План работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста» на 2018-2019 учебный год
статья на тему
Предварительный просмотр:
План работы по теме
«Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста»
на 2018-2019 учебный год
Введение.
Ни для кого не секрет, что с каждым годом абсолютно здоровых детей в стране рождается всё меньше. И пройдя жизненный путь от детского сада и до периода взросления, человек не становится здоровее. Поэтому для сегодняшнего образования так важен вопрос сохранения здоровья ребёнка. Один из компонентов образовательных областей ФГОС — физическое развитие, которое предусматривает становление ценностей здорового образа жизни.
Известно, что основную информацию об окружающем мире человек получает с помощью зрения. О необходимости иметь хорошее зрение говорить излишне. А сегодня эта проблема особенно актуальна. У многих детей уже в дошкольном возрасте развивается близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
Какие же факторы губительно отражаются на функциональных свойствах глаз?
Природа «рассчитала» работу мышц наших глаз в режиме дальнего зрения. И лишь одна цилиарная мышца рассчитана на работу в режиме ближнего зрения. Телевизор, компьютер, электронные игры отрицательно влияют не только на зрение, но и на психику ребёнка. Недостаточно развившийся ещё глаз ребёнка не справляется с большими нагрузками и вынужден приспосабливаться к ним за счёт потери остроты зрения.
Так как в детском саду в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребёнка, задача воспитателя построить так свою работу, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось. Для этого в процессе своей работы я буду использовать метод У. Бейтса, методику профессора Э.С. Аветисова, творчески внедрять принципы здоровьеразвивающего обучения В.Ф.Базарного.
Цель: Профилактика нарушения зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья .
Выбранные методики позволят успешно решать следующие задачи:
1. Изучить современные здоровьесберегающие технологии.
2. Содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений;
3. Тренировать глаза с помощью упражнений;
4. Развивать остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции;
5. Сохранять зрение детей;
6. Провести консультации для педагогов и родителей;
7. Ознакомить родителей и апробировать систему упражнений, направленных на профилактику нарушения зрения у детей дошкольного возраста;
8.Обогатить методическую копилку в группе по теме самообразования.
Этапы работы с детьми на 2018-2019 уч. год.
Месяц | Форма работы |
Сентябрь | Тематическая подборка литературы, изучение, анализ. Определение актуальности по теме самообразования |
Октябрь | Оформление пособий, подбор демонстрационного материала. Схемы зрительных траекторий используем для разминок и упражнений на зрительную координацию. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз, при этом можно использовать лазерную указку. |
Ноябрь | Составление картотеки игр и упражнений. Метка на стекле (по Аветисову) Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. |
Декабрь | Составление картотеки гимнастики для глаз. Элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф.Базарного. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия. |
Январь | Пальминг Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок. Рассматривание модели глаза. |
Февраль | Развитие общей моторики. Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели. |
Март | Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации. Место нанесения схем – тренажеров – стены группы. |
Апрель | Упражнение со стереотренером. Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие. |
Май | Методика работы с офтальмотренажёром Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. |
Июнь | Су Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. |
Июль | Игра «Лабиринт» Влияет на развитие остроты зрения, подвижности и когнитивное развитие. |
Август | Зрительная гимнастика с предметами. Тренирует мышцы глаз, активизирует зрительные функции, улучшает психическое здоровье и работу головного мозга. |
Этапы работы с родителями и педагогами на 2018-2019 уч. год.
Месяц | Форма работы с родителями | Форма работы с педагогами |
Сентябрь | Консультация « Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста». | Консультация «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста». |
Октябрь | Семинар – практикум «Школа здоровья» | Семинар – практикум «Территория здоровых глаз» |
Ноябрь | Мастер-класс «Тренажеры для глаз своими руками» Памятки при работе с компьютером | Консультация «Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей». |
Декабрь | Семинар – практикум: «Игры и упражнения дома». Посещение офтальмологического кабинета | Консультация «Что такое зрение?». Картотека лабиринтов для глаз «Зима» |
Январь | Консультация « Гимнастика для глаз». | Мастер-класс «Тренажеры для глаз своими руками» |
Февраль | Консультации «Защита зрения детей» | Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста». |
Март | Круглый стол «Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей. | Консультация «Игры для глаз на улице» |
Апрель | Буклет «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» | Консультация «Использование электронных гимнастик для глаз» |
Май | Творческая мастерская «Самоделкин». Мастер-класс «Зоркие глазки». | Картотека гимнастики для глаз «Веселая неделька» |
Июнь | Почта доверия «Опасность гаджетов». | Игровые упражнения «Зрительные траектории» |
Июль | Рекомендации «Как сберечь зрение?» | Дидактические игры «Найди отличия» |
Август | Консультация «Игры для глаз на улице» | Памятки при работе с компьютером |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста.
инновационные технологии в работе по профилактике плоскостопия и нарушении осанки...
Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей.
В ДОУ одной из задач здоровьесбережения является охрана и гигиена зрения.Педагогам необходимо обеспечить оптимальные условия для деятельности глаз, которые будут способствовать общему развитию, повыша...
план самообразования по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста."
Представляю вашему вниманию план самообразования на 2016-2017 учебный год. Так как я работаю с детьми с группой компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то ...
Концептуальное изложение "Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста"
обобщение педагогического опыта...
консультация для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей...
Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...