Проект по здоровьесбережению для детей 1 младшей группы "Я здоровье берегу - расти здоровым я хочу"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект по здоровьесбережению для детей 1 младшей группы
«Я здоровье берегу – расти здоровым я хочу!»
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта:
Самое ценное в нашей жизни - здоровье. В ДОУ задача укрепления здоровья всегда была приоритетной. В современном воспитании словосочетание "формирование здорового образа жизни" заняло прочное место в жизни, в беседах с родителями и детьми, в воспитательной работе, планах педагогов. Дети дошкольного возраста имеют мало знаний о своем "здоровье", у них не сформировано представление о здоровом образе жизни. Наша работа направлена на формирование у детей и родителей представлений о здоровом образе жизни; на понимание родителями того, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, так как, они являются самым ярким примером для своих детей.
Современный мир ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей.
Образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Именно в младшем дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В этом возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно их выполнять. В каждодневной деятельности у детей формируются культурно гигиенические навыки, вырабатываются привычки и навыки личной гигиены: мытьё рук перед едой; умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Современные стандарты образования призывают педагогов активно использовать в своей работе современные, инновационные подходы в воспитательно-оздоровительной работе. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействию окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения, у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, сильным, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила личной гигиены.
В повседневной работе с детьми нужно стремиться к тому, чтобы выполнение простых правил личной гигиены стало для них интересным, а гигиенические навыки с возрастом только продолжали совершенствоваться. Нужно побуждать детей осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, полотенцем, носовым платком. Таким образом, одна из главных задач в разработке данного проекта заключается в формирование у детей навыков здорового образа жизни, развитии культурно - гигиенических навыков, т.к. это - первый шаг в приобщении дошкольников к культуре здоровья, а родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни.
Паспорт проекта
Тема: «Я здоровье берегу – расти здоровым я хочу!»
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы и их родители.
Возраст участников: 1 младшая группа.
Вид проекта: краткосрочный (2 недели)
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми.
Проведение индивидуальных бесед и предоставление информационных
листов родителям часто отсутствующих детей. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Проблема проекта: Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни;
Создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.
Цель проекта: Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
для детей:
- формировать знания, умения и навыки, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья.
- воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
- создать здоровьесберегающую среду в группе.
- повышать интерес к здоровому образу жизни через различные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
для родителей:
- дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми, о соблюдении навыков гигиены, двигательной деятельности.
- повышать компетентность родителей о здоровом образе жизни, о здоровом климате в семье через информационные ширмы, памятки.
для педагогов:
- формировать представления о вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ у педагогов;
- повысить уровень знаний педагогов о проблемах здоровьесбережения детей в условиях семьи и ДОУ;
- объединить усилия с семьями воспитанников для достижения наилучшего результата в вопросе о ведении здорового образа жизни.
Предполагаемые результаты проекта:
- для детей:
- Повысится двигательная активность; сформируются первоначальные знания о здоровом образе жизни.
- Привиты простейшие навыки гигиены и самообслуживания; соблюдаются элементарные правила личной гигиены.
- Дети с удовольствием участвуют в закаливающих и профилактических мероприятиях.
- Сформируются первоначальные основы безопасности и сохранения своего здоровья.
- Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, проявляют творчество, активность и деятельность в работе.
- Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
- для родителей:
Повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей и использование полученной в рамках проекта информации в домашних условиях для сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровьесберегающие педагогические технологии в данном проекте мы решили применять в различных видах деятельности дошкольников и подразделяли их на:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. Технологии обучения ЗОЖ;
3. Коррекционные технологии
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап– организационный (подготовительный):
Разработка проекта (Сбор информации)
2 этап – реализация проекта (перспективное планирование)
3 этап – подведение итогов проекта:
Форма проведения проекта:
Девиз проекта: «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
Дата | Вид образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями | Интеграция |
Ежедневная профилактическая работа | - Проф. Гимнастика (утренняя гимнастика, физминутка и т.д.) - гимнастика пробуждения, массажные дорожки.
|
| Образовательные области:
«Физическое развитие»;
«Речевое развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
| |
Беседа
Занятие
Игры | «Здоровье – волшебная страна» - сюжетно-ролевые: «Больница», «Аптека»; - подвижные: «У медведя во бору», «Мышеловка» и т.д.; - дидактические: «Лото» и т.д.
