Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ГБДОУ
статья
Статья содержит основные методы, приемы и формы используемые в ДОУ для создания здоровьесберегающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_sreda.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание здоровьесберегающей среды,
обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ГБДОУ
Автор:
Кабурдо Наталья Владимировна
воспитатель ГБДОУ № 27
Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.
Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.
Государство рассматривает сохранение и укрепление здоровья детей как необходимое условие для развития физических, интеллектуальных и моральных способностей личности, права каждого человека. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в современных условиях развития России остаётся приоритетной государственной задачей, о чем свидетельствует принятый правительством ряд законов - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2016), «Концепция национальной безопасности РФ до 2020 г».
Однако важность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей становится все более очевидной из-за того, что в последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья дошкольников, поэтому данная проблема чрезвычайно важна и актуальна.
Любой ребенок успешен в процессе обучения, если он здоров. Но ухудшение экологической ситуации, неправильное питание, уменьшение двигательной активности детей неизменно ведут к нарушению здоровья. Поэтому, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, необходимо уже в условиях дошкольных учреждений формировать здоровьесберегающую среду.
Для достижения поставленной цели необходимо: организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, создать условия для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающее пространство – это комплексная система, обеспечивающая ребенку психическое, физическое благополучие, комфортную морально-нравственную среду пребывания в семье и в детском саду.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий
- Здоровье психическое
- Здоровье нравственное
- Здоровье физическое
- Здоровье социальное
ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ характеризуется уровнем физического развития, отношением к своему здоровью как к ценности
ПСИХИЧЕСКИЙ АСПЕКТ включает в себя личностные категории и характеризуется уровнем развития психических процессов со степенью регуляции эмоционально-волевой сферы
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ определяет степень социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок к всесторонней активности в социуме
НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ подразумевает нравственную ориентацию личности, ее менталитет по отношению к самому себе, природе, обществу.
СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание), физические упражнения, физкультминутки, ЛФК, подвижные игры, гимнастика, массаж физические упражнения
Оздоровительные силы природы
солнечные и воздушные ванны, водные процедуры выполнение
Гигиенические факторы
санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….
ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Эколого-гигиенические условия
- Правильное питание
- Психологический комфорт
- Рациональный распорядок дня
- Оптимальный двигательный режим
- Адекватная особенностям здоровья каждого ребенка система закаливания
МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
- Фронтальный
- Групповой
- Игровой метод
- Метод индивидуальных занятий
- Практический метод
- Познавательная игра
ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Стимулируюшие (элементы закаливания, солнечные и воздушные ванны )
Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)
Информационно-обучающие (круглые столы, беседы и консультации с родителями)
Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж...)
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающей среды уделяется:
- воспитанию у ребенка общечеловеческих ценностей, культурных традиций;
- подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности дошкольников;
- составлению совместных программ с культурно-образовательными и спортивно-оздоровительными учреждениями (например, проведение занятий в бассейне, соревнований в дворцах спорта и культуры) с оказанием помощи и участием родителей;
- организации деятельности по общественно-полезному совместному труду, например, участие родителей в оформлении группы, уборке участков для прогулок детей;
- взаимоотношениям родителей с воспитателями.
Основными направлениями формирования здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении являются:
а) совершенствование нормативно-правовых условий организации ДОУ;
б) создание комплекса управленческих условий в ДОУ;
в) развитие материально-технической базы для сохранения здоровья детей;
г) оптимизация двигательной активности дошкольников.
Все эти направления реализуются для положительной адаптации детей в детском саду и за его пределами, направлены на активное участие родителей в совместной деятельности семьи и ДОУ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ:
- Уровень работоспособности;
- Оценка наличия вредных привычек;
- Выявление физических дефектов;
- Оптимальный двигательный режим;
- Рациональное питание;
- Закаливание и личная гигиена;
- Положительные эмоции.
Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического и психического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в процессе воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы – главные задачи воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ
Презентация по ЗОЖ в детском саду...
«Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей профилактику заболеваемости и гиподинамии»
Охрана здоровья детей и профилактика детских заболеваний является одним из приоритетных направлений деятельности всего общества. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях является актуальной и н...
Педагогический проект на тему: «Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей развитие и сохранение здоровья воспитанников»
Тема сохранения здоровья в последнее время активно обсуждается в обществе. Еще больше внимания уделяется сохранению здоровья дошкольников. Сложившаяся ситуация в области здоровьесбережения требует осо...
«Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей развитие и сохранение здоровья воспитанников»
Воспитание здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....
Буклет_«Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»
Психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности....
Консультация для родителей "Создание условий психологически комфортного пребывание ребенка в детском саду"
Консультация...
Памятка-шпаргалка для педагогов «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»
Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »? В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов тра...