Физкультминутки для дошкольников
методическая разработка (средняя группа)

Медовникова Леокадия Леонидовна

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultminutki_metod._razrabotka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутки для дошкольников


Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Физкультминутки проводят, в первую очередь, с целью оздоровления детей. А ещё в процессе физкультминуток можно обучить детей чему-то полезному: например, развить память путём запоминания стихов, счёту, временам года, часам, явлениям природы.

Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Длительность: 1,5-2 мин.; рекомендуется проводить, начиная со средней группы. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).
Виды физкультминуток разнообразны: упражнения, которые снимают общее и локальное утомление гимнастика для кистей рук упражнения для глаз упражнения, направленные на формирование и коррекцию осанки дыхательная гимнастика упражнения, в основе которых лежат танцевальные движения и музыка. Физкультминутки можно проводить в разных вариациях: в виде ходьбы или бега на месте, других простых общеразвивающих упражнений в виде подвижных игр в виде танцевальных движений под музыку, пения воспитателя и детей в виде дидактических игр, в которых дети должны двигаться под стихотворения, считалки или загадки в виде имитаций профессиональных движений (водителя, дровосека, лодочника, лётчика и пр.), имитаций движений животных и птиц в виде упражнений для отдельных частей тела, мимики.

Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, физкультминутку можно не проводить.

Физкультминутки

Котик

Котик спал, затем проснулся,

Выгнул спинку, потянулся,

Нос налево повернул,

Шкурку серую встряхнул,

Повернул направо нос,

Посмотрел на черный хвост,

Прыгнул вверх, еще разок

И уселся в уголок.

Ходьба на месте

Повороты вправо-влево, пальцы обеих рук перед глазами в виде трубочки

Хлопки над головой в ладоши

Руки вверх, присесть, опуская руки вниз

Хлопки перед собой

Бег на месте

Васька-кот

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый, беленький,

Ходит Васька-кот.

Сядет умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поет.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька-кот,

Серых мышек ждет.

Зайка серый

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается:

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Мышки

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

А тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Наклоны вниз

Встать на цыпочки и потянуться вверх

Лягушки-подружки

На болоте 2 подружки,

2 зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Лапками хлопали,

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкульт-привет!

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Стоп!

Сели, посидели,

Травушку поели,

Тишину, послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгайте на носках легко!

                Цапля

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Стихотворение декламируется детьми 2 раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой

Воробышек

Наш воробышек качаться захотел.

В гости к тоненькой

былинке прилетел.

Сел на самую вершинку,

Цынь-цвиринь

Покачай меня, былиночка, подкинь!

Колыхается былинка на ветру,

Ой, как солнце ярко светит по утру!

Наклоны в стороны

Имитируют взмахи крыльев

Поднимают руки вверх, соединяют пальчики вместе

Наклоны вправо-влево

Прищуривают глаза, закрывают их руками

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Руки через стороны вверх – вдох

И. п. – выдох

Плавно поднять руки вверх, смотреть на пальцы. Руки вниз

Потереть кулачками глаза

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

  • Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

  • Пей, рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет,

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет!

Дети стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз, свободно потряхивают кистями рук

Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх

Опускают ладони вниз, чуть нагибаясь к полу

Поднимают руки вверх, прыгают

Солнечные зайчики

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне!

Ну! Лови, лови! Скорей!

Вот, вот, вот! Левей, левей!

Убежал на потолок!

Наклоны головы вправо-влево

Манящие движения пальчиком, рукой

Ловящие движения рук.

Поднимают руки вверх, к потолку

Цветы

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Плавно раскрывают пальцы

Помахивают руками перед собой

Закрывают пальцы, сжимают в кулачки

Плавно опускают руки

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Ниже, дети, не ленитесь!

Выдох-вдох, выдох-вдох!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо! И еще

Через левое плечо!

Хватит! Выдохнуть, вдохнуть…

Буратино

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Теплоход

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два,

Он назад шагнул сначала,

Раз, два,

А потом шагнул вперед,

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Встать

Шаг назад

Шаг вперед

Волнообразные движения руками

Ходьба на месте

Клён

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон и два наклон,

Зашумел листвою клен.

Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо-влево

Помощники

Дружно помогаем маме:

Мы белье полощем сами,

1, 2, 3, 4 –

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились!

1, 2 – стойка на носках, руки вверх (потянулись)

3, 4 – наклон вперед, покачивание руками вправо-влево как полоскание (наклонились)

Речка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

1, 2, 3, 4,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брас,

Одной – другой – это кроль,

Все как один

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Речка

Вьется недалечко

Реченька-река,

Маленькая речка –

Меньше ручейка,

Ни поплыть, ни нырнуть,

Только ножки окунуть –

Чуть-чуть.

Волнообразные движения руками

Присесть

Изобразить движения

Поболтать поочередно ногами

Показать пальчиками

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу,

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем –

Руки отводим назад.

Хомячок

Хома, хома, хомячок,

Полосатенький бочок,

Хома раненько встает,

Ушки моет, шейку трет,

Подметает чисто хатку

И выходит на зарядку.

Руками провести по бокам

Потянуться

Круговые движения около уха, потереть шею

Мести

Ходьба на месте

Жук

В группу к нам жук влетел,

Зажужжал и запел: ж-ж-ж-ж.

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на носик хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился: ж-ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на  ней немножко,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на  ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно хлоп-хлоп

Чтобы улететь он смог: ж-ж-ж-ж

И уселся в уголок.

Грозят пальцем

Указывают рукой направление и прослеживают взглядом

Правой рукой направление движения к носу со стороны

Направление движения вниз, приседание

Вращательные движения типа волчка, встают

Поочередно протягивают ладони, смотрят на них

Поднимают руки вверх и смотрят на потолок

Поднимаются на носочки и вытягивают руки вверх

Хлопки над головой

Имитируют полет жука

Садятся на стульчики

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем

И опять писать начнем.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.

Литература 

  1. Белкина В. Н. ,Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль,2001.
  2. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. М., 2002.
  3. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития /под ред.Е. М. Мастюковой.М., 2002.
  4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2002.
  5. Селезнева Е. В. Мамина книга. М., 1997.
  6. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки./ Под ред. Тарабариной Т.И., Ярославль,2001.
  7. Дошкольное воспитание 1999-2002.
  8. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. М., 2001.
  9. http://paidagogos.com/?p=8064#i&hcq=LKtXhop


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки для дошкольников.

Физкультурная минутка  как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий широко применяется с детьми дошкольного возраста.Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержа...

Физкультминутки для дошкольников

Физкультминутки для дошкольников по лексическим темам. Удобны в создании картотеки физкультминуток....

Физкультминутки для дошкольников

Подборка физкультминуток для детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Физкультминутки для дошкольников

Физкультминутки для дошкольников на татарском языке...

Физкультминутки для дошкольников

Физкультминутки для дошкольников на татарском...

Картотека "Физкультминутки для дошкольников".

Для снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста необходимо в непосредственную образовательную деятельность включать физкультминутки. В своей работе я использую мет...