Здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Шиндина Татьяна Владимировна

"Здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста"

 

Здоровый образ жизни – ценность, которая остается на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Проблема сохранения и формирования здоровья детей в сложных современных условиях значима и актуальна, потому что напрямую взаимодействует с проблемой безопасности и независимости. За прошедшие годы в России произошло значительное ухудшение здоровья детей, дошкольного возраста. Если опираться на данные исследований ученых, то можно отметить лишь 10 % воспитанников ДОУ, которые могут считаться здоровыми, остальные же 40 % имеют различную хроническую патологию. У каждого первого дошкольника выявляется сочетание сразу нескольких хронических заболеваний. Воспитание ребёнка начинается в семье. И важно не только научить детей доброте и честности, преподать им уроки нравственности, но и привить интерес к физкультуре, сформировать привычку к здоровому образу жизни. Забота об укреплении здоровья и формировании физических качеств ребёнка является одной из первоочередных задач семьи.

На сегодняшний день одной из главных и значимых задач является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Она регламентируется разными нормативно- правовыми документами, которые помогают достичь нам определенных результатов стабильности в образовательных учреждениях, а также качественного улучшения здоровья детей дошкольного возраста.

Ряд всех нормативных документов также подкрепляют такие главные задачи современных детских садов, как воспитание здоровой личности и воспитание личности, ориентированной на здоровый образ жизни, организация правильного образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью дошкольников, использование доступных каждому дошкольному учреждению средств охраны здоровья и развития дошкольника. Качественное образование может быть достигнуто только лишь при создании определенных условий, которые будут направленны на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здороьясбережения. Знания, полученные педагогами, по сохранению и развитию здоровья, являются важной составляющей профессиональной компетенции современного воспитателя.  

Воспитатель должен обладать таким широким запасов здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного ребенка. Факторы, которые непосредственно влияют на здоровье дошкольников, могут быть разными, такими, как, учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, качество дидактических материалов, педагогические методики, организация физического воспитания, качество оборудования, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия, мотивация дошкольников, взаимоотношения воспитатель-ребенок, ребенок-группа, воспитатель- родители.

Качество оптимальных педагогических, физиолого- гигиенических, социально- психологических условий в учебном процессе способны не только обеспечить сохранение и укрепление здоровья дошкольников, но и повысить многие показатели целостного результата образовательного процесса обучаемости, воспитанности и социальной активности. Актуальность совместных занятий физической культурой родителей и детей очевидна.

Цель реализации методической разработки – соблюдение принципов здоровьясбережения позволит в дошкольном учреждении решить многие проблемы, связанные со здоровьем воспитанников.

Ожидаемые конечные результаты: повышение  функциональных возможностей организма дошкольников, рост уровня физического развития и физической подготовленности детей, повышение приоритета здорового образа жизни, повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни, повышение уровня самостоятельности и активности дошкольников в двигательной деятельности , повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, а также поддержка родителями деятельности ДОУ по воспитанию здоровых детей.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

Викторина для детей старшей группы «Загадки здоровья»

Цель: Формировать стремление к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Развивать сенсомоторные навыки, внимание, память, мыслительную

деятельность детей и способность к умозаключениям.

2. Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями.

3. Совершенствовать эмоциональную лексику.

4. Закрепить правила безопасного поведения.

5. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

6. Вызывать у детей радостное, бодрое настроение.

Оборудование: эмблемы командам, цветные воздушные шары, катрочки с

изображение полезной и вредной еды, предметы личной гигиены, картинки

«Пирамиды Здоровья», музыкальное сопровождение, призы.

 

Красный шар - безопасность

Синий шар - гигиена

Зеленый шар - режим

Желтый шар - правильное питание

Розовый шар - спорт

 

На доске выставляются смайлики каждой команде за правильный ответ

викторины. Дети под музыку («Если хочешь быть здоровым») входят в группу.

Воспитатель: Приветствую команды «Здоровячки» и «Крепыши» на викторине

«Загадки здоровья».

Чтоб нам настроиться на игру,

Надо в круг быстрее встать,

Соседа ласково назвать,

В ладоши хорошее настроение передать.

Игра: «Ласковое имя».

Воспитатель: Отличное настроение. А теперь ещѐ раз поздороваемся! Мы

сказали «здравствуйте», а это значит, что пожелали всем здоровья! Задумывались

ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг

другу здоровья? (ответы детей). Наверное, потому, что здоровье для человека -

это самая главная ценность.

Быть здоровым — это модно!

Дружно, весело, задорно.

Становитесь на зарядку.

Организму — подзарядка!

Знают взрослые и дети

Пользу витаминов этих:

Фрукты, овощи на грядке —

Со здоровьем все в порядке!

Также нужно закаляться,

Контрастным душем обливаться,

Больше бегать и гулять,

Не ленится, в меру спать!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Чтоб здоровье сохранить.

Научись его ценить!

Готовы загадки здоровья отгадывать?

Загадки здоровье спрятало в воздушных шарах, а отгадки вам нужно найти самим.

Выбирайте шар любой (каждый шар символизирует основы здоровья,

соответственно цвету шара загадывается загадка о правилах здоровья)

Чья команда первая отгадает загадку, та и отвечает первая на вопросы. При

правильной отгадке лопается шар и вы увидите правильный ответ. Ответ мы

будем крепить на стенде.

