Профилактика нарушения зрения у детей в детском саду с использованием офтальмотренажера В.Ф. Базарного
статья
Проблема сохранения здоровья воспитанников всегда будет стоять на первом месте. Особое значение необходимо уделить профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающая технология В.Базарного поможет в этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_profilaktika_zreniya_u_detey.docx | 159.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушения зрения у детей в детском саду с использованием офтальмотренажера В.Ф. Базарного
Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия.
Как показывает медицинская статистика, у 80% детей имеются проблемы со зрением и осанкой. А ведь осанка человека – это не только красота его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье.
Базарный Владимир Филиппович, русский учёный, врач и педагог-новатор, в своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности русского народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка. Для профилактики зрительного утомления предложил использовать зрительный тренажер, расположенный обычно на потолке или одной из стен групповой комнаты. Он представляет собой нарисованую диаграмму, на которой цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – синий, крест коричнево-золотистый, восьмерка – зеленым цветом.
При этом каждый цвет выполняет определенную функцию. Красный цвет активизирует психические процессы, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон. Зеленый - цвет гармонии, равновесия. Желтый (коричневый) цвет поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы. Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические. Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга. Эти разноцветные фигуры можно нарисовать на потолке, стене. Мы же нарисовали на листе ватмана. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения.
Детям предлагаем проследить глазами по указанному направлению. Можно обыграть этот момент. К концу указки прикрепить бабочку или любого другого героя и предложить проследить его путь следования.
Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.
«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах: только глазами при неподвижной голове и туловище; с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека. Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.
Кроме этого используется комплекс гимнастики:
1. Сделать глубокий вдох, наклоняясь вперед – выдох. 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза, а затем открыть. 4 раза.
3. Руки на пояс по переменно смотреть на левый и правый локоть. 4-5 раз.
4. Смотреть сначала на картинку, а затем на кончик своего пальца. 4-5 раз.
5. Руки вытянуть вперед и смотреть на кончики пальцев, поднимая и опуская руки. 4-5 раз.
Педагог не врач, он не может и не должен лечить детей. Но педагог должен организовать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы любой вид деятельности не наносил ущерба здоровью дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей.
В ДОУ одной из задач здоровьесбережения является охрана и гигиена зрения.Педагогам необходимо обеспечить оптимальные условия для деятельности глаз, которые будут способствовать общему развитию, повыша...
Концептуальное изложение "Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста"
обобщение педагогического опыта...
консультация для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Профилактика нарушения зрения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий".
Конспект НОД по формированию представлений об укреплении и сохранении зрения у детей старшей группы....
Использование гимнастики для глаз для профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста
Презентация для родителей и воспитателей с описанием основных видов зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста....