«Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ как форма экологического воспитания»
консультация (подготовительная группа)

Багинская Надежда Леонидовна

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Оно способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Прогулки - походы способствуют всестороннему развитию детей. Во время пребывания на участке  дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем.  Они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность и любознательность, расширяет их кругозор, углубляет знания и представления. закладываются позитивные чувства по отношению к природе и ее обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается значение природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного   образовательного учреждения    «Детский сад № 2»  с. Черниговка

Консультация по теме  «Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ как форма экологического воспитания»

                                                                                                                             Подготовила:  Багинская Н.Л., воспитатель

                                                                                                                       высшей квалификационной  категории  

2020 г

                     

«Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ как форма экологического воспитания»

Что такое прогулка – поход?

  • Это одно из основных оздоровительных мероприятий в детском саду,  которое проводится по заданному маршруту, с определенными целями, заданиями, остановками, продуманным содержанием и деятельностью детей.
  • Это одно из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в  ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.

Значение в жизни детей дошкольного возраста прогулок – походов .

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Оно способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Прогулки - походы способствуют всестороннему развитию детей. Во время пребывания на участке  дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем.  Они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность и любознательность, расширяет их кругозор, углубляет знания и представления. закладываются позитивные чувства по отношению к природе и ее обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается значение природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает.

 

Основной целью проведения прогулок-походов в ДОУ является приобщение детей к здоровому образу жизни через целенаправленную двигательную активность в процессе прогулок, экологическое воспитание дошкольников.

Задачи прогулок – походов

  • Расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
  • Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
  • Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
  • Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.
  • Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
  • Оптимизация двигательной активности.
  • Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
  • Создание положительного эмоционального фона.

Структура прогулки-похода

  • Наблюдения в природе и сбор природного материала;
  • Чтение природоведческой литературы и беседы по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);
  • Выполнение имитационных движений(подражание действиям птиц, зверей, насекомым;
  • Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений.
  • Подвижные и дидактические игры;
  • Упражнения на дыхания, игр на внимания ;
  • Индивидуальные и подгрупповые задания;
  • Самостоятельная двигательная деятельность;

Когда  мы применяем прогулки-походы в образовательной деятельности детей.

 Прогулки-походы  организуются в первую половину дня за счет времени отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятия на свежем воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. Желательно планировать его на конец недели

Прогулки-похода  могут быть разными, в зависимости от сезонных и

погодных условий определяются цели и задачи. Детям обязательно  сообщается конкретная цель предстоящей деятельности, например. «Сегодня мы будем собирать букет из опавших листьев для поделок»,  или « Будем искать деревья, каких нет на нашем участке».

Важно, чтоб  прогулки-походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием.

 При проведении прогулок-походов  моя основная задача  состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом я стараюсь равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельность, распределять физическую нагрузку.

Ход прогулки-похода «Зимние забавы»  на примере в подготовительной группе в декабре месяце.

В – Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку – поход  под названием «Зимние забавы»

Но, сначала отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

 Радость детям подарила

 И на санках прокатила.

В – Ребята, о каком времени года  загадка? ( о зиме).

-А что бывает зимой? ( Стоят голые деревья, Повсюду  лежит снег, реки покрыты  толстым  прозрачным льдом, солнце светит, а не греет, день короткий, а ночь длинная, дует холодный зимний ветер,  на улице холодно, идет пар изо  рта, люди надели зимние одежды, повесили зимой кормушки  и подкармливают зимующих птиц.

В- Ребята, вы  сказали, что по всюду лежит снег, а он какой?

Р –Белый, пушистый, воздушный, легкий, холодный.

