Здоровьесберегающие технологии.
статья
Что такое технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий, в широком глобальном смысле.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы, включает в себя набор определенных действий на каждом этапе, позволяя предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moya_zdorovezberegayushchie_tehnologii.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьезберегающие технологии.
Что такое технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий, в широком глобальном смысле.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы, включает в себя набор определенных действий на каждом этапе, позволяя предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическую технологию отличают:
- конкретность и четкость цели и задач;
- наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
- систематичность и регулярность применения технологий;
- использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Так вот в физическом воспитании мы тоже используем различные технологии, техники, методы и способы работы. Они нам давно известны, но нам всегда хочется чего - то нового, новых знаний.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о здоровьесберегающих технологиях. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Инструктор по физическому воспитанию не просто проводит занятия, но и знакомит, обучает и прививает детям хорошую привычку сохранять и укреплять своё здоровье.
И так что такое здоровье (в определении ВОЗ) – это состояние физического и социального благополучия человека.
Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.
Основные составляющие этой системы:
- Организация рационального двигательного режима воспитанников.
- Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.
- Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
При использовании здоровьесберегающих технологий необходимо соблюдать следующие принципы:
- не навреди!
- принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
- соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.
Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий, которые мы используем в работе с детьми в ДОУ.
Дыхательная гимнастика.
Общеукрепляющая гимнастика.
Развитие мелкой моторики.
- Упражнения для глаз
- Упражнения на фитболах.
- Стрейчинг.
- Йога.
- Аэробика.
- Логоритмика.
- Пальчикова гимнастика.
- Динамические паузы (физминутки).
- Ритмопластика .
Поговорим о них более подробно:
Дыхательная гимнастика
Однин из самых популярных вид здоровьесберегающих технологий - дыхательная гимнастика. Это система дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
- тренировать дыхательный аппарата;
- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- повысить защитные механизмы организма;
- восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- развивать речевое дыхание.
На занятиях с применением дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие правила.
- хорошо проветриваемая комната.
- до приема пищи.
Так же данная гимнастика может проводиться самостоятельно, ежедневными и длительность комплекса 3-6 минут.
Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется специальная форма одежды.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
Данная гимнастика способствует развитию:
- осязательных ощущений;
- координации движений пальцев и рук;
- творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе ее выполнения дети производят активные и пассивные движения пальцами.
Используются такие виды упражнений:
- массаж;
- действия с предметами или материалами;
- пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
- предупреждения утомления;
- тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
Длительность такой гимнастики 2-4 минуты. Главное правило выполнения упражнений состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.
Цель ритмопластики:
- восполнение «двигательного дефицита»;
- развитие двигательной сферы ребенка;
- укрепление мышечного корсета;
- совершенствование познавательных процессов;
- формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Длительность занятия по 30 минут. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Динамические паузы или физкультминутки.
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель заключается в:
- смене вида деятельности;
- предупреждении утомляемости;
- снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
- активизации кровообращения;
- активизации мышления;
- повышении интереса детей к ходу занятия;
- создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длительность динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости детей. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Фитбол гимнастика
Область применения фитбола безгранична, его можно использовать в любом возрасте и на любые группы мышц, для лечения и для профилактики, для отдыха и для развлечения.
Правила фитбола:
1. Мяч подбирают по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.
2. Удобная одежда, не мешающая движениям.
3. Упражнения не должны причинять боль.
4. При выполнении упражнений не задерживать дыхание.
5. Начинать с простых упражнений постепенно переходя к более сложным.
6. Избегать быстрых и резких движений.
Обязательным условием для проведения упражнений является хорошее самочувствие и позитивное настроение ребенка.
Для занятий можно подобрать ритмичную музыку – таким образом, упражнения принесут ребенку еще больше радости.
Фитбол-гимнастика включает в себя: общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, упражнения на равновесие, игровые упражнения, упражнения на релаксацию, коррекционные упражнения.
Использование здоровьесберегающих технологий и создание разнообразной, не обычной, интересной для ребенка игровой ситуации и развивающей среды способствует:
-увеличению уровня работоспособности и выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-более качественному формированию, двигательных умений и навыков;
-развитию общей и мелкой моторики;
-повышению интереса к занятиям физической культурой;
-более эффективному обучению, которое проходит в комфортной и привычной для детей обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...