Картотека прогулок летом
картотека
Предварительный просмотр:
1. Наблюдаем за солнцем
Цель — дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.
Ход прогулки
Наблюдение
Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему?
С детьми старших групп отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.
Художественное слово
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладошки —
Очень рады солнышку.
А. Барто
Солнышко ясное, нарядись!
Солнышко красное, покажись!
Подари нам красный день.
А. Прокофьев
Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко!
Г. Ладонщиков
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
Я. Суриков
Загадки
Горячая яичница
Висит над головой.
Но снять ее,
Но съесть ее
Не можем мы с тобой.
(Солнце) В.Лунин
В небе желтый цветок
Круглый год не вянет,
И любой лепесток
До земли достанет.
(Солнце)
Дидактическая игра
- «Составь предложение» — дети составляют предложение с предложенным словом. Цель — научить составлять предложения с заданным словом.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
- «Выложи узор» — потрогать, нагрелись ли камешки, песок и т.д. Выложить узор из камешков на песке.
- Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять».
Вышли пальчики гулять, «Шагают» пальчиками.
Стали весело плясать. Вращают кисти рук.
Вот так, вот так
Стали весело плясать.
Пальчики играли, Соединяют с большим.
Собаку увидали. Показывают собаку.
Она громко лает,
Пальчики пугает.
Пальчики сбежались,
В кулачок все сжались, Сжимают кулачки.
А собака ходит, Правой рукой показывают собаку,
Пальцы не находит. Левую сжимают в кулачок.
Кулачки стучали, Кулачками стучат друг о друга.
Собаку испугали. «Шагают» пальчиками.
Ну а пальчики опять
Стали дружно танцевать.
Поплясали, поплясали. Вращают кисти рук.
Ох, как быстро мы устали! Показывают лапки зайца.
Мы немножко отдохнем Пальчики «спят».
И опять плясать начнем. Вращают кисти рук.
В. Волина
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сбор природного материала.
Б. Подбросить и поймать мяч.
Подвижная игра
- «Вышибало». Цель — тренироваться в бросании и ловле мяча.
Ход игры. Двое детей — капитаны, стоят на противоположных сторонах площадки. Остальные — в середине. В кого из детей капитаны попадут мячом, выходит с площадки и подходит к своему капитану. Выигрывает команда, выбившая с поля всех игроков противника.
2. Наблюдаем за небом и облаками
Цель — разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.
Ход прогулки
Наблюдение
В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко.
С детьми старших групп вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.
Художественное слово
Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
"В ясном небе я лечу,
Подрасти скорей хочу.
Стану тучей, а потом
Всех порадую дождем.
Буду грядки поливать,
Буду травку умывать,
Буду в синие озера
Рыбкам воду наливать".
3. Александрова
Облака,
Белогривые лошадки,
Облака,
Что вы мчитесь без оглядки?
С. Козлов
Загадки
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет.
(Туча)
Белые лошадки на синем поле.
(Облака на небе)
Дидактическая игра
- «Скажи ласково» — детям предлагается с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов образовать новые слова от предложенных воспитателем. Цель — научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Нарисуй на песке» — нарисовать на песке облака.
Пальчиковая гимнастика «Кулачки — ладошки».
Есть у любого два кулачка. Показывают кулачки.
Хлопнул один по другому слегка. Одним кулачком стукнуть по другому.
Ну а ладошки не отстают, Хлопают в ладоши.
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки-баловницы
Тоже не отстали.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сбор крупного мусора на участке.
Б. Спрыгивание с крыльца на двух ногах.
Подвижная игра
«Попади в круг». Цель — развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.
Ход игры. В центре площадки рисуется круг или ставится корзина. Дети с шишками или мячами стоят на расстоянии одного метра от круга. По команде "Бросай!" бросают шишки в круг.
3.Наблюдаем за ветром
Цель — повторить понятие «ветер». Что происходит с деревьями в ветреную погоду.
Ход прогулки
Наблюдение
Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный или теплый.
С детьми старших групп вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.)
Художественное слово
Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Г. Лагздынь
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе...»
А. Пушкин
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Ф. Тютчев
Загадки
Как подует он порой,
Что замерзнешь как зимой.
(Ветер)
Без метлы землю подметает.
(Ветер)
Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)
А. «Слоги» — дети составляют различные слоги. Цель — развивать быстроту реакции. Ветер носит листок (самолет), дети называют разные слоги до тех пор, пока лист не коснется земли.
Б. «Подуй как ветер». Цель — отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука [у].
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Смастери из листьев» — смастерить из листьев флюгер.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сделать примитивный флюгер, самолет.
Б. «Обгони ветер» — бег на ускорение.
Подвижные игры
- «Выше земли». Цель — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. Ход игры. Выбирается ловишка. Все дети занимают места так, чтобы ноги не касались пола. По сигналу дети бегают по площадке, по команде «Лови!» ловишка ловит детей.
- «Жмурки». Цель — упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.
Ход игры. Водящий с завязанными глазами ловит детей.
4. Наблюдаем за дождем, грозой и радугой
Цель — закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.
Ход прогулки
Наблюдение
Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. Обратить внимание на радугу, какого она цвета.
У детей старших групп спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный — ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром. Предупредить, что, если человека застала гроза, надо добраться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя.
Художественное слово
Радуга-дуга!
Не давай дождя!
Давай солнышка-колоколнышка!
(Русская народная потешка)
Первый гром прогремел,
Туча пронеслась,
Чистой влагой дождя
Травка напилась.
С. Дрожжын
Прояснилось небо,
Засинела даль!
Дождик словно не был,
Речка — как хрусталь!
Над рекою быстрой,
Озарив луга,
На небе появилась
Радуга-дуга!
П. Образцов
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька
Лужу резал — не разрезал.
(Русская народная потешка)
Загадки
Раскаленная стрела
Дуб свалила и ушла.
(Молния)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
Трах-тарарах!
Бредет баба на горах,
Кочергой бренчит,
На весь мир ворчит.
(Гроза)
Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто ее не поймает.
(Молния)
Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск.
(Молния, гром, дождь)
Тонкий, высокий,
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.
(Дождь)
Пословицы
Как гром ни гремит, а все замолчит.
Туча летуча, а дождь — бегун.
Дидактические игры
- «Хорошо — плохо» — дети рассуждают на заданную тему. Цель — развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.
- «Радуга» — дети называют по порядку цвета радуги. Цель — закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
- «Капает дождь». Рисовать карандашом, мелом под приговорку. Вырабатывать единый ритм, темп, соотношение голоса с действием.
- Пальчиковая гимнастика «Дождь».
Меж еловых мягких лап Поглаживают подушечками пальцем поверхность стола.
Дождик кап-кап-кап. Стучат пальцами по столу.
Где сучок давно засох — Касаются первым и пятым пальцами руки.
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип, Поднимают руки над столом, пальцы то вместе, то раскрывают широко.
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его, друзья? Указательным пальцем правой руки касаются поочередно всех пальцев левой руки.
Это я, я, я! Сжимают все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его.
А. Толбанова
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Полить цветы в группе.
Б. Упражнение на развитие координации движения с применением мешочков и стаканчиков.
Подвижная игра
«Солнечные зайчики». Цель — уточнить с детьми направления: вверх, вниз, в сторону. Научить выполнять Разнообразные движения. Ход игры.
Скачут побегайчики — Дети пытаются поймать солнечного зайчика.
Солнечные зайчики.
Прыг! Скок!
Вверх — вниз — вбок!
Мы зовем их — Дети ищут солнечного зайчика.
Не идут.
Были тут —
И нет их тут.
Прыг! Скок!
Вверх — вниз — вбок!
Прыг, прыг по углам.
Были там —
И нет их там.
Где же побегайчики —
Солнечные зайчики?
5. Изучаем деревья и кустарники
Цель — вспомнить, как выглядит береза, познакомить с сосной, осиной, сиренью (строение, польза, изменения, происходящие с приходом лета).
Ход прогулки
Наблюдение
Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. Показать цветущую сирень. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кусты очищают воздух.
Детям старших групп рассказать, что береза очень полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев — желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из древесины сосны делают музыкальные инструменты: скрипки, гитары. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливают лекарство. Предложить детям рассмотреть осинку. Это высокие стройные деревья с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья — круглые, гладкие, серо-зеленые летом и ярко-красные осенью. Осина очень светолюбива и боится мороза. Из ее древесины делают разные вещи: лопаты, бочки и т. д. Осиновой корой с удовольствием питаются зимой лоси и зайцы.
Художественное слово
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая...
(Русская народная песня)
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
А. Прокофьев
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу.
(Русская народная песня)
Загадки
Стоит Федосья,
Распустила волосья.
(Береза)
Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна —
Потечет слеза.
(Береза)
Хоть зима, хоть весна,
Вся в зеленом... (сосна).
Дидактические игры
- «Найди дерево». Цель — распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
- «Угадай по описанию». Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
- «Выложи узор» — выложить узор из деревянных палочек или спичек.
- Пальчиковая гимнастика «Прятки».
В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
И головки убирали. Усложнение: поочередное сгибание.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сбор природного материала.
Б. Хождение по бревну.
