Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Осторожно вирусы!
план-конспект занятия (старшая группа)
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей в России снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17, 3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих.
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности гулять и играть на улице, да и дома, так как некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Cтруктурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Конспект занятия по познавательному развитию
в старшей группе
«Осторожно, вирусы!»
Подготовила: Танаева Т.А.
Комсомольский, 2021
Цель:
Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.
Задачи:
Развивающие
1. Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
2. Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
Обучающие
3. Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
Воспитательные
4. Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
5. Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки
Предварительная работа:
1. Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб», сказка «Три микроба»
2. Знакомство с микроскопом
3. Разучивание стихов
4. Разучивание подвижной игры «Микробы полезные и вредные»
Оборудование: Свое оборудование на каждый опыт, Незнайка, микроскоп, запись песни, запись мелодии для игры, магнитофон, мультимедийный аппарат, ноутбук, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент: Дети входят и становятся в круг под песню «Ужасно интересно» из мультфильма из "38 попугаев". Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.
Воспитатель: «Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Поприветствуем друг друга! »
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг,
Здравствуй друг.
Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
А знаете, мы ведь не просто поздоровались, мы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали: “Здравствуйте!” ,здоровья пожелали.
Воспитатель:
-Ребята, мне кажется ,там кто-то разговаривает, вы слышите?
Сюрпризный момент: Незнайка сидит с лупой , как будто смотрит через нее и бубнит: «Ужасно, прелестно, огорчительно, замечательно».
Воспитатель: «Ребята ,вы узнали кто это?( Ответы детей). Давайте с ним поздороваемся!
Воспитатель: «Незнайка, что ты делаешь?»
Незнайка: Вы хотите знать, что я делаю? Вот все говорят «Микробы, вирусы». Какие такие микробы и вирусы, ничего я не вижу и ничего не знаю. Значит, их нет.
Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы и вирусы?
Пусть нам расскажут об этом дети
Стихи о микробах
И. Обыдённый «Вирусы вреднилусы»
Г. Кружков) «Микроб — ужасно вредное животное»
Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу,незаю!
Воспитатель: «Вот я предлагаю тебе и всем детям сегодня на занятии узнать все о микробах, вирусах и бактериях. Хотите? Тогда слушайте и смотрите!»
Воспитатель:
«Микробы - очень маленькие и живые существа .
Микробы очень и очень маленькие, меньше самых маленьких насекомых.(показ на экране) . Мы видим изображения разных микробов. У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутики вращаются, как пропеллер самолета, и микроб движется. Но у большинства микробов таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). На Земле их бессчетное количество. Микробы и бактерии живут повсюду:в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении ; в грязной воде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Микробы и бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на игрушках, на мебели, много микробов на немытых руках. В течение дня мы беремся руками за множество предметов, поселяя микробы, находящиеся на них, на свои руки. Вот так они и передвигаются.
Для того чтобы расти микробам нужно питание. Есть они могут все: хлеб, фрукты, овощи, землю, опавшие с деревьев листья и т. п.
Для того чтобы увидеть микробов , нам нужен специальный прибор –микроскоп который увеличивает предметы в сотни раз.(показ на экране)
Среди микробов есть наши друзья и враги. С теми и другими мы должны научиться правильно себя вести, чтобы оставаться здоровыми.
Сегодня на занятии речь пойдет о вредных микробах и вирусах-врагах, которые при попадании в организм человека, вызывают болезнь
Но как я вам ранее говорила , микробы настолько маленькие, что их нельзя увидеть человеческим глазом, их изучают в специальных лабораториях ученые –исследователи, научные сотрудники. Я предлагаю вам сегодня стать научными сотрудниками, готовы? Но прежде чем мы отправимся в лабораторию, давайте вспомним правила поведения(Ответы детей). Тогда отправляемся в нашу научную лабораторию.
Вредные микробы и вирусы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?
1 Опыт:
Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.
Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно? Чистое ?
Далее дети на зеркало дышат, кашляют, чихают, близко приставив зеркало ко рту.
Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов и вирусов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).
Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот платочком, воспользоваться салфеткой, носить маску, кашлять и чихать в локоточек, соблюдать дистанцию)
Давайте проверим, могут ли эти методы задержать микробы и вирусы?(проводится повторно опыт с использованием платочка, маски, салфетки, соблюдением дистанции, кашля в локтевой сгиб, воспользоваться ладошкой).
Посмотрим теперь на наши зеркала, какие они?(ответы детей-чистые)
Воспитатель: «Верно, зеркала остались чистые,значит действительно все эти методы помогают в борьбе с микробами и вирусами!
