Проект "Хочу расти здоровым"
проект (старшая группа)

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zozh_hochu_rasti_zdorovym.docx46.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Хочу расти здоровым!»

 Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Тип проекта: краткосрочный  3 месяца (с 1 февраля – 30 апреля)

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители

1. Пояснительная записка

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.

Актуальность. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной.

На  сегодняшний  день  в  соответствии  с  Федеральными государственными   образовательными  стандартами  образовательная область «Физическое  развитие», занимает  ведущее  место  в воспитательно-образовательном  процессе дошкольников. И это не случайно.

Последние   данные  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации:  по  статистике,  XXI  век  начался  в  России  с  резкого  ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На  1,5% - возросла  численность  детей  3  группы  здоровья  с  выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Исходным для определения термина «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить  потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

 Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др., - проблема не только медицинская, но и педагогическая.

Опираясь на вышесказанное, мы выдвинули гипотезу, что правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечат формирование здоровья и здорового образа жизни детей.

2. Цель проекта.                                                                                  Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни и осознанного отношения к собственному здоровью.

3. Задачи проекта:                                                                                                       - формировать понимание о необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровым;

- расширять знания и навыки по гигиенической культуре, о влиянии закаливания на здоровье человека, о профилактике осанки и простудных заболеваний;

- создать благоприятные условия для формирования здоровой и физически крепкой личности;

- воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни;

- заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

4. Ожидаемые результаты.

Появление интереса детей к здоровому образу жизни;

сохранение и укрепление здоровья детей;

активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

План реализации проекта.

 Этап I. Подготовительный. 

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогов и родителей группы по оздоровлению детей.

Форма

организации

Цель

мероприятия

Участники

проекта

Срок

выполнения

Подготовка анкеты для родителей

«Здоровый образ жизни».

Анкетирование родителей.

Подготовить ряд вопросов для анкетирования родителей по вопросам здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

Воспитатели.

Родители.

02. 2019г.

Мониторинг детей.

Выявить знания детей о здоровье и о здоровом образе жизни.

Дети.

Воспитатели.

02. 2019г.

Составление плана проекта. Анализ научно-методической литературы.

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Воспитатели.

02. 2019г

Подбор художественной литературы для чтения детям.

Подобрать необходимую художественную литературу для работы с детьми по данной теме.

Воспитатели.

02. 2019г

Разработка и изготовление методического наглядного и практического материала для работы с детьми

Организовать благоприятные условия для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни

Воспитатели.

02. 2019г

Подбор дидактического материала.

Подобрать необходимый дидактический материал для работы с детьми по данной теме.

Воспитатели.

02. 2019г

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей старшей группы №10

Таблица 1.

Критерии

Уровни  (%)

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

4

Формирование начальных представлений о ЗОЖ

26%

40%

34%

Уровень физической культуры

23%

45%

32%

Заболеваемость 2018 г.

37,1 %

 

Из таблицы видно, что  у 26% детей группы – низкий уровень формирования начальных представлений о ЗОЖ, у 20% детей – средний уровень, у 54% - высокий уровень формирования начальных представлений о ЗОЖ. Таким образом, у большинства детей старшей группы низкий и средний уровни формирования начальных представлений о ЗОЖ .

У детей старшей группы недостаточно знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. Частично сформированы представления о значении для здоровья физической и двигательной активности, полноценного отдыха, правильного питания, значения гигиены, состояния окружающей среды. Недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов и продуктов.

Итак, опрос детей показал, что у детей старшей группы не сформировано отношение к своему здоровью как к ценности, понимание того, что здоровье  нужно не только беречь, но и укреплять, избавляться от вредных привычек, и подружиться с полезными привычками. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы.

Этап II. Основной (практический).

Цель: использование здоровьесберегающих технологий  для формирования представлений о ЗОЖ и сохранения здоровья детей.

Форма

организации

Цель

мероприятия

Участники

проекта

Срок

выполнения

Художественная литература «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И.Чуковского, чтение стихов, загадки о спорте

Посредством художественной литературы закрепить знания о культурно-гигиенических навыках, о пользе закаливания, занятий спортом.

Воспитатели.

Дети.

II - VI

Беседа «Витамины»

Закрепить знания детей о влиянии витаминов на здоровье детей.

Воспитатели.

Дети.

VI

Беседа «Виды спорта»

Закрепить знания о зимних видах спорта.

Воспитатели

Дети.

III

НОД: «Кто я? Какой я?»

Закрепить знания о строении тела человека. Развивать двигательную память ребёнка. Научить запоминать движения с одного показа.

Воспитатели.

Дети.

III

НОД Формирование представлений о ЗОЖ «Хочу быть здоровым»

Способствовать формированию у детей потребности быть здоровым. Воспитывать культуру тела, сознательного отношения к здоровью. Учить детей, как   вести себя при разных обстоятельствах, чтобы не повредить своему здоровью.

Воспитатели.

Дети.

