СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка

Федотова Надежда Анатольевна

Эффективность применения гимнастических упражнений с фитболами в практике физического воспитания и оздоровления детей подтверждается многочисленными научными исследованиями медиков, педагогов, психологов. Многие ученые рассматривают физические упражнения и подвижные игры с фитболами в рамках внедрения современных фитнес-технологий с целью обновления содержания физкультурного образования подрастающего поколения.   Успешному освоению каждого упражнения способствуют разработанные авторами специальные задания с использованием фитбол-гимнастики, стихов и музыкального сопровождения, координирующих движения и речь, активизирующих артикуляцию и силу голоса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_provedeniya_fitbol-gimnastiki.docx523.56 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА C:\Users\User\Desktop\ффит\20201105_154953.jpg

Эффективность применения гимнастических упражнений с фитболами в практике физического воспитания и оздоровления детей подтверждается многочисленными научными исследованиями медиков, педагогов, психологов. Многие ученые рассматривают физические упражнения и подвижные игры с фитболами в рамках внедрения современных фитнес-технологий с целью обновления содержания физкультурного образования подрастающего поколения.   Успешному освоению каждого упражнения способствуют разработанные авторами специальные задания с использованием фитбол-гимнастики, стихов и музыкального сопровождения, координирующих движения и речь, активизирующих артикуляцию и силу голоса. Грамотно подобранные упражнения и оптимальная систематическая нагрузка помогут сформировать у воспитанников правильную осанку, укрепить мышечный корсет и основные группы мышц, увеличить подвижность позвоночника и суставов. Анализ современных исследований подтверждает эффективность применения фитбол-гимнастики в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста при условии методически грамотного использования её потенциала. Именно поэтому особую актуальность приобретает умение специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста внедрять гимнастические упражнения и подвижные игры с фитболами в практику физкультурно-оздоровительной работы. В данной статье раскрыты методические основы проведения физкультурных занятий с элементами фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста. В физическом воспитании детей дошкольного возраста упражнения и подвижные игры с фитболами можно включать в содержание физкультурных занятий, досугов и праздников, утренней гимнастики, индивидуальной работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Наибольшую востребованность и популярность фитбол-гимнастика приобретает в системе образовательных услуг физкультурно-оздоровительной направленности, например, по детскому фитнесу, как самостоятельный компонент или один из составляющих компонентов образовательной услуги. Элементы фитбол-гимнастики рекомендуется внедрять в содержание физкультурных занятий, начиная с младшего дошкольного возраста.   Для них характерна традиционная структура, объединяющая вводную, основную и заключительную части. Каждая часть решает определённые задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.  

Вводная часть направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их внимания и постепенную подготовку организма к более интенсивной работе. В этой части занятия необходимо заинтересовать воспитанников, сосредоточить их внимание, дать первоначальную нагрузку.

В основной части занятия реализуются задачи обучения и закрепления двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств, обогащения двигательного опыта детей. C:\Users\User\Desktop\ффит\DTqCAqbVjxg.jpg

Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное снижение эмоциональной и физической нагрузки. Вместе с тем занятия с элементами фитбол-гимнастики отличаются от традиционных физкультурных мероприятий спецификой применения её средств. В этой связи целесообразно выделить несколько вариантов их проведения. Первый вариант занятий — с включением средств фитбол-гимнастики во вводную и основную части — предусматривает во вводной части использование фитболов в различных вариантах ходьбы и бега, музыкально-ритмичных движениях, несложных игровых упражнениях на внимание, подвижных игр малой и средней интенсивности. Размещение мячей на площадке (по кругу или периметру зала, в шахматном порядке и др.) обусловлено логикой их дальнейшего применения. Детям можно предложить ходьбу и бег между мячами, прокатывание и передвижения с мячами из разных исходных положений и др. Не следует давать в разминке прыжки на мячах, т.к. физиологически организм детей ещё не подготовлен к интенсивной физической нагрузке. В конце вводной части, после бега будут уместны динамические дыхательные упражнения. В начало основной части, как правило, включаются комплексы фитбол-аэробики или общеразвивающих упражнений с фитболами.   Далее можно предложить детям несколько динамических упражнений с мячами, а после продолжить основную и заключительную части занятия в соответствии с решаемыми задачами без мячей. Второй вариант занятий — с включением средств фитбол-гимнастики в основную часть или в основную и заключительную — проводится с применением разных видов ходьбы, бега, динамических дыхательных упражнений во вводной части, общеразвивающих упражнений с предметами или без них в основной части. Далее в основной части занятия реализуются задачи обучения или закрепления двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств, обогащения двигательного опыта детей. В процессе их решения можно использовать гимнастические упражнения с фитболами, а также совмещать их с другими двигательными действиями (лазанием, прыжками, метанием и др.). Завершить основную часть занятия целесообразно подвижной игрой высокой интенсивности или игрой соревновательной направленности с фитболами. В заключительной части акцент делается на подвижных играх и игровых упражнениях малой интенсивности, упражнениях в расслаблении сидя, лёжа на фитболе или без мяча. Третий вариант занятий — с включением средств фитбол-гимнастики в содержание трёх частей — опирается на комплексное применение гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами на протяжении всего занятия. Важным моментом планирования такого занятия является распределение средств фитбол-гимнастики с учётом специфики его частей. Так, во вводной части используются строевые, циклические упражнения, подвижные игры малой и средней интенсивности с фитболами, в основной — комплексы фитбол-аэробики или общеразвивающих упражнений, динамические упражнения на укрепление разных мышечных групп и воспитание физических качеств, подвижные игры высокой интенсивности с мячами; в заключительной — упражнения с мячами на растягивание, расслабление, дыхательная гимнастика и др. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста содержание занятия можно объединить в целостный сюжет («путешествие Колобка», «гимнасты», «весёлый мяч», «попрыгунчики» и др.), что позволит формировать творческие способности воспитанников в импровизации различных двигательных действий с фитболами. На занятиях фитбол-гимнастикой принципиальное значение имеет оптимальная дозировка физических упражнений, интенсивность и сложность которых возрастает постепенно, а нагрузка рационально чередуется с отдыхом. Варьирование объёма и интенсивности физических упражнений достигается определённым числом повторений, темпом их выполнения, продолжительностью подвижных игр с мячами, изменением площади опоры о фитбол, сменой способов выполнения упражнений, увеличением либо уменьшением интервалов нагрузки и отдыха, применением средств словесного и наглядного воздействия на детей и другими методическими приёмами. Оптимизации физической нагрузки во многом способствует правильный подбор руководителем физического воспитания музыкального сопровождения. При подготовке к занятиям следует тщательно продумывать способы организации детей (фронтальный, поточный, групповой, , индивидуальный) в зависимости от решаемых задач, возраста и уровня физической подготовленности детей, а также от количества фитболов, имеющихся в наличии.

   Фронтальный способ организации применяется во всех возрастных группах и предусматривает одновременное выполнение воспитанниками гимнастических упражнений или подвижных игр с фитболами. Данный способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия, формирