Картотека игр по развитию навыков самообслуживания в младшей группе.
картотека (младшая группа)

Картотека игр по развитию навыков самообслуживания в младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию навыков самообслуживания

в младшей группе.

Цель: Создание условий для становления самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).
  2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
  3. Продолжать учить правильно, пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
  4. Учить правильно, пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Дидактические игры

Правила гигиены»

Цель: создание условий для закрепления  культурно-гигиенических навыков  (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формирование  умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход: воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

«Подбери пару»

Цель: создание условий для соотношения  предметов на картинках с действиями; закрепления навыков самообслуживания.

Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ход : дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

«Что сначала, что потом»

Цель: создание условий для развития умений  располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; составлять небольшие рассказы.

Ход: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой

«Правила гигиены».

Цель: создание условий для уточнения  представлений  детей о навыках гигиены, формирования  основ здорового образа жизни.

Ход: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание.

«Найди пару»

Цель: создание условий для развития умений  различать парную обувь и одежду.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход : педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару».

«Подберем куклам одежду»

Цель: создание условий для развития умений называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол девочки и мальчика.

Ход. Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Игровые ситуации

«Научим куклу мыть руки»

Цель: создание условий для закрепления знаний о предметах личной гигиены, последовательности действий,  формированию привычки к опрятности.

Оборудование: предметы личной гигиены, куклы.

Ход: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (ответы детей)

Педагог: Правильно, кукле необходимо помыть руки. Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

«Сделаем куклам разные прически»

Цель: создание условий для закрепления  навыков  ухода за волосами, уточнения  названия необходимых для этого предметов, формирования понятия  «опрятный»  внешний вид.

Оборудование: куклы, расчёски, заколки.

Ход: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

«Таня простудилась»

Цель: создание условий для развития умений  и формирования  навыка пользования носовым платком.

Оборудование: носовой платок

Ход: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: создание условий для формирования  умений  детей одевать куклу по погоде.

Оборудование: бумажная кукла с различной одеждой

Ход: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Упражнение

«Мыльные перчатки»

Цель: создание условий для развития умения  детей хорошо намыливать    руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки". В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама (имя ребенка)»

«Наши вещи ложатся спать»

Цель:  создание условий для развития умения  детей  аккуратно складывать вещи на стульчик.

«Мы заправим наши майки»

Цель: создание условий для развития умения  детей заправлять майки и футболки.

Все мы делаем по порядку»

Цель: создание условий для развития умения  детей  снимать и надевать одежду в определенном порядке.

«Выверни колготки»

Цель: создание условий для развития умения  детей  правильно выворачивать колготки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворные инструкции для формирования навыков самообслуживания детей младшей группы

В конспекте описаны стихотворные инструкции для формирования навыков самообслуживания детей первой младшей группы...

Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания в младшей группе.

Конспект  занятия по формированию навыков самообслуживания в младшей группе....

«Развитие навыков самообслуживания у младших дошкольников»

Значение самообслуживания в воспитании младших дошкольников...

Картотека игр для развития навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

Процесс формирования навыков самообслуживания важен для любого ребенка, у детей же с ограниченными возможностями здоровья успешность овладения навыками самообслуживания является необходимым условием у...