Формирование мотивации у дошкольников младшего возраста
консультация
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации к занятиям по физической культуре у детей младшего дошкольного возраста
Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.
Продуктом успеха является высокая мотивация. Успех создает мотивацию. Любовь и уважение – вот то, что приводит к успеху. Успех ведет к победе, победа к мотивации, а мотивация – к желанию побеждать и к новым успехам.
Любовь, уважение, похвала, вот то, что желает ребенок больше всего.
Поэтому мотивация должна быть эффективной уже в д/саду.
Главная цель формирования мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.
Мотивация к физкультуре и спорту служит побуждением к действию, способностью деятельно удовлетворять свои потребности в движении.
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от методов обучения. Различают 3 группы методов:
- Наглядные – обеспечивают яркость восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка более полного представления о движении.
- Словестные – активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
- Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
Любой метод – это система приемов.
В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется.
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все задания. Чтобы не утратить интерес к занятиям я никогда не принуждаю детей к выполнению того или иного движения, а выстраиваю занятия таким образом, чтобы постепенно вовлечь детей во все новые игры и забавы.
В обучении движениям я выделяю специфическую направленность: научить детей не подражать, а творить. Причем внимание к технике выполнение на начальном этапе обучения я считаю не столь важным. Главное – вызвать у детей желание действовать!
Н-р: задача на занятии – совершенствовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед. В самом деле, прыгать по очереди через один «ручеек» довольно скучное не интересное, да и не каждому малышу понятное, а значит и малопродуктивное занятие. Дело другое, когда много «ручейков», мостиков, дорожек, «камешков», - так и хочется прыгать. И, главное, не надо ожидать очереди! Вот ситуация, когда ребенку предоставляется возможность выбора, вот самое начало его творческих, еще не осознанных поисков, вот созданная проблемная ситуация, которая поддерживает и совершенствует игровую позицию ребенка, интерес к процессу, стремление многократно повторить движение. Каждый ребенок занят, а значит уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач, где меняется чель, способ организации детей, меняются приемы.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные герои могут « приходить в гости» или наоборот, дети могут их искать (элементы Квест), персонажи могут оценивать результаты детей.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся. Н-р: Мишутка-спортсмен показывает упражнения для разминки, Незнайка много не знает и не умеет.
- Ребята, давайте покажем Незнайке как мы умеем танцевать, или, как умеем убирать физкультурное оборудование. Детское стремление общаться и помогать герою существенно увеличивает активность и заинтересованность во время занятий.
Другой пример обучения разнообразным видам движения: когда дети находят картинки с изображением животных и выполняют эмитирующие движения под музыкальное сопровождение или художественное слово. На следующих занятиях дети эмитируют движения животных, чей голос услышат. Это необычно, а значит интересно. Малыши активны, им нравится то, что они делают. У них высокое желание играть – а это ведет к успеху.
Таким образом, дети незаметно для себя, без принуждения, учатся ходить, бегать, высоко и далеко прыгать, ползать и лазать. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе, развивают воображение, внимание, память.
Моя задача на этом этапе – наблюдать, индивидуально корректировать движения. Обязательно делаю предметом общего внимания действия некоторых, не очень уверенных в себе детей.
Н-р: - Посмотрите какой Денис молодец, как высоко поднимает колони, как настоящая лошадка!
Хочется сказать о нетрадиционных формах проведения занятий, которые являются приоритетным направлением в условиях ФГОС. Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятий за счет включения здоровьесберегающих технологий, игровых , элементов технологий ТРИЗ, проблемного диалога.
Приведу еще один пример творческих физкультурных занятий. Очень часто я не начинаю занятия с привычных построений. Вместо этого я даю возможность поиграть ( в данном случае с колечками). Дети самостоятельно (что важно) выполняют различные действия и движения с данным оборудованием. Затем я предлагаю малышам поиграть и представить, что колечко это «руль», а они – настоящие водители, и предлагаю им отправиться в путешествие. Тем самым побуждаю к деятельности, ориентированную на достижение цели, подвожу к размышлению и содействию.