| Консультация «Приобщайте детей к здоровому образу жизни». Анкетирование «Здоровый человек» | ||
Беседа
Занятие
Игры | «Витаминчики люблю – быть здоровым я хочу!» - чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр»; -дидактические: «Мяч в ворота», «Найди два одинаковых флажка» и т.д.; - подвижные: «Мышеловка» и т.д.
| Индивидуальные беседы о физических, гигиенических умениях и навыках, о полезной и вредной пище, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми. | ||
Беседа
Занятие
Игры | «Азбука здоровья» Физкультурное развлечение «Секрет здоровья для Мишутки». Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору».
| Наглядность в виде информационных файлов «Пословицы и поговорки о здоровье», «Загадки о здоровье». | Образовательные области: «Физическое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие» | |
Беседа
Занятие
Игры | Рассматривание иллюстраций, альбомов о видах спорта; Чтение произведения К Чуковского «Федорино горе»; -подвижные: «Воробушки и автомобиль», «Мышеловка» и т.д.; - сюжетно-ролевые: «Больница», «Аптека». | Картотека «Физминутка», «Пальчиковые игры», «Подвижные игры». Тестирование «Самооценка образа жизни» | ||
Беседа Занятие
Игры | «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!» Заучивание пословиц, поговорок о здоровье; -дидактические: «Мяч в ворота», «Что лишнее?» и т.д. -подвижные: «У медведя во бору», «По желанию детей». | Консультация «Значимость подвижной игры для всестороннего развития малышей» | ||
Итоговое мероприятие | -Выставка творческих работ «Здоровье глазами детей». |
Результаты реализации проекта:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности.
для детей:
- у большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;
- дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина), о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).
для родителей:
- родители с интересом наблюдали за происходящем в физкультурном развлечении «Секрет здоровья для Мишутки»;
- выразили желание изготовить своими руками массажные дорожк
для группы и дома;
- приняли участие в творческом конкурсе «Здоровье глазами детей».
для педагога:
- установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
- создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Список используемой литературы:
1. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.
3. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.: ЦГЛ Москва 2003 г.
4. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. «Социальная адаптация малышей в ДОУ» Изд.: Москва Творческий центр «Сфера» 2011 г.
5. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
6. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
7. Гаврючина Л. В.»Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», 2010г.
8. Харченко Т. Е. «Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. – Издательство «Мозаика – Синтез». 2009г. – 86с.
9. «Пальчиковые игры для детей» - С. О. Ермакова, 2009г.
Приложение
Беседы с детьми:
«Здоровье – волшебная страна»
Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста общее представление о здоровье как ценности, о которой требуется непрерывно заботиться. Воспитывать намерение уделять внимание своему здоровью. Развивать творческую фантазию и умение воспроизводить свой замысел в рисунке.
Материал: игрушка Незнайка, сюжетные картинки с изображением двух медвежат: один медвежонок веселый, здоровый, второй — грустный, неаккуратный, с перевязанной рукой; белый лист бумаги и цветные карандаши на каждого ребёнка.
Ход беседы (слышится стук в дверь):
Воспитатель: - Ребята, кто это стучит? (вносится игрушка Незнайка) Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я хочу поговорить с вами на очень важную тему — о здоровье. Как вы думаете, что же такое здоровье? (суждения детей) Незнайка: - что же надо делать для того, чтобы быть здоровым? (суждения детей) Воспитатель: - Незнайка, ребята! Я хочу поведать вам о волшебной стране - здоровье. А помогут мне в этом мои друзья – медвежата. Одного зовут Здоровяк, а другого - Растяпа (обратить внимание малышей на персонажей). Посмотрите. Как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа? (Ответы детей). Воспитатель: - Я с вами согласна. Крепких, сильных, редко болеющих детей называют здоровяками. Посмотрите, как выглядит наш Здоровяк. У него румяные щеки, крепкая стройная фигура, мне кажется, что он занимается спортом, много гуляет на свежем воздухе, он соблюдает правила поведения на улице, ест только мытые фрукты и овощи и не забывает делать зарядку. И он, конечно, знает, что полезно, а что вредно для здоровья.
