Картотека игр для знакомства детей младшего дошкольного возраста с предметами личной гигиены и развития культурно-гигиенических навыков
картотека (младшая группа)
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры – экспериментирования.
Игры – эксперименты, или игры – экспериментирования, а также игры – путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.
Игры – эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно – гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни.
Игры – путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека игр для знакомства детей младшего дошкольного возраста с предметами личной гигиены
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Знакомить детей с предметами личной гигиены. Активизировать речь детей. Пополнить словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек с предметами личной гигиены.
Ход игры: Вы знаете, ребята, сегодня утром к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром так много забот! Но он оставил вам вот этот мешочек.
Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа,
носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для
одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими
пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти
ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.
Отгадывание загадок:
Ускользает, как живое, Хожу-брожу не по лесам,
Но не выпущу его я. А по усам, по волосам.
Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней,
Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей.
(Мыло) (Расческа)
Пластмассовая спинка, И сияет, и блестит,
Жесткая щетинка, Никому оно не льстит,
С зубной пастой дружит, А любому правду скажет –
Нам усердно служит. Все как есть ему покажет.
(Зубная щетка) (Зеркало)
Вытираю я, стараюсь, Хвостик из кости,
После ванной паренька. На спинке – щетинка.
Все намокло, все измялось – Эта вещь поможет нам
Нет сухого уголка. Чистить брюки и кафтан. (Полотенце) (Щетка)
Что ты можешь о них сказать!
Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Оборудование: Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.
Воспитатель называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты
видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы
не будут названы. Далее воспитатель задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?” Когда ребенок ответит утвердительно, воспитатель просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего
нам мыло?”
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитатель может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитатель может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет
грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.
В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
Чистоплотные дети
Задачи игры. Учить детей находить предметы гигиены по просьбе воспитателя; узнать их назначение.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы
волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать,тем лучше). Затем воспитатель говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Воспитатель задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые
используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато
Что нужно кукле!
Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия: Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для
чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”
ИГРА - ЛОТО «УРОКИ МОЙДОДЫРА»
Цель: закрепить знания детей о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках - последовательность действий (мытья рук, одевания, сервировки стола).
Правила: Детям раздаются поля, разделенные на квадраты. В центре поля изображена большая картинка, ребенку предлагается выбрать нужные картинки, сопровождая свои действия объяснениями - «для чего это нужно».
«Как Вова учился мыть руки»
"Поможем Вове сервировать стол"
"Оденем Вову на прогулку"
"Чистота - залог здоровья"
"Ванные принадлежности"
При помощи данной игры дети закрепят знания о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках - последовательность действий (мытья рук, одевания, сервировки стола).
«Прозрачная вода»
Цели
- Познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется).
- Сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материалы: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.
Описание
В гости к ребятам приходит Капелька.
Воспитатель. Кто такая капелька? Где она живет?
Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что в одной вода, в другой — чай.
Воспитатель. Как вы догадались, что это вода? Какого та цвета? Чем она пахнет? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.
Воспитатель. Что мы делаем?
Дети. Переливаем, наливаем воду.
Воспитатель. Что делает водичка?
Дети. Льется.
Воспитатель. Послушайте, как она льется. Какой слышим звук?
Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой, помешать и понаблюдать, как сахар растворится. Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает: «Вы что-нибудь видите?» Затем происходит рассматривание картинок через банку с водой.
Воспитатель. Что вы увидели? (Ответы детей.) Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?
Дети. Прозрачная.
Воспитатель. Что мы узнали о воде? (Ответы детей.)
Игра-экспериментирование «Чистящая вода»
Цели
- Получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает.
- Сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы: широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопасная краска для нанесения на детские ладони.
Описание
Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку.
Аналогичные действия совершаются с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и" поэтому стала мутной.
Затем на детские ладошки наносится краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.
Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»
Цели
- Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо.
- Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материалы: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.
Описание
Предложить детям взять полотенце и положить его в миску.
Воспитатель. Как вы думаете, что будет с полотенцем?
Дети. Оно намокнет, станет мокрым.
Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Детям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Почему это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук.
Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки»
Цели
- Получить или закрепить представления, что вода очищает.
- Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы: две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).
Описание.
Предложите ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.
Игра-экспериментирование «Какой формы мыльце?»
Цели
- Получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойства;
- Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование
Материалы: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.
Описание.
Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла.
Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повторить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает.
После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.
Игра-экспериментирование «Делаем мыльные пузыри»
Цели.
- Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет.
- Поддержать интерес к здоровье - сберегающим предметам.
Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание.
Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.
Воспитатель. Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? (Ответы детей.)
Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.
Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.
Воспитатель. Что мы видим, когда вынимаем петлю? (Ответы детей.) Потихоньку дуем. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? (Ответы детей.) Пузырь получился только из жидкого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.
Можно поиграть в игры: «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на ее поверхности.
Игра-экспериментирование «Госпожа зубная щётка»
Цель: Познакомить со свойствами зубной щётки: Состоит из маленьких ворсинок, хорошо трёт, чистит.
Материал: Зубная щётка, тазик с водой, зубная паста.
Описание: Взрослый приносит зубную щётку.
- Чем мы чистим зубы? Почему мы их чистим зубной щёткой?
Предлагает рассмотреть щётку, потереть ею о руку.
- Что вы чувствуйте?
Зубная щётка хорошо трёт, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубами и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит здоровыми.
- А откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы? Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы или делать это неправильно?
Поэкспериментировать с зубной щёткой и водой, размочить ворсинки, посмотреть, как по - разному они выглядят. Потереть ладошку влажной щёткой, сравнить результаты. Нанести на щётку пасту, растворить её в воде, понаблюдать, что будет происходить в воде.
Игра – путешествие «Путешествие в страну щеток».
Цели: обратить внимание детей на то, что существуют разные щетки, но цель у них одна- помочь человеку убрать грязь; закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета.
Материалы: разные щетки – обувная, зубная сметка, швабра, щетка-расческа для волос.
Описание игры. Воспитатель рассказывает, что госпожа Зубная Щетка приехала к ним из страны Щеток и предлагает отправиться в путешествие в эту страну.
Воспитателель: В стране щеток живут жители – разные щетки. Посмотрите на них. Чем они отличаюся? (Внешним видом, размером, назначением). Для чего они нужны? (Показ детьми разнообразных действий со щетками). Но все они живут в одной стране. Что общего у всех этих жителей? (ворсинки). Для чего нужны нам эти вещи? (Для соблюдений чистоты, для помои по дому).
Игры со щетками по желанию детей, предметно-манипулятивные действия. Также взрослый может создать ситуацию, в которой щетки используются неправильно Незнайкой: зубная чистит обувь, столовая – причесывает волосы… Дети решают эту запутанную ситуацию правильно, раскладывают щетки по назначению.
Игра – путешествие «Путешествие в город Предметов личной гигиены»
Цели: обратить внимание, что вокруг нас много вещей, среди них – предметы личной гигиены, которые помогают нам соблюдать чистоту и опрятность; продиагностировать знания детей об их необходимости и умения использовать их.
Материалы: мыло, мочалка, зубная щетка, полотенце, расческа; изображения этих предметов личной гигиены.
Описание игры. В гости к ребятам приходит девочка чумазая.
Воспитатель. - Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях – дорожки.
- Играла на улице, вот и ичпачкалась.
Ребята, что нужно сделай нашей девочке? (Умыться). Ты знаешь, что тебе поможет в этом?
Девочка чумазая: Нет.
Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие страну Вещей, в город Предметов личной гигиены. Там мы встретим жителей этого города, которые помогут девочке чумазой стать чистой и опрятной.
Воспитатель вместе с детьми отправляются в путь. Взрослый подчеркивает, что в стране Вещей живут разные вещи. Но в городе Предметов личной гигиены живут вещи необходимые нам, чтобы стать чистыми, опрятными, красивыми и здоровыми.
Воспитатель: Вот один из жителей этого города. Что это? (мыло). Зачем нам нужно мыло? Что мы с ним делаем? (Намыливаемруки, отмываем грязь…). Что это? (Полотенце).Зачем нам нужно полотенце? (Вытирать руки). Где у нас хранится полотенце? (На вешалке). Вы умеете вытирать руки. Покажите мне, как вы это делаете. А вот две подружки. Что это? (Зубная щетка и зубная паста). Зачем они нам нужны? (Чистить зубы).
Кто помогает нам сделать волосы аккуратными, красивыми? (Расческа).
Вот сколько помощников мы встретили в этом городе, которые помогают нам стать чистыми и опрятными. Ты запомнила их, девочка чумазая?
Пора возвращаться домой. Чтобы нам не забыть жителей этого города, мы возьмем их портреты и повесим в комнате гигиены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия из раздела "Предметный мир" для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные предметы"
Цель занятия - создание условий для обогащения сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста, знакомство со свойствами и назначением предметов, обогащение словаря дошкольников....
Тематическая картотека физминуток для детей младшего дошкольного возраста
Описание упражнений со словами в таблице....
картотека зарядки для детей младшего дошкольного возраста
картотека зарядки для детей младшего дошкольного возраста...
по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с предметами мебели «Домик для лисы».
Методическая разработка на тему "Мебель" представляет собой комплексное занятие по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с предметами мебели и ее значением.Занятие включает ...
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста, позволит познакомить детей со звуками окружающего мира, поможет их вычленять и узнавать....
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Раскрась предмет в нужный цвет»
Дидактическая игра «Раскрась предмет в нужный цвет» Задачи: Знакомить детей с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом пре...
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста&raqu...