Игра-возня
презентация

Кузнецова Наталья Викторовна

Замечали, как дети любят игру-возню "Куча-мала". Они ползают, валяются, перешагивают друг через друга. А взрослым кажется, что эта игра не несет ничего хорошего, НО... "Куча-мала" не только интересна и привлекательна для детей, а еще и полезна! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_roliku.docx_1.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Куча мала!

На мини-сайте представлен видеоролик «Куча мала» с воспитанниками в главной  роли в разделе «Видео»

     Любви к данному виду игры - игре-возне подвержены все, от мала до велика, если только речь не идет о людях, воспитанных в чрезмерной строгости по отношению к своему телу и радостям, с ним связанным.

Маленьких детей, кажется, так и тянет к земле: они падают, ползают, валяются и переворачиваются. У взрослых, как правило, вызывает умиление такое поведение, которое обычно воспринимается как беспомощность ребенка, его неумение координировать свои движения. Но только ли этой причиной вызвано такое "земное притяжение"? Если бы это было так, то подобные проявления исчезали бы, как только малыш достигнет более совершенного уровня владения своим телом. Однако каждый родитель знает, что такое бесцельное валяние и намеренные падения еще долго сохраняют для ребенка свою привлекательность. Значит, в их основе есть какие-то более глубокие психологические причины.

       Действительно, маленький ребенок в процессе всех этих валяний и ползаний впервые осознает не только свои двигательные возможности, но и знакомится с собственными тактильными ощущениями. Он чувствует давление на кожу и познает границы своего телесного "я". Таким образом, когда со стороны вы видите, как малыш всего лишь перекатывается с боку на бок, на самом деле происходит важный процесс определения границ своего тела и приятный процесс освоения своего телесного "я", которое способно доставлять радость (в том числе радость переживания того, что "я существую!"). Когда малыши подрастают, то в их совместном общении возникает как бы продолжение уже описанных валяний - совместная возня. Теперь они не просто падают, а падают вместе, не просто ползают, а ползают друг по другу и т. д. Такое элементарное общение является одним из первых способов телесного общения со сверстниками. В нем ребенок различает, где границы своего тела, а где уже тело другого человека. Однако не все маленькие дети имеют возможность тактильного контакта с другими детьми, некоторым из них доступно только общение со взрослыми, в котором, конечно, тоже трудно недооценить значение телесности.

    Итак, давайте попробуем вникнуть, что же важного, интересного и привлекательного происходит в игре-возне. Что растет и развивается в копошащейся куче детских тел? Какие задачи она выполняет?

        Во-первых, во время игровой возни ребенок познает других людей, вернее, их телесную оболочку. Дети интенсивно взаимодействуют, дотрагиваясь друг до друга руками, ногами, головами. Стиль движения отличается у каждого ребенка, и в этом так или иначе проявляется его характер.

        Во-вторых, даже общаясь телом, мальчики и девочки ощущают себя в этой куче уже как члены детского сообщества, то есть как социальную личность. Находясь внутри этой человеческой массы, ребенок чувствует себя "принятым", включенным в общение. Как вы знаете, детей очень трудно уговорить дотронуться до того ребенка или взрослого, к которому они чувствуют неприязнь. Так что совместное валяние - это высшая форма симпатии у дошкольников. Каждый ребенок интуитивно догадывается об этом, и каждый стремится стать участником такой кучи-малы.

       В-третьих, игра-возня развивает еще одно важное социальное качество - в ней ребенок учится учитывать то, что он не один. Выбираясь из кучи-малы, ребенок не просто должен действовать по принципу "все средства хороши", а делать это аккуратно, помня, что резкими движениями он может сделать больно другим детям. Таким образом развивается телесная чуткость.

         В-четвертых, участвуя в игре-возне, особенно если в ней задействовано большое количество детей, ребенок учится сохранять самообладание, не теряться, не бояться, идти на некоторый риск и при этом получать удовольствие. Оказавшись сдавленным на дне свалки, ребенок должен не поддаться первой эмоции - страху и желанию позвать на помощь, а взяв себя в руки (в прямом и переносном смысле), начать извиваться, продвигаясь к просвету. Зато, выбравшись наружу, ребенок ощутит радость победы

        В-пятых, создавая такую кучу-малу и копошась в ней, что очень напоминает иногда обычную детскую драку, ребенок учится отличать настоящую агрессию от происходящего "понарошку". Преодолевая страх перед игровой агрессией, он тем самым уменьшает и свою боязнь настоящей агрессии. Так что игра-возня - это своеобразная психологическая прививка от страха нападения и физического воздействия.

         И, наконец, игра-возня развивает в детях телесную гибкость и психологическую гибкость (умение действовать, исходя из сложившейся ситуации). Неудивительно, что куча-мала используется даже как тренировка профессиональных навыков бойца на занятиях в некоторых видах борьбы.

Последние несколько задач развития, достигаемые за счет игры-возни, объясняют, почему к этому виду игры больше тяготеют мальчики, чем девочки. Кроме этого, можно добавить, что каждый ребенок имеет потребность во впечатлениях и ощущениях, идущих от внешнего мира: звуковых, зрительных, обонятельных и, конечно, тактильных. Если первые в одинаковой мере получают дети обоих полов, то в отношении тактильных контактов мальчики оказываются несколько обеднены. Мамы уменьшают количество поглаживаний, покачиваний, подбрасываний мальчиков гораздо раньше, чем девочек. Когда ребенок расстроен или устал, то и у мальчика, и у девочки появится желание, чтобы его взяли на руки и утешили. С девочками действительно часто так и происходит. А мальчиков призывают к сдержанности и самостоятельности, напоминают: "Ты же мужчина!" и т. п. То есть период телесных нежностей с родителями у них значительно короче, чему девочек.

       Итак, набралось немало аргументов в пользу игры-возни.  Когда мы позволяем себе следовать за столь детскими желаниями, как желание поваляться, мы нередко достигаем гармонии, к которой стремились, и нам удается хорошо отдохнуть. И причина не только в том, что мы разрешили себе то, что нам хотелось. Здесь имеется и нейрофизиологическая основа. Дело в том, что когда человек валяется и прижимается кожей к различным внешним поверхностям, это запускает работу особых мозговых структур. Они обеспечивают регуляцию движений на основе мышечных ощущений, то есть центром отсчета становятся не предметы окружающего мира, а ваше тело. Таким образом вы переводите внимание на самих себя, чувствуете только свое тело и развиваете что-то вроде диалога с самим собой.

          Правда, взрослые придумали более "пристойные" способы добиться того же: например, принять пенную ванну, сделать массаж, сходить в бассейн и т. п. Но если на такие "взрослые" способы нет времени или средств, то учитесь у своих детей и поваляйтесь вместе с ними. Этим вы снимете напряжение и улучшите отношения в семье! А кроме того, больше поймете своего ребенка и сами станете гораздо ближе и понятнее ему!

По материалам сайта: http://adalin.mospsy.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра "Куча-мала, или о пользе игры-возни"

В брошюре описывается 6 задач, которые развивает такая простая игра -  куча-мала. Задача брошюры показать взрослым социальную, психологическую и телесную значимость этой игры....