Воспитатель: - Вы со мной согласны? Или кто-то думает по-другому? (Ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, а Растяпа ведет такой же образ жизни или нет? А почему? (Суждения детей).
Воспитатель: - Да, вы правы. Но мне так хочется, чтобы Растяпа стал таким как Здоровяк. Давайте ему в этом поможем. И прежде всего мы должны показать ему пример.
Физкультминутка "Божья коровка"
- Вокруг себя покружились
И в божьих коровок превратились Кружатся
- Божьи коровки, покажите ваши головки,
Носики, ротики, крылышки –
ручки, ножки, животики Показывают названные части тела
- Божьи коровки,
поверните на право головки,
Божьи коровки,
поверните на лево головки, Повороты головой вправо, влево
- Ножками притопните,
крылышками хлопните Топают ногами. Хлопают руками
- Друг к другу повернулись
И мило улыбнулись Поворачиваются, улыбаются, садятся
Воспитатель: - Ребята, расскажите Незнайке, каких людей мы называем здоровыми?
Воспитатель: - Больные люди как выглядят? Какие вы молодцы ребята!
Воспитатель: - Что должен сделать Растяпа, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым? (Ответы детей).
Воспитатель: - Итак, теперь и Незнайка, и медвежонок, и мы знаем, что здоровье - это сила, ум и красота. Что здоровье - это волшебная страна. Это то, что нужно беречь всегда, это самое большое богатство для каждого человека. Здоровье - это когда ты весел, когда у тебя все получается, когда у тебя нет температуры и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки, когда у тебя ничего не болит. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? Мне кажется, что мы с вами помогли Растяпе и не хочется, чтобы у него оставалось такое некрасивое имя. Давайте с вами придумаем ему новое имя, и поменяем его внешний вид. (Предложения детей по поводу нового имени и внешнего вида медвежонка).
Воспитатель: - А сейчас придумайте нового медвежонка, собственного и нарисует его (самостоятельная деятельность детей).
Анализ рисунков.
«Витаминчики люблю, быть здоровым я хочу»
Цель: развивать представления дошкольников о пользе некоторых продуктов, о важности правильного питания; закрепить у малышей знание названий некоторых ягод, овощей, фруктов, продуктов питания; формировать умение детей вести диалог с воспитателем, совершенствовать их речь и умение отвечать на поставленные вопросы.
Материал: игрушка Незнайка, муляжи фруктов и овощей.
Ход беседы:(слышится стук в дверь).
Воспитатель: - Ребята, кто это стучит? (Вносится игрушка Незнайка) Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я хочу поговорить с вами о витаминах. Вы любите витамины? (ответы детей) Я тоже!
Воспитатель: - Кто дает вам витамины? (Ответы детей).
Воспитатель: - А где же мама, бабушка их покупают? (Выслушать, и обобщить ответы детей).
Воспитатель: - Незнайка, ребята, а вы знаете что витамины не только продаются в аптеке в красивой упаковке, но и содержатся в продуктах, которые мы едим.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это у меня? (обратить внимание детей на муляжи овощей и фруктов) (ответы детей) .
Воспитатель: - А вы знаете, сколько витаминов в них содержится? (ответы детей).
Воспитатель: - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто любит морковку. Молодцы! А теперь хлопните в ладоши те, кто любит лимон. Молодцы! Пожалуйста, топните ножкой те, кто любит апельсины. Вот молодцы!
От простуды и ангины
Помогают апельсины!
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Ешь побольше апельсинов,
Пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь
Очень строен и высок.
Нет полезнее продуктов —
Вкусных овощей и фруктов.
Воспитатель: - Ребята, а витамины содержатся не только в овощах и фруктах, но и в других продуктах. Очень полезно кушать кашу с маслом, мед, рыбу, мясо. Богаты витаминами и ягоды. А какие вы знаете ягоды? (Ответы детей).
Если хочешь быть здоровым,
Правильно питайся.
Ешь побольше витаминов
И с болезнями не знайся.
Воспитатель: - Теперь и вы ребята, и ты Незнайка знаете сколько пользы от витаминов! Поэтому ешьте витамины, которые покупают вам в аптеке. Но, а самое главное, хорошо кушайте, чтобы не болеть, расти здоровыми и умными!
