Виды здоровьесберегающих пед.технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
Ритмопластика | Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Инструктор по физкультуре, муз руководитель, педагоги ДОУ |
Динамические паузы (физкультминутки) | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Педагоги ДОУ |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. | Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. | Инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ, психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др | Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая | Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. | Все педагоги ДОУ, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пробуждения (после сна) | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Педагоги ДОУ |
Оздоровительный бег | Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. | Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. | Инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ |
Технологии обучения здоровому образу жизни |
Утренняя гимнастика
| Проводится ежедневно, утром 5-10 мин. в зависимости от возрастной группы. В теплый период- на улице. | Возможна с предметами и без. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. | Все педагоги ДОУ, инструктор по физкультуре |
Физкультурное занятие | В каждой возрастной группе 3 раза в неделю. Со старшей группы- 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
| Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ |
Психогимнастика или игротренинг
| В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Психолог, педагоги ДОУ |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды, игры разной степени подвижности, рисование, лепка и др. | Психолог, педагоги ДОУ |
Занятия из серии «Азбука здоровья», «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. | Педагоги ДОУ |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Активный отдых | При проведении досугов, праздников, Дней здоровья. | Используются те двигательные навыки и умения, которыми дети овладели. | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Коррекционные технологии |
Артикуляционная гимнастика
| Как часть занятия по речевому развитию | Это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед. | Педагоги ДОУ, логопед |
Технологии музыкального воздействия (музыкотерапия) | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель |
Технологии воздействия цветом (цветотерапия) | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Педагоги ДОУ, психолог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Педагоги ДОУ, психолог |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. | Педагоги ДОУ, психолог |
Социально-оздоровительные технологии |
«Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановский | во всех возрастных группах в течение режима дня | Создание оздоровительного комплекса в ДОУ: бассейн, сауна, фитобар; создание развивающей оздоровительной среды на участках ДОУ; проведение закаливающих процедур в течение дня; сбалансированное питание; оздоровительный бег; гендерный подход; взаимодействие с родителями. | Инструктор по ФИЗО, медики, педагоги ДОУ |
«Навстречу друг другу» М.Н.Попова | Во второй половине дня, совместно с детьми дошкольного возраста и взрослыми. | Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях. | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |