«Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ как форма экологического воспитания»
консультация (подготовительная группа)
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Оно способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Прогулки - походы способствуют всестороннему развитию детей. Во время пребывания на участке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем. Они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность и любознательность, расширяет их кругозор, углубляет знания и представления. закладываются позитивные чувства по отношению к природе и ее обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается значение природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2» с. Черниговка
Консультация по теме «Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ как форма экологического воспитания»
Подготовила: Багинская Н.Л., воспитатель
высшей квалификационной категории
2020 г
«Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ как форма экологического воспитания»
Что такое прогулка – поход?
- Это одно из основных оздоровительных мероприятий в детском саду, которое проводится по заданному маршруту, с определенными целями, заданиями, остановками, продуманным содержанием и деятельностью детей.
- Это одно из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.
Значение в жизни детей дошкольного возраста прогулок – походов .
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Оно способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Прогулки - походы способствуют всестороннему развитию детей. Во время пребывания на участке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем. Они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность и любознательность, расширяет их кругозор, углубляет знания и представления. закладываются позитивные чувства по отношению к природе и ее обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается значение природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает.
Основной целью проведения прогулок-походов в ДОУ является приобщение детей к здоровому образу жизни через целенаправленную двигательную активность в процессе прогулок, экологическое воспитание дошкольников.
Задачи прогулок – походов
- Расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
- Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
- Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
- Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.
- Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
- Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.
- Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
- Оптимизация двигательной активности.
- Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
- Создание положительного эмоционального фона.
Структура прогулки-похода
- Наблюдения в природе и сбор природного материала;
- Чтение природоведческой литературы и беседы по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);
- Выполнение имитационных движений(подражание действиям птиц, зверей, насекомым;
- Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений.
- Подвижные и дидактические игры;
- Упражнения на дыхания, игр на внимания ;
- Индивидуальные и подгрупповые задания;
- Самостоятельная двигательная деятельность;
Когда мы применяем прогулки-походы в образовательной деятельности детей.
Прогулки-походы организуются в первую половину дня за счет времени отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятия на свежем воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. Желательно планировать его на конец недели
Прогулки-похода могут быть разными, в зависимости от сезонных и
погодных условий определяются цели и задачи. Детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей деятельности, например. «Сегодня мы будем собирать букет из опавших листьев для поделок», или « Будем искать деревья, каких нет на нашем участке».
Важно, чтоб прогулки-походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием.
При проведении прогулок-походов моя основная задача состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом я стараюсь равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельность, распределять физическую нагрузку.
Ход прогулки-похода «Зимние забавы» на примере в подготовительной группе в декабре месяце.
В – Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку – поход под названием «Зимние забавы»
Но, сначала отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
В – Ребята, о каком времени года загадка? ( о зиме).
-А что бывает зимой? ( Стоят голые деревья, Повсюду лежит снег, реки покрыты толстым прозрачным льдом, солнце светит, а не греет, день короткий, а ночь длинная, дует холодный зимний ветер, на улице холодно, идет пар изо рта, люди надели зимние одежды, повесили зимой кормушки и подкармливают зимующих птиц.
В- Ребята, вы сказали, что по всюду лежит снег, а он какой?
Р –Белый, пушистый, воздушный, легкий, холодный.
В- Давайте проверим, какой снег, положите снег на ладонь, что происходит с ладошкой ( замерзает, ей холодно) значит снег холодный. А что происходит со снегом когда он лежит на ладошки , ( таит). Почему? (ладошка теплая, а снег в тепле таит), Что случилось со снегом на ладошке? ( он растаял и превратился в воду)
В- Положите снег на ладошку и подуйте на снег, что с ним произошло? ( он разлетелся). Почему? (он легкий и воздушный),
В- У вас замерзли руки, почему?
Р-( На улице мороз, холодно).
В- Давайте сделаем (массаж рук)
“Зимняя разогревалочка”
Если замерзают руки, | Дети медленно растирают одну ладонь о другую. |
Сначала ладошки, | Растирают ладони всё быстрее. |
Я горю, как от огня, | Вытягивают вперед раскрытые ладони. |
В – Ребята , а чего на снегу много? ( много разных следов), а чьи это следы ( птиц и домашних животных). Предлагаю детям походить по снегу. Ребята , а что вы слышите, когда идете по снегу ( снег скрипит, хрустит). От чего это происходи?( ответ детей)
Воспитатель читает детям стихотворение О.Выхотской «Мастерица зима».
Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Сидят сороки,
На веточках берез.
Они не улетели.
А выдержат мороз?
Вос-ль: Ребята, а почему летом кормушки не вешают, а зимой вешают? (Летом, много корма для птиц).Для каких птиц? (перелетных и зимующих). А что происходит с птицами? Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются зимовать. Лежит снег и зимой зимующим птицам трудно найти корм. Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
Дети: Насыпать корм в кормушку.
Труд- покорми птиц.
В – Так как везде лежит снег.
Игра “Выпал беленький снежок”
Выпал беленький снежок, | Идут по кругу, взявшись за руки. |
Мы на саночки садимся | Парами бегут по кругу. Один ребенок отводит руки назад, второй держится за них (“саночки”). |
Дети все на лыжи встали, | Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж, ноги скользят по полу. |
Мы из снега ком слепили. Даже куклу смастери . Снег, снег – белый снег | “Лепят снежки” (ладошки держат “чашечкой”). Ставят руки на бока, поворачиваются вправо-влево. |
Дети к вечеру устали. И в кроватках задремали. Снег, снег – белый снег. Спят ребята крепче всех. А теперь проснулись, потянулись | Садятся на корточки, руки под щечку. |
В – ребята, а в какие игры можно играть только зимой ( В снежки, строить снежную крепость, снеговика, кататься на лыжах, на санках, на ледяной дорожке, с горки, играть в хоккей).
В - Чтобы сыграть в игру отгадайте загадку.
«Его не купили
Хоть бел — не мелок.
Из снега слепили,
Чтоб бросить (снежок).
Игра в снежки - Дети делятся на две команды. Встаю на прготив друг друга на расстоянии. И по команде бросают снежки друг в друга.
В - Чтобы сыграть в игру отгадайте загадку.
«Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу». (санки)
Эстафета «Санный поезд» (парная) – один игрок садится в санки, другой везёт до финиша, там они меняются местами и возвращаются. Передают санки следующей паре.
В - отгадайте загадку.
«Две деревянные стрелы
Я на ноги надел.
Хотел спуститься вниз с горы
Да кубарем слетел.
Вот смеху было
От той свалки:
Они на мне
И сверху палки! ( Лыжи)
Эстафета катание на лыжах. Делимся на две команды. По команде два участника едут на лыжах но ориентира, объезжают и едут назад.
В - отгадайте загадку.
« На ледяной площадке крик,
К воротом рвется ученик.
Кричат все : «Шайба! Клюшка! Бей!»
Веселая игра (хоккей).
Эстафета «Ловкий хоккеист» - игрок ведёт шайбу до ориентира, забивает шайбу в ворота и возвращает её другому игроку.
В - отгадайте загадку.
« Устоять совсем не просто,
В них по льду кататься можно.
Научиться всем не сложно!
Из под них летя т снежинки,
По катку когда все мчатся,
Как зовутся те ботинки,
Кто сумеет догадаться. (коньки).
Эстафета «Конькобежцы». По команде два игрока с каждой команде едут между предметами, возвращаются, берут вторых участников и т. д.
В - отгадайте загадку.
« Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили,
И катались все потом.
С моего горба гуртом. (горка).
Катание с горки.
Свободная игровая деятельность детей
Труд – покормить птиц.
Подвижная игра «Мороз – Красный нос»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость, быстроту, смелость. Водящего выбирают с помощью считалки.
Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. В одном из них – играющие. Посередине площадки к ним лицом становится водящий – Мороз – Красный нос. Он произносит:
Я Мороз – Красный нос
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подсчитывают «замороженных» детей и выясняют, какой из Морозов самый ловкий.
Подвижная игра «Затейники»
Цель игры: закрепить зимние виды, правильно их называть и имитировать.Ход игры: дети стоят в кругу, затейник, выбранный по считалке стоит в кругу, взявшись за руки и произносят:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте
Дружно вместе
Сделаем вот так.
Дети останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой, позу вратаря в хоккее и т.д. Все дети повторяют движение и повторяют его.
Игра “Ледяные фигуры”
Снегом заметает всё | Дети идут по залу врассыпную вращая кулачками перед грудью. |
В круговерти кружимся. Даже мы с тобой. | Кружатся на месте. |
А мороз ударит как - | Сжимают пальцы в кулаки и разводят руки в стороны. На слово “как” ударяют кулаками друг о друга. |
Всё скует на раз . | Вытягивают руки вперед. |
И фигурой ледяной | Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе. |
Мороз ударил – раз ! | Хлопают в ладоши (3 раза) |
Ледяная фигура, | Принимают различные позы Пошевелившиеся выбывают из игры. |
Игра эта на внимание.
Что зимою не бывает -
Вы в ответ мне топайте,
А когда наоборот -
Громко все похлопайте.
«В снежки играете с друзьями?.
Может, сходим за грибами?...
На санках с гор катаетесь?...
И в речке все купаетесь?...
Лыжи будем доставать?...
А кораблики пускать?...
Шубы надо одевать?...
Или будем загорать?...
Вы хотите на каток?...
А сорвать в лесу цветок?...
Елку будем наряжать?...
А малину собирать?...
Зима - отличная пора?...
Отвечайте громко... (Да!)»
Результат.
Дети активно и с удовольствием включаются в деятельность, у них повысился интерес к физическим упражнениям, воспитанники хорошо ориентируются на территории ДОУ, называют признаки зимы, свойства снега, как помогать зимующим птицам и в какие игры можно играть только зимой.
Вывод.
Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ является эффективной формой экологического воспитания, средством решения оздоровительных задач, оказывает влияние как на физическое, так и на всестороннее развитие личности дошкольника.
Литература:
- Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч.Ч. 1. — Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. — 66 с
- Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2013.— 176 с.
- Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2013.— 208 с.
- Организация деятельности детей на прогулке/авт.—сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.— Волгоград: Учитель, 2013.— 330 с.
- С.Виноградова, Н.Яновская, Т.Труфанова. Пешие прогулки и походы в системе дошкольного образования.// «Пралеска» №3,2014.
- 2.Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам: "Формы оздоровительно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста"
Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественн...
Формы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовле...
Формы оздоровительно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в бы...
Памятка для воспитателей "Формы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста"
Данная памятка поможет воспитателеям в планировании работы с детьми по здоровьесбережению....
«Формы оздоровительно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста».
Рекомендации педагогам....
Формы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Методические рекомендаци педагогам....
Формы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
Рекомендации педагогам. Здоровье малышей. "Формы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста"...