Консультация «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ».
консультация (средняя группа)

Железняк Виктория Викторовна

Консультация для родителей «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный

путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно

в  этот  период  идёт  интенсивное  развитие  органов  и  становление

функциональных  систем  организма,  закладываются  основные  черты

личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень

важно  именно  на  этом  этапе  сформировать  у  детей  базу  знаний  и

практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в

систематических занятиях физической культурой и спортом.

Дошкольное образовательное  учреждение  должно  постоянно  осваивать  комплекс  мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.  Существуют  разнообразные  формы  и  виды  деятельности, направленные  на  сохранение  и  укрепление  здоровья  воспитанников.  Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий –объединить педагогов,

психологов, медиков, родителей и самое главное –самих детей на

сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая технология –это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить

дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него

необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в

различных видах деятельности и представлены как: технологии сох

ранения и стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.

Необходимо  создавать  педагогические  условия  здоровьесберегающего

процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение

образовательного  процесса  в  виде  модели  культуры;  организация

культурного  творчества  дошкольников;  оснащение  деятельности  детей

оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с

участием  медицинских  и  педагогических  работников:  воспитателя,

музыкального  руководителя.  Необходимо  уделять  особое  внимание

обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для

создания среды здоровьесберегающего процесса.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические  паузы проводятся  во  время  занятий,  2-5  мин.,  по  мере

утомляемости  детей.  Во  время  их  проведения  включаются  элементы

гимнастики  для  глаз,  дыхательной,  пальчиковой  гимнастики  и  других  в

зависимости от вида занятия.

Подвижные  и  спортивные  игры

проводятся  ежедневно  как  часть

физкультурного  занятия,  на  прогулке,  в  групповой  комнате-малой,  со

средней  степенью  подвижности.  Игры  подбираются  в  соответствии  с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация.

Для   психического   здоровья   детей   необходима

сбалансированность   положительных   и   отрицательных   эмоций,

обеспечивающая   поддержание   душевного   равновесия   и

жизнеутверждающего  поведения.  Наша  задача  состоит  не  в  том,  чтобы

подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать

свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.

С этой целью в  своей  работе я  использую  специально  подобранные  упражнения  на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется  интенсивность  технологии.  Используется  для  работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов) ,

звуки природы.

Выполнение  таких  упражнений  очень  нравится  детям,  т.  к.  в  них  есть

элемент  игры.  Они  быстро  обучаются  этому  непростому  умению

расслабляться.

Пальчиковая гимнастика

проводится индивидуально, либо с подгруппой детей  ежедневно.  Тренирует  мелкую  моторику,  стимулирует  речь, пространственное  мышление, внимание,  кровообращение,  воображение  , быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное

Время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует

снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её

проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика

проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его

работы в целом.

Бодрящая

гимнастика

проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин.

В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения

на  коррекцию  плоскостопия,  воспитания  правильной  осанки,  обширное

умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен

коврик-дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после

дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет

мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии -это в первую очередь

технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья

малышей.  Цель  этих  технологий - становление  осознанного  отношения

ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и

развитие  умения  оберегать,  поддерживать  и  сохранять  его,  обретение

валеологической   компетентности,   позволяющей   дошкольнику

самостоятельно  и  эффективно  решать  задачи  здорового  образа  жизни  и

безопасного  поведения,  задачи,  связанные  с  оказанием  элементарной

медицинской,  психологической  самопомощи  и  помощи.  Иными  словами,

важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая

порог « взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения здоровому образу

жизни:

Утренняя гимнастика

проводится ежедневно 6-10мин. с музыкальным так и без сопровождения.

Физкультурные  занятия

проводятся  2  раза  в  неделю  по  15-30мин.  в соответствии  программой,  по  которой  работает  ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение  двигательным  умениям  и  навыкам.  Регулярные  занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

А  присутствие  музыки  на  занятиях  способствует  улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Самомассаж.

Самомассаж -это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает

кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних

органов,  улучшить  осанку.  Он  способствует  не  только  физическому

укреплению  человека,  но  и  оздоровлению  его  психики.  Для  детей

самомассаж -это профилактика сколиозов, простудных заболеваний.

Он

благоприятствует  психоэмоциональной

устойчивости  к  физическому

здоровью,  повышает  функциональную  деятельность  головного  мозга, тонизирует  весь  организм.  Самомассаж  проводится  в  игровой  форме

ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на

занятиях.  Весёлые  стихи,  яркие  образы,  обыгрывающие  массажные

движения,  их  простота,  доступность,  возможность  использования в

различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции

ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия

успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Активный  отдых (физкультурный  досуг,  физкультурный  праздник,

музыкальный досуг, «День здоровья»).

При проведении досугов, праздников все  дети  приобщаются  к  непосредственному  участию  в  различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания,

при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии,

и  это позволяет  им  двигаться  без  особого  напряжения.  При  этом

используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно

овладели,  поэтому  у  детей  проявляется  своеобразный  артистизм, эстетичность в движениях.

Физкультурные праздники и досуги обязательно

сопровождаются  музыкой:  это  благотворно  влияет  на  развитие  у  детей

чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать

характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память

Коррекционные технологии:

Артикуляционная  гимнастика-упражнения  для  тренировки  органов

артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного

звукопроизношения, помогают   быстрее   «поставить»   правильное

звукопроизношение,   преодолеть   уже   сложившиеся   нарушения

звукопроизношения.

Занятия  по  профилактике  и  коррекции  речевых нарушений с детьми проводит логопед.

Технология  музыкального  воздействия.

Музыка  обладает  сильным психологическим воздействием на детей.

Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера  мелодии,  ритма  и  громкости  на  психическое  состояние  детей.

Использовать  в  качестве  вспомогательного  средства  как

часть  других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Использовать  музыку  для  сопровождения  учебной  деятельности

дошкольников  (на  занятиях  по  изодеятельности,  конструированию,

ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая

ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное

состояние  маленького  слушателя,  а  также  развивать  концентрацию

внимания. Также музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с

трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в

постель,  включать  спокойную,  тихую,  мелодичную,  мягкую  музыку  и

попросить их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду

или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции.

Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть

их тела.

Таким  образом,  каждая  из  рассмотренных  технологий  имеет

оздоровительную  направленность,  а  используемая  в  комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к

здоровому образу жизни.

Семья  и  детский  сад  в  хронологическом  ряду  связаны  формой

преемственности,  что  облегчает  непрерывность  воспитания  и  обучения

детей.  Важнейшим  условием  преемственности  является  установление

доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе

которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-

оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если

она  не  реализуется  в  содружестве  с  семьёй.  Необходимо  повышать

психолого-педагогическую  компетентность  родителей,  в  том  числе  в

вопросах  укрепления  здоровья  детей,  включать  их  в  процесс  активного

взаимодействия  с  ДОУ.  В  процессе  организации  единого

здоровьесберегающего  пространства  ДОУ  и  семьи,

использовать разнообразные  формы  работы.

Наглядные  стенды  знакомят  родителей  с жизнью  группы,  с  Конвенцией  о  правах  ребенка,  с  возрастными физиологическими  особенностями  детей.

Таким  образом,  проводимая физкультурно-оздоровительная  работа  позволяет  привлечь  родителей  к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий

повышает  результативность  воспитательно-образовательного  процесса,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные

на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка-стойкую

мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

Разработка на тему : « Современные  здоровьесберегающие  используемые в детском саду»  содержит  выступление и презентацию  к нему.  Затронуты вопросы современных здоровь...

« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду....

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками

В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками

В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками

В данной работе раскрывается важность вопроса использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками....

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...