Профессиональная компетентность инструктора по физической культуре
статья

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство инструктора по физической культуре в условиях ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство инструкторов по физической культуре в условиях введения ФГОС

                 Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых  технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов, а особенно специалистов в области физической культуры. В педагогическом плане компетенцией является совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве. Это применительно к способности применять знания, умения и практический опыт для успешной реализации созаданной программой и задачами развития. К инструктору по физической культуре современное общество предъявляет требования по следующим направлениям:

-воспитательно–образовательной;

-коррекционно-профилактико-оздоровительной;

-учебно-методической;

-социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность

Предполагает осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются показателями компетентности специалиста по физической культуре: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, средств  обучения и воспитания дошкольников, а так же умения применить и результативно сформировать знания, умения и навыки в условиях введения ФГОС.

Коррекционно -профилактико -оздоровительная деятельность

Включает в себя осуществление и усовершенствование работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Строится эта работа на основе трех основных направлений:

1.Социально- психологического, направленного на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры, что бы ребенок получал удовольствие от занятий и хотел заниматься.

2.Интеллектуального, предполагающего получение теоретических знаний. Дети получают знания валеологии в доступной форме (пальчиковый массаж).

3.Двигательного: развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, использование физического потенциала.

4.Коррекционно-профилактического, где основу составляют те эффективные комплексы упражнений, которые помогают не только предотвратить тенденцию к снижению уровня показателей здоровья и двигательной активности, но и улучшить физическое и сенсомоторное состояние часто болеющих детей и дошкольников, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ.

Учебно – методическая деятельность

Учебно-методическая деятельность инструктора по физической культуре предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование двигательной деятельности на основе анализа количественных и качественных достигнутых результатов по физической культуре. Данные критерии базируются на знании образовательной программы и методики физического развития детей; умения проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс ; владение

технологиями исследования, физического мониторинга, воспитания и обучения воспитанников. Кроме того, инструктор по физической культуре должен уметь грамотно и компетентно владеть всеми направлениями своей работы, профессионально выбирать инновационные технологии умело их внедрять, соединять, обогащать и расширять, избегая «мозаичности», формируя у детей глубокий двигательный опыт и целостность татального восприятия ребенком своего тела и своих внутренних ощущений.

Социально – педагогическая деятельность

Данный блок включает:

-совместная работа со специалистами и педагогами ДОУ;

-консультативная помощь родителям;

-создание условий для социализации детей;

-оборудование предметно–развивающей среды;

-защита интересов и прав ребенка.

       Специалисту необходимо овладеть знанием основных документов о правах ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям; умение вести просветительскую и разъяснительную педагогическую работу с родителями и специалистами, в том числе с медицинским персоналом.

       Учет деятельности всех специалистов ДО позволяет переносить определенные навыки и умения детей из одного вида деятельности в другой, а так же всесторонне обогатить жизнь маленького человечка.

Основные пути развития профессиональной компетентности инструктора по физической культуре

1.Работа в методических объединениях, творческих группах;

2.Исследовательская, экспериментальная деятельность;

3.Инновационная деятельность, освоение новых технологий;

4.Различные формы педагогической поддержки;

5.Активное участие в профессиональных конкурсах, мастер–классах;

6.Обобщение собственного опыта.

       Но, не один из перечисленных способов не будет эффективным, если специалист сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать условия, в которых инструктор по физической культуре самостоятельно осознает необходимость повышения профессиональных качеств. Анализ собственного опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в профессиональную деятельность.

Педагогическое мастерство

       Педагогическое мастерство - это неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста и является фундаментальным средством его повышения. Раскрывая сущность педагогического мастерства и его структуру, необходимо определить критерии мастерства деятельности инструктора по физической культуре. Многие специалисты под педагогическим мастерством понимают наличие сформированных разнообразных педагогических способностей, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне, а так же направленность педагогического воздействия, устойчивость воспитательных методов, уровень развития личности педагога, способность саморазвитию им своего профессионализма. Критерии можно  подразделить на пять блоков:

-педагогическая деятельность;

-педагогическое общение;

-личность педагога;

-обученность детей;

-характер взаимоотношений с воспитанниками.

Основные задачи педагогического мастерства инструктора по физической культуре

- Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности;

- Расширение сферы профессионального самосознания;

- Развитие творческих способностей и активизация личностных ресурсов специалиста.

     Данные задачи отражают сформированность педагогического мастерства, проявляющегося на высоком уровне профессиональной деятельности, и в личностных качествах специалиста, её осуществляющего. Высокий уровень личностного развития педагога, его воспитанников, их способность к физическому саморазвитию как результат совместных усилий инструктора по физической культуре и его детей, их взаимоотношений. Другими словами, педагогическое мастерство современного специалиста предполагает наличие у него нового педагогического мышления, которое заключается в понимании субъективной роли ребенка в педагогическом процессе, в осознании необходимости создания условий для личностного всестороннего физического развития детей дошкольного возраста.

Решение актуальных вопросов по физкультурно – оздоровительной работе

      Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их психофизического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают педагоги, люди, которые работают с дошкольниками. И именно, мы педагоги, несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону.

