презентация по теме "Музыка и здоровье в ДОУ"
презентация

В презентации "Музыка и здоровье в ДОУ" раскрывается понятие "здоровье", какова роль музыки в определении здоровья человека, как она воздействует на человеческий организм. Актуальность этой темы мы наблюдаем уже с древних времён, но и сейчас, в условиях современной жизни, данная тема преобретает особую актуальность. Современные учёные постоянно выдвигают научные доказательства, подтверждающие положительное влияние музыки на здоровье человека. Формирование полноценной развитой личности ребёнка происходит на основе его физического, психического и социального здоровья, на которое огромное воздействие оказывает музыка. О том, какая музыка полезна детям дошкольного возраста, как именно влияет музыка на детский организм, что должен знать педагог, чтобы не навредить здоровью ребёнка и какие технологии по здоровьезбережению необходимы  педагогам, работающим в данном направлении - все ответы  вы найдёте в данной презентации. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Презентация по теме «Музыка и здоровье в ДОУ»

1 слайд

«Что значит здоровье?»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: 

 «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». 

Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».

Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.

2 слайд

Музыка – самое сильное средство воздействия на человека.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более, что именно музыка, из всех видов искусства, является самым сильным средством воздействия на человека. Музыка оказывает на нас огромное влияние, действуя на психику, эмоции, душу и тело.

Об этом известно уже с древних времён.

 «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с сотворением мира»- так утверждали древние мудрецы.

3 слайд

В Древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека:

1. На духовную сущность человека.

2. На интеллект.

3. На физическое тело.

Ещё древние философы Аристотель, Пифагор, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Ещё тысячу лет назад великий древний врач Авиценна лечил музыкой нервные и психические заболевания.

В настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию. К примеру, в С-Петербурге успешно работает центр, в котором врачи-композиторы сочиняют для каждого больного ребенка их «личную» музыку, излечивающую даже ДЦП и умственную отсталость. Ученые выдвинули ряд открытий, доказывающих положительное влияние музыки на организм человека. Они выяснили, что детский организм гармонизирует звук «ля» первой октавы, что при помощи изменения ритмического рисунка мелодии можно даже изменить состав крови, не говоря уж о кровяном давлении.

4 слайд

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rkra2EDjNtF_gx2gJUCKaMV6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyichttps://sun9-45.userapi.com/c637520/v637520583/25905/qVE6Zlk4MG8.jpghttps://i.pinimg.com/originals/5c/c8/27/5cc82713609bea22d33db7c31c80bc58.jpghttps://s.poembook.ru/theme/62/1c/2e/78640b21bf20fed48bb7349fb0aab3dbe4abb941.jpeghttps://cdn.photosight.ru/sight/2004/01/27/397120.jpghttp://gallery.forum-grad.ru/files/2/2/5/0/4/62_rebenok_igrayet_na_trybe.jpg

Звуки солирующих музыкальных инструментов тоже способны излечивать определённые болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.

Универсальным действием обладает музыка Моцарта. Она оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. Доказано, что 10-минутные паузы во время обучения, потраченные на прослушивание музыкальных произведений Моцарта, значительно улучшают эффективность изучения материала и способствуют повышению уровня интеллекта учащегося.

5 слайд

Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ.

  • Высокий уровень заболеваемости детей ОРЗ.
  • Загруженность детей информацией - изменяется внутренний мир ребёнка, его эмоциональное состояние и нарушается здоровье.
  • Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди специалистов ДОУ и родителей.

6 слайд

Подробнее я расскажу о здоровьесберегающих технологиях, которые используются в нашем ДОУ на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе и в режимных моментах.

Дыхание – это синоним жизни и имеет сверхважное значение.

На музыкальных занятиях мы часто используем дыхательные упражнения. Они необходимы для овладения детьми навыком певческого дыхания. Работая над дыхательными упражнениями обязательно принимается во внимание ровность осанки, чтобы обеспечить свободный вдох и выдох. Дыхательные упражнения т.о. влияют не только на физическое развитие, но и способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а так же осуществляют  массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

Но мы должны помнить!

Чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких.

И вместо пользы мы получим обратный результат – ребёнку может стать плохо. Поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.

Пение – идеальный способ помочь детям с нарушениями речи, оно улучшает их артикуляцию, дикцию, способствует правильному формированию дыхания.  С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы – во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стресс и помогает детям избавиться от страхов. Голос – это своеобразный индикатор здоровья. Особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

Что важно знать педагогу по охране детского голоса?

- на улице в холодное время года пение недопустимо!

- не нужно добиваться громкого исполнения песен!

