Гимнастика после дневного сна.
статья (старшая группа)

Самусева Татьяна Анатольевна

Материал будет полезен воспитателям детского сада. Виды гимнастик используемые после дневного сна, ее значение для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика после дневного сна является важной составляющей микроцикла двигательной деятельности. Ее основная цель — профилактика нарушений осанки. Сопутствующие — способствование быстрому пробуждению, поднятие мышечного и психического тонуса, создание хорошего настроения на вторую половину дня, с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики.

Разминка в постели и самомассаж

Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей приятные, положительные эмоции. Затем дети, лежа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия.

1. Повороты головы вправо, влево.

2. Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.

3. Разведение и сгибание рук.

4. Сгибание обеих ног, с обхватом коленей руками и по степенное выпрямление их.

5. Поднимание и опускание обеих ног.

6. Движение ногами, как при езде на велосипеде.

Упражнения можно выполнять из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя.

После выполнения упражнений лежа в постели дети по указанию воспитателя встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба обычным, гимнастическим, скрестным шагом, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена и иметь температуру 19-17°С. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические и другие движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

Гимнастика игрового характера

Гимнастика игрового характера состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.) . Используя одни и те же образы, можно создавать целые представления.

Рассмотрим, к примеру, игровой сюжет «Зимушка-зима». Дети произвольно двигаются по всему залу, принимают исходное положение: левая нога выставлена вперед, руки опущены вниз. Сюжет состоит из нескольких имитационных упражнений.

1.«Согреем наши плечи ». Дети принимают основную стойку. Поднимают руки в стороны, повернув ладони кверху, и отводят их слегка назад. Затем, обхватив кистями рук противоположные плечи, делают три хлопка по плечам и произносят: «Хлоп-хлоп». Разводят руки в стороны, опускают их.

2.«Лепка снежков». Дети наклоняются вправо, сгибают колени, «берут снег», выпрямляются и делают хлопок — «лепят снежок». Замахиваются, отводя назад правую руку (пальцы сжаты в кулак, а левую вытягивают вперед. Правая нога при этом слегка согнута в колене, а левая — выпрямлена.

3.«Бросание снежков». Дети правой рукой делают круговое движение из-за плеча вперед и, разжимая пальцы, левую руку отводят назад. Тяжесть тела с правой ноги переносится на согнутую в колене левую ногу. Правая прямая нога опирается на носок.

Второе и третье упражнения повторяются несколько раз, сначала правой, а затем левой рукой.

Гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса

Упражнения с использованием тренажеров или спортивного комплекса проводятся в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах.

Этот вид гимнастики достаточно сложен, так как он рассчитан на большую самостоятельность детей и на их достаточный двигательный опыт.

Данный комплекс гимнастики после дневного сна начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, например: ходьба на носках, руки за головой; ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе, локти отведены назад; ходьба перекатом с пятки на носок, в приседе, с выпадами и т. д.

Дети занимаются небольшими подгруппами по 7-10 человек. Например, одна подгруппа лазает по канату, подвесной и наклонной веревочной лестницам, передвигается по рукоходу или другому нестандартному оборудованию произвольным способом, выполняет висы на перекладине, канате, упоры стоя, лежа на перекладине и другие действия. Воспитатель обязательно следит за выполнением движений, страхует детей. Тем временем другая подгруппа произвольно выполняет различные упражнения с простейшими тренажерами (диском «Здоровье», с детским эспандером, с гантелями и пр.) и на более сложных тренажерах («Бегущая дорожка», «Велосипед»). Подгруппы меняются местами через 5-6 минут.

Пробежки по массажным дорожкам

Пробежки по массажным дорожкам как один из вариантов гимнастики после дневного сна желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю по 5-7 минут. Массажную дорожку можно расположить в любом месте — в спальне, игровой комнате, раздевалке, коридоре. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики и кольца с шипами, пластмассовые коврики с шероховатой поверхностью, «змейка» и т. д.) . Этот инвентарь располагается таким образом, чтобы дети всей группой или небольшой подгруппой могли заниматься одновременно, не мешая друг другу. Так, вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1-1, 5 мин. и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в течение 2-3 мин., который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Введение в двигательный режим непрерывного бега в среднем темпе способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.

Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10-15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж пальчиковую гимнастику. Далее дети могут выполнять общеразвивающие упражнения, играть в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнять упражнения с тренажерами. Заканчивается гимнастика после дневного сна закаливающими процедурами, пробежками по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, обтиранием холодной водой, контрастным обливанием. В-любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.

В отличие от утренней гимнастики, упражнения которой должны быть хорошо освоены детьми, для гимнастики после дневного сна хорошо отрабатывается только первый (базовый) комплекс. В дальнейшем его элементы по мере их освоения детьми постепенно заменяются. Например, комплекс состоит из шести упражнений. Дети легко и качественно выполняют третье упражнение. Это говорит о том, что его следует заменить, дать для этой группы мышц более сложный вариант.

После проведения любого вида гимнастики желательно проводить водные закаливающие процедуры (обливание ног, обтирание всего тела влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем и т. д.) . Контрастное обливание ног проводится следующим образом: сначала ноги, обливаются теплой водой, затем — холодной и так несколько раз. Температура воды для здоровых детей — 36°С и 19-18°С, а для ослабленных — 36°С и 28°С.

По мере взросления и приобретения необходимых двигательных навыков гимнастика после дневного сна, как и утренняя гимнастика, периодически организуется как самостоятельный вид детской физкультурной деятельности.

Литература.

1. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников», Санкт-Петербург, 2011.

2. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. – М., 2005.

3. Прокопенко В. И., Волошина Л. Н., Громыко Ю. И. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика после дневного сна (комплексы № 1-9, подготовительная группа)

Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и стопы. Многочисленные исследования последних лет показывают,...

Гимнастика после дневного сна

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму ...

Гимнастика после дневного сна для детей 3-4 лет

Комплексы упражнений после дневного сна для детей второй младшей группы....

Комплексы гимнастики после дневного сна

Представлен комплекс гимнастики после сна...

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна.

В данном материале представлен подбор оздоровительных мероприятий для младшей группы....

Бодрящая гимнастика после дневного сна ( младший, старший дошкольный возраст); Дыхательная гимнастика для детей с 4 - 6 лет;

Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют -  приятным такое состояние не назовешь...