Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
статья
Аннотация. В работе представлена актуальность здорового образа жизни; даются определения здоровья разными авторами; вводится термин "валеология". Автор выделяет основные принципы здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, потенциал, термин, деятельность, физическая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
Аннотация. В работе представлена актуальность здорового образа жизни; даются определения здоровья разными авторами; вводится термин "валеология". Автор выделяет основные принципы здорового образа жизни.
Ключевые слова. Здоровый образ жизни, потенциал, термин, деятельность, физическая культура.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
В последнее время медики отмечают увеличение числа детей, имеющих различные функциональные отклонения и хронические заболевания.
Здоровье человека закладывается как правило в детстве и, согласно данным науки, оно обуславливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения.
Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
К одной из первых и главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отнесена задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
По определению Б.Я. Солопова, здоровье-«индивидуальное психосоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности».
По мнению Г.М. Коджаспировой, здоровье-это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличия у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения».
Здоровье характеризуется биологическим потенциалом т(наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков. Выделяют три типа здоровья: «индивидуальное здоровье» (человек, личность), «здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта-слой»), «здоровье населения» (популяционное, общественное). В соответствии с типом здоровья выработаны показатели, по средствам которых дается качественная и количественная характеристика.
Согласно исследованиям Л.А. Абромян, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей.
Одним из основных показателей эмоционального благополучия ребенка является физическое здоровье.
Термин «психологическое здоровье» введен в научной лексике И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Общественный портрет психологически здорового человека - это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, любознательный. Такой человек берет и несет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: закаливание, плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание.
Психическое здоровье человека также относят к понятию здорового образа жизни. Оно определяется как «состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии и активности.»
Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.
Выделяют основные принципы
1 Создателем ЗОЖ является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).
2 Отказ от вредных привычек.
3 Соблюдение правил правильного питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, белки, витамины, микроэлементы и количественно - энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4 Рациональная двигательная активность.
5 Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, которые регулируют все сферы жизнедеятельности человека и т.д.
Таким образом, формирование представлений о ЗОЖ подрастающего поколения является задачей всех образовательных организациях. Для каждой возрастной категории разрабатываются программы, цель которых –сохранить и укрепить физическое, психологическое и духовное здоровье ребёнка, приучить его к правилам гигиены и самообслуживания с самого раннего детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий и развлечение совместно с родителями по теме "Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни"
Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образовательного процесса, путем обучения детей управлению собственным здоровьем и создани...
Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»
Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»...
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.
Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни в семье
Образ жизни семьи, в которой человек вырос, и привычки, формирование которых произошло в детстве, оказывают влияние на здоровье на многие годы вперед. Как бы каждый из...
Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»
Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»...
Рекомендации по организации процесса формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни
Рекомендации по организации процесса формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни...