Программа "Закаливание детей в деском саду "
методическая разработка (старшая группа)
Программма "Закаливание детей в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Закаливание детей в детском саду" | 54.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа Закаливания для детей
в группе № 9 « Наран»
Воспитатель: Гензбург Н.А.
Пояснительная записка
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, это бесценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми.
Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний.
Появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями.
Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста.
Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик закаливания, а также создание условий для укрепления здоровья, на основе активного использования закаливания начиная с раннего возраста
Цель: Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста в детском саду на основе активного использования закаливания.
Задачи:
- организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;
- создание условий для оптимального двигательного режима;
- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
- полноценное питание;
- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
- создание атмосферы психологического комфорта.
Ожидаемый результат:
- Осознание родителями и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Овладение навыками самооздоровления.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Общие мероприятия закаливания.
Закаливание в ДОУ
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия. В течение года рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач.
При закаливании руководствуемся определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка.
Система закаливания основана на воздействии на организм ребенка природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей и рефлекторные способности организма.
Закаливание - первый шаг на пути к здоровью
Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:
- проводить закаливающие процедуры систематически, увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,
- учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,
- начинать закаливание в любом возрасте,
- никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз,
- избегать сильных раздражителей:
- продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,
- правильно подбирать одежду и обувь: она должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,
- закаливаться всей семьей,
- закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем,
- в помещении, где находится ребенок, никогда не курить
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
№ | Формы и методы | Содержание |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (адаптац.период); - гибкий режим; - организация микроклимата; |
2. | Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные игры; - спортивные игры. |
3. | Гигиенические и водные процедуры | - умывание; - мытье рук; - игры с водой; - обеспечение чистоты среды. |
4. | Воздушные ванны | - проветривание помещений; - сон при открытых фрамугах; - прогулка на свежем воздухе; - обеспечение температурного режима. |
5. | Активный отдых | - развлечения; - игры – забавы; - дни здоровья. |
6. | Специальное закаливание | - хождение босиком; - игровой массаж; - элементы дыхательной гимнастики. |
7. | Витаминизация | - ежедневный прием витаминов С (осенне-зимний период). |
Как действует закаливание?
- Весь организм человека пронизывают кровеносные сосуды. Они работают в теле, как батареи системы отопления Весь организм человека пронизывают кровеносные сосуды. Они работают в теле, как батареи системы отопления в доме. На холоде сосуды расширяются и прокачивают больше теплой крови через поверхность тела.
- Становиться теплее. На жаре они сужаются, чтобы кровь не перегрелась от этой поверхности и не перегрела внутренние органы
- Поэтому так важно научить кровеносные сосуды быстро сжиматься к смене тепла и холода.
- Тогда организм сможет дать отпор микровающим простуду и другие инфекционные заболевания. в доме. На холоде сосуды расширяются и прокачивают больше теплой крови через поверхность тела.
- Становиться теплее. На жаре они сужаются, чтобы кровь не перегрелась от этой поверхности и не перегрела внутренние органы
- Поэтому так важно научить кровеносные сосуды быстро сжиматься к смене тепла и холода.
- Тогда организм сможет дать отпор микробам,
вызывающим простуду и другие инфекционные
заболевания.
Правила закаливания
- Начинай закаливание в теплую погоду, когда можно одновременно принимать воздушные и солнечные ванны. Это время отдыха, игры, прогулок (пеших и на велосипеде). Водные процедуры начинай во время купания в реке, озере;
- Ходи босиком по лесной тропинке, песку, мягкой траве, гальке;
- Продолжительность закаливающих процедур вначале должна быть небольшой, а температура воздуха и воды соответствовать рекомендуемым
(таблица 1);
- Температуру воды для обливания, обтирания, душа и ножных ванн надо снижать постепенно каждые три дня на 1-2ºС;
- После водных процедур разотри тело сухим полотенцем до легкого покраснения;
- Если начал закаляться, то делай это каждый день! Если пропустил 1-2 недели, то надо начинать все сначала;
- Выполняй закаливающие процедуры только будучи здоровым!
