Программа ЗОЖ 2020-2021
рабочая программа (старшая группа)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zozh_st_gr_20-21.docx644.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка»

Протокол от «31» августа 2020 г. № 1


УТВЕРЖДЕНО

приказом МБДОУ

«Детский сад № 79 «Соловушка»

от «31» августа 2020 г. № 71/1-адм

Программа

формирования культуры здорового образа

жизни у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 2 «Радуга» воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 79 «Соловушка»

города Смоленска

на 2020-2021 учебный год

Составитель:

воспитатель

Максимова Т.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

п/п

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.4.

Значимые для разработки и реализации программы

6

характеристики

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

14

2.

Содержательный раздел

16

2.1.

Содержание работы по реализации программы

16

2.1.1.

Работа с детьми

17

2.1.2.

Работа с педагогами

24

2.1.3.

Работа с родителями (законными представителями)

24

2.2.

Показатели сформированности представлений о здоровом

25

образе жизни у дошкольников

3.

Организационный раздел

28

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы

28

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами

29

обучения и воспитания

3.3.

Режим дня

30

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников,

32

мероприятий

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

35

3.6

Система оценки результатов освоения программы

38

4.

Список литературы

39

2

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников - это комплексная программа формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших проблем жизни современного общества. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики.

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

  • современных условиях развития общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения.

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, гигиены, охраны здоровья. Поэтому особую значимость приобретает внедрение новых технологий здоровьесбережения в систему дошкольного образования. В связи с этим оздоровительная работа в детском саду опирается на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации

профилактических мероприятий, создании определенных здоровьесберегающих условий.

Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в детском саду, возрастных особенностях детей в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155);

3

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 мая 2013г. № 28564;

  • Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2020-2021 учебный год.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: воспитание здорового ребенка, формирование у родителей, педагогов, обучающихся культуры здорового образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности.

Задачи программы:

  1. Профилактика простудных заболеваний.
  2. Сохранить и укрепить здоровье детей;

  1. Формировать устойчивую привычку постоянно заботиться о своем здоровье, навыки организации режима повседневной физической активности;

  1. Развиватьфизические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;

  1. Формировать потребность к реализации здорового образа жизни;
  2. Формировать правильную осанку и предупреждение плоскостопия;

  1. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и интерес к активной двигательной деятельности.

  1. Создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
  2. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

  1. Формировать осознание и осмысление собственного «Я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков.

  1. Развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками, чувствами.

  1. Оказывать помощь семье в воспитании детей и их адаптации к жизни в социуме.

4

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к инструктору по физической культуре, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию.

Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

  • обеспечивает триединство воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательно-образовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

  • строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра);

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного;

  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура.

Использование разнообразных принципов способствует эффективному решению образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми. Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они

5

реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Возрастная характеристика контингента детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры

  • строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части

предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется

6

конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию

  • до 10 различных предметов.

Однако        дети        могут        испытывать        трудности        при        анализе

пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

  • старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесного и логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объ­екты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные

7

объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Ребенок:

  • понимает основные ценностные ориентиры культуры здорового и безопасного образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья, имеет соответствующие возрасту представления о вредных привычках, здоровом питании и безопасном поведении в быту;

  • приобретает устойчивую потребность в двигательной активности, начальную мотивацию к занятиям физической культуры и проявляет индивидуальный интерес к различным видам спорта;

8

  • приобретает положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость), навыки творческого подхода к деятельности, доброжелателен и спокоен;

  • соблюдает общепринятые нормы и правила поведения, приобретает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, владеет различными приемами коммуникации.

Педагоги:

  • обеспечивают здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса;

  • совершенствуют компетенции в области технологий, направленных на создание здоровьесберегающей среды для детей и формирование у них навыков в области культуры здорового образа жизни, физического развития;

  • расширяют знания и умения по использованию разнообразных форм взаимодействия с детьми.

Родители (законные представители):

  • совершенствуют знания в области здорового образа жизни;
  • активно участвуют в образовательной деятельности и формировании
  • детей основ культуры здорового образа жизни.

Срок реализации программы Срок реализации программы 1 год.

Мониторинг результативности работы воспитателя по формированию

культуры здорового и безопасного образа

жизни у дошкольников в 2020-2021 учебном году проводится 2 раза в год:

сентябрь 2020 г.; апрель 2021 г.

9

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы включает различные виды деятельности, совокупность которых способствует формированию у детей основ культуры здорового образа жизни, предполагает развитие физического и эмоционального благополучия каждого воспитанника. Программа ориентирована на детей имеющих, различные группы здоровья. Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания, различных методик, позволяющих использовать в работе как традиционные методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

2.1. Содержание работы по реализации программы

Программа реализуется через следующие направления:

  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами.
  • Работа с родителями (законными представителями)

10

2.2. Работа с детьми

Цель: создание максимально эффективных условий для организации физкультурно-оздоровительной работы в группе

Содержание

Время

п/п

проведения

1.

Оптимизация режима

1.

Коррекция оптимального двигательного режима исходя из индивидуальных особенностей детей

Ежедневно

2.

Организация двигательного режима

1.

Утренняя гимнастика

Ежедневно

2.

Дыхательная гимнастика;

Ежедневно

Подвижные игры;

Физминутки;

Релаксация;

Гимнастика после дневного сна;

Музыкальное сопровождение режимных моментов;

музыкальное оформление фона образовательной деятельности;

Самостоятельная двигательная активность

3.

Подвижные игры и упражнения на прогулке:

Ежедневно

индивидуальная  работа по развитию движений

4.

Индивидуальная работа:

Ежедневно

беседы;

игровая деятельность

5.

Физкультурные досуги

1 раз в месяц

3.

Закаливание

11

1.

Соблюдение воздушного и температурного режима:

Ежедневно

воздушные ванны (в облегченной одежде);

солнечные ванны;

световоздушные ванны

4.

Взаимодействие с семьей

1.

Консультации:

В течение

о функциональных изменениях организма в данном возрастном периоде;

года

о видах и пользе закаливания в данном возрастном периоде;

о пользе движений

2.

Рекомендации:

В течение

по организации активного отдыха с детьми в летний оздоровительный период;

года

по профилактике заболеваний;

по обеспечению безопасных условий жизни ребенка дома

3.

Индивидуальные беседы с родителями (законными представителями) по вопросам укрепления и

В течение

сохранения здоровья детей

года

12

2.2.1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

  1. Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

  1. Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

  1. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

  1. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

  1. Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.

  1. Знакомить детей с возможностями здорового человека.

  1. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.

  1. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

  1. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

2.2.2. Содержание работы по формированию здоровьесберегающей компетентности у дошкольников

Привитие у дошкольников стойких КГН

Для успешного решения задач по формированию культурно-гигиенических навыков используем ряд приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр; обучающих игровых ситуаций, систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним, сочетание

13

игрового, словесного и наглядного методов обучения с использованием специальных наборов материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразных сюжетных картинок. Для обучения детей последовательности выполнения трудовых действий, связанных с самообслуживанием, используются пооперационные карты.

Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому одним из методов воспитания здорового образа жизни является метод гигиенического практикума. Первая часть заданий включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, соблюдение правил личной гигиены, культурное поведение за столом и т.д. Вторая часть заданий предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ. Проведение игровой программы «Чистые руки», целью которой является показать, как правильно мыть руки; доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда их обязательно следует мыть.

Беседа-практикум «Правила ухода за телом» посвящается знакомству детей с основными правилами мытья тела, рук и уходу за волосами. Детям предлагается картинка, на которой изображены опрятные, аккуратно одетые девочка и мальчик, поясняется, что все дети должны быть такими чистыми и постоянно заботиться о себе, затем дети рассматривают кожу на своих руках. Затем воспитатель рассказывает

  • необходимости купаться, напоминает правила ухода за телом, предлагает практически закрепить эти правила, решает вместе с детьми ситуацию «Мытье рук». Внесение в группу кукол, у которых болят зубы, «лечим» их, имитируя доктора Айболита, а затем вместе с детьми учим «пациентов» правильно чистить зубы. Дети с помощь зеркала рассматривают зубы. Опираясь на прошлый опыт детей (у кого болели зубы, как это было неприятно, как была расстроена мама, как страшно было идти к доктору) даем мотивированное представление о необходимости ежедневно чистить зубы.

Еженедельные беседы:

  • «Личная гигиена»;
  • «Надо, надо умываться»;

  • «Наши верные друзья»;
  • «Опасно ли быть неряхой»;
  • «Знаешь ли ты правила поведения за столом»;
  • «Чистота – залог здоровья»;
  • «Когда я ем»;
  • «Одежда и здоровье».

Все навыки по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима стараемся найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Стихотворения, загадки, рассказы – загадки, физкультминутки, игры и игровые упражнения помогают сделать процесс формирования навыков интересным и ненавязчивым. В игре «Мое утро», передавая мяч друг другу, дети рассказывают, что мы делаем утром. Игровое упражнение «Полезно – вредно» закрепляет знания о

14

полезных и вредных привычках. Игра «Оденем куклу на прогулку» способствуют воспитанию в детях опрятности и аккуратности.

Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов,

правил ухода за ним

Работая с детьми по данному направлению, изучаем такие темы, как «Тело человека» (строение тела), «Береги свое здоровье» (профилактика травматизма, простудных заболеваний), «Страна волшебная – здоровье», «Сохрани свое здоровье сам», «Мои разведчики и умные помощники» (органы чувств), «Необыкновенная одежда человека» (кожа). Они позволяют ребенку в занимательной форме познакомиться со своим организмом, его возможностями и почувствовать себя действительно удивительной личностью.

Игры на формирование правильной осанки - «Едем в зоопарк», «Петушиный шаг». Гимнастика для глаз заключается в основном в фиксации зрения на различных

точках и некоторых движениях глазными яблоками и веками. Для фиксации зрения используются сигнальные метки. Сигнальные метки - картинки, игрушки, развешанные в разных углах комнаты, под потолком (мяч под потолком, фокусник на стене, на противоположной стороне — матрешка).

Упражнения:

1.Поищем глазами матрешек на полках. Где матрешка в синем сарафане? А где матрешка в зеленом сарафане? Найдите матрешку в красном сарафане.

2.В гости пришел Петрушка и принес чудесный мешочек. Петрушка показывает детям картинку с изображением игрушки. Дети глазами ищут эту игрушку в окружающей обстановке.

Для        профилактики        нарушения        зрения        используются        разнообразные        игры:

«Моргунчики»

Мы играли, мы читали,

Наши глазки так устали,

Мы немножко поморгаем,

На минуточку замрем

  • опять играть начнем. (У детей глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены).

Эти упражнения способствуют профилактике близорукости и дальнозоркости, выполняются легко.

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру. Упражнения выполняются стоя, сидя и лежа на спине. Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения «К солнышку», «Гуси», «Паук», «Ворона» и другие.

Формирование элементарных представлений об окружающей среде, ее влиянии на здоровье человека

Одна из задач валеологического образования дошкольников – формирование элементарных представлений об окружающей среде, ее влиянии на здоровье

15

человека. Работа по данному направлению помогает помочь детям понять, что полезно, а что вредно для организма.

Закаливание – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Под закаливанием понимаем повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда болезней является охлаждение.

Цель закаливания – выработать способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды, вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора и постепенным увеличением дозировки такого действия.

На познавательных занятиях, беседах, в играх и упражнениях знакомить детей с полезными и вредными продуктами, показать роль витаминов. Тематика игр и занятий разнообразна («Фрукты полезны взрослым и детям», «Витамины и здоровый организм», «Приятного аппетита», «Какие овощи могут быть полезны для здоровья»). Инсценировка: «Веселые овощи», игры-драматизации: «Витаминная семья» и «Борщ».

Одним из методов, позволяющих дать представление о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека, является элементарное экспериментирование. Детям нравится самостоятельно изучать свойства воздуха и воды, способы очистки воды с помощью фильтров. Закрепить знания о природных факторах закаливания организма помогают познавательные беседы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Как мы дышим».

Двигательная активность и здоровье

Двигательный режим предусматривает: утреннюю гимнастику; ООД по физическому развитию; спортивные досуги и развлечения; двигательную активность на прогулках; гимнастику после сна; физкультминутки; подвижные игры в течение дня; индивидуальная работа по развитию основных видов движений.

Подвижные игры совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие качества. Проводя игры, учитываем различную степень подвижности ребенка в игре, игры включают различные виды движений (бег, прыжки, метание) и содержат интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствием играют в сюжетные игры («Лягушки и аист», «Кот и мыши», «Гуси», «Наседка и цыплята») и игры с предметами (мячами, обручами).

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна, ее цель – сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Она обычно состоит из 4-5 разминочных упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в кровати, речевых упражнений с движениями.

Дополняется гимнастика ходьбой по «тропе здоровья» в сочетании с закаливающими процедурами.

Физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и повышения умственной работоспособности на занятиях, обеспечения кратковременного

16

активного отдыха. Физкультурная минутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание, кровообращение («По грибы», «Отдыхаем», «Буратино», «Часы», «Ветер дует нам в лицо»). Пальчиковые игры помогают развить

  • ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память, мышление («Ветер и тучка», «Кораблик», «Замок», «Посуда»).

Особую роль в жизни ребенка играет праздник, он является важным событием в жизни маленького человека. Развлечения и досуги – одна из форм организации праздника в повседневной жизни детского сада, целями которой являются: доставить детям удовольствие, развлечь их; обогатить какими-либо впечатлениями; пробудить творческую двигательную активность; закреплять и развивать уже полученные навыки. Формы организации развлечений оздоровительной направленности, ставят своей целью в первую очередь развитие двигательных качеств детей и закрепление знаний о здоровом образе жизни.

Познавательные досуги преследуют цель закрепления знаний, направленных на сохранение здоровья («Путешествие в страну чистоты и здоровья», «У Мишки в гостях»).

Физкультурный досуг, построенный на знакомых подвижных играх или игровых движениях «Весной на спортивной площадке», «Осень в гости к нам пришла». Физкультурный досуг на свежем воздухе «День здоровья», «Веселые старты».

Фольклорный досуг состоит из народных подвижных игр «Экскурсия в огород». Музыкально-театрализованное преставление, в основе которого лежит драматизация литературного произведения «Съедобные и ядовитые грибы». Таким образом, двигательная активность детей в течение дня, влияет на формирование привычки ежедневных физических упражнений, способствует укреплению и сохранению здоровья

Организация работы с родителями по повышению педагогической компетентности о ЗОЖ

Здоровье ребенка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют положительное состояние ребенка, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей, которые активно участвуют в оздоровлении своих детей.

Активные        формы        взаимодействия        с        родителями:        Групповое        родительское

собрание на тему: «Воспитаем здорового дошкольника».

Цель: Ознакомить родителей с принципами рационального питания с учетом возрастных особенностей; углубить знания родителей о калорийности и энергетической ценности продуктов.

День открытых дверей помогает повысить педагогическую культуру родителей; привлечь их к активному участию в решении организационных задач, определить единые подходы в воспитании дошкольников.

17

Оформление информационного стенда «Уголок здоровья», спортивный праздник «Всех пап, всех мам приглашаем в гости к нам», открытые занятия по воспитанию потребности к здоровому образу жизни «Помоги Незнайке сберечь здоровье».

Консультации – памятки для родителей предлагаются консультации на темы: «Зарядка дарит бодрость», «Закаливание в летний период», «Для чего нужна гимнастика». «Культурно-гигиенические навыки ребенка», «Рациональное питание», «Воспитание здорового ребенка дошкольного возраста», «Зимний отдых детей на свежем воздухе».

Таким образом, в процессе общения родителей и педагогов, происходит знакомство родителей со специалистами, повышается интерес и активность родителей к воспитанию своих детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2.2.3. Создание условий формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников

  1. Полная реализация (ежедневная) следующей триады:

  • оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

  • Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

  1. Просветительская работа с педагогами и родителями (законными

представителями).

  • Создание представлений о здоровом образе жизни.

Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

  • выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;

2.3. Работа с педагогами

Работа с педагогами – одно из важнейших направлений по формированию культуры здорового образа жизни.

Задачи работы с педагогами:

18

  1. Изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, формирования потребности в здоровом образе жизни;

  1. Внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;

  1. Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей.

2.4. Работа с родителями (законными представителями)

Одним из основных направлений по формированию культуры здорового образа жизни является работа с родителями (законными представителями).

Задачи работы:

  1. Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);

  1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи;

  1. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей (законных представителей) знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в домашних условиях;

  1. Оказывать адресную помощь родителям (законным представителям) в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;

  1. Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

  1. Включать родителей (законных представителей) в образовательную деятельность детского сада.

Формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, консультаций;

  1. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по вопросам ЗОЖ;
  2. Дни открытых дверей;
  3. Дни Здоровья;
  4. Выставки семейного творчества по темам здорового образа жизни;

  1. Открытая образовательная деятельность для родителей (законных представителей).

  1. Совместная образовательная деятельность детей и родителей (законных представителей).
  2. Организация совместных праздников, досугов, развлечений, прогулок.

19

2.5 Перспективный план работы в старшей группе с детьми 5-6 лет

Месяц,

Совместная деятельность

темы.

Задачи.

Сентябрь

Познакомить детей со значением

1.

Чтение Ю. Тувима  «Хозяйка однажды с

«Овощи»

овощей для

базара пришла»»

здоровья, познакомить с

2.

Рассказ воспитателя «Витамины в

разнообразием овощей, учить

овощах»

правильно питаться.

3.

Д/и «Вершки - корешки»

Познакомить детей с плодами

4.

Рисование «Заготовим овощи на зиму»

овощных культур, учить описывать

5.

Беседа «Вкусно и полезно»

овощи по внешним признакам и

6.Д/игра «Вершки – корешки»

вкусовым качествам, познакомить с

7.Д/игра «Угадай на вкус»

понятием «витамины».

8.Д/игра «Угадай по описанию»

Продолжать знакомить детей с

9.

Развлечение «Дары осени»

понятием «витамины», «полезная

еда», дать представление о пользе

витаминов для человека.

Закрепить знания об овощах, о

пользе витаминов в овощах для

человека, учить узнавать овощи по

описанию и внешнему виду.

«Фрукты»

Познакомить с фруктами,

1.Рассказ воспитателя «Витамины во

витаминами, содержащимся во

фруктах»

фруктах, напомнить детям о

2.

Загадки о фруктах.

полезных свойствах фруктов:

3.. Лепка «Яблоки из нашего сада»

яблоко, лимон.

4.

П/игра «Кто больше соберет витаминов в

Познакомить детей с разнообразием

лукошко»

ягод, их значением для детского

5.

Д/и «Сложи картинку» (фрукты)

организма, учить беречь свое

6.

С - р игра «Фруктовый магазин»

здоровье, отличать ягоды по вкусу

7.

Составь рассказ «Фрукты»

8.Аппликация «Фрукты»

9.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

10. Коллективная работа на тему «Фрукты»

Октябрь

«В гостях у

Продолжать расширять знания о

1.

Игра «Что лишнее?»

Доктора

фруктах, о пользе фруктов для

2.П/игра «Кто быстрее соберет фрукты»

Айболита»

организма, учить называть и

3.

Д/игра «Угадай на вкус»

отгадывать фрукты по описанию.

4.

Д/игра «Дорисуй»

Закрепить знания детей о пользе

5.Д/игра «Угадай на ощупь»

фруктов и ягод, закрепить

6.

Хоровод "Урожай»

представления об основных

принципах

питания.

«Чтобы

Приобщать детей к регулярным

1.Рассматривание книг и альбомов о спорте.

здоровье

занятиям физической культурой.

Цель: уточнить представление детей о

было в

Формировать привычку здорового

различных

порядке,

образа жизни у детей.

Видах спорта.

20

делаем        Воспитание положительного

зарядку»        отношения к утренней

гимнастике.

Закрепить знания детей о понятии

«здоровье».

Уточнить правила сохранения

здоровья.

Воспитывать интерес к

собственному организму,

самочувствию, связанному с

состоянием здоровья.

Ноябрь

«Что такое        Формировать у детей представление

здоровье»        о здоровом образе жизни.

Совершенствовать навыки еды, приобретённые ранее: есть в определённые часы, во время еды не торопиться, не есть на ходу, тщательно пережёвывать пищу. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

«Чистота -        Формировать привычку осознанно

залог        заботиться о чистоте своего тела.

здоровья»        Закрепить имеющиеся культурно -

гигиенические навыки у детей. Воспитывать желание аккуратно относиться к своей одежде. Учить детей заботиться о своём здоровье.

Декабрь

«Микробы        Сформировать представление об

  • вирусы»инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах, способах их передачи.) Учить заботиться о своём здоровье, и здоровье окружающих людей.

Объяснить детям понятие «микробы», убеждать детей соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, не кушать чужой ложкой и из чужой тарелки, не брать откусанные продукты.

«Чтобы

Познакомить детей  со значением

глаза

органа зрения.

хорошо

Сформировать у детей навыки ухода

видели»

за глазами.

Воспитывать у детей бережное


  1. Д/игра с мячом "Виды спорта»

3. Эстафета «Весёлые спортсмены»

  1. Досуг «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит»

  1. Д/игра «Что вредно, что полезно»

Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.

3.С/ р игра «Больница»

  1. Д/игра «Что вредно, а что полезно для здоровья»

  1. Беседа «Значение питания в жизни человека»

  1. Д/игра «Витамины, фрукты и полезные продукты»
  2. С/р игра «Накормим куклу»

  1. С/р игра «Парикмахерская»

  1. Д/игра «Наши помощники» -закрепить знания об инвентаре

  1. Хозяйственно- бытовой труд: стирка кукольной одежды и дежурство по столовой.

  1. Заучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо...»

  1. Беседа «Чистота - залог здоровья»

  1. Чтение «Доктор Айболит» К. Чуковского.

  1. С/р игра «На приёме у врача»

  1. Выставка рисунков на самого страшного микроба.
  2. Рассказ воспитателя «Микробы»

  1. Рисование «Микроб»
  1. Д/и «Что любит микроб?»

  1. С/Р игра «Всех мы в гости пригласим, пирожками угостим»

  1. Загадки о предметах гигиены.

  1. Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье»

  1. Зрительная гимнастика «Чтобы глазки отдохнули»

  1. Д/игра «Чудесный мешочек»

21

Январь

отношение к глазам.

Цель: учить детей определять предмет

«Роль

Показать детям, какую роль играют

тактильно, по вкусу и запаху.

зрения в

глаза в жизни человека.

4. Игра «Кольцеброс»

жизни

Цель: учить детей метать в вертикальную

человека»

цель, развивать глазомер.

Дать общее представление о том,

1. Беседа: «Кожа, её строение и значение»

«Мои

что кожа, ногти и волосы являются

2.  Беседа: «Гигиена кожи»

защитники:

защитниками организма человека.

3.Беседа: «Как возникают болезни»

кожа, ногти,

Познакомить со строением кожи, её

волосы»

значением. Формировать

представление о коже, как защите

организма от инфекции.

Учить детей любить себя и свое

тело, прививать гигиенические

навыки.

Дать детям понять, что болезни не

возникают из ничего, а ими

заражаются. Сформулировать

правила, которые нужно соблюдать,

чтобы уберечься от инфекции.

Февраль

Дать некоторые представления о

1.Д/игра «У кого какие зубы»

«Чтобы

видах и значении зубов. Закрепить

Цель: познакомить с зубами различных

зубы были

знания детей о способах

животных (грызунов, травоядных,

крепкими»

укрепления зубов. Воспитывать

хищников.)

осознанное желание заботиться о

2. Чтение рассказов Г. Зайцева «Уроки

здоровье своих зубов.

Мойдодыра»

Цель: закрепить правила ухода за

зубами.

3. Беседа «На приёме у стоматолога»

«Я и моё

Познакомить детей со строением

1.  Познакомить с частями тела человека.

тело»

тела человека, закрепить знания о

2. Развивать у детей понимание функции

месторасположении частей тела,

позвоночника, скелета.

лица. Закрепить навыки ухода за

3. Познакомить детей с понятием «осанка»

своим телом и лицом, желание

и ее важностью для сохранения здоровья.

следить за собой.

Март

Дать детям общие представления

1. Беседа «Сердце - наш мотор»

«Наши

о внутренних органах человека.

2. Беседа «Для чего нужна кровь»

внутренние

Познакомить детей с сердцем

3. «Зачем мы дышим?»

органы»

и его функцией в организме

человека. Познакомить с

кровеносной системой нашего

организма. Познакомить с

дыхательной системой.

22

Выявить и закрепить представление

«Сон -        детей о сне и его значении.

лучшее Сформировать у детей правила лекарство» подготовки ко сну. Воспитывать

положительное отношение ко сну.

Апрель        Учить детей различать

«Я и моё эмоциональные состояния по настроение» мимике, жестам, поведению.

Познакомить со способами улучшения своего настроения и окружающих.

Воспитывать у детей внимательное, толерантное отношение друг к другу.

Формировать знания детей о

«Коровушка

домашних животных, которые дают

-

молоко, о ценности молока, как о

бурёнушка,

полезном продукте.

дай

Познакомить со значением молока

молочка»

для детей, объяснить детям, что

молоко укрепляет зубы. Продолжать

знакомить с полезным продуктом

молоком, о способах его

переработки и видах продуктов,

получаемых из молока.

