Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Осторожно вирусы!
план-конспект занятия (старшая группа)

ТатьянаТанаева

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей в России снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17, 3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих.

В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности гулять и играть на улице, да и дома, так как некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Cтруктурное подразделение «Детский сад комбинированного вида  «Колокольчик»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

   

        

Конспект занятия по познавательному развитию

 в старшей группе

«Осторожно, вирусы!»

Подготовила: Танаева Т.А.

Комсомольский, 2021

Цель:

Формирование  основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

  Задачи:

Развивающие

1. Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.

2. Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.

Обучающие

3. Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.

           Воспитательные

4. Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.

5. Создать условия для перевода  полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые  привычки  

Предварительная работа:

1.        Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб», сказка «Три микроба»

2.        Знакомство с микроскопом

3.        Разучивание стихов      

4.        Разучивание подвижной игры  «Микробы полезные и вредные»

Оборудование:  Свое оборудование на каждый опыт, Незнайка, микроскоп, запись песни, запись мелодии для игры, магнитофон, мультимедийный аппарат, ноутбук, презентация.

 Ход занятия: 

Организационный момент: Дети входят и становятся в круг под песню «Ужасно интересно» из мультфильма  из "38 попугаев". Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.

Воспитатель: «Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Поприветствуем друг друга! »

     Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг,

Здравствуй друг.

Все на месте? Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

А знаете, мы ведь не просто поздоровались, мы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали: “Здравствуйте!” ,здоровья пожелали.

Воспитатель:

-Ребята, мне кажется ,там кто-то разговаривает, вы слышите?

Сюрпризный момент: Незнайка сидит с лупой , как будто смотрит через нее и  бубнит: «Ужасно, прелестно, огорчительно, замечательно».

Воспитатель: «Ребята ,вы узнали кто это?( Ответы детей). Давайте с ним поздороваемся!

Воспитатель: «Незнайка, что ты делаешь?»

Незнайка: Вы хотите  знать, что я делаю? Вот все говорят «Микробы, вирусы». Какие такие микробы и вирусы, ничего я не вижу и ничего не знаю.  Значит,  их нет.

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы и вирусы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Стихи о микробах

              И. Обыдённый  «Вирусы вреднилусы»

              Г. Кружков)   «Микроб — ужасно вредное животное»

Незнайка:  Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу,незаю!

Воспитатель: «Вот я  предлагаю тебе и всем детям сегодня на занятии узнать все о микробах, вирусах и бактериях. Хотите? Тогда слушайте и смотрите!»

Воспитатель: 

«Микробы  - очень маленькие и живые существа .

Микробы очень и очень маленькие, меньше самых маленьких насекомых.(показ на экране) .  Мы видим изображения разных микробов. У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутики вращаются, как пропеллер самолета, и микроб движется. Но у большинства микробов таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). На Земле их бессчетное количество. Микробы и бактерии живут повсюду:в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении ; в грязной воде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Микробы и бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на игрушках, на мебели, много микробов на немытых руках. В течение дня мы беремся руками за множество предметов, поселяя микробы, находящиеся на них, на свои руки. Вот так они и передвигаются.

Для того чтобы расти микробам нужно питание. Есть они могут все: хлеб, фрукты, овощи, землю, опавшие с деревьев листья и т. п.

Для того чтобы увидеть микробов , нам нужен специальный прибор –микроскоп который увеличивает предметы в сотни раз.(показ на экране)

   Среди микробов есть наши друзья и враги. С теми и другими мы должны научиться правильно себя вести, чтобы оставаться здоровыми.

Сегодня на занятии речь пойдет о вредных микробах и вирусах-врагах, которые при попадании в организм человека, вызывают болезнь

 Но как я вам ранее говорила , микробы настолько маленькие, что их нельзя увидеть человеческим глазом, их изучают в специальных лабораториях ученые –исследователи, научные сотрудники. Я предлагаю вам сегодня стать научными сотрудниками, готовы? Но прежде чем мы отправимся в лабораторию, давайте вспомним правила поведения(Ответы детей). Тогда  отправляемся в нашу научную лабораторию.

Вредные  микробы и вирусы  находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы  разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт:

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки  индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно? Чистое ?

Далее дети  на зеркало дышат, кашляют, чихают, близко приставив зеркало  ко рту.

Проверьте чистое ли ваше  зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много,  много микробов и вирусов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей,    могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот платочком,  воспользоваться салфеткой, носить маску, кашлять и чихать в локоточек, соблюдать дистанцию)

Давайте проверим, могут ли эти методы задержать микробы и вирусы?(проводится повторно опыт с использованием платочка, маски, салфетки, соблюдением дистанции, кашля в локтевой сгиб, воспользоваться ладошкой).

Посмотрим теперь на наши зеркала, какие они?(ответы детей-чистые)

Воспитатель: «Верно, зеркала остались чистые,значит действительно все эти методы помогают в борьбе с микробами и вирусами!