Степаненкова Э.Я. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка:

-формирование правильной осанки;

-своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

-формирование изгибов позвоночника;

-развитие сводов стопы;

-развитие гармоничного телосложения.

       В течение многих лет физкультурно-оздоровительное направление являлось основным направлением работы дошкольных учреждений. Главным в работе инструктора по физической культуре является помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту. Для этого в учреждении должны быть созданы необходимые условия:

-создана здоровьесберегающая среда;

-разработана картотека различных видов активности;

-созданапрограммапосохранениюиукреплениюздоровьядетейвусловияхДОУ.

Весь процесс по физкультурно–оздоровительной работе строится в три этапа:

1 этап: диагностико–прогностический.

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

2 этап: практический.

Цель: введение профилактико- коррекционно-оздоровительных технологий   в воспитательно-образовательный процесс.

3 этап: обобщающий.

Цель: совершенствование результатов работы по оздоровлению.

К основным формам и методам работы по сохранению и стимулированию здоровья детей дошкольного возраста относятся:

-динамические паузы;

-гимнастика после сна;

-подвижные и спортивные игры оздоровительной направленности;

-закаливание;

-релаксация;

-пальчиковая гимнастика;

-гимнастика для глаз;

-дыхательная гимнастика;

-корригирующая гимнастика;

-ортопедическая гимнастика;

-игрогимнастика;

-самомассаж.

Динамические паузы

Обязательная часть образовательной деятельности, занимающая 2–3 минуты, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления, снятия мышечного напряжения и релаксации нервной системы организма. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов оздоровительного направления в зависимости от вида образовательной деятельности.

Гимнастика после сна

Способствует быстрому, комфортному, лёгкому,  бесстрессовому пробуждению детей после сна.

Задачи:

1.Развитие эмоциональной отзывчивости;

2.Формирование традиций группы—пробуждение детей под музыку.

3.Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия; развитие физических навыков.

Подвижные и спортивные игры оздоровительной направленности

Игра–это часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате–малой, средней и высокой степени подвижности. Проводится ежедневно во всех возрастных группах. Подбирается в соответствии с нарушениями у детей опорно-двигательного аппарата, с возрастными особенностями, местом и временем её проведения. Спортивные игры используются только как элементы игр.

 

Закаливание

Закаливание– важнейшая часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются силы  природы: воздух, вода и солнце. Закаливание способствует повышению сопротивляемости организма низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваемости (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм) являются охлаждение организма.

Цель закаливания: выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой.

Воздействие закаливания затрагивает все системы организма как единого целого: центральные структуры головного мозга, что отражается не только на системном, но и на тканевом и клеточном уровнях.

Закаливание воздухом–наиболее доступное средство закаливания в любое время года: это занятия физической культурой босиком - «воздушные ванны», хождение босиком в летнее время по очищенному грунту (трава, гравий, камни, песок), ходьба босиком перед дневным сном до кроватки по ковровой дорожке, частое и долгое временное пребывание ребенка на воздухе.

Вода является весьма эффективным фактором оздоровления. На занятиях по физической культуре детям можно брызгать икроножные мышцы ног и рук и до локтя.

Водные процедуры – возбуждающее  и тонизирующее средство, поэтому проводятся только в дневное время: после утреннего или дневного сна, как стимулятор не только оздоровления организма, но и как повышающий настроение фактор и эмоциональный настрой детей на последующую деятельность

Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей, инструктор по физической культуре определяет интенсивность данной технологии. Как правило, упражнения на релаксацию проводятся в заключительной части двигательной деятельности: для снятия напряжения, утомляемости, восстановления сил после физической нагрузки (подвижной игры). Полное физическое расслабление снимает перевозбуждение головного мозга, увеличивается жизненная энергия и происходит оздоровление организма в целом. Достигнув внутренней гармонии, единства физических и психических процессов, детский организм становится более устойчив к неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышается иммунитет, стрессоустойчивость, что позволяет избавиться от широкого круга заболеваний (от заболеваний периферической нервной системы, заболеваний кожи до заболеваний органов дыхания и сердечно - сосудистой системы).

Для полного физического и эмоционального - волевого расслабления включается спокойная классическая музыка, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика–это самомассаж для рук. Помогает повысить переключаемость импульсов в коре головного мозга, стимулируя речевые и двигательные центры ребенка.

Пальцы наделены большим количеством  рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, связанные с ними рефлекторно. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на  состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного–на печень и почки, а мизинца- на сердце. Рекомендуется всем детям без исключения, особенно для детей с речевыми нарушениями. Проводится в любом отрезке времени на любом занятии, как способ формирования мелкой моторики пальцев, что способствует координации регуляции движений пальцев рук.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по3-  5минут необходимо проводить гимнастику для глаз, независимо от интенсивности зрительной нагрузки, со среднего возраста. Гимнастика для глаз- это один из приемов оздоровления детей, она является здоровьесберегающим направлением работы, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз : профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц,

-снятие напряжения,

-общее оздоровление зрительного аппарата.

Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма в целом.