Еще один пример: В первой части занятия можно использовать такой прием.
Дети входят, мячи разбросаны по всему залу.
- Ай, ай, ай, что за беда? Ребята, не помогите ! (это мотивация – помощь взрослому)
Можно обыграть кубики: - Давайте построим домик для зайчика.
Меняйте себя, творите, фантазируйте, экспериментируйте – и вы всегда будете успешными, уважаемыми, любимыми. Успех вас обязательно приведет к победе, победа к мотивации, а она, в свою очередь, к желанию побеждать и к новым успехам.
Формирование мотивации к занятиям по физической культуре у детей среднего дошкольного
Движения детей стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает еще большую потребность в двигательной активности в связи расширением двигательного опыта и умений. Роль словестных приемов увеличивается, больше использую объяснения, команды, использую более сложные наглядные пособия. Помогает в формировании мотивации и интегрированные занятия.
Н-р: для повышения двигательной активности, интереса к занятиям физкультурой на базе детского сада организован кружок «Здоровый ребенок», где дети постоянно развивают уверенность в своих силах «идти» дальше, осваивая новые, более сложные движения. Часто использую необычную форму занятия – круговая тренировка с переходами от одного тренажера к другому с помощью карточек и маршрутных листов. Такие занятия позволяют расширить кругозор детей, формируют элементарные математические представления: счет, ориентировку в пространстве. Дети так же на занятиях закрепляют знания об окружающем мире (в зависимости от темы использую разные тематические игры), даю представления о строении собственного тела, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же прививаю элементарные навыки по уходу за собой и оказании первой помощи. Идет становление самостоятельности, у детей формируются основы безопасного поведения.
Чтобы дети не разочаровались во время занятий, не отказывались еще раз сделать попытку к освоению новых движений, не испытывали неудачу а следовательно низкую мотивацию, я условно, для себя, выделила детей с большой, средней и низкой подвижностью.
Основное внимание в развитии двигательной активности первой группы я уделяю воспитанию целеустремленности, управлению движений.
Заостряю внимание детей второй группы на качестве выполнения и технике движений.
А медлительным детям предоставляю возможность работать в индивидуальном темпе, т.к. спешка еще более замедляет их реакцию
Каждое занятие – своего рода «оздоровительная процедура» и вместе с тем активный отдых, поскольку движения, физическая нагрузка приносит «мышечную радость» и доставляет удовольствие.
Дети успешны, с желание выполняют все упражнения, новые движения., активно принимают участие в играх.
А как вы знаете что продукт успеха – это что??? (высокая мотивация)
Любовь детей и уважение родителей, высокое желание детей заниматься, интерес дошкольников к занятиям физкультурой замотивировали меня на организацию занятий с использованием степ-платформ. Родителями, которые видят желание своих детей заниматься и развиваться были приобретены степы, для дальнейшей мотивации детей на успех. Я уверена, что финтес-занятия должны понравиться детям, ведь веселая музыка и стихи, сопровождающая их, будут способствовать эмоциональному подъему. Дети будут выполнять упражнения, для некоторых даже сложные и трудные. Успех ребенка будет обеспечен. Я в этом уверена.
Таким образом – любовь и уважение привели меня к успеху ( дети ходят на тренировки, им нравится). Успех привел к победе (по анкетированию родителей к хорошим результатам), победа к мотивации (приобретение нового оборудования), а мотивация – к желанию побеждать и как следствие к новым победам.
Формирование мотивации к физкультуре и спорту у детей старшего дошкольного возраста
У детей старшего дошкольного возраста интерес к занятиям устойчив, у них развита крупная и мелкая моторика, ребенок подвижен, вынослив, владеет ОВД, может контролировать свои движения и управлять ими. В этом возрасте особенно формируется мотивация к физической культуре и спорту, прививается любовь к физическим упражнениям. Для повышения мотивации необходима стимуляция, необычные ситуации, новые движения, перспективные цели, новые мотивы.