Чтобы предохранить себя во время закаливающих процедур от перегревания или переохлаждения, следует также соблюдать несколько несложных, но важных правил:
- немедленно прекращай закаливающие процедуры при ухудшении самочувствия (вялость, сердцебиение);
- не оставайся под прямыми солнечными лучами в первые жаркие дни более 10 минут.
- Надевай на голову легкую шапочку из светлой ткани;
- Быстро смени верхнюю одежду, чулки, носки и обувь, если они намокли в холодную погоду;
- Закаливающую процедуру необходимо немедленно прекратить, если появился озноб, дрожь (во время купания).
- При правильно организованном закаливании вы забудете о простуде
- Если хочешь, чтобы твой организм был крепким и мог сопротивляться любым болезням – Закаливайся!
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
- Воздушные ванны;
- Закаливание солнцем;
- Солнечные ванны;
- Закаливание водой;
- Прогулки на воздухе;
- Закаливание воздухом.
- Обтирание;
- Хождение босиком;
- Холодное обтирание;
- Водные процедуры для ног;
- Контрастный душ;
- Закаливание горло;
- Закаливание дыхание;
- Массаж волшебных точек ушей;
- Точечный массаж;
- Дыхательная гимнастика;
- Гимнастика после сна.
Воздушные ванны
Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.
Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16° С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.
Виды воздушных ванн:
- очень холодные (ниже 4С°).
- холодные
- (4-13С°)
- умеренно холодные (13-17С°)
- прохладные
(17-21С°) - индифферентные (21-22С°)
- тёплые (свыше 22С°)
- горячие (свыше 30С°)
Закаливание солнцем
Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации.
Закаливание водой
Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением.
Обтирание
Процедура обтирания: полотенце,
губку или специальную
рукавичку из материи смачивают
в воде и слегка отжимают.
Затем последовательно
производят обтирание рук
(в направлении от пальцев к
плечам), шеи, груди, живота,
спины и ног.
После этого тело
растирают сухим жёстким полотенцем до покраснения и появления приятного ощущения теплоты.
Хождение босиком
Хождение босиком испокон веков использовалась для профилактики и лечения многих заболеваний. Современная наука подтверждает пользу босохождения. Прогулка по свежему снегу на первых порах должна быть не более 2 – 4 минут. Ходьба босиком – это сильнейшее профилактическое и целительное средство, одна из составляющих системы здорового образа жизни.
Холодное обтирание
Обтирание проводится при температуре не ниже 18 градусов.
Делается обтирание так:
Смочите полотенце холодной водой и оботрите руки и туловище. После этого быстрыми движениями оботритесь сухим полотенцем.
Водные процедуры для ног
Эти процедуры рекомендуются людям, часто болеющим простудными заболеваниями. Вечером, перед сном, опустите ноги в прохладную воду на 3-5 минут. Начинайте принимать ножные ванны с температуры 38 градусов, каждый день, понижая ее на 1 градус.
Контрастный душ
Контрастный душ делают так:
- Теплая вода (30 сек)
- Горячая вода (30сек-1 мин)
- Холодная вода (30сек-1 мин)
- Горячая вода (30 сек)
- Холодная вода (до 5 мин)
Закаливание воздухом
Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.
Прогулки на воздухе
Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.
Закаливание горла
Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36˚, а затем после привыкания снижать на 1˚, каждые 5 дней доведя до 16-18˚.Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.
Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
· «найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
«Носик балуется»
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».
«Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание.
3. Заключительный этап.
«Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой
Массаж волшебных точек ушей
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
«Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
«Похлопаем ушками»
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
«Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
«Погреем ушки»
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Дыхательная гимнастика
1. «ЧАСИКИ»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.
2. «ТРУБАЧ»
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.
3. «ПЕТУХ»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.
4. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.
5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд.
6. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.
7. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.
8. «НАСОС»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.
9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.
10. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз.
Комплексы упражнений гимнастики после сна
1-й комплекс «Весёлый котёнок»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, И.П., вдох (через нос).
4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - вдох.
6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
2-й комплекс « Прогулка по морю»
1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.
2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.
4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
3-й комплекс «Прогулка в лес»
1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.
3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.
4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть.
6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.
4-й комплекс «Дождик»
1. И.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами. Капля первая упала - кап!