Подвижная игра
«Палочка-выручалочка». Цель — развить быстроту, ловкость, внимание. Ход игры. Водящий встает к стене, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После эти слов ищет играющих, заметив кого-либо, быстро бежит, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя)». Если игрок, которого нашли, добежит до палочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручи меня!» стучит и бросает ее как можно дальше, пока ее ищет водящий — прячется.
6. Что цветет летом?
Цель — познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.
Ход прогулки
Наблюдение
Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей старших групп с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай.
Художественное слово
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки —
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
Е. Серова
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Желтая середочка,
Листья — словно лодочка!
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Е. Благинина
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы...
А ты?
Е. Серова
Загадки
Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит.
(Крапива)
Отцвел желтый цветок,
Остался белый пушок.
(Одуванчик)
Рос шар бел,
Ветер дунул —
Шар улетел.
(Одуванчик)
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы)
Стоят в поле сестрички —
Желтые глазки,
Белые реснички.
(Ромашки)
Пушистый цветок
Качнул ветерок.
Ой!
И шапка долой.
(Одуванчик)
У желтенького солнышка
Лучи не горячи.
У желтенького солнышка
Белые лучи.
(Ромашка)
Сидит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
Дидактические игры
- «Угадай по описанию!» — воспитатель описывает растение, дети определяют. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
- «Что где растет?» — воспитатель называет лесные растения и спрашивает детей, где они растут, затем луговые. Цель — закрепить знания детей о растениях леса и луга.
- «Опиши цветок» — воспитатель показывает детям цветок, дети описывают его. Цель — научить подбирать прилагательные к существительному.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
- «Составь цветок» — составить цветок на песке из разнообразных пробочек.
- «Сплети венок» — сплести из полевых цветок венок.
- Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне, Показывают руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Разводят пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питание Движение пальцами вместе — врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сбор природного материала.
Б. Перешагивание через препятствия.
Подвижная игра
«Садовник и цветы». Цель — развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры. Дети - цветы находятся на одной стороне площадки, а водящий — «садовник» — на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок». Цветы отвечают:
«Не хотим, чтоб нас срывали
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в саду остаться,
Будут нами любоваться».
С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать кого-нибудь.
7. Изучаем песок и почву
Цель — выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.
Ход прогулки
Наблюдение
Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются.
С детьми старших групп уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы.
Художественное слово
На земле растут деревья,
И цветы, и огурцы.
В общем, овощи и фрукты,
Чтоб довольны были мы.
В. Орлов
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
Б. Заходер
Загадки
Ручка есть, а не грабли,
Землю роет, а не плуг.
(Лопата)
На черном покрывале
Зеленый узор.
(Земля и трава)
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочишь ты его,
Так построишь хоть чего.
(Песок)
Дидактическая игра
«Что я построю из песка» — дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель — научить составлять предложения на заданную тему.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
- «Узнай на ощупь» — выложить на песке узор, дети на ощупь должны узнать его.
- «Нарисуй пальчиком» — нарисовать на сыром песке любой рисунок.
- Пальчиковая гимнастика «Мы рисовали».
Мы сегодня рисовали, Дети поднимают перед собой руки.
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем, Встряхивают кистями.
Рисовать опять начнем.
С Мельникова
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Рыхлить почву, копать песок.
Б. Пройти по бордюру песочницы.
Подвижная игра
«Не оставайся на земле». Цель — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.
Ход игры. Выбирается один ребенок — ловишка. Остальные дети занимают места так, чтобы не касались земли. По сигналу дети бегают по площадке, по команде "Лови!" ловишка ловит детей.
8. Наблюдаем за водой
Цель — научить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода.
Со старшими детьми определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут.
Художественное слово
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут —
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Е. Стюарт
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре —
Вот так славно освежились.
В. Волина
Загадки
Летом бежит,
Зимой стоит,
Весна настала —
Опять побежала.
(Река)
Мною можно умываться,
Я умею поливаться,
В кранах я живу всегда.
Ну конечно, я... (вода).
Скороговорки
- В озере — карп, а в море — краб.
- На мели мы лениво налима ловили.
- Для меня вы ловили меня.
Чистоговорка
В реке камыши,
Расплескались там ерши.
Круг — постарше,
Круг — помладше,
Круг — совсем малыши.
С. Маршак
Дидактические игры (А) и упражнение (Б)
А. «Тонут — плавают». Цель — закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь.
- «Какая вода?» — дети описывают воду. Цель — научить подбирать относительные прилагательные.
Б. «Песенка воды» — дети протяжно произносят звук [с], правильно артикулируя. Цель — закрепить произношение звука [с].
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Игры с водой» — на прогулку выносится надувной бассейн или большая ванночка и набор игрушек для игр. Дети пускают кориблики, переливают воду в сосуды, купают кукол и т. п.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве.
Б. Пройтись босыми ножками по влажной траве и теплому песку.