«Азбука здоровья»
Цель: дать начальные представления о гигиенических основах безопасной жизнедеятельности; воспитывать привычку заботиться о своём здоровье; развивать самостоятельность в определении необходимости мытья рук; активизировать речь детей, расширять словарный запас.
Материал: мягкая игрушка Незнайка, сюжетные картинки по теме.
Ход беседы:(вносится мягкая игрушка Незнайка).
Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка. Что опять произошло? Почему ты такой грустный?
Незнайка: - Я сегодня съел морковку и у меня заболел живот, поэтому мне грустно.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему у Незнайки заболел живот? (Ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, давайте объясним Незнайке, почему нужно мыть овощи и фрукты перед едой. (Рассуждения детей).
Воспитатель: - Да, вы правы: на овощах и фруктах находится много микробов. А что такое – микробы? (Ответы детей).
Воспитатель: - Микробы живут на руках и на всех окружающих нас предметах. А как они попадают в рот? (Ответы детей).
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на свои руки. Вы видите микробов? (Нет). Почему? (Предположения детей).
Воспитатель: — Да, конечно. Микробы мельчайшие организмы и их невозможно увидеть без специального увеличительного прибора — микроскопа, но попадая в организм, они наносят большой вред здоровью:
«Опасное животное микроб
Мечтает, чтоб попасть к ребятам в рот,
Чтоб горло заболело и живот,
А он себе спокойненько живет».
Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в игру и научим Незнайку, как можно спастись от микробов.
Игра «Любит — не любит»
(Дети отбирают карточки с изображениями, что полезно и вредно для здоровья).
Физкультминутка «Две лягушки»
На болоте две лягушки Дети изображают лягушек.
Две зеленые подружки.
Рано утром просыпались, Потягиваются.
Дружно умывались
Полотенцем растирались. Выполняют движения
Влево вправо наклонялись по тексту.
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям Физкульт — привет.
Воспитатель: - Все болезни у ребят от микробов, говорят,
Чтоб всегда здоровым быть - надо руки с мылом мыть.
Воспитатель: - Ребята, напомните Незнайке когда обязательно нужно мыть руки.
(Педагог показывает картинки с изображением тарелки, кошки, игрушек и т. д., а дети говорят когда мыть руки (перед едой, после прогулки, после общения с животными, после игр, после туалета).
Незнайка: - Спасибо вам большое за науку, я теперь всегда буду мыть руки и микробы мне нипочём!
«Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»
Цель: дать детям представление о пользе молока и молочных продуктов; способствовать развитию диалогической речи, умения чётко отвечать на вопросы, обогащать словарный запас; воспитывать культуру поведения за столом.
Материал: мягкая игрушка Незнайка, молочные продукты; миксер, бокальчики и продукты для коктейля.
Ход беседы:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто к нам в гости пришёл.
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Совсем недавно я вернулся из Молочной страны, где проживают молочные продукты. А какие молочные продукты вы знаете?
Игра «Кто живет в Молочной стране» (с мячом)
(Дети перечисляют: молоко, кефир, топленное молоко, сливки, сыр, глазированные сырки, йогурт, сметана и т. д.).
Незнайка: - Ребята, а какой же продукт главный?
Дети: - Молоко.
Незнайка: - Почему вы так думаете? (Ответы детей.) Да, вы правы. Из молока производят множество молочной продукции.
(Показать стакан с жирным молоком. Обратить внимание детей на слой поверху молока.)
Незнайка: - Как вы думаете, что это? (Ответы детей).
Незнайка: - Да, это сливки. Для чего они нужны? (Ответы детей).
Незнайка: - Но, ребята, запомните: много сливок есть нельзя, потому что они очень жирные, а много жирного есть вредно.
Незнайка: - А вы знаете как из сливок делают сметану? Сливки аккуратно снимают с молока, складывают в чашечку, и они через какое-то время превращаются в сметану.
Незнайка: - А сейчас пришла пора поиграть нам детвора.
Игра «Узнай по вкусу»
(Дети с закрытыми глазами пробуют молочные продукты и называют их).
Незнайка: - Молодцы! А у меня для вас сюрприз: сейчас мы с вами вместе приготовим клубничный коктейль.
(Все строчки стихотворения сопровождает действиями).
Пакет клубничного молока –
Непременно от Незнайки.
Три ложки сахара,
Два желтка,
Сок апельсиновый чуть-чуть покапать.