То же проделать другой рукой. И вторая прибежала - кап!
2. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.
Мы на небо посмотрели,
Капельки «кап-кап» запели,
Намочились лица.
3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.
Мы их вытирали.
4. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.
Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
5. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
6. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.
7. И,-.П.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.
5-й комплекс «Прогулка»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
4. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.
6-й комплекс «Неболейка»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянyтьcя.
2. И.П.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
3. И.П. то же, массаж пальцев рук - от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).
4. И.П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук - от пальцев до плеча.
5. И.П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.
6. И.П: о.с., ходьба на месте с высоким подниманием колена.
7-й комплекс «Я на солнышке лежу»
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.
5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.
6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.
8-й комплекс «Поездка»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую), и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и.п.
3. И.П.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.
4. И.П.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) - выдох, и.п., локти касаются пола - вдох.
5. И.П.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
6. И.П.: о.с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.
9-й комплекс «Самолет»
1. И.П.: сидя, ноги скрестить. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).
Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.
2. И.П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
3. И.п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом. Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
4. И.П.: о.с. встать на носочки и выполнять летательные движения.
Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу.
5. И.П.: о.с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
6. И.П.: о.с., быстро моргать глазами 1-2 мин.
10-й комплекс «Два брата, через дорогу живут...»
1. И.П.: сидя, ноги скрестить, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
2. И.П. то же, быстро моргать глазами 1-2 мин.
3. И.П. то же, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 мин.
4. И.П. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Снять пальцы с века, повторить 3-7 раз.
5. И.п. то же, отвести глаза вправо, влево.
6. И.П. то же, отвести глаза вверх, вниз.
11 комплекс «Жук»
1. И.П.: сидя, ноги скрестить. Грозить пальцем. В группу жук к нам залетел,
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»
2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
3. Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
4. Направление рукой вниз сопровождают глазами.
Жук наш приземлился.
5. И.п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками «волчок» и встать.
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
6. Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.
Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко.
7. Поднять руки вверх, посмотреть вверх.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
8. Подняться на носки, смотреть вверх
На носочки мы привстали,
Но жучка мы не достали.
9. Хлопать в ладоши.
Хлопнем дружно,
Хлоп-хлоп-хлоп.
10. Имитировать полет жука.
Чтобы улететь не смог,
«Ж-ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж- ж-ж-ж-ж».
12-й комплекс «Уголек»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и.п.
2. «Бревнышко». И.П.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.
3. «Лодочка». И.П. лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам - вдох, и.п - выдох.
4. «Шлагбаум». И.П.: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и.п. - поднять левую ногу, и.п.
5. «Божья коровка». И.П: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.
6. Ходьба на месте.
13-й комплекс «Шалтай-балтай»
1. И. П.. Лежа на спине; ноги прямые. Согнуть ноги в коленях, выпрямить.
2. И. П. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, выполняя непроизвольные движения тела.
3. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.
4. И. П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поднять ноги, поболтать ими.
5. И. П. Сидя. Поднять ноги, согнутые в коленях, покачать ими.
6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.
14-й комплекс «Весёлые жуки»
1. И. П. Лежа на спине, руки, согнутые в локтях перед собой. Поочередное сгибание и разгибание ног, касаясь локтями коленей.
2. И. П. Лежа на спине, руки согнуты в локтях, ноги - в коленях. Побарахтаться, как жучок
3. И. П.. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Надуть живот, как мячик, удержать положение, не дыша, 2-3 секунды.
4. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям - поочередно к правому, левому.
5. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.
6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.
Точечный массаж.
Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.
Точки, которые следует массировать при ОРЗ.
Точка 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. Массаж этой зоны уменьшает кашель, улучшает кроветворение ( 15 раз в одну сторону и 15 раз в другую ).
Точка 2. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям ( 15 раз в одну и 15раз в другую сторону )
Точка 3. Область коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани ( 15 раз только в одну сторону ).
Точка 4. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регуляторами деятельности сосудов головы, шеи, туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата ( 15 раз ).
Точка 5. Она расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Оказывает большое внимание на излечение от таких болезней как грипп, простуда.