В- Давайте проверим,  какой снег, положите снег на ладонь, что  происходит с ладошкой ( замерзает, ей холодно) значит снег  холодный. А что происходит со снегом когда он лежит на ладошки , ( таит). Почему? (ладошка теплая, а снег  в тепле таит),  Что случилось со снегом на ладошке? ( он растаял и превратился в воду)

 В-  Положите снег на ладошку и  подуйте на снег, что  с ним произошло? ( он разлетелся). Почему?  (он легкий и воздушный),

В- У вас  замерзли руки, почему?

Р-( На улице мороз, холодно).

В- Давайте сделаем (массаж рук)

“Зимняя разогревалочка”

Если замерзают руки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть.

Дети медленно растирают одну ладонь о другую.

Сначала ладошки,
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки,
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошку.

Растирают ладони всё быстрее.

Я горю, как от огня,
Вот потрогайте меня!

Вытягивают вперед раскрытые ладони.

В – Ребята , а чего на снегу много? (  много разных следов), а чьи это следы ( птиц и домашних животных).  Предлагаю детям походить по снегу. Ребята , а что вы слышите, когда идете по снегу ( снег скрипит, хрустит). От чего это происходи?( ответ детей)

Воспитатель читает детям стихотворение О.Выхотской «Мастерица зима».

Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Сидят сороки,
На веточках берез.
Они не улетели.
А выдержат мороз?

Вос-ль:  Ребята, а почему летом кормушки не вешают, а  зимой   вешают? (Летом, много корма для птиц).Для каких птиц? (перелетных и зимующих). А что происходит с птицами? Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются зимовать. Лежит снег и  зимой зимующим птицам трудно найти корм. Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Дети: Насыпать корм в кормушку.

Труд- покорми птиц.

В – Так как везде лежит снег.

Игра “Выпал беленький снежок”

Выпал беленький снежок,
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег –
Засыпает он нас всех

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег –
Мчимся мы быстрее всех

Парами бегут по кругу. Один ребенок отводит руки назад, второй держится за них (“саночки”).

Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег – белый снег –
Кружит падает на всех

Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж, ноги скользят по полу.

 Мы из снега ком слепили. Даже куклу смастери . Снег, снег – белый снег
Вышла кукла лучше всех.

“Лепят снежки” (ладошки держат “чашечкой”). Ставят руки на бока, поворачиваются вправо-влево.

Дети к вечеру устали. И в кроватках задремали. Снег, снег – белый снег. Спят ребята крепче всех. А теперь проснулись, потянулись

Садятся на корточки, руки под щечку.

В – ребята, а в какие игры можно  играть только зимой ( В снежки, строить снежную крепость, снеговика, кататься на лыжах, на санках, на ледяной дорожке, с горки, играть в хоккей).

В -  Чтобы сыграть  в игру отгадайте загадку.

«Его не купили
Хоть бел — не мелок.
Из снега слепили,
Чтоб бросить (снежок).

Игра в снежки  -   Дети делятся на две команды. Встаю на прготив друг друга на расстоянии. И по команде бросают снежки друг в друга.

В -  Чтобы сыграть  в игру отгадайте загадку.

«Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с  горы,
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу». (санки)

Эстафета «Санный поезд» (парная) – один игрок садится в санки, другой везёт до финиша, там они меняются местами и возвращаются. Передают санки следующей паре.

В -   отгадайте загадку.

«Две деревянные стрелы
Я на ноги надел.
Хотел спуститься вниз с горы
Да кубарем слетел.
Вот смеху было
От той свалки:
Они на мне
И сверху палки! ( Лыжи)

 Эстафета  катание на  лыжах. Делимся на две команды. По команде  два участника едут на лыжах но ориентира, объезжают и едут назад.

 

В -   отгадайте загадку.

« На ледяной площадке крик,

К воротом рвется ученик.

Кричат все : «Шайба! Клюшка! Бей!»

Веселая игра  (хоккей).

Эстафета «Ловкий хоккеист» - игрок ведёт шайбу до  ориентира, забивает шайбу в ворота и возвращает её другому игроку.

В -   отгадайте загадку.

