Проект "Здоровый образ жизни"
проект (старшая группа)

Сюлаева Людмила Николаевна

цель проекта - формирование основ здорового образа жизни у детей с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zozh.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37

города Кузнецка

 

Проект  на тему:

«ЗДОРОВЫЙ  ОБРАЗ  ЖИЗНИ »

   

                                               

    Подготовили:                                

учитель-дефектолог Сюлаева Л. Н.

                                                                                                                                  воспитатель  Биксалеева Н. Н.

г. КУЗНЕЦК  2021

Проект «Здоровый образ жизни»

Место реализации проекта: МБДОУ ДС №37 города Кузнецка Пензенская область

Время проведения: 1,5 месяца (02.09.20 – 19.10.2021гг.)

Участники проекта:

Дети 5-6 лет с задержкой психического развития, учитель-дефектолог, воспитатель, родители.

Цель: формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

• развивать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей, желание заботиться о своем здоровье;

•развивать зрительное внимание, долговременную память, словесно-логическое мышление;

•воспитывать у детей активную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Ожидаемые результаты для педагогов:

• снижение заболеваемости среди детей;

•создание благоприятной образовательной среды, способов сохранения здоровья;

•воспитание всесторонне развитой личности.

Для детей:

• благотворное влияние на развитие познавательной сферы и речи, расширение кругозора, физических,нравственных качеств.

Для родителей:

•сформировать активную жизненную позицию у участников проекта, направленную на сохранение и укрепление здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.

Девиз проекта: «Быть здоровым – здорово!»

Тип проекта: информационно – практика – ориентированный

Выполнение проекта

1этап: подготовительный.

• Формирование проблемы.

• Определение задач.

• Изучение методической литературы по данной теме.

2этап: основной.

• Организация работы над проектом.

3 этап: заключительный.

• Анализ результатов проекта.

• Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово! »

Ожидаемые результаты: 

у детей:

  • сохранение и укрепление физического здоровья детей;
  • совершенствование психических процессов;
  • привитие навыков безопасного поведения.

у родителей:

  • совместное участие с детьми в оздоровительных мероприятия;.
  • повышение компетентности в вопросах летнего отдыха.

у педагогов:

  • разработка методического и практического материала к данному проекту;
  • составление конспектов досуга и праздников;
  • повышение компетентности в вопросах летнего оздоровительного отдыха.

Актуальность  проблемы:

     Дошкольный возраст является основным в формировании физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов всего организма и становление его функциональных систем, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

     Приобщение детей  дошкольного возраста с задержкой психического развития к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осознанному поведению является важной и актуальной проблемой дошкольного воспитания, т. к. именно в этом возрасте, в силу высокой активности детей, формируется заинтересованность к правильному поведению, складываются привычки, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление и речь. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию здорового образа жизни у детей. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных задач нашего общества.

     Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

    Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей  являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Дети должны научиться правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

    Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в основной образовательной деятельности, так и реализоваться в ходе режимных моментов, в проектной деятельности детей.

 Предварительная работа:

консультации для родителей «Здоровый образ жизни семьи», «»Особый» ребенок в семье и физкультура», «Иммунитет и способы его укрепления»; изготовление папки-передвижки «Правила здорового образа жизни!»; чтение художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В. Радченко «Олимпийский учебник»,  М. Безруков «Разговор о правильном питании», А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая»; рассматривание иллюстраций; заучивание стихов, поговорок о здоровье; беседы: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»; сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Этапы реализации проекта:

1этап: подготовительный.

•Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников с задержкой психического развития здоровьесберегающего поведения;

• выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг и интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети подготовительной группы и их родители);

•определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

•обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

     Дети получают письмо от Мойдодыра,  который приглашает ребят к себе в гости.

2 этап: реализации.

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. Давайте откроем его и прочитаем.

Дорогие ребята!

Пишет вам друг – Мойдодыр. Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите - не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто -
До свиданья!  Приглашаю Вас к себе в гости.

До встречи! Ваш друг Мойдодыр!

- Что же, ребята, если Мойдодыр  нас приглашаем в гости пора отправляться в наше путешествие. Вы согласны?

Дети:  Да, согласны.

Поэтапное решение проблемы.

Ежедневная профилактическая работа:

утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика (дыхательная, осанка, плоскостопие, зрение) гимнастика пробуждения, проветривание, закаливание, физкультурные  минутки, минутки релаксации, подвижные игры.

I неделя: Чистота - залог здоровья.

  • Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров! »

Цель: формировать осознанное отношение к своему здоровью, понимание того, что каждый должен сам заботиться о своем организме.

  • Игры–драматизации: инсценировка отрывков К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: способствовать умению детей сравнивать свои поступки с поступками персонажа литературного произведения, стремиться избавиться от вредных привычек.

Экскурсия в прачечную.

Цель: показать детям, как работники прачечной заботятся о чистоте наших полотенец и другого белья. Воспитывать уважение к труду работников прачечной.

II. Неделя: Витаминная.

  • Беседа на тему: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».