Точка 6. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит ( по 15 раз в каждую сторону).
Точка 7. Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга ( по 15 раз в каждую сторону ).
Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат ( по 15 раз в каждую сторону ).
Точка 9. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже нормализуются
Многие функции организма. Большой палец в центр ладони, а указательным массировать тыльную сторону ладони между указательным и большим пальцами.
Массаж надо делать 3 раза в день.
Широко применяется контрастное обливание стоп. Попеременное воздействие холодной и теплой воды приводит к более быстрым реакциям нервной системы. Чередующееся расширение и сужение сосудов хорошо тренирует адаптационные механизмы системы терморегуляции.
Резко ослабленным детям или детям в период реконвалесценции рекомендуется проводить контрастные водные процедуры, используя сначала теплую, потом холодную и вновь теплую воду. Здоровым, закаленным детям можно чередовать холодную, теплую и снова холодную воду.
Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны.
Например: дошкольники здоровые и закаленные получают обливание по схеме:
- 38-18-38-18 °С.
Дети незакаленные, ослабленные, часто болеющие, имеющие хронические заболевания получают щадящую нагрузку:
- 38-28-38 °С или 36-26-36 °С.
Как по числу смен, так и по температурным перепадам воды, поскольку у них имеется склонность к спазму капилляров (мелких сосудов).
Для ослабленных детей контрастные обливания ног можно проводить, постепенно увеличивая разницу температур теплой и холодной воды.
Начальная температура теплой воды 36—35 °С постепенно увеличивается до 40—41 °С; температура холодной воды с 24—25 °С снижается до 18 °С.
Существенное значение при применении местных методов закаливания водой имеет исходная температура кожи.
При неблагоприятных условиях теплового режима у детей нередко бывают холодные стопы. Наблюдения показали, что действие прохладного обливания более заметно отражается на тонусе сосудов, частоте пульса, минутной легочной вентиляции и газообмене в тех условиях, когда температура кожи стоп выше температуры воды на несколько градусов.
Внимание! Не следует проводить обливание ног холодной водой или «топтание» в воде, если у ребенка холодные ноги! Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды на несколько градусов.
С целью закаливания обливают ноги сразу после дневного сна с последующим энергичным растиранием их полотенцем. Если в помещении холодно, детям надевают шерстяные носки, так как нельзя допускать длительного охлаждения стоп. Для правильного осуществления закаливания водой необходимо соблюдать условия теплового комфорта.
Для закаливания стоп можно использовать комбинированное воздействие:
- Хождение босиком
- Водная гигиеническая процедура
- Закаливающая процедура
Хорошо закаляются подошвы в результате ходьбы босыми ногами. Такое закаливание лучше всего производить во время летнего отдыха за городом. Надо много и во всякую погоду ходить босиком. Постепенно кожа на подошвах ступней огрубеет, восприимчивость к холоду резко снизится.
Начинать ходить босиком рекомендуется при температуре пола не ниже 18 °С. Сначала дети ходят в носках (3-5 дней), а потом без них. В первые 5—7 дней ходить босиком следует не больше 3—4 минут. Затем продолжительность хождения удлиняют на 1 минуту в день и доводят до 15—20 минут.
После хождения босиком в гигиенических и закаливающих целях проводится мытье ног (начальную температуру воды 37—36 °С постепенно снижают через день на 1 °С и доводят до 20 °С).
Подошвы стоп — одна из самых мощных рефлексогенных зон. Поэтому ходьба босиком является своеобразным точечным массажем.
Очень хорошо дать детям возможность бегать босиком, особенно утром. Если лето ребенок проводит на даче или в деревне, пусть бегает босиком столько, сколько захочет. Если у вас растет девочка, объясните ей: если она лето проходит босиком, то она обретет за лето красивую, плавную походку.
Потому что, когда девочка или женщина ходит босиком, у нее вырабатывается особая поступь: она сначала как бы проверяет, можно ли наступить, и только потом уже ставит ногу на землю. Такая походка придаст ей дополнительную грацию — для девочек это весьма весомый аргумент.
Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. На росе очень хорошо делать утреннюю гимнастику, разумеется, если не холодно и пригревает солнышко.