Замечательный пример мотивации у старших дошкольников – участие детей в сдаче норм ГТО. (см. таблицу)
Хорошие результаты детской диагностики ( включая опрос и беседы), владение техникой выполнения ОВД, развитые физические качества, интерес к спортивным играм и упражнениям создали у детей положительную мотивацию (участвовать в сдаче норм ГТО).
Замотивировать детей это одно, а заинтересовать их родителей другое. В каждой группе я провела собрание, где используя технологию ИКТ познакомила с возврадившемся движением, с тестами и нормативами, с результатами диагностики детей на начало учебного года. Для более эффективной работы, как корректирующей, так и информационной предложила заполнить заявления на участие детей в сдаче и предложила создать чаты( технология соц. сетей) в каждой группе , что намного упростило бы работу во взаимодействии с родителями. Согласие написали даже некоторые родители детей с низкими показаниями диагностики.
Чтобы дети не утратили желание стать участниками сдачи норм ГТО я организовала дополнительные утренние тренировки, для повышения уровня их физической подготовки, для повышения их самооценки, самоутверждения. Интерес у детей к тренировкам был высок.
В чатах я выкладывала фотографии тренировок, занятий, физкультурных праздников и развлечений, знакомила с новыми результатами диагностики, давала индивидуальные консультации над чем поработать дама, приглашала принять участие в мероприятиях детского сада и города, благодарила родителей за участие, а они в свою очередь писали благодарности мне.
Дошкольники и родители активно принимали участие в физкультурных праздниках и мероприятиях как внутри сада, так и в городских, дети показали хорошие результаты физической подготовки в спортивном троеборье, которое стало традицией в детском саду. Все это способствовало успешной сдаче норм ГТО.
Высокая мотивация, желание быть здоровыми, желание заниматься спортом, никогда не унывать, стремление детей сдать на знак ГТО и получить удостоверение привели к хорошим результатам во время тестирования, т.е. привели их к победе. Проигравших в день сдачи не было. Дети получили медали «Так держать!», которые родители купили заранее.
Родители и дети были довольны.
У детей зародилась новая, перспективная, высокая мотивация, которая ведет их к желанию побеждать и к новым успехам.
РППС физкультурного зала
(нетрадиционное оборудование)
В распоряжении детей пусть не очень просторный, но уютный физкультурный зал, оснащенный физкультурным оборудованием и инвентарем как стандартным (рекомендуемым программой), так и не стандартным, которое с успехом используется в рабате с детьми. Для повышения интереса у детей я часто меняю обстановку зала (то это тренажерный зал, то футбольное поле, то стадион, то сказочная полянка), использую разные зрительные ориентиры ( на полу, на стенах, на потолке), меняю расположение оборудования для выполнения ОВД, меняю само оборудование, что заставляет детей по разному приспосабливаться к новому, принимать различные варианты в каждом конкретном случае для приобретения двигательного опыта.
Все это повышает интерес к двигательной активности, увеличивает плотность занятий, развивает жизненно важные физические качества. Дети могут не просто двигаться, а проводить «эксперименты» над движением, повторять, сравнивать, избирать что приводит к новым успехам а следовательно к высокой мотивации заниматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-301052-1471860681.jpg)
ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.
Возможности игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста....
"Формирование целостной картины мира при использовании игры, как ведущего вида деятельности у детей дошкольников младшего возраста."
Формирование целостной картины мира – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного, ознакомления детей с природой.Теоретические основы экологического воспитания дош...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-434364-1445757882.jpg)
Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.
Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры. Картотека...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/04/picture-676528-1672855537.jpg)
Пути и средства формирования мотивации у дошкольников к образовательной деятельности. Формы и методы
Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотив...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-180730-1521547492.jpg)
«Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления дошкольников младшего возраста (презентация опыта работы)
laquo;Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления дошкольников младшего возраста (презентация опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-620676-1582576474.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВИ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/26/picture-1324735-1616764079.jpg)
«Формирование мотиваций у детей дошкольного возраста к обучению хореографии»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Тынды...