Нарезать дольками полбанана,
Сливки жирные – полстакана,
И, наконец, добавить сюда
Кофейную чашку дробленого льда.
В миксере взбить
И разлить по бокальчикам –
Коктейль предлагается
Девочкам и мальчикам.
(Дети пьют и благодарят Незнайку.)
Консультации для родителей:
Родители, играйте с детьми в подвижные игры!
Подвижные игры соответствуют потребностям растущего организма детей в движении, гораздо в большей степени, чем все другие формы физической культуры. Игра чаще всего вызывает эмоциональный подъем, она связана с личной инициативой, творческой фантазией и отвечает всем законам развивающегося организма дошкольника, а потому всегда желанна. Игра становится главной жизненной потребностью малышей, к удовлетворению которой они сами очень стремятся.
В подвижных играх используются свободные, непринуждённые движения, которые благоприятствуют физическому развитию детей, а также активизируют работу головного мозга, а, значит, всех органов и систем. В играх у дошкольников воспитываются необходимые им в дальнейшей жизни качества и прикладные навыки, развивается чувство коллективизма и дисциплинированности, умение владеть собой в различных ситуациях, раскрываются заложенные в детях личностные возможности.
В совместных подвижных играх между детьми и их родителями возникает взаимопонимание и дружеские отношения, которые предотвратят многие неприятности и беды в последующей жизни.
Отмечено, что если включить подвижные игры в комплексное лечение малышей абсолютное выздоровление и восстановление их жизненных сил при самых разных болезнях и состояниях наступает гораздо быстрее.
Хочу предложить вам несколько подвижных игр:
Игра «Кот и мыши»
Цель: формировать умение дошкольников бегать легко и свободно, на носках, не толкая друг друга; ориентироваться в пространстве, изменять движения по сигналу педагога.
Ход игры: малыши – «мышки» располагаются на стульчиках (в норках). Напротив, в другой стороне комнаты спит «кот». Мышки бегают, веселятся, резвятся. «Котик» пробуждается ото сна, мяукает и старается поймать «мышек», которые стремительно разбегаются и укрываются в «норках». Тех «мышек», которых «котик» умудряется поймать, уводит с собой.
Игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: формировать умение ребят бегать в разные стороны, не наталкиваясь друг на друга, приступать к движениям и менять их по сигналу педагога, быстро отыскивать своё место.
Ход игры: вдоль одной стороны комнаты на стульчиках располагаются дети – «воробушки». Напротив, находится гараж для автомобиля. Роль автомобиля исполняет взрослый. На сигнал: «Воробушки полетели!» малыши – «воробушки» бегают врассыпную, махая руками – «крыльями». Выезжает автомобиль, подаёт сигнал. «Воробушки» летят в свои гнёздышки. Затем автомобиль уезжает на стоянку.
Игра «Лохматый пёс».
Цель: формировать умение ребят двигаться в соответствии с текстом, живо изменять направление движения, бегать, стремясь не попасться ловящему и не толкать друг друга.
Ход игры: малыши располагаются на одной стороне комнаты, а взрослый – «пёс», на другой. Затем ребятишки приближаются к собачке, произнося слова стихотворения:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувший нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
По окончании текста, пёс поднимается и громко лает. Малыши разбегаются в разные стороны от ловящего их пса, который пытается поймать деток и увести к себе. После того как ребята укроются в «домиках», пёсик возвращается на своё место. Игра возобновляется.
Игра «Такси».
Цель: формировать умение ребят двигаться в парах, соразмерять движения друг с другом, изменять направление движений, внимательно относиться к партнерам по игре.
Ход игры: малыш и взрослый располагаются внутри обруча большого диаметра, удерживая его в руках: родитель – у одной стороны обода, ребёнок – у другой. Взрослый – шофёр, малыш – пассажир. «Такси» двигается по площадке, меняя направление и темп движения. По истечении некоторого времени, когда ребёнок освоит правила игры, можно поменяться ролями.
Желаю успехов! Приятно и с пользой провести время со своим малышом!
Приобщайте дошкольников к здоровому образу жизни
Уважаемые родители!
Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос здоровым и крепким ребёнком, ему необходимо чётко соблюдать, продуманно составленный, соответствующий возрастным особенностям, режим дня. Возникновение благоприятных условий для всестороннего развития малыша осуществляется лишь тогда, когда он обретает привычку в одно и то же время принимать пищу, ложиться спать, активно действовать. Распорядок дня должен быть достаточно гибким. Его можно изменять (но не более чем на 30 минут в ту или иную сторону), в зависимости от обстоятельств (время года, индивидуальные особенности ребёнка, домашние и другие).
Каждое утро вашего ребёнка должно начинаться с зарядки, которая проходит совместно с другими членами семьи в эмоционально приподнятом настроении.
По окончании утренней гимнастики малышу необходимо принимать водные процедуры, то есть закаляться водой. Начинать необходимо с умывания, обтирания, затем перейти к обливанию или прохладному душу. Водные процедуры нужно осуществлять регулярно, в одно и то же время, заранее настроив малыша. Понижать температуру воды следует поэтапно, учитывая возрастные особенности ребёнка, его самочувствие, тип процедуры.
Одним из основных элементов образа жизни и поведения детей младшего дошкольного возраста является двигательная активность, которая зависит от степени двигательной готовности детей, персональных особенностей, конституции тела и функциональных возможностей развивающегося организма. Дошкольники, которые регулярно занимаются физической культурой и спортом, выделяются задорностью, жизнелюбием и выносливостью. Немаловажное место в воспитании малышей занимает двигательная деятельность, а приобщать младших дошкольников к здоровому образу жизни должны в первую очередь родители.
- Перед сном необходимо пообщаться с малышом: рассказать о том, как вы его очень сильно любите, какой он у вас самый лучший, умный и добрый; при этом ласково, поглаживая его по спине и целуя.
- Немаловажно проследить за пробуждением малыша: оно должно быть неторопливое, постепенное (ребёнку нужно пролежать в постели не меньше 8-10 минут; ни в коем случае нельзя устанавливать будильник рядом с детской кроваткой).
- В благоприятной атмосфере необходимо проделывать с малышом водные гигиенические процедуры. А затем и утреннюю зарядку провести, в хорошо проветренной комнате, желательно под музыкальное сопровождение.
- Желательно до завтрака предложить малышу выпить бокальчик свежевыжатого сока из фруктов или овощей. Завтрак должен быть приготовлен из продуктов, богатых белками, лёгкими углеводами, витаминами, минералами и микроэлементами.
- Для профилактики простудных заболеваний возможно использование в виде добавки к первым блюдам чеснока и зеленого лука.
- Очень важно приобретать для малыша одежду из натуральных волокон, которая бы содействовала полноценному кожному дыханию и безупречному теплообмену.
- Следует объяснить малышу об необходимости смены спортивной формы по окончании двигательной деятельности на повседневную.
- Пояснить малышу причину, почему сразу после двигательной активности не следует употреблять прохладную воду.
Активное совместное времяпрепровождение:
1. Благоприятствует упрочнению семьи.
2. Развивает у малышей высоконравственные качества, любознательность и наблюдательность.
3. Способствует приобщению малышей к изумительному миру природы, воспитывая у них интерес и заботливое отношение к представителям живой природы.
4. Совершенствует у ребят начальные представления об истории малой Родины, устоях и культуре нашего народа; расширяет круг интересов дошкольников.
5. содействует сплочению семьи (малыши ощущают приобщение к совместной деятельности, и живут одними проблемами с родителями).
Только в совместной досуговой деятельности у взрослых и малышей зарождается такое взаимопонимание, о котором часть родителей могут только мечтать.
Осуществление общесемейного отдыха положительно воздействует на малышей и их родителей. Взрослые вместе с дошкольниками могут:
1. Организовывать пешие прогулки с малышами на лыжах, катание на коньках и на санках, лепка снежных поделок в зимнее время.
2. Совершать непродолжительные турпоходы, общий отдых на природе; устраивать коллективные досуги с подвижными играми и эстафетами в весеннее и осеннее время.
3. Проводить задорные и оживлённые игры-забавы и подвижные игры с детьми на детской площадке; принимать солнечные ванны, плавать в бассейне и водоёме.
4. Организовывать совместные поэтические вечера, где малыши, знакомясь с произведениями знаменитых поэтов, будут приобщаться к здоровому образу жизни. Так, стихотворение Агнии Барто «Девочка чумазая» побудит дошкольников следить за чистотой своего тела и одежды, творение Сергея Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поспособствует улучшить аппетит детей, а стихотворение «Про мимозу» поведает малышам о необходимости закаливающих процедур для общего здоровья человека и т. п.).
Уважаемые родители! Позвольте предложить вам семейный кодекс здоровья, который касается распорядка дня, закаливающих процедур, питания и других компонующих здорового образа жизни.
1. Здоровье в порядке: начинай день с зарядки!
2. Пробуждаясь - не ленись, и с кровати поднимись!
3. Водой холодной закаляйся, если хочешь быть здоров.
4. В быстром темпе шагаем на работу, в детский сад.
6. Никогда не унывай – всем улыбку раздавай!
7. Встречаясь, руку пожимай и здоровья пожелай!
8. Режим дня соблюдаем – всё успеваем!
9. Полезную пищу употребляй – здоровье укрепляй!
10. Если отдых – то совместный!
Физкультурное развлечение «Секрет здоровья для Мишутки»
Цель: пропагандирование здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом; поднятие эмоционального настроя у малышей и стремления участвовать в подвижных играх.
Задачи:
- Упражнять малышей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд.
- Способствовать развитию координации движений, сноровки и быстроты реакции.
- Воспитывать интерес к физическим упражнениям; осмысленное отношение к потребности заниматься физической культурой и спортом; дружеские взаимоотношения между детьми, стремление играть вместе.
Материалы и оборудование: игрушки медведя и зайца, обручи по количеству детей.
Ход развлечения: дети в спортивной форме под музыку входят в празднично украшенный спортивный зал.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы провести праздник День Здоровья.
В зале появляется Медвежонок.
Медведь: - Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Сегодня сорока мне на хвосте принесла новость, что у вас проводится День Здоровья. Только я не знаю, что такое здоровье. Вы мне объясните? (Дети отвечают). Что же надо делать для того, чтобы быть здоровым? (Ответы детей).
- А я ничего такого не знаю и ничего не делаю.
Я немного толстоват,
Я немного косолап.
Но поверьте мне, ребята,
В этом я не виноват!
И мне не известно, что такое утренняя гимнастика.
Вы мне можете показать?
Проводится «Лесная зарядка».
Медведь: - Ох, ребята, я устал. Спать я что-то захотел (зевает). Пойду, немного посплю. (Медведь засыпает).
Подвижная игра «У медведя во бору».
Малыши находятся на одной стороне площадки, а медведь располагается на другой, он спит. Ребятишки идут к медведю, выполняя движения в соответствии с текстом и произнося слова:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Он на нас рычит.
После этих слов медведь просыпается и догоняет детей.
Медведь: - Ребята, а у меня в лесу есть замечательный друг.
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
- А вы умеете прыгать, как зайчишки?
Эстафета «Кто быстрее»
Построение дошкольников в две колонны. Раскладываются перед ними 4-5 обручей. На сигнал «Раз, два, три, начни!» первая пара прыгает на двух ногах, как зайчики, из обруча в обруч. Дети поочередно в парах проделывают упражнение.
Медведь: - Ох, ох, ох! Ну и молодцы же вы! Порадовали меня! А теперь я хочу поиграть с вами в любимую игру моего дружка - зайчонка.
Подвижная игра «Медведь и зайцы» (2-3 раза).
Обручи разложены на площадке. Медведь спит в берлоге. А детишки-зайчишки прыгают на двух ногах по площадке. Как только медведь просыпается, зайчики бегут в свои домики.
Медведь: - Ребята, а я знаю ещё одну очень замечательную игру. Она называется «Догони». Поиграем?
Малоподвижная игра «Догони» (2-3 минуты).
Малыши располагаются в кругу, в руках игрушка медведя. Дети передают его друг другу по кругу. Вдогонку устремляется игрушка Зайчишка, которая двигается в ту же сторону. Дошкольникам необходимо передавать игрушки так, чтобы одна из них догнала другую.
Медведь: - Как же здорово с вами! Но самое главное, что я понял — надо обязательно заниматься физкультурой, чтобы стать проворным и храбрым, быстрым и сильным! Я вижу, ребята, что вы любите заниматься физкультурой. И за это я вас хвалю. А сейчас пора мне в лес. Пойду, поведаю всем зверям в лесу, какой это замечательный праздник — День Здоровья. До свидания, друзья!
Анкетирование родителей «Здоровый человек»
Цель: Изучить отношение родителей к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
1.Как вы понимаете выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас в группе есть такие дети?
2.А вы заботитесь о своем здоровье и здоровье своего ребенка? Расскажите, пожалуйста, как вы это делаете?
3.Какие советы вы дадите другим родителям, чтобы ребенок не заболел?
4.Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему вы так думаете?
4.Есть ли у вас вредные привычки? Знает ли об этом ваш ребенок?
5.Какие полезные привычки у вас есть?
6.Придерживаетесь ли вы здорового рациона питания?
7.Считаете ли вы свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни?
Тест «Самооценка образа жизни»
Выберите наиболее подходящий вам вариант ответа на вопрос и обозначьте его любым способом.
1.Если утром вам надо встать пораньше, вы:
-заводите будильник;
-доверяете внутреннему голосу;
-полагаетесь на случай.
2.Проснувшись утром, вы:
-сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дело;
-встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу;
-увидев, что в запасе еще несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.
3.Из чего состоит вам обычный завтрак?
- из кофе или чая с бутербродом;
-из второго блюда и кофе или чая;
-вы вообще не завтракаете и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять.
4.Какой вариант рабочего распорядка вы бы предпочли?
-необходимость точного прихода на работу в одно и то же время;
-приход в диапазоне +/- 30 минут;
-гибкий график.
5.Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала возможность:
-успевать поесть в столовой;
-поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашечку кофе;
-поесть не торопясь и еще немного отдохнуть.
6.Как часто в суете служебных дел и обязанностей вам выпадает возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами?
-каждый день;
-иногда;-редко.
7.Если вы окажитесь вовлеченными в конфликтную ситуацию, как вы попытаетесь разрешить ее?
-долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию;
-флегматичным отстранением от спора;
-ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров.
8.Надолго ли вы задерживаетесь на работе после окончания рабочего дня?
-не более чем на 20 минут;
-до 1 часа;
-более часа.
9.Чему вы обычно посвящаете свободное время?
-встречам с друзьями, работе;
-хобби;
-домашними делами.
10.Что для вас означают встречи с друзьями и прием гостей?
-возможность встряхнуться и отвлечься от забот;
-потерю времени и денег;
-неизбежное зло.
11.Когда вы ложитесь спать?
-всегда примерно в одно и тоже время;
-по настроению;
-по окончании всех дел.
12.В свободное время вы:
-активно работаете;
-пассивно отдыхаете;
-чередуете отдых с работой.
13.Какое место занимает спорт в вашей жизни?
-ограничиваетесь ролью болельщика;
-делаете зарядку на свежем воздухе;
-находите повседневную физическую нагрузку вполне достаточной.
14.За последние 14 дней вы хотя бы раз:
-танцевали;
-занимались физическим трудом или спором;
-прошли пешком не менее 4 км.
15.Как вы проводите отпуск?
-пассивно отдыхаете;
-физически трудитесь на даче, в огороде;
-активно отдыхаете (гуляете, занимаетесь спортом и др.)
16.Ваше честолюбие проявляется в том, что вы:
-любой ценой стремитесь достичь своего;
-надеетесь, что выше усердие обязательно принесет свои плоды;
-намекаете окружающим на вашу истинную ценность, предоставляя им возможность -делать надлежащие выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный досуг для детей младшего дошкольного возраста «Мы растем здоровыми»
Образовательная область "Физическое развитие". Интересный и не сложный в подготовке спортивный досуг детей младшего и среднего возраста....
Проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»
Продолжительность проекта долгосрочный....
Проект по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Как сберечь здоровье»
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения....
Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)
Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...
«Я здоровье берегу – расти здоровым я хочу!»
Проект по здоровьесбережению для детей 1 младшей группы «Я здоровье берегу – расти здоровым я хочу!»...
Конспект по здоровьесбережению для детей младшей группы «Путешествие в страну Здоровья».
Цель: способствовать формированию элементарных знаний и навыков здорового образа жизни.Задачи:Создание атмосферы, позволяющей детям чувствовать себя уверенно и спокойно;Способствовать развитию коммуни...
Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе на тему: "Дорожкою здоровья"
Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе на тему: "Дорожкою здоровья"...