Май

Рассказать о каше, её значении для

«Каша -

человека, знакомить детей с

пища наша»   понятием «здоровая пища»,

формировать у детей представление

о каше, как обязательном

компоненте меню, дать

представление о крупах: рис и

гречиха. Дать представление о

важности утреннего приема пищи –

завтраке, убеждать о наиболее

подходящих блюдах для завтрака, о

полезных для здоровья свойствах

круп. Закрепить знания детей о

каше, как основном компоненте

меню, учить определять каши по

вкусу и внешнему виду


  1. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка»

  1. Гимнастика после сна «Солнце глянуло в кроватку»

  1. Д/игра «Как готовиться ко сну»

  1. Беседа «Что мне сегодня снилось»

  1. Психогимнастика «Спасём доброту» Цель: учить различать, называть эмоции и адекватно реагировать на них.

  1. Этюд «Доброе слово товарищу»

Цель: упражнять детей в употреблении добрых слов, развитие чувства коллективизма.

3. Беседа «Все люди разные»

4. Д/игра «Что такое хорошо и что такое

плохо»

Цель: уточнить представления детей о

добрых злых поступках и их последствиях.

  1. Рассказ воспитателя «Корова – домашнее животное».

  1. Чтение сказки  «Хаврошечка».

  1. Д/игра «Что не так?»
  2. Д/игра «Кто, где живет?»

  1. Д/игра «Накорми животных?»
  1. Д/игра «Что спрятал молочник»

8.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

  1. Д/игра « Определи молочные продукты на вкус»

  1. Д/игра «Найди что  лишнее?»
  2. Аппликация (из круп) «Буренушка».

1.Игра-обсуждение «Может ли человек жить

без еды»

  1. Д/игра «Назови любимую кашу»
  1. Чтение сказки  «Каша из топора»

  1. Д/игра «Угадай  крупы »
  2. Д/игра «Из чего делают крупу»

  1. Д/игра «Найди парную картинку»
  2. Чтение сказки «Горшок каши»

  1. Словесная игра  «Найди  ошибку»

  1. Ручной труд «Горшочек каши» (аппликация крупы на бумагу)

  1. П/игра «Кто быстрее перенесет крупу в ложке».

23

«Испекли

Сформировать у детей

1.

Рассматривания картин  «Как растет

мы

представление о значении хлеба для

хлеб»

каравай»

развития и здоровья человека, о

2.

Д/игра «Чем полезен хлеб»

ценности его в рационе питания,

3.

Драматизация сказки  «Колобок»

познакомить с трудом хлеборобов.

4.

Лепка из теста «Угощение»

Познакомить детей с процессом

5.

Рассказ воспитателя о хлебе.

замешивания теста, учить ценить

6.

Загадки о хлебе

труд повара, употреблять только

7. Рисование «Украсим булочки» (роспись)

свежие продукты.

8. Д/игра «Попробуй на вкус»

Познакомить с процессом выпечки

9.

Д/игра «Что пекут из муки»

хлеба. Объяснить, чем полезен

10. Хоровод «Каравай»

белый и серый хлеб, познакомить со

11. Игра – упражнение  «Колобок».

злаками: рожь и пшеница.

Закрепить полученные знания о

хлебе. Учить употреблять только

полезные продукты, закреплять

знания о значении хлеба для

человека

2.6. Показатели сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Критерии

Содержание критерия

Методы, средства диагностики

1.

Осознанное

1. Наличие

Дидактические игры по формированию

отношение к

представлений о

элементарных представлений о ЗОЖ

здоровому

здоровом образе жизни

Создание детского альбома «Здоровый образ

образу жизни

жизни»

2. Наличие устойчивой

Беседы: «Чистота – залог здоровья», «Здоровье и

мотивации и потребности

болезнь», «Я и другие люди», «Почему мы

в сохранении своего

двигаемся?».

здоровья и здоровья

Музыкальное сопровождение режимных

окружающих

моментов.

Использование нестандартного оборудования в

спортивно-оздоровительной работе

3. Наличие знаний о

Спортивные досуги. Дидактические игры

организме человека

валеологического содержания: «Чтобы зубы не

болели», «Здоровые уши», «Береги свое горло»,

«Будем видеть хорошо»

2.

Развитие

1. Устойчивость навыков

Беседы цикла «Я – человек». Основное

навыков

владения своим телом с

содержание: элементарное строение человека,

здорового

целью сохранения

необходимые для жизни условия: воздух, пища,

образа жизни

здоровья

тепло

2. Овладение навыками

Дыхательная гимнастика в ООД, наблюдение за

правильного дыхания

самостоятельным выполнением детьми

3. Сформированность

Наблюдение за двигательной активностью

потребности в

ребенка, участие в подвижных играх,

двигательной активности

соревнованиях, эстафетах, досугах

24

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. 1. Материально-техническое обеспечение программы

МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» обеспечивает материально-технические условия реализации программы, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в т. ч.:

– осуществляет все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

– организовываетучастие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды;

– использует в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

– обновляет содержание основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

– обеспечивает повышение профессиональной компетентности и творческого потенциала педагогических работников детского сада.

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами

обучения и воспитания

Направление

Название программ

Ключевые

Дидактическое

развития

(методических

положения

обеспечение

разработок)

программ

(методических

разработок)

Физкультурно-

Рунова М.А. Двигательная

Развитие

Спортивное

оздоровительное

активность ребёнка в

двигательных

оборудование в

детском саду.

умений и

зале,

Физкультурные праздники

физических

на площадке;

в детском саду (сценарии

качеств;

подбор

спортивных праздников и

воспитание

физических

развлечений), Т.Е.

осознанного

упражнений для

Харченко

отношения к

формирования

Алямовская В.Г.

своему

правильной осанки,

Современные подходы к

здоровью;

коррекции

оздоровлению детей в

формирование

плоскостопия;

28

дошкольном

привычки к

комплексы

образовательном

здоровому образу

дыхательных

учреждении /В.Г.

жизни

гимнастик;

Алямовская //Дошкольное

комплексы

образование.

упражнений для

Сборник подвижных игр:

часто

Методическое пособие/

болеющих детей

Автор-составитель Э.Я.

диагностические

Степаненкова

материалы

В.А. Шишкина «Какая

физического

физкультура нужна детям».

развития детей.

Шарманова С.Б. Роль

родителей в приобщении

дошкольников к здоровому

образу жизни /С.Б.

Шарманова //Управление

ДОУ.

29

3.3. Режим дня

Режим скорректирован с учетом климата (теплого и холодного периода).