       Цель: закрепить у детей названия овощей, фруктов, ягод; расширять представления о  том, насколько полезны многие продукты, и как важно правильно питаться; продолжать совершенствовать речь детей и умение отвечать на вопросы; способствовать умению детей вести диалог с педагогом.

Наглядный материал: муляжи фруктов и овощей, картинки продуктов.

  • Основная образовательная интегрированная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя:

Тема: «Здоровье и питание»

Цель: расширять и уточнять представление детей о питании, продолжать учить правилам культурного и безопасного поведения за столом, воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу. Развивать познавательную активность. внимание и память, мышление, мелкую моторику. 

  • Консультация для родителей о правильном питании.

Цель: формировать  у родителей потребности в организации правильного питания, как одной из составляющих здорового образа жизни.

  • Беседа с медицинской сестрой  о пользе здоровой пищи.

Цель: формировать убеждения и привычку к здоровому образу жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

  • Продуктивная деятельность на тему: " Волшебные витамины".

Цель: развивать творческие способности  детей. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, аккуратность.

  • Чтение художественной литературы: загадки и стихи об овощах и фруктах.

Цель: расширять знания дошкольников о питании, о взаимосвязи здоровья и питания.

Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах. 

  • Сюжетно-ролевая игра "Магазин: овощи и фрукты".

Цель: закрепить знания детей об обобщающих понятиях «магазин», «овощи», «ягоды», « фрукты». Упражнять в классификации, обобщении, выделение лишнего.

III. Неделя: Здоровье.

  • Игра-рассуждение «Что мне нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?».

Цель: определить отношение детей к своему здоровью.

  • Консультация «Красивая осанка - залог здоровья».

Цель: изучить влияние комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

  • Рисование плакатов: «Здоровые дети – здоровая планета».

Цель: познакомить детей с основами правильного питания, отличать полезные для здоровья продукты от вредных и изображать в рисовании.

  • Викторина «Что вы знаете о здоровье?»

Цель: определить отношение детей к своему здоровью.

IV Неделя: Закаляйся!

  • Беседа: «Борьба с простудой».

Цель: добиваться, чтобы дети осознавали важность закаливающих процедур для своего здоровья, выполняли их сознательно.

  • Игра: «Ветерок» (выработка дифференцированного дыхания).

Цель: способствовать умению детей делать вдох носом, а выдох ртом.

  • Закаливающая гимнастика.

Цель: формировать и корректировать осанку, чувство координации движений.

V Неделя: «Я и дома и в саду с физкультурою дружу!»

  • Подвижные игры: «Придумай – покажи», «Зарядка веселых ребят», «Зеркало», «Делай как я».

Цель: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

  • Анкетирование родителей на тему "Как вы занимаетесь физкультурой дома?".

Цель: вовлечение родителей в жизнь детского сада, укрепление внутрисемейных отношений.

Рисование: "Мама, папа, я – спортивная семья».

Цель: научить детей вести здоровый образ жизни. 

  • Прогулка. Тема: «В здоровом теле - здоровый смех!»

Цель: определять степень сформированности у детей представления о здоровье; характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.

  • Беседа на тему: «Моя семья и физкультура!»

          Цель: воспитывать привычку к повседневной физической активности.

VI Неделя: В сказку за здоровьем (итоговая неделя).

  • Основная образовательная деятельность:

Тема «Цветок здоровья».

Цель: закрепить знание детей о здоровом образе жизни.

  • Развлечение «В гости к доктору Айболиту».

Цель: закрепить  знания детей о культуре гигиены, развивать физические качества, двигательную активность.

  • Работа с родителями. 

Цель: приобщить родителей к жизни детей в детском саду (изготовление оборудования для уголков здоровья).

  Показатели эффективности:

• знания детей и осознанное понимание значимости здорового образа жизни, желание заботиться о здоровье;

•сформированность активной жизненной позиции у большинства участников проекта, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья;

• умение детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.

 

          Перспектива развития проекта:

взаимосвязь педагогов с родителями в целях сохранения и укрепления здоровья детей и обучение их здоровому образу жизни в кругу семьи.

Использованная литература:

  1. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991.
  2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость М.,1981.
  3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
  5. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2000.
  6. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., 1989.
  7. Змановский, Ю. Ф. Воспитание здорового ребенка: Физиологический аспект / Ю. Ф. Змановский. - М., 1987.
  8. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9.
  9. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб.,1993.
  10. Прокопенко В.И., Волошина Л.Н.. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ и школе: Учеб. мет. пособие. Екатеринбург, -2002.-с 334.
  11. Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! //Дошкольное воспитание - №9 - 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Анкета для определения знаний родителей о здоровом образе жизни. Анализ результатов анкетирования родителей «О здоровом образе жизни».

Самое ценное в любом анкетировании - это информация, которую мы получаем в результате. Очень важно уметь сделать правильные выводы по итогам анкетирования. Именно для этого нужен тщательный анализ пол...

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни .

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни -   Здоровье ребенка – одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным...

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Буклет "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех! "

Буклет для родителей.Нам, взрослым, необходимо объяснить детям, что здоровье – одна из главных ценностей жизни....

Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и  хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...