« Устоять совсем не просто,

В них по льду кататься можно.

Научиться всем  не сложно!

Из под них летя т снежинки,

По катку когда все мчатся,

Как зовутся те ботинки,

Кто сумеет догадаться.  (коньки).

Эстафета «Конькобежцы».  По команде  два игрока с каждой команде едут между предметами, возвращаются, берут  вторых участников и т. д.

В -   отгадайте загадку.

« Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили,

И катались все потом.

С моего горба гуртом. (горка).

 Катание с горки.

Свободная игровая деятельность детей

Труд – покормить птиц.

Подвижная игра «Мороз – Красный нос»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость, быстроту, смелость. Водящего выбирают с помощью считалки.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. В одном из них – играющие. Посередине площадки к ним лицом становится водящий – Мороз – Красный нос. Он произносит:

Я Мороз – Красный нос
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подсчитывают «замороженных» детей и выясняют, какой из Морозов самый ловкий.

Подвижная игра «Затейники»

Цель игры: закрепить зимние виды, правильно их называть и имитировать.Ход игры: дети стоят в кругу, затейник, выбранный по считалке стоит в кругу, взявшись за руки и произносят:

Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте
Дружно вместе
Сделаем вот так.

Дети останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой, позу вратаря в хоккее и т.д. Все дети повторяют движение и повторяют его.

Игра “Ледяные фигуры”

Снегом заметает всё
Ветер ледяной

Дети идут по залу врассыпную вращая кулачками перед грудью.

В круговерти кружимся. Даже мы с тобой.

Кружатся на месте.

А мороз ударит как -

Сжимают пальцы в кулаки и разводят руки в стороны. На слово “как” ударяют кулаками друг о друга.

Всё скует на раз .

Вытягивают руки вперед.

И фигурой ледяной
Станем мы сейчас.

Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе.

Мороз ударил – раз !
Мороз ударил – два !
Мороз ударил – три !

Хлопают в ладоши (3 раза)

Ледяная фигура,
На месте замри!

Принимают различные позы Пошевелившиеся выбывают из игры.

Игра эта на внимание.
Что зимою не бывает -
Вы в ответ мне топайте,
А когда наоборот -
Громко все похлопайте.
«В снежки играете с друзьями?.
Может, сходим за грибами?...
На санках с гор катаетесь?...
И в речке все купаетесь?...
Лыжи будем доставать?...
А кораблики пускать?...
Шубы надо одевать?...
Или будем загорать?...
Вы хотите на каток?...
А сорвать в лесу цветок?...
Елку будем наряжать?...
А малину собирать?...
Зима - отличная пора?...
Отвечайте громко... (Да!)»

Результат.  

Дети активно и с удовольствием включаются в деятельность, у них повысился интерес к физическим упражнениям, воспитанники хорошо ориентируются на территории ДОУ, называют признаки зимы, свойства снега, как помогать зимующим птицам и в какие игры можно играть только зимой.

Вывод.

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ является эффективной  формой  экологического воспитания, средством решения оздоровительных задач, оказывает влияние как на физическое, так и на всестороннее развитие личности дошкольника.

Литература:

  1. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч.Ч. 1. — Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. — 66 с
  2.  Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2013.— 176 с.
  3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2013.— 208 с.
  4.  Организация деятельности детей на прогулке/авт.—сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.— Волгоград: Учитель, 2013.— 330 с.
  5. С.Виноградова, Н.Яновская, Т.Труфанова. Пешие прогулки и походы в системе дошкольного образования.// «Пралеска» №3,2014.
  6. 2.Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? /

<< | >>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам: "Формы оздоровительно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста"

Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественн...

Формы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовле...

Формы оздоровительно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в бы...

Памятка для воспитателей "Формы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста"

Данная памятка поможет воспитателеям в планировании работы с детьми по здоровьесбережению....

Формы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Рекомендации педагогам. Здоровье малышей. "Формы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста"...