Режим (холодный период)

Режимные моменты

Время основных режимных моментов в режиме дня

группы

Старшая группа

Утренний прием,

7.00-8.25

осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25-8.50

Игры, подготовка к ООД

8.50-9.00

Организованная образовательная

9.00-10.00

деятельность (Перерыв -10 мин)

II завтрак

10.00-10.10

Подготовка к прогулке.

10.10-12.15

Прогулка

Возвращение с прогулки,

12.15-12.25

подготовка к обеду

Обед

12.25-12.55

Подготовка ко сну, дневной сон

12.55-15.00

Постепенный подъем,

15.00-15.15

гигиенические и закаливающие

процедуры

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.30

Дополнительное образование,

15.30-15.55

самостоятельная деятельность

детей

Подготовка к прогулке, прогулка

15.55-17.25

Возвращение с прогулки, игры

17.25-17.45

Подготовка к ужину, ужин

17.45-18.15

Игры, самостоятельная

деятельность, подготовка к

18.15-19.00

прогулке, вечерняя прогулка, уход

детей домой

СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН

Режимные моменты

Продолжительность

режимных моментов

Прогулка

4 часа

Дневной сон

2ч.05м.

Организованная образовательная деятельность (в день)

75 мин

Количество приемов пищи

5

30

Режим (теплый период года)

Режимные моменты

Время основных режимных моментов в режиме

дня группы

Старшая группа

Утренний прием на воздухе,

7.00-8.15

осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

8.15-8.45

Игры

8.45-9.35

Подготовка, второй завтрак

9.35-9.45

Подготовка  к прогулке

9.45-9.55

Прогулка: игры-занятия

(эстетически-оздоровительного

9.55-12.15

цикла). Закаливание

Возвращение с прогулки

12.15-12.25

Подготовка к обеду

12.25-12.35

Обед

12.35-12.50

Подготовка, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем,

гигиенические и закаливающие

15.00-15.10

процедуры

Полдник

15.10-15.20

Игры, самостоятельная

15.20-15.45

деятельность детей

Подготовка к прогулке

15.45-15.55

Прогулка

15.55-17.30

Возвращение с прогулки

17.30-17.40

Подготовка к ужину, ужин

17.40-17.50

Игры

17.50-18.15

Прогулка, уход детей домой

18.15-19.00

СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН

Режимные моменты

Продолжительность режимных

моментов

Прогулка

4 часа

Дневной сон

2ч.15м

Организованная образовательная деятельность (в

50 мин

день)

Количество приемов пищи

5

31

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

  • основе построения воспитательно-образовательного процесса лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».

Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,

  • учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей (законных представителей).

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей к:

явлениям нравственной жизни ребенка

окружающей природе

миру искусства и литературы

традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка

сезонным явлениям

народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное.

32

Календарно-тематическое планирование в старшей группе

на 2020-2021 учебный год

Период

Итоговое

Месяц

Тема

Цель

мероприятие

Формирование интереса к труду

Педагогическая

сотрудников детского сада, о

диагностика

1

«Здравствуй,

детском саде как ближайшем

Профилактическая

Сентябрь

01.09 –

социуме и положительного

акция «Внимание,

детский сад»

04.09

отношения к ним. Определение

дорога!»

уровня индивидуального развития

детей

Расширение представлений детей

Спортивная эстафета

о себе, своей семье.

«Веселые

2

«Я в мире

Формирование положительной

профессии»

07.09 –

самооценки, представлений о

Педагогическая

человек»

11.09

родственных отношениях в семье.

диагностика

Определение уровня

индивидуального развития детей

«Все профессии

Формирование представлений

Выставка лепбуков

3

детей о различных профессиях, их

«

Все профессии

нужны, все

14.09 –

значимости; о том, где работают

важны»

профессии

18.09

родители, как важен для общества

важны!»

их труд

Расширение представлений детей

Выставка

4

«Мой дом, мой

о доме, о городе Смоленске, его

коллективных работ

21.09 –

истории, интерес к прошлому и

детей «Мой любимый

город!»

25.09

настоящему. Развитие творческих

город Смоленск»

способностей детей

1

«Краски осени»

Формирование представлений

28.09 –

детей о мире природы, о сезонных

02.10

изменениях осенью

Формирование и расширение

Краткосрочный

2

представлений детей об

детский проект по

«Юные

познавательно-исследовательской

теме недели

05.10 –

исследователи»

деятельности (исследования

09.10

объектов окружающего мира и

экспериментирования с ними)

Октябрь

3

«Я вырасту

Формирование представлений

Спортивный досуг

12.10 –

детей о здоровье, здоровом образе

«День мяча»

здоровым!»

жизни, ответственности за свое

16.10

здоровье и здоровье других

Формирование представлений

Выставка рисунков

4

«Человек и

детей об окружающем мире.

«Природа города

19.10 –

Расширение знаний о животных и

Смоленска будущего»

животный мир»

23.10

птицах, их детенышах, местах

обитания

Расширение представлений детей

Развлечение «Осенняя

1

«Осенние

об отображении осени в

ярмарка»

26.10 –

произведениях искусства

мотивы»

30.10

(поэтического, изобразительного,

музыкального)

Формирование и расширение

Спортивное

знаний детей о стране,

развлечение

2

«День

государственных праздниках.

«Путешествие вокруг

Ноябрь

02.11 –

народного

Воспитание положительных

света»

06.11

единства»

чувств по отношению друг к

другу, любви и уважения к другим

народам

Формирование и расширение

Акция «Птицы – наши

3

«Неделя добрых

представлений детей о народных

друзья!»

09.11 –

традициях, о «добре» и «зле».

дел»

13.11

Развитие воображения и

творческой активности

Формирование представлений

Выставка

4

детей  об объектах окружающего

дидактических игр,

«Человек и мир

мира, о свойствах и отношениях

развивающих

16.11 –

вещей»

объектов окружающего мира

творческие

20.11

способности

дошкольников

Развитие у детей социальных

Праздник «День

представлений о семейных

матери»

5

отношениях, традициях, усвоение

норм и ценностей, принятых в

23.11 –

«День матери»

обществе. Формирование

27.11

позитивных установок к

различным видам труда и

творчества

Формирование представлений

детей о мире природы, о сезонных

1

изменениях зимой, о взаимосвязи

жизни растений и животных с

30.11 –

«Здравствуй,

сезонными изменениями зимой.

04.12

зимушка, зима!»

Расширение представлений детей

о правилах безопасного поведения

людей зимой

Формирование представлений

Открытая театрализо-

детей о театре. Развитие

ванная деятельность

2

«Театральная

творческих способностей детей

07.12 –

через театрализованную

неделя»

11.12

деятельность. Расширение

Декабрь

представлений о традиционном

народном празднике - Сороки

Формирование и развитие

Выставка

семейного

3

«Чудеса под

представлений детей о празднике

творчества

14.12 –

- Новый год; расширение

«Новогодняя сказка»

Новый год»

18.12

представлений о традиционных

народных праздниках

Формирование и развитие

Выставка

4

представлений детей о здоровье,

коллективных работ

«Зимние

здоровом образе жизни, об играх

детей «В снежном

21.12 –

забавы»

зимой

царстве, морозном

25.12

государстве»

Новогодний утренник

3

«Безопасность

Формирование и развитие

Спортивное

представлений детей об основах

развлечение

11.01 –

окружающего

безопасного поведения в быту,

«Безопасный город»

15.01

мира»

социуме, природе

4

«Открытия и

Формирование и расширение

Викторина «Хочу все

18.01 –

представлений детей о науке, ее

знать!»

Январь

изобретения»

22.01

значении в жизни человека

Формирование интереса к детской

Участие в конкурсе

5

«Неделя

литературе, развитие речи как

чтецов «Разукрасим

25.01 –

средства общения и культуры,

мир стихами»

родного языка»

29.01

развитие речевого творчества

детей

Формирование представлений

Выставка детского

1

«Заповедный

детей о дикой природе,

творчества «Жители

01.02 –

мир дикой

заповедниках и их обитателях

национального парка

05.02

природы»

«Смоленское

Поозерье»

Формирование начальных

Открытая

представлений детей о некоторых

образовательная

2

«Веселые

видах спорта, овладение

деятельность по

08.02 –

подвижными играми с правилами;

формированию основ

старты»

12.02

становление целенаправленности

валеологической

и саморегуляции в двигательной

культуры у

Февраль

сфере

дошкольников

3

«День

Формирование представлений

Музыкально-

детей о мужчине, как о

спортивный праздник

15.02 –

защитника

защитнике, о Российской армии,

«День защитника

19.02

Отечества»

ее значении

Отечества»

Формирование позитивных

Изготовление

установок к различным видам

подарков, сувениров

4

труда и творчества. Развитие

для мам и бабушек

«Мастера и

творческих способностей детей

22.02 –

мастерицы»

(коммуникативная деятельность,

26.02

конструктивно-модельная

деятельность, художественно-

эстетическая деятельность)

Формирование и расширение

Праздник «8 Марта»

1

представлений детей о празднике

«Праздник

- Международный женский день;

01.03 –

8 Марта»

воспитание уважения, любви к

05.03

женщинам, желание помогать им

и заботиться о них

Расширение представлений о

Выставка

поделок к

2

«Народные

традиционном народном

празднику «Веселая

09.03 –

празднике - Масленица

Масленица»

традиции»

12.03

Развлечение «Проводы

Зимы»

Формирование и расширение

Интерактивная  беседа

3

«Удивительные

представлений детей о видовом

«Удивительная

Март

16.03 –

места нашей

разнообразии растительного и

планета»

20.03

планеты»

животного мира разных

климатических зон

«Народная

Расширение представлений детей

Выставка детских

4

культура,

о народной игрушке. Знакомство с

поделок «Сороки –

15.03 –

художественные

устным народным творчеством, с

прилет птиц»

19.03

промыслы и

народными художественными

ремесла»

промыслами и ремеслами

Развитие творческих

Интегрированная

5

способностей у детей.

беседа «В мире

«Неделя

Формирование навыков

музыки»

22.03 –

искусства»

восприятия произведений

26.03

различных видов искусств в их

жанровом многообразии.

Формирование представлений

Краткосрочный

1

«Тайны третьей

детей о планете Земля как общем

детский проект по

29.03 –

доме людей, об особенностях ее

теме недели

планеты»

02.04

природы, многообразии стран и

народов мира

2

Формирование и расширение

Неделя здоровья

«Здоровый

знаний детей о здоровом образе

05.04 –

образ жизни»

жизни, умение заботиться о

09.04

своём здоровье

Формирование представлений

Выставка поделок

детей о здоровье, здоровом образе

«Тайны космоса»

жизни, овладение его

Развлечение

элементарными нормами и

«К далеким

правилами (в питании,

планетам»

3

двигательном режиме,

Педагогическая

«Я хочу быть

закаливании, формировании

диагностика

12.04 –

космонавтом»

полезных привычек).

16.04

Формирование и расширение

Апрель

представлений детей о космосе,

жизни космонавтов на

космической станции, их труде

Определение уровня

индивидуального развития детей

4

Формирование и расширение

Волонтерское

19.04 –

«Права детей»

правовых знаний детей, знаний

мероприятие «Добрые

23.04

своих обязанностей

дела дошколят»

Формирование элементарных

Выставка детского

правил безопасного поведения

творчества по

дома, на улице, в общественных

пожарной

местах, в том числе в

безопасности

5

«Неделя

экстремальных ситуациях

«Останови огонь!»

26.04 –

Целевое практическое

безопасности»

30.04

мероприятие

«Сохраним лес от

пожара!» в рамках

проекта «Эколята-

дошколята»

Формирование и расширение

Выставка семейного

представлений детей о празднике

творчества «Войны

1

- День Победы; воспитание

священные страницы

04.05 –

«День Победы»

нравственно-патриотических

навеки в памяти

07.05

чувств дошкольников

людской»

Праздник «День

Май

Победы!»

Формирование и расширение

Интегрированная

представлений детей о своей

беседа «Моя семья –

2

семье, нормах и правилах

моя крепость»

11.05 –

«Моя семья»

поведения в семье; воспитание

14.05

эмоциональной отзывчивости на

состояние близких людей,

заботливого отношения к ним

56

Развитие у детей предпосылок

Итоговая

ценностно-смыслового

образовательная

восприятия и понимания текстов

деятельность по

3

«Книжкина

различных жанров детской

освоению

17.05 –

литературы. Стимулирование

воспитанниками

неделя»

21.05

сопереживания персонажам

образовательных

художественных произведений

программ

дошкольного

образования

Формирование представлений

Конкурса рисунка на

4

«На пороге

детей о мире природы, о сезонных

асфальте «Я дружу с

24.05 –

изменениях летом, о взаимосвязи

Природой!»

лета»

28.05

жизни растений и животных с

сезонными изменениями летом

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая        предметно-пространственная        среда        обеспечивает        реализацию

различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда построена на следующих

принципах:

  1. Насыщенность;
  2. Трансформируемость;
  3. Полифункциональность;
  4. Вариативной;
  5. Доступность;
  6. Безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих развивающей предметно-пространственной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных

видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность предметно-пространственной среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность развивающей среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Для обеспечения оптимального двигательного режима в группе имеется физкультурный уголок, который оснащен спортивным оборудованием для самостоятельных занятий. В уголке имеются: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, городки, кегли, кольцебросы; канат, веревочки, ленты, мешочки с песком; предметы-заместители; «дорожки здоровья», тренажеры для профилактики плоскостопия, шапочки для подвижных игр и другое.

Для использования физкультурного оборудования, имеющегося в данном уголке, детям предлагаются наглядные иллюстрации, как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь при организации самостоятельной двигательной активности. Уголок здоровья оснащен самодельными тренажерами для коррекции зрения и дыхания, валеологическими играми из серии «Здоровый малыш», познавательными играми – лото, сделана подборка художественной литературы по теме.

Для формирования преставлений о влиянии окружающей среды на здоровье детей, в группе имеется уголок экспериментирования, позволяющий детям самостоятельно проводить элементарные опыты: песок, глина, камни, ракушки, стаканчики и баночки разного размера, мелкие игрушки из разного материала и т.д.

Для организации закаливающих мероприятий имеются индивидуальные стаканчики для полоскания рта, массажные коврики для ходьбы, термометр для определения температуры воздуха.

3.6. Система оценки результатов освоения программы

Педагогическая диагностика сформированности культуры здорового образа жизни у дошкольников

Цель: выявить элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности.

Критерии:

  1. Сформированность представлений о своем теле, правилах ухода за ним Выявления знаний названий частей тела.
  2. Сформированность культурно – гигиенических навыков и умений

Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого.

  1. Сформированность представлений о полезных и вредных привычках, факторах

ЗОЖ

Выявления навыков, способствующих поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью

Критерии

Показатели

Диагностический

Методы

Сроки

инструментарий

обследования

Формирование

1.Сформированность

диагностические

Наблюдение за

2 раза в год-

ценностей

культурно –

задания «Наши

детьми при

сентябрь,

здорового образа

гигиенических

привычки» О.В.

выполнении

апрель

жизни

навыков и умений

Дыбиной,

режимных

2.Сформированность

методики «Что я

процессов;

представлений о

знаю о своем

дидактической

своем теле, правилах

организме», С.Е.

игры «Валеология»

ухода за ним

Шукшиной,

или здоровый

3.Сформированность

методики

малыш»;

представлений о

«Неоконченные

диагностические

полезных и вредных

предложения»

задания

привычках, факторах

В.А. Деркунской

ЗОЖ

Описание уровней:

Низкий уровень

Дети затрудняются в названиях частях тела. Не умеют пользоваться предметами личной гигиены. Отсутствуют полностью или частично навыки самообслуживания. Не соблюдают меры безопасности.

Средний уровень

Дети владеют основами гигиенической культуры. Бережно относятся к своим вещам, к предметам ближайшего окружения, знают о правилах безопасного поведения. Поддерживают порядок в своих шкафчиках частично одеваются, следят за своим внешним видом, пользуются предметами личной гигиены.

Высокий уровень

Дети называют и показывают части тела. Самостоятельно пользуются предметами личной гигиены. Самостоятельно одеваются, поддерживают порядок в шкафу, прибегают к помощи взрослого лишь в крайних случаях. Умеют пользоваться ложкой, вилкой, аккуратны при приеме пищи. Знают о ситуациях, угрожающих здоровью. Соблюдают правила поведения на улице и в группе.

№ п/п

Ф.И.

Сформированность

Сформированность

Сформированность

Итоговый

ребенка

культурно –

представлений о

представлений о

показатель

гигиенических

своем теле,

полезных и

по каждому

навыков и умений.

правилах ухода за

вредных

ним.

привычках,

факторах ЗОЖ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1.

Итоговый

показатель

по группе

Оценка производится по трехбалльной шкале, где: 3 балла – высокий уровень 2 балла – средний уровень 1 балл – низкий уровень

  1. Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.

  • №17.

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

– М.; Сфера, 2008.

  1. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1.
  2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для

ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.

  1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова.  - М.: АПКиПРО,

2003.

  1. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

10.Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

11. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2.

12.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,

2006.

13. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4.

42

Приложение 1

Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»

Уважаемые Родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты

1 Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?

а) хорошее

б) нормальное

в) плохое

2 Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка?

а) знаю

б) не знаю

в) не интересуюсь

3 На что, на Ваш взгляд, нужно обратить внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

а) благоприятная психологическая атмосфера

б) достаточное пребывание на свежем воздухе

в) закаливающие мероприятия

г) здоровая гигиеническая среда

д) наличие спортивных площадок возле дома

е) полноценный сон

ж) рациональное, калорийное питание

з) соблюдение режима

  1. Кто-нибудь из членов Вашей семьи занимается физкультурой и спортом? а) постоянно б) часто в) очень редко

г) не занимаются

  1. Считаете ли Вы свое питание полноценным и рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

6 Как Вы с детьми проводите досуг?

а) у бабушки

б) гуляем во дворе

в) смотрим телевизор

8 Как Вы думаете, что такое здоровый образ жизни?

7 Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств массовой информации

в) из беседы с

г) в детском саду

8 Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям? Если прививаете, то каким образом?

9 Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка?

43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2020-2021

Рабочая программа для второй младшей группы...

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год в подготовительной группе

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ....

Рабочая программа воспитателя 2020-2021 год

Рабочая программа воспитателя 2020-2021 год...

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год для подготовительной группы ДОУ по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа на 2020-2021 уччебный год для поготовительной группыпредставляет основные компоненты оптимальной организации образовательного процесса. В основе раскрыты цели, задачи и содержание об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2020-2021 учебный год (на основе Комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2019г.)

Рабочая программа группы – локальный акт образовательного учреждения, разрабатываемый на основе образовательной программы ДОУ, а также примерной образовательной программы дошкольного образования...

ПРОГРАММА НА 2020-2021 учебный год к дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Студия мультипликации» (Продолжительность – 1 год)

Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестив...

Рабочая программа На 2020 – 2021 учебный год (разработана с учётом основной образовательной программы дошкольного образования) МБДОУ «Мокрушенский детский сад»

СОГЛАСНО:Протокол №Заседания педагогического советаМБДОУ» МокрушенскийДетский сад»От «29» августа 2020 годаУТВЕРЖДАЮ:Приказ № от 29. 08. 2020г.ЗаведующийМБДОУ «Мокрушенск...