Вывод: Чтобы микробы не разлетались в окружающую среду , нужно прикрывать рот ладошкой, маской, платочком(показ на экране)

 Но вот вы сказали ,воспользоваться ладошкой, это будет безопасно?(ответы детей...      )

Сейчас с помощью опыта мы покажем , что это совсем небезопасно!

  1. Опыт:

Оборудование:

Чаша с мелко нарезанной новогодней мишурой.

       

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один ребенок) перемешай мишуру. Здорово! Покажи свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого  руки в  мишуре. Красивые, такие   блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда  вы кашляли и закрывали рот рукой.

 И как же от них спастись?(ответы детей)

  1. Опыт:

Оборудование:

Чаша с  подкрашенной черной мукой, таз с водой, мыло.

Ход: Кто самый смелый?  Опускай  руки в чашу.  Ой, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все  встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще  потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя  чистые? Нет. Сильнее полощи.  А может, помоешь тщательно с мылом.  

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята,  а вода   в тазу стала какая?   Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

  1. Опыт

Воспитатель:

-Ребята, вы знаете, у микробов есть одно удивительное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых таких же , как и он , микробов.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло много еды, много влаги и они чувствуют себя очень хорошо.

Давайте посмотрим , как это происходит. Скатайте шарик из пластилина. Вот так  выглядят  микробы и вирусы, которые вызывают заболевания. Через некоторое время микроб начинает делиться. Разделите шарик пополам , а каждую половинку еще раз пополам и скатайте из них шарики. Сначала микробы и вирусы маленькие, потом они питаются и растут. Их становится все больше и больше и человек заболевает сильнее. Как же помочь больному человеку?(ответы детей)А теперь посмотрим, что будет если человек примет лекарство. Они сморщились, сплющились и слиплись между собой. Сдавите шарики между собой .Вот и справился организм. Конечно лучше никогда не болеть.  Для этого нужно укреплять организм, закаляться,проветривать помещение,гулять на свежем воздухе, соблюдать режим дня, следить за чистотой рук и одежды!

Воспитатель: «Ребята , а теперь предлагаю отдохнуть и поиграть !»

Музыкальная игра "Микробы" (музыкальное сопровождение)
1. К нам коварные микробы в гости прибежали.
Захотели с нами жить, предлагают нам дружить.

Дети изображают своими движениями лукавых и коварных микробов.

2. Уговоры все напрасны, знаем мы, что вы опасны!

Движения детей становятся резкими, угловатыми.

3. Принимаемся за дело и взбиваем мыло в пену.

Интенсивные круговые движения руками, согнутыми в локтях.

4. Протираем, поласкаем, из мыла пузыри пускаем.

Показать, как протирают пыль и поласкают вещи.

5. Разлетелись пузыри, ты скорее их лови.

Движения детей легкие, на прыжках и подскоках двигаются свободно по залу, показывая, как ловят мыльные пузыри.(дети садятся)

Воспитатель: «Ребята а какой микроб вам самый известный, о котором сейчас все говорят?»(ответы детей)

Хотите узнать о нем поподробнее, узнать почему он так называется и посмотреть как он выглядит?(ответы детей)

Просмотр видео.

Воспитатель: «Понравился вам мультфильм, теперь вы знаете почему он так называется?(ответы детей)

Воспиталь: «Ребята ,ну а мы выбираем здоровье! Именно под таким названием я бы хотела сделать плакат напоминание о том как ,беречь и укреплять здоровье! Но мне понадобится ваша помощь, согласны?(ответы детей)

Итак, чтобы быть здоровым, нужно…(ребенок заканчивает фразу и приклеивает на плакат соответствующую картинку)

-заниматься физкультурой и спортом, делать утреннюю гимнастику, закаляться, гулять на свежем воздухе, принимать витамины, кушать овощи и фрукты, проветривать помещение, соблюдать режим дня, закрывать рот маской, платочком, мыть руки с мылом.

Незнайка, а ты, убедился теперь, что микробы и вирусы существуют, хотя мы и не видим их и знаешь как от них уберечься! (ответ Незнайки ДА) А что бы ты не забывал об этих правилах, я подарю тебе и всем ребятам вот такие памятки –подсказки!

Незнайка : «Спасибо вам большое! Сегодня я узнал много нового и интересного, а ваш подарок будем мне напоминать о правилах гигиены. »

Воспитатель: «Ребята, вот и подошло к концу наше познавательное занятие.

Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)

Какие решения вы для себя приняли? (ответы детей)

 О каком опыте вы расскажете  дома маме и папе?(ответы детей)  

-Вы сегодня постарались,

Очень славно занимались

Все советы выполняли

И здоровье укрепляли!

 Я думаю, что мы узнаем еще много интересного.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...