Зеленый шар – режим

«Он помогает нам все успеть:

Поиграть, погулять и вовремя поесть.

Если его не соблюдать, то везде можешь ты опоздать»

Викторина «Режим дня»:

I. Когда мы утром просыпаемся, то?

А. Играем в игры.

Б. Умываемся, чистим зубки.

В. Идем гулять на улицу.

 

II. Зачем нужна утренняя зарядка?

А. Чтобы быть здоровым и сильным.

Б. Чтобы не села батарейка.

В. Чтобы не ходить на физкультуру.

 

III. После обеда?

А. Идѐм домой.

Б. Ложимся спать, чтобы отдохнуть.

В. Поѐм песни.

 

IV. Сон это…

А. Здоровье…

Б. Плохое настроение.

В. Мультик.

 

V. Для чего нам нужна прогулка? (все варианты правильные)

А. Чтобы дышать свежим воздухом.

Б. Чтобы понаблюдать за удивительным миром природы.

В. Чтобы поиграть с ребятами в интересные игры.

 

VI. Режим дня – это…(здоровье)

Молодцы! С режимом разобрались. Идем дальше. Выбирайте шар.

Синий шар - гигиена

«Надо всем с водой дружить и про мыло не забыть,

Щетку с пастой полюбить и с платочком носовым всегда вместе быть.

Волосы в порядке содержать и в носу не ковырять.

Эти правила простые называют – гигиена! »

Воспитатель: А что произойдет с нами, если мы перестанем умываться,

причесываться, соблюдать правила гигиена? (Ответы детей).

Почему предметы гигиены называют личными? (ответы детей).

 

Игра – эстафета «Предметы личной гигиены» (по 6 человек от команды)

Правила игры: по очереди нужно добежать до стола с преодолением

препятствий (перешагнуть через палку, пройти по дорожке здоровья) и из

предложенных предметов выбрать предметы личной гигиены (расческа, носовой

платок, зубная щетка, полотенце, мочалка, носки). Вернуться обратно по прямой.

Объяснить свой выбор (когда эстафета закончится).

 

Желтый шар - правильное питание

Чтобы живот у тебя не болел,

Чтоб с удовольствием всегда ты ел,

В продуктах, надо друзья, разбираться.

И рекламе не доверяться!

 

Игра «Да и Нет»

 

Каша- вкусная еда…

Это нам полезно? (Да)

Лук зеленый иногда

Нам полезен дети? (Да)

Чипсы кушать на обед,

Вместо маминых котлет? (Нет)

Щи-отличная еда

Это нам полезно? (Да)

Газировка, вот вкусняшка,

И полезно и приятно? (Нет)

Фрукты – просто красота!

Это нам полезно? (Да)

Овощей растет гряда,

Овощи полезны? (Да)

Лишь полезная еда

На столе нас всегда!

А раз полезная еда

Будем мы здоровы? (Да)

 

Игра – эстафета «Полезные и вредные продукты для зубов»

Команда – полезные продукты; команда – вредные продукты.

Полезные продукты: морковь, банан, яблоко, сыр, яйцо, капуста, рыба, творог.

Вредные продукты: газировка, карамель, шоколад, апельсиновый сок, пирожное,

семечки, ириски, горячие напитки. (наклеить картинки вокруг зубика)

 

Розовый шар – спорт

Болеть мне некогда друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И я собою очень горд,

Что дарит мне здоровье…

(Спорт)

 

Физминутка «Посчитай и сделай столько раз»

 

С физкультурой мы дружны,

Заниматься ей должны.

Наклонимся столько раз,

Сколько шариков у нас.

Один, два, три, четыре, пять.

Может, повторим опять?

Приседаем столько раз,

Сколько кубиков у нас.

Один, два, три, четыре.

Мы поставим ноги шире.

Поднимайтесь на носочках,

Сколько у меня цветочков.

Один, два, три.

Руки вверх подними.

И похлопай столько раз,

Сколько радости у нас.

Радости у вас ребята много, это спорт, ему дорога!

Красный шар – безопасность

Много правил есть на свете

Их должны запомнить дети.

Эти правила друзья

Нужно знать то А до Я.

Будешь все их соблюдать

Жизнь твоя будет на 5!

О чем я сейчас говорила? (правила безопасности)

 

«Каверзные вопросы»

1. Если ты заболел, что делать, чтобы не заразить других?

2. Твои действия, если тебя друг угощает витаминами?

3. Может ли ребенок сам принимать лекарства?

4. Что делать, если ты промочил ноги на улице?

5. Твои действия, если ты нечаянно разбил градусник?

6. Что будет с твоим зрением, если долго смотреть телевизор?

 

Чтоб здоровье раздобыть,

Не надо далеко ходить.

Нужно нам самим стараться,

И всѐ будет получаться.

Посмотрите, из загадок о здоровье можно пирамиду составить.

Капитаны команд подойдите к стенду и попробуйте собрать пирамиду здоровья.

Предлагаю добавить хорошее настроение и подвести итоги викторины.

 

Итоги:

 

Награждение.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста

Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возрастаПроблема    Основной проблемой современного общества считается низкий уров...

Буклет: консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Ваш здоровый малыш!»

Визуальные закладки для родителей «Ваш здоровый малыш!», методическая разработка консультации поможет родителям в воспитании у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Консультац...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»

Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...