Подвижная игра
«Море волнуется». Цель — развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.
Ход игры. После слов: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!» дети замирают в задуманном образе, водящий пытается отгадать.
9. Наблюдаем за насекомыми
Цель — познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.
Ход прогулки
Наблюдение
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся.
Со старшими детьми понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?
Художественное слово
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит —
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей прибежит...
Е. Стюарт
Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной.
(Русская народная потешка)
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши — муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.
Л. Гулыга
Пчела — не кит,
Она — мала,
Но велики
Ее дела.
С. Баруздин
Залетела к нам оса
И гудела два часа.
Извелась совсем без дела,
Даже вроде похудела.
Ж. Давитъянц
Все поле у околицы —
Большой кузнечный цех.
Здесь так работа спорится —
В ушах звенит у всех!
Е. Фейерабенд
Загадки
Два рога, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит — так воет,
Сядет — землю роет.
(Жук)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Дом стоит под старой елкой,
В нем живет моя семья.
Я несу туда иголки.
Угадайте, кто же я?
(Муравей)
Идет воин,
Землю роет,
А сам воет.
(Жук)
Не по рыбам,
А сети расставляет.
(Паук)
Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха)
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно —
Лишь под ногами посмотри.
Назови меня скорей —
Я рабочий... (муравей).
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка.
(Кузнечик)
Жу! Жу! Жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву "ж" все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел
(Бабочка)
Кто одежды не шьет,
А ткань ткет?
(Паук)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит — кричит,
Сядет — молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)
В лесу у пня
Суетня, беготня —
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравейник)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки)
Без рук, без ног,
На брюхе ползает.
(Червяк)
Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов.
(Муравьи)
В уголке живет,
Пряжу прядет.
Тоньше его пряжи
Не найдешь в продаже.
(Паук и паутина)
Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)
А. «Звукоподражание» — воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение отдельных звуков.
Б. «Угадай по описанию» — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
- «Построй муравейник» — построить из травинок муравейник.
- Пальчиковая гимнастика «Улей».
Вот маленький улей, где пчелы Дети сжимают пальчики в кулак.
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья, Отгибают по одному пальчику.
Раз, два, три, четыре, пять,
З-з-з-з-з-з!
В. Волина
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Построить муравейник.
Б. Ползание по бревну.
Подвижные игры
1. «Жуки». Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
2. «Змейка». Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.
10. Наблюдаем за птицами
Цель — продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков.
Ход прогулки
Наблюдение
Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.
Художественное слово:
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
М. Бородшщкая
Ласточка — тивит-тивит! —
К нам летит.
Ах, к нам летит!
(Армянская народная песенка)
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит как вопрос и ответ.
С. Маршак
Загадки
По весне к нам с юга летит
Черная, как ворон, птица,
Для деревьев наших врач.
Ест букашек разных,., (грач).
Ф. Талызин
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его... (скворец).
Кто приклеил майским днем
Рукавичку над окном,
Поселив в нее жильцов —
Непоседливых птенцов?
(Ласточка)
Н. Красилъников
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит, дождик где-то близко.
(Ласточка)
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец —
Он и летчик, и певец.
(Скворечник)
В. Орлов
Скороговорки
Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
М. Бородицкая
Дидактическая игра (А) и упражнения (Б)
А. «Угадай по описанию» — воспитатель описывает птиц, дети угадывают. Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Б. «Звукоподражание» — воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение отдельных звуков.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
- «Выложить из камешков» — выложить из камешков скворечник и птицу.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Подмести участок.
Б. Прыжки через скакалку, резинку.
Подвижная игра
«Веселый воробей». Цель — научить выполнять движения по тексту игры. Ход игры:
Воробей с березы Дети прыгают.
На дорогу прыг!
Больше нет мороза Прыгают и чирикают.
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке Произносят: «Ж-ж-ж!»
Быстрый ручеек,
И не зябнут лапки Прыгают.
Скок-скок-скок!
Высохнут овражки Прыгают.
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки Чирикают.
Чик-чирик!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека прогулок -лето младшая группа
Прогулка №1 Наблюдение за солнцем...
Картотека прогулок (лето)
Картотека прогулок (лето) играем и гуляем весело!!!...
Картотека прогулок "Лето" во II младшей группе
Картотека...
Картотека прогулок. Лето.
Картотека прогулок. Лето.Июнь.Прогулка №1 Наблюдение: за солнцемЦель: дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить название сезонной одежды.Ход наблюдения: отметить, что солнце ле...
Картотека прогулок(лето)
Картотека летних прогулок, играем и гуляем весело!...
Картотека прогулок "Лето"
Картотека "Лето"...
Картотека прогулок лето
картотека прогулоук лето...