Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
статья
В последнее время фиксируется стабильная тенденция ухудшения уровня здоровья детей, все большее количество детей имеют нарушения физического или психического развития. Большая часть детей, начиная с дошкольного возраста, страдают недостатком физической активности и слабым развитием иммунитета.
Главная задача воспитателя детского сада и родителей должно стать воспитание потребностей у ребенка быть здоровыми, беречь его и укреплять. Только совместными усилиями педагогов и родителей можно сформировать у детей понятие здорового образа жизни, необходимости соблюдения его, воспитывать соответствующие привычки и навыки, что положительно скажется на эффективности всей совокупности мер социальной защиты здоровья детей.
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен уметь быть здоровым не только сам, но и в дальнейшем воспитывать тоже здоровых детей, знающих о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад №61 Невского района г.Санкт-Петербург
Статья «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Воспитатель: Исаенко Анна Александровна
2021 г.
"Я не боюсь ещё и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы "
В.А. Сухомлинский
Одной из важнейших и основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенной в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования, является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия. Работа направлена развитие их индивидуальных способностей, творческого потенциала, развитие нравственных и эстетических качеств, формирование инициативности и самостоятельности, именно дошкольный возраст – это решающий этап в формировании всех этих качеств. Именно в этом возрасте у детей закладывается основа их физического развития и укрепление здоровья и иммунитета, что необходимо для энергичного и результативного участия ребенка в разнообразных мероприятиях, направленных для развития способностей детей. У детей дошкольного возраста активно формируются органы и развиваются функциональные системы организма.
В последнее время фиксируется стабильная тенденция ухудшения уровня здоровья детей, все большее количество детей имеют нарушения физического (например, плоскостопие, нарушение осанки и т.д.) или психического развития. Большая часть детей, начиная с дошкольного возраста, страдают недостатком физической активности и слабым развитием иммунитета. Нагрузка на их мышцы уменьшается по объективным причинам: дети мало времени проводят на прогулках, не играют в подвижные игры, да и зачастую родители позволяют проводить время за компьютером или предпочитают отвозить ребенка в разнообразные кружки и секции для интеллектуального развития ребенка, нежели в спортивную секцию. Все эти причины предоставляют острую необходимость в поиске механизмов, способных изменить эту ситуацию.
Главная задача воспитателя детского сада и родителей должно стать воспитание потребностей у ребенка быть здоровыми, беречь его и укреплять. Только совместными усилиями педагогов и родителей можно сформировать у детей понятие здорового образа жизни, необходимости соблюдения его, воспитывать соответствующие привычки и навыки, что положительно скажется на эффективности всей совокупности мер социальной защиты здоровья детей.
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен уметь быть здоровым не только сам, но и в дальнейшем воспитывать тоже здоровых детей, знающих о здоровом образе жизни.
Что же такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном образовании - это прежде всего технологии воспитания культуры здоровья дошкольников, которые направлены на решение главное задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения и укрепления здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду, включающих в себя педагогов, детей и их родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание культуры здоровья как совокупности ответственного отношения ребенка к здоровью и жизни людей, понимание что такое здоровье и умений оберегать и укреплять его, необходимый багаж умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья. Воспитатели учат детей культуре здоровья, что подразумевает как следует оберегать и ухаживать за своим телом, т. е. ответственному отношению к своему личному здоровью, а также безопасному поведению.
Виды здоровьесберегающих технологий, который используются в дошкольных учреждениях:
Технологии стимулирования и сохранения здоровья дошкольников
- Стретчинг – комплекс упражнений растягивание мышц, связок и сухожилий, снимает мышечное напряжение, делает их более эластичными и этим снижает травматичность;
- Ритмопластика – комплекс гимнастических различных по характеру упражнений под ритмичную музыку;
- динамические паузы – легкие активные упражнения, проводимые в течение дня для разминки, предотвращает развития утомления у детей и снять эмоциональное напряжение во время занятий с умственной нагрузкой;
- подвижные и спортивные игры – игры развивают не только физически, но и нравственно. В процессе игры дети познают мир и учатся действовать самостоятельно;
- гимнастика для глаз – проводится ежедневно для укрепления мышц глаз, также формирует у детей важность заботы о своем здоровье;
- гимнастика ортопедическая – здоровьесберегающий комплекс упражнений, рекомендуемый детям с плоскостопием и для профилактики болезней опорного свода стопы;
- гимнастика бодрящая – этот комплекс упражнений проводится ежедневно после дневного сна, чтобы укрепить здоровье дошкольника, «разбудить» умственную и физическую работоспособность;
- гимнастика дыхательная, пальчиковая – комплекс простых упражнений для укрепления иммунитета детей. Дыхательная гимнастика полезна как профилактика острых респираторных заболеваний, пальчиковая гимнастика улучшает самочувствие и работоспособность мозга посредством массажирования «активных точек» на ладонях и пальцах.
Технологии обучения ЗОЖ
- физкультурные занятия - являются основной формой систематического обучения, воспитания и физического развития детей;
- самомассаж - это массаж, который делает себе сам ребёнок. Массаж улучшает кровообращение, нормализует работу внутренних органов. Для дошкольников самомассаж выступает профилактикой простудных заболеваний;
- игротренинг – комплексные занятия с дошкольниками различных возрастов для развития всех каналов восприятия
Технология коррекции поведения
- сказкотерапия – направление психологической терапии, направленное на нравственное воспитание, образование, развитие личности ребенка и коррекция его поведения;
- арт-терапия – «лечение творчеством», представляет собой способ лечения и развития детей при помощи художественного творчества, помогает безболезненно выражать чувства и эмоции;
- фонетическая ритмика – комплекс особых упражнений, сочетающих в себе речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Заключение
Одной из важнейших целей для укрепления здоровья участников педагогического процесса в ДОУ является создание здоровьесберегающей среды. В основу подготовки и реализации направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:
- формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для дошкольного учреждения средств физического воспитания, усовершенствования двигательной деятельности на свежем воздухе;
- эффективное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья и развитии творческого потенциала;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
- постоянное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- воспитание у детей элементарных культурно-гигиенических навыков;
- специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, выход на природу).
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного и дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...

Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...