Досуговая деятельность как средство развития физического потенциала у детей старшего дошкольного возраста
материал
Досуговая деятельность как средство развития физического потенциала у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки и умения. В этом играет особую роль родитель и педагог. Для этого создаются условия и используются разные средства: закаливание, игры, активный отдых, туризм и спорт. Особое место отводится активному отдыху. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий потребность детей в движении - важный оздоровительный фактор режима детского сада.
"Желаете образовать ум вашего ребенка,
укрепляйте его силы, которыми ум должен управлять,
развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким
и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным".
Ж.Ж.Руссо
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. В тоже время, забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужно личности сознательные, творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Дошкольный возраст - это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки и умения, создаются условия для развития физических качеств. В этом играет особую роль взрослый: родитель и педагог. Для этого используются разные средства: интенсивное закаливание, подвижные игры, активный отдых, туризм и спорт. Но особое место отводится активному отдыху.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад № 47" г. Соликамска. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня детского сада. Однако, непосредственная образовательная деятельность по реализации области "Физическая культура" не может восполнить дефицит двигательной активности дошкольников. Кроме того, двигательные умения и навыки, приобретенные на занятии должны использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях.
Поэтому, совершенствование, закрепление двигательных умений и навыков, удовлетворение естественной потребности детей в движении осуществляется путем организации досуговой (внеурочной) деятельности, через праздники, развлечения, Дни здоровья, спортивные соревнования, конкурсы и турниры. Основная их направленность не на результат, а на процесс получения психического и физического удовлетворения.
Смотр песни и строя "Есть у нас пилоты, есть и моряки:", посвященный Дню защитника Отечества, весенняя легкоатлетическая эстафета "День бегуна", посвященная Дню Победы стали ежегодной традицией нашего детского сада.
Цель мероприятий: пропаганда активного здорового образа жизни и спорта, выявление и поддержка потенциально одаренных в физическом развитии детей дошкольного возраста. Командные выступления воспитывают у детей чувство ответственности перед товарищами, создают общность радостных переживаний, вызывают уважение друг другу, гордость за достигнутые успехи.
Смотр песни и строя проводится для детей старших и подготовительных к школе групп (приложение 1). Организация данного мероприятия требует предварительной работы: выбор рода войск, разучивание названия, девиза и строевой песни, подготовка костюмов, атрибутов и показательного выступления детей.
Содержание выступления детей составляют знакомые строевые упражнения, соответствующие возрастным особенностям:
для детей старших групп: построение в шеренгу, колонну, сохраняя интервалы и дистанцию; повороты на месте налево, направо, кругом переступанием на месте и в движении; перестроение из одной шеренги в две, три, из одной колонны в две, три, четыре после предварительного расчета; смыкание; ходьба в колонне по два;
для детей подготовительных групп: самостоятельное построение в шеренгу, колонну, соблюдение интервала и дистанции, равнение в колонне, шеренге, точное выполнение команд - "Становись", "Равняйсь", "Направо", "Налево", "Кругом", "Шагом марш", "Группа, стой!"; перестроение после предварительного расчета из одной шеренги в две, три, из одой колонны в две, три; выполнение поворотов переступанием налево, направо, кругом, перестроение из одной колонны в несколько в движении разными способами, размыкание приставными шагами, на интервал "руки в стороны"; ходьба в колонне по три, по четыре сохраняя интервал и дистанцию.
Комбинации строевых упражнений и способы перестроений могут быть разными (перестроение из колонны по одному в две, три, в четыре на месте и с поворотом в движении, уступами, способами "дробление и сведение", "разведение и слияние" (приложение 2). Текст строевой песни должен соответствовать теме и содержанию мероприятия, возрасту детей (использование песен детского репертуара) доступен для восприятия по темпу и ритму.
Структура: открытие праздника начинается с парада участников под военный марш, приветствия, сдачи раппорта командирами отрядов <рисунок 1,2,3,4,5,6,7> и жеребьевкой. В программу I части включаются массовые показательные выступления детей, состоящие из общеразвивающих упражнений с различными предметами (мячи, обручи, гимнастические палки, султанчики, флажки), спортивно-танцевальных композиций, построения пирамид.
В основной части смотра проходят показательные выступления сотрудников и детей (построения, перестроения, повороты, строевая ходьба, исполнение песни без музыкального сопровождения) <рисунок 8>.
В заключительной части организуются игры разной интенсивности: "Ровным кругом", "Запрещенное упражнение", "Хлоп, стоп, раз!", "Четыре стихии", "Шишки, желуди, орехи", "1,2,3 - замри и фигуру изобрази", "Пусто место", "Как у бабушки Маланьи"; "У дядюшки Трифона", "Змея", "Редька", "Пятнашки по кругу", "Горелки"; "Лавата", "Если весело живется, делай так", "Ищи", "Буги-вуги" и т.д. (приложение 3). Кроме того, подводятся итоги, награждаются победители и участники <рисунок 9,10>
Для подведения итогов смотра рекомендуется создать независимую судейскую коллегию в количестве 3-5 человек. Предварительно познакомить их с критериями оценивания выступлений (приложение 4). Необходимо продумать озвучивание результатов:
после каждого выступления объявляется результат и обоснование поставленного балла;
после всех выступлений по каждому критерию и подведение общего итога;
использование табло с обозначением результатов после каждого выступления.
Спортивная эстафета организуется для детей 5-7-летнего возраста (приложение 5), так как детям младших и средних групп не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе.
Организация мероприятия предусматривает предварительную работу по обучению детей правилам передачи эстафетной палочки и поведения участников на соревнованиях.
При проведении эстафеты важен правильный подбор детей в команде и их распределение по этапам. Формирование команд проходит заранее. Отличительным знаком принадлежности к забегу (2 забега от каждой возрастной группы) служат геометрические фигуры двух цветов (красный, желтый) с номером этапа.
В состязании участвуют все дети группы. Однако, педагоги должны осознавать свою ответственность за жизнь и здоровье детей. С этой целью, накануне соревнования, воспитатель консультируется с врачом детского сада и не допускает детей к забегу, имеющих отклонения в здоровье.
Требования:
проведение эстафеты на открытом воздухе во время дневной прогулки за 30-40 минут до ее окончания;
создание группы сотрудников для распределения участников по этапам с отличительными знаками;
длина дистанции бега на скорость соответствует возрастным особенностям детей 5-7 лет (30 метров);
линия старта и финиша (начало и конец этапа) отмечены хорошо видимой чертой с номером этапа;
забег спортсменов начинается по команде "На старт, внимание:", поднимается красный флажок, "марш!";
обязательно проведение разминки на основные группы мышц, участвующих в движении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
Доклад был подготовлен для методического объединения по физической культуре. В нем рассказываются этапы обучения игровым упражнениям. Приводятся примеры игровых упражнений....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольноговозраста "Путешествие в странуЧистюлию"
Игра-путешествие....
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...
диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....
Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"
Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...
Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста
Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...
Моделирование письма и графическая практика программы "ПРОДЕТЕЙ" в работе с детьми дошкольноговозраста
Представлен опыт работы по использованию техноллогй МОДЕЛЬ ПИСЬМА и ГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА по речевому развитию детей и подготовки руки к письму....