки игру можно не прекращать, а, например, предложить этому игроку сделать шаг вперед, после этого продолжить игру. «Запрещенные» движения следует менять после четырех-пяти повторений игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека малоподвижных, хороводных игр

                    Тема: «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!»...

картотека малоподвижных игр для детей младшего возраста

Картотека малоподвижных игр для 2 младшей группы «Запрещённое движение»Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запре...

Картотека "Малоподвижные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Подвижные игры широко используются в детском саду, однако малоподвижные используют реже в связи с их малочисленностью. Данная картотека - это первая часть цикла малоподвижных игр....

Картотека подвижных игр и малоподвижных игр для использования в режимных моментах в работе с детьми 2-3 лет

Подвижные игры используется во время музыкальных занятий , гимнастике,физкультуры и на прогулках.Малоподвижные игры проводятся перед занятиями и после занятий, перед сном ,после прогулки ....

Картотека подвижных игр и малоподвижных игр для использования в режимных моментах в работе с детьми 2-3 лет

Подвижные игры используется во время музыкальных занятий , гимнастике,физкультуры и на прогулках.Малоподвижные игры проводятся перед занятиями и после занятий, перед сном ,после прогулки ....