Современным методом закаливания и массажа стоп являются специальные дорожки, имитирующие пляж с песком и галькой.
Хождение босиком по такой дорожке является прекрасным способом не только закаливания, но и оздоровления вследствие воздействия гальки и песка на стопу ребенка, представляющую большую рефлексогенную зону и позволяющую опосредованно влиять на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, в частности носа.
Также можно ходить босиком по различным «неровным» поверхностям (рифленые резиновые коврики, резные деревянные доски, галька, керамзит, пуговицы разного диаметра и т.д.).
Игра с водой также может быть использована для закаливания как местная ручная ванна. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 °С). Наблюдая за детьми, постепенно снижают температуру воды до комнатной, не допуская охлаждения.
Разновидностью обливания можно считать летние детские игры с водой на открытом воздухе — «брызгалки», купание кукол, стирку кукольной одежды, пускание корабликов. Малыши могут играть в такие игры как на даче, так и на пляже.
Если ребенку нет еще 6 лет, то лучше, если он будет играть с водой совершенно голеньким — мокрые трусы, а тем более купальник не пойдут на пользу коже ребенка, и в них, к тому же, легко простыть.
Никакую обувь лучше не надевать — «вьетнамки» скользкие, и в них можно поскользнуться, а сандалии или босоножки — без носочков и мокрые — натрут ногу ребенку, а мокрые носочки — еще хуже. Да и сами дети не откажутся побегать босиком.
А вот панаму или косынку надеть надо обязательно, если ребенок находится на открытом солнце. Если на даче есть летний водопровод, то можно в жаркие дни установить разбрызгиватель воды, который распыляет воду до мелких, медленно оседающих капель, и разрешать детям бегать и играть под таким «дождиком».
Можно периодически обливать детей, играющих во дворе, прямо из шланга. Визг, хохот и закаливающий эффект гарантированы.
Полоскание рта и горла
Выраженный оздоравливающий эффект дает систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры.
«Клокочущая» вода оказывает массирующее влияние на слизистые покровы полости рта, миндалин, задней стенки глотки. Вода вымывает остатки пищи и слизь (чем препятствует размножению микробов), улучшает реакцию местной сосудистой сети и оказывает закаливающее действие.
В возрасте 2—3 лет можно научить ребенка полоскать рот, а потом, набрав в рот воды, закинуть назад голову и произносить звук «а-а-а». В 4—5 лет обязательно надо полоскать и горло (на каждое полоскание уходит примерно 1\3 стакана воды).
Повторяясь дважды в сутки (утром и вечером), эта несложная процедура предупреждает развитие кариеса зубов и ангины. Закаливающий эффект достигается в том случае, если начальную температуру воды 36—37 °С постепенно снижать каждые 3—4 дня на 1 °С и доводить до 8— 10°С.
Закаленных детей можно постепенно перевести на мороженое (мелкими порциями). Детей, не умеющих полоскать горло, целесообразно приучать пить прохладную воду, также постепенно снижая температуру.
Необходимо отметить, что при общем обливании и душе вода действует на рецепторы кожных покровов не только своей температурой, теплоемкостью и теплопроводностью, но и давлением падающей массы. (При общем обливании сосуд с водой подносится на близкое расстояние от шеи ребенка, вода льется на плечи, грудь и спину.)
Обливание с головой допускается только из лейки с сеткой и преимущественно летом. При пользовании душем распылитель поднимают на 40—45 см над головой ребенка, голову предварительно закрывают купальной шапочкой.
Больший эффект душа обусловлен давлением отдельных тонких струй воды. Продолжительность общего обливания и душа, применяемых с целью закаливания, не должна превышать 1—1,5 минуты. Если душ используется с гигиенической целью, то ребенка моют теплой водой (36 °С) так же, как при общей ванне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хороводные игры в деском саду.
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческихвзаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по п...
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...
КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"
Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...
Организация образовательной деятельности по математическому развитию в деском саду
Консультация по теме "Организация образовательной деятельности в детском саду"...
Консультация для родителей "Как не заболеть в деском саду"
Консультация для родителей "Как не заболеть в деском саду"...
Проект по адаптации детей в деском саду "В детский сад хожу без слёз"
Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано ...