Организация работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
статья
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_sohraneniyu_i_ukrepleniyu_zdorovya_doshkolnikov.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы
по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
воспитатель
МБДОУ детски сад №2
С.Р.Камешкир
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.
Работа воспитателя включает в себя решение следующих задач:
В разделе «Физическое здоровье»:
- изучение уровня физического развития и выносливости детей дошкольного возраста;
- анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников;
- укрепление здоровья детей;
- формирование знания о здоровье.
- развивитие мотивационные установки по профилактике болезней.
- дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья.
- обеспечить достаточный двигательный режим.
- учить детей на практике применять знания.
- воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- создание здоровьесберегающей предметно-пространственную среду.
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
В разделе «Психическое здоровье»
- создание в группе атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;
- оптимизацию эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы.
В разделе «Социально-нравственное здоровье» ставим цель: формирование духовных общечеловеческих ценностей и задачи:
- воспитание основ духовности, гуманизма, созидательно-творческого отношения ребенка к миру;
- формирование высоконравственных начал личности через культуру речевого общения;
- формирование представлений у ребенка о взаимосвязи природы и человека.
Таким образом, для решения этих задач необходимо проводить работу по нескольким направлениям, применяя различные формы и методы, такие как:
- проведение групповых и индивидуальных занятий познавательного и практического характера, которые дают детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширяют представления о состоянии собственного организма, формируют привычки здорового образа жизни, прививают стойкие культурно-гигиенические навыки, расширяют знания о питании, его значимости и взаимосвязи с состоянием здоровья, формируют положительные качества личности, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
- проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий, как средство развития физических качеств и укрепления здоровья;
- проведение подвижных и спортивных игр для развития не только физических качеств (силы, ловкости, быстроты реакции, выносливости, гибкости и др), но и эмоционально-волевых качеств (т. к. целеустремленность, чувство товарищества, взаимовыручка, находчивость и др.) Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития, проводятся ежедневно в условиях группы и на прогулке; дети 3-5-тилетнего возраста с интересом играют в такие игры как: «Волк под горой», «Лохматый пес», «Лиса в курятнике», «Птички и кот», «Цветные автомобили», «Бездомный заяц» и др.
- проведение профилактических мероприятий:
Сюда входят:
- комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки,
- профилактика переутомления глаз,
- дыхательная гимнастика.
Большое внимание в рамках социально-педагогических занятий уделяется - проведению пальчиковой гимнастики;
- проведению прогулок на свежем воздухе, режимного проветривания и кварцевания помещений;
Так же достаточный двигательный режим обеспечивается посредством
- физкультминуток во время занятий и проведением динамического часа под музыку;
- физкультурных праздников, соревнований и эстафет, что улучшает эмоциональный фон: повышают настроение детей и доставляют им много радости и удовольствия.
Одним из направлений работы является
- повышение социально-педагогической культуры родителей через консультации и беседы по следующим темам: «Формирование культуры трапезы», «Режим дня в условиях группы и дома», «Играйте вместе с детьми. Подвижные игры для дошкольников» и др.
Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщения их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.
Таким образом, укрепление здоровья дошкольников происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность детей, на возрастные и индивидуальные особенности их развития и имеет фундаментальное значение, как залог здоровья на протяжении всей жизни.
Оздоровительный процесс включает в себя:
- профилактические, оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, просветительская работа с сотрудниками и родителями);
- меню, разработанное с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;
- санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
- рациональный режим дня;
- двигательная активность во время образовательного цикла (физкультминутки, релаксационные паузы, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы) ;
- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором);
- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни;
- использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры и др.)
- режимы проветривания и использования кварцевых ламп.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей с дошкольниками должна выстраиваться с широким применением игровой деятельности, ведь вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Таким образом, именно комплексный подход дает возможность решить задачу вырастить крепких, здоровых детей.
Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Для профилактики и коррекции плоскостопия, дети, проснувшись, проходят по ребристым дорожкам, шнуру, дорожке с палочками, выполняют комплекс специальных упражнений после сна. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
Как известно в ходьбе участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка, тренируются дыхательная и сердечнососудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться.
Во время прогулок дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Игры на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни.
Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы. Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.
Прыжки, как и бег - неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Одним самым главным условием является режим дня.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Психофизическими основами режима дня детей в дошкольном образовательном учреждении является то, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно.
Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Поэтому в детских учреждениях созданы многочисленные условия для психического и физического развития ребенка, с учетом его возрастных особенностей.
Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) регулярное питание;
3) полноценный сон;
4) достаточное пребывание на воздухе.
Основные принципы построения режима являются общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает как учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, так и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»
программа предназначена для детей дошкольного возраста...
Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р...
ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого ...
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни».
Мотивация детей к здоровому образу жизни....
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»
Актуальность программы Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можн...
Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но...
Консультация для родителей «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников во время пандемии COVID-19»
Дорогие родители, сейчас не простое время для всех нас. Всем нам – и взрослым, и детям – сегодня нужно учиться жить в новой реальности, изменить привычный образ жизни. И в этот период панд...