Дыхательная гимнастика

       Дыхательная гимнастика-это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно - сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, других соматических заболеваний и являются неотъемлемой частью физической культуры в дошкольном учреждении.

Задачи:

-способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;

-содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания;

-способствовать повышению иммунитета.

Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир.

Дыхательные упражнения вводятся в образовательную деятельность для снятия напряжения, мышечного тонуса, нормализации дыхания и кровообращения в организме.

Существуют виды дыхательной гимнастики:

•Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна;

•Звукодыхательные игры–5мин;

•Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке- 5минут;

•Звукоречевые игры-5минут;

•Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях;

•Психологические тренинги.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а так же в сочетании с движениями и речью.

Корригирующая гимнастика

       Корригирующая гимнастика (от лат. corriqo –выпрямляю, исправляю)–разновидность оздоровительной гимнастики. Представляет собой систему специально подобранных физических упражнений, применяемых для профилактики и коррекции нарушений осанки и всего опорно-двигательного аппарата в целом; оказывает общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определенные мышечные группы; вырабатывает правильную осанку).

Задачи:

-укрепление всех мышечных групп;

-формирование правильной осанки;

-развитие координации движений,

-ориентировки в пространстве;

-воспитание гармоничного психофизического развития детей.

Упражнения выполняются в положениях, снижающих ортостатическую нагрузку на позвоночник – лёжа, на четвереньках. Все упражнения должны быть строго дозированы и локализованы, выполняться в медленном темпе, нельзя допускать перерастяжения мышечного аппарата.

Ортопедическая гимнастика

       Это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования психофизического здоровья. Рекомендуется всем детям без исключения, в качестве профилактики болезней опорного аппарата свода стопы, а особенно дошкольникам, у которых диагностировали плоскостопие. Детская стопа–это очень хрупкий важный механизм, от работы которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма.

Задачи:

-развитие основных функций стоп;

-обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

-устранение гипертонуса мышц голени;

-увеличение подвижности в суставах стоп;

-улучшение кровообращения стоп;

-улучшение координации движений.

Игрогимнастика

     Игрогимнастика служит основой  для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений:

-на укрепление осанки;

-на расслабление мышц;

-акробатические этюды;

-мимические упражнения,

-дыхание.

Самомассаж

     Самомассаж - система приемов механических воздействий на поверхность тела, проводимых руками и с помощью специальных аппаратов, применяемых с лечебными и профилактическими целями.

Самомассаж незаменим как оздоровительный метод. Его можно проводить при различных состояниях организма. Под влиянием самомассажа мышечная ткань лучше снабжается кислородом и питательными веществами, из нее быстрее выводятся продукты распада. Самомассаж помогает в самое короткое время восстановить работоспособность мышцы, утомленной физической работой.

Виды:

-самомассаж головы и лица;

-самомассаж шеи;

-самомассаж спины;

-самомассаж ног;

-самомассаж рук.

        На двигательной образовательной деятельности в основном используется самомассаж стоп ног, как один из основных методов профилактики заболеваний нижних конечностей и для поддержания общего тонуса ног.

Стопа-это область, богатейшая нервными рецепторам и через нее можно получить доступ к любой части тела. Каждая точка стопы "отвечает" за свой орган: кончики пальцев осуществляют связь с головой, верхняя часть стопы связана с грудными шейным отделами позвоночника, пятки-с нижней частью спины, а точки на своде стопы влияют на состояние внутренних органов.

Благодаря воздействию на определенные точки на стопе при  помощи специализированных коррекционных аппаратов (массажер для рефлекторных точек стоп; шипованные ёжики различной формы и размера), можно добиться положительного оздоровительного воздействия на весь организм в целом, а так же отрегулировать эмоционально–волевую сферу ребенка.

            Для полноценного психофизического развития дошкольника, его оздоровления, укрепления детского организма, профилактики и коррекции серьезных проблем с опорно-двигательным аппаратом мне обходима татальная и локальная работа грамотного всестороннеразвитого специалиста по физической культуре, который умело и профессионально владеет всеми методами оздоровительной направленности, умеет найти индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику, использует инновационные технологии умело их использует в рамках своей компетентности в условиях введения ФГОС. Квалифицированный инструктор по физической культуре помогает ослабленным, болезненным детям, имеющим низкий иммунитет, подверженным многочисленным сезонным заболеваниям преодолеть барьер инфекционных заболеваний и учит закаливаться не только в дошкольном учреждении, но и в рамках семьи. Специалист по двигательной деятельности, в первую очередь, должен делать упор на соматическое, психическое и физическое развитие ребенка в целом.

В процессе регулярных систематических занятий по физической культуре инструктор помогает ребенку стать здоровым, крепким, сильным и уверенным в себе человеком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности инструктора по физической культуре

Тема самообразования: Физическое развитие детей дошкольного возраста средствами художественной гимнастики....

Профессиональная компетентность инструктора по физической культуре

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство инструктора по физической культуре в условиях ФГОС....

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

Индивидуальный план профессионального развития инструктора по физической культуре Неустроевой Анастасии Владимировны на 2019 -2024 учебные года Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный зак...