Вывод: Чтобы микробы не разлетались в окружающую среду , нужно прикрывать рот ладошкой, маской, платочком(показ на экране)
Но вот вы сказали ,воспользоваться ладошкой, это будет безопасно?(ответы детей... )
Сейчас с помощью опыта мы покажем , что это совсем небезопасно!
- Опыт:
Оборудование:
Чаша с мелко нарезанной новогодней мишурой.
Я предлагаю опустить руки в чашу, (один ребенок) перемешай мишуру. Здорово! Покажи свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.
И как же от них спастись?(ответы детей)
- Опыт:
Оборудование:
Чаша с подкрашенной черной мукой, таз с водой, мыло.
Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Ой, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом.
Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.
- Опыт
Воспитатель:
-Ребята, вы знаете, у микробов есть одно удивительное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых таких же , как и он , микробов.
Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло много еды, много влаги и они чувствуют себя очень хорошо.
Давайте посмотрим , как это происходит. Скатайте шарик из пластилина. Вот так выглядят микробы и вирусы, которые вызывают заболевания. Через некоторое время микроб начинает делиться. Разделите шарик пополам , а каждую половинку еще раз пополам и скатайте из них шарики. Сначала микробы и вирусы маленькие, потом они питаются и растут. Их становится все больше и больше и человек заболевает сильнее. Как же помочь больному человеку?(ответы детей)А теперь посмотрим, что будет если человек примет лекарство. Они сморщились, сплющились и слиплись между собой. Сдавите шарики между собой .Вот и справился организм. Конечно лучше никогда не болеть. Для этого нужно укреплять организм, закаляться,проветривать помещение,гулять на свежем воздухе, соблюдать режим дня, следить за чистотой рук и одежды!
Воспитатель: «Ребята , а теперь предлагаю отдохнуть и поиграть !»
Музыкальная игра "Микробы" (музыкальное сопровождение)
1. К нам коварные микробы в гости прибежали.
Захотели с нами жить, предлагают нам дружить.
Дети изображают своими движениями лукавых и коварных микробов.
2. Уговоры все напрасны, знаем мы, что вы опасны!
Движения детей становятся резкими, угловатыми.
3. Принимаемся за дело и взбиваем мыло в пену.
Интенсивные круговые движения руками, согнутыми в локтях.
4. Протираем, поласкаем, из мыла пузыри пускаем.
Показать, как протирают пыль и поласкают вещи.
5. Разлетелись пузыри, ты скорее их лови.
Движения детей легкие, на прыжках и подскоках двигаются свободно по залу, показывая, как ловят мыльные пузыри.(дети садятся)
Воспитатель: «Ребята а какой микроб вам самый известный, о котором сейчас все говорят?»(ответы детей)
Хотите узнать о нем поподробнее, узнать почему он так называется и посмотреть как он выглядит?(ответы детей)
Просмотр видео.
Воспитатель: «Понравился вам мультфильм, теперь вы знаете почему он так называется?(ответы детей)
Воспиталь: «Ребята ,ну а мы выбираем здоровье! Именно под таким названием я бы хотела сделать плакат напоминание о том как ,беречь и укреплять здоровье! Но мне понадобится ваша помощь, согласны?(ответы детей)
Итак, чтобы быть здоровым, нужно…(ребенок заканчивает фразу и приклеивает на плакат соответствующую картинку)
-заниматься физкультурой и спортом, делать утреннюю гимнастику, закаляться, гулять на свежем воздухе, принимать витамины, кушать овощи и фрукты, проветривать помещение, соблюдать режим дня, закрывать рот маской, платочком, мыть руки с мылом.
Незнайка, а ты, убедился теперь, что микробы и вирусы существуют, хотя мы и не видим их и знаешь как от них уберечься! (ответ Незнайки ДА) А что бы ты не забывал об этих правилах, я подарю тебе и всем ребятам вот такие памятки –подсказки!
Незнайка : «Спасибо вам большое! Сегодня я узнал много нового и интересного, а ваш подарок будем мне напоминать о правилах гигиены. »
Воспитатель: «Ребята, вот и подошло к концу наше познавательное занятие.
Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
Какие решения вы для себя приняли? (ответы детей)
О каком опыте вы расскажете дома маме и папе?(ответы детей)
-Вы сегодня постарались,
Очень славно занимались
Все советы выполняли
И здоровье укрепляли!
Я думаю, что мы узнаем еще много интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".
Программное содержание:1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2. Развивать краеведческую любознательность; формиро...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...