(громкое пение возможно только при достаточной сформированности голосового аппарата, и подразумевает овладение детьми определёнными певческими навыками. Если ребёнок находится в стадии формирования, то такое пение превращается в крик, а это не несёт никакой пользы для детского организма. Поэтому, работу над громкостью исполнения оставьте музыкальному руководителю.)

- не ругайте пассивных детей, во время пения! (в каждой группе всегда найдётся ребёнок который молчит в то время, когда другие поют. Но даже в пассивном состоянии, при восприятии вокальной музыки, наши связки работают. Развитие певческих навыков у таких детей  формируется не хуже чем  у активных детей, иногда, даже быстрее. Я очень часто использую приём пассивного пения, или пения «про себя» когда работаю над чистотой интонирования. Как показывает практика, это приём очень эффективен!  Поэтому я призываю вас использовать в повседневной жизни детей вокальную, качественную музыку, которую приятно слушать вам и вашим детям.) 

7 слайд

Слушание – основа музыкальной терапии. 

Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Я призываю наших детей к общению с классической музыкой.  

КЛАССИЧЕСКАЯ  МУЗЫКА:

- уравновешивает нервную систему

-позитивное восприятие мира

-облегчает стрессовые ситуации

-улучшает память

-способствует хорошему аппетиту

Она гармонизирует работу организма и уравновешивает нервную систему, настраивает на позитивное восприятие мира, приводя в итоге к правильным и обдуманным решениям, помогает легче переносить стрессовые ситуации, способствует улучшению памяти, а так же улучшает аппетит, улучшает пищеварение. Классическая музыка, непремменно, принесёт пользу для здоровья, если её будут использовать в виде небольших произведений с солирующими музыкальными инструментами (напоминающих голос мамы), и не громким звучанием.

МУЗЫКА ПРИРОДЫ:

- восстанавливает дыхание

-снимает напряжение

-снижает утомление

Действенной формой оздоровления является релаксация, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.

Музыкально-ритмические движения 

являются физиологической потребностью развивающегося детского организма, т.к. мобилизируют физические силы, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение и способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

     

8 слайд

На данном слайде показала: как  можно использовать музыку на др. занятиях и в режимных моментах.

- сопровождение части занятия:

 связанной с выполнением творческих заданий

при  знакомством с миром природа

- релаксация после занятия или в конце занятия

-Сопровождение формирования культурно-гигиенических навыков и навыков приёма пищи.

При организации сна.

Музыка, которая может использоваться в данных видах детской деятельности представлена в фонототеке, которая разработана мной по каждой возрастной группе.  

9 слайд

И в заключении хотелось бы отметить, что музыка  выполняет не только эстетические, коммуникативные, но и оздоровительные функции.

Бесспорно, музыка – это чудесный подарок для всех нас, способный сделать нашу жизнь гармоничнее и радостнее. Поэтому не стоит пренебрегать ее замечательными возможностями.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

По теме «Использование здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни детей»

1. Ритмопластика.

Система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Ритмопластика является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.

Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

2. Динамические паузы (во время занятий – 2–5 мин., по мере утомляемости детей).

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

«Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – красиво покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела».

3. Подвижные игры.

Игры подбираются е соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

4. Релаксация.

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

5. Гимнастика пальчиковая (с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой).

Комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

6. Гимнастика дыхательная.

Комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и продолжительность выдоха).

* Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
* Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
* Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м...).

7. Арт-терапия (терапия искусством).

Метод лечения посредством искусства или художественного творчества (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое). Виды арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, оригами, игротерапия, анимационная терапия и т.д.

8. Фольклорная арт-терапия.

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок – обряд, урок – концерт, урок – праздник, урок – путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

9. Артикуляционная гимнастика.

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме.

Упражнения:

1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
2. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
3. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
4. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

10. Логоритмика.

Система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация спортивного праздника «В здоровом теле – здоровый дух!»

Фотоотчет проведения спортивного празника "В здоровом теле-здоровый дух"...

Презентация на тему: "В здоровом теле- здоровый дух"

Памятка родителям о здоровом образе жизни....

Презентация к проекту « В здоровом теле здоровый дух! »

Презентация к проекту  « В здоровом теле здоровый дух! »...

Презентация для семейного клуба "Здоровому все здорово".

•Кто спортом занимается, тот силы набирается....

Детская презентация на тему: «Чтоб здоровье сохранить, организм свой укрепить, знает вся моя семья должен быть здоровым я!»

презентация «Чтоб здоровье сохранить, организм свой укрепить, знает вся моя семья должен быть здоровым я!»...

Презентация тренинга для педагогов "Здоровый педагог-здоровый ребёнок"

Надеюсь,что мой материал будет полезен.Здесь презентация тренинга  для педагогов по теме: "Здоровый педагог-здоровый ребёнок". Тема очень актуальна....