II

НОД Рисование «Дети делают зарядку»

Воспитывать желание заниматься спортом, вести активный образ жизни.

Воспитатели.

Дети.

III

ООД Рисование «Дети гуляют зимой на участке»

Закрепить знания детей о пользе свежего воздуха и закаливании организма.

Воспитатели.

Дети.

II

НОД «Островки здоровья», открытое занятие для родителей

Создать положительные эмоции у детей и взрослых. Обобщить с детьми изученный  лексический материал.

Воспитатели.

Дети.

Родители

VI

Спортивное  развлечение с участием пап ко дню Защитника Отечества

Вызвать положительные эмоции от участия в соревнованиях. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Воспитатели

II

Разучивание комплекса упражнений в кроватках после сна

Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнений после сна.

Воспитатели.

II

Дидактические игры: «Моё тело», «Полезные продукты», «Назови вид спорта»

Воспитывать культуру тела, сознательного отношения к здоровью. Учить детей, как вести себя при разных обстоятельствах, чтобы не повредить своему здоровью.

Воспитатели.

Дети.

III

Сюжетно-дидактическая игра «Продуктовый магазин»

Закрепить и расширить имеющиеся знания о пользе здоровой пищи. Закрепить с детьми лексический материал.

Воспитатели.

Дети.

III

Пальчиковая гимнастика для пальцев и кистей  рук «Весь организм на моей ладошке»

Совершенствовать общую и мелкую моторику.

Воспитатели.

Дети.

II

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ваших детей»

Дать родителям рекомендации о здоровом образе жизни детей и семьи в целом.

Воспитатели.

Родители.

III

Разучивания комплексов упражнений с массажерами  «Су-джок»

Обучить приемам массажа биологически активных точек пальцев и кистей рук с использованием нетрадиционной техники «Су-джок»

Воспитатели.

II

Памятки для родителей «Формирование правильной осанки», «Народные средства для профилактики простудных заболеваний», «Осторожно, грипп!»

Дать родителям рекомендации  о формировании правильной осанки детей, о профилактике простудных заболеваний.

Воспитатели.

Родители.

II

Папка-передвижка «Если хочешь быть здоров…»

Пополнить знания родителей о пользе прогулок и закаливании детского организма.

Воспитатели.

III

Конкурс семейных рисунков на тему «Мы против вредных привычек»

Посредством продуктивной деятельности закрепить знания детей о ценности здорового образа жизни.

Воспитатели.

Дети.

 

VI

Этап III. Заключительный.

Цель: Совершенствование и обобщение  результатов проекта.

Форма

организации

Цель

мероприятия

Участники

проекта

Срок

выполнения

 Оформление буклета «Использование массажера «Су-джок»

Рекомендации воспитателям и родителям по использованию тренажера Су-джок.

 

Воспитатели.

VI

Повторный мониторинг детей.

Анализ результатов проведённой работы.

Воспитатели.

VI

Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, подвижных игр, дидактических игр по ЗОЖ.

Создание картотеки для формирования представлений о ЗОЖ

Воспитатели.

VI

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей старшей группы №10

Таблица 2

Критерии

Уровни  (%)

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

4

Формирование начальных представлений о ЗОЖ

-

6%

94%

Уровень физической культуры

-

33%

67%

Заболеваемость 2019 г.

20,4 %

 

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Диаграмма 3.

Таким образом, после проведенной работы по проекту уровень формирования начальных представлений о ЗОЖ у детей старшей группы значительно повысился, у большинства детей группы  - высокий уровень (94%).  

Отношение к вредным привычкам изменилось, дети понимают вредное влияние вредных привычек на здоровье человека.

Полученные результаты показывают, что произошли не только количественные изменения уровня здорового образа жизни, но также  и качественные – дети стали более активными, подвижными, более строгими в соблюдении правил гигиены не только по отношению к себе, но и к товарищам, к родителям.

Заключение

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 Реализация  проекта по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ  осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Важное значение в работе по формированию ЗОЖ приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни.

Важными  составляющими проектной работы стали: личная гигиена детей; использование массажных дорожек; обучение навыкам самомассажа; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни и др.

Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого.

На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для  родителей оформляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.

Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок     информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.  

Таким образом, если  правильно организовывать развивающую среду, учитывать  возрастные особенности детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематически проводить работу по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, все это будет  способствовать укреплению здоровья детей, сформирует представление о здоровье как о ценности, воспитает полезные привычки и навыки здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Расту здоровым!» Технология ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У дошкольников в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры - становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к лю...

Проект по теме "Расту здоровым в стране здоровья"

Краткосрочный проект, сделанный вместе с детьми и родителями во 2 младшей группе...

Конспект проведения Дня Здоровья в средней группе. ООД на тему "Расти здоровым"

Игровое занятие с дошкольниками, дающее представление о здоровом образе жизни....

"Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"

Преентация ко Дню Здоровья "Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"...

Программа Здоровье. Растим здоровых детей

Программа Здоровье. Растим здоровых детей...