Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ГБДОУ
статья

Кабурдо Наталья Владимировна

Статья содержит основные методы, приемы и формы используемые в ДОУ для создания здоровьесберегающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_sreda.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды,

обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ГБДОУ

Автор:

Кабурдо Наталья Владимировна

воспитатель ГБДОУ № 27

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.

Государство рассматривает сохранение и укрепление здоровья детей как необходимое условие для развития физических, интеллектуальных и моральных способностей личности, права каждого человека. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в современных условиях развития России остаётся приоритетной государственной задачей, о чем свидетельствует принятый правительством ряд законов - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2016), «Концепция национальной безопасности РФ до 2020 г».

Однако важность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей становится все более очевидной из-за того, что в последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья дошкольников, поэтому данная проблема чрезвычайно важна и актуальна.

Любой ребенок успешен в процессе обучения, если он здоров. Но ухудшение экологической ситуации, неправильное питание, уменьшение двигательной активности детей неизменно ведут к нарушению здоровья. Поэтому, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, необходимо уже в условиях дошкольных учреждений формировать здоровьесберегающую среду.

Для достижения поставленной цели необходимо: организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, создать условия для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. 

Здоровьесберегающее пространство – это комплексная система, обеспечивающая ребенку психическое, физическое благополучие, комфортную морально-нравственную среду пребывания в семье и в детском саду.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий 

  • Здоровье психическое
  • Здоровье нравственное
  • Здоровье физическое
  • Здоровье социальное

ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ характеризуется уровнем физического развития, отношением к своему здоровью как к ценности

ПСИХИЧЕСКИЙ АСПЕКТ включает в себя личностные категории и характеризуется уровнем развития психических процессов со степенью регуляции эмоционально-волевой сферы

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ определяет степень социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок к всесторонней активности в социуме

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ подразумевает нравственную ориентацию личности, ее менталитет по отношению к самому себе, природе, обществу.

СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание), физические упражнения, физкультминутки, ЛФК, подвижные игры, гимнастика, массаж физические упражнения

Оздоровительные силы природы

солнечные и воздушные ванны, водные процедуры выполнение

Гигиенические факторы

санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….

ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Эколого-гигиенические условия
  • Правильное питание
  • Психологический комфорт
  • Рациональный распорядок дня
  • Оптимальный двигательный режим
  • Адекватная особенностям здоровья каждого ребенка система закаливания

МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Фронтальный
  • Групповой
  • Игровой метод
  • Метод индивидуальных занятий
  • Практический метод
  • Познавательная игра

ПРИЕМЫ РАБОТЫ

Стимулируюшие (элементы закаливания, солнечные и воздушные ванны )

Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)

Информационно-обучающие (круглые столы, беседы и консультации с родителями)

Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж...)

Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающей среды уделяется:

 - воспитанию у ребенка общечеловеческих ценностей, культурных традиций;

- подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности дошкольников;

 - составлению совместных программ с культурно-образовательными и спортивно-оздоровительными учреждениями (например, проведение занятий в бассейне, соревнований в дворцах спорта и культуры) с оказанием помощи и участием родителей;

 - организации деятельности по общественно-полезному совместному труду, например, участие родителей в оформлении группы, уборке участков для прогулок детей;

 - взаимоотношениям родителей с воспитателями.

Основными направлениями формирования здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении являются:

а) совершенствование нормативно-правовых условий организации ДОУ;

б) создание комплекса управленческих условий в ДОУ;

в) развитие материально-технической базы для сохранения здоровья детей;

г) оптимизация двигательной активности дошкольников.

Все эти направления реализуются для положительной адаптации детей в детском саду и за его пределами, направлены на активное участие родителей в совместной деятельности семьи и ДОУ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ:

  • Уровень работоспособности;
  • Оценка наличия вредных привычек;
  • Выявление физических дефектов;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Рациональное питание;
  • Закаливание и личная гигиена;
  • Положительные эмоции.

Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического и психического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в процессе воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы – главные задачи воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей профилактику заболеваемости и гиподинамии»

Охрана здоровья детей и профилактика детских заболеваний является одним из приоритетных направлений деятельности всего общества. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях является актуальной и н...

Педагогический проект на тему: «Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей развитие и сохранение здоровья воспитанников»

Тема сохранения здоровья в последнее время активно обсуждается в обществе. Еще больше внимания уделяется сохранению здоровья дошкольников. Сложившаяся ситуация в области здоровьесбережения требует осо...

Буклет_«Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»

Психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности....

Памятка-шпаргалка для педагогов «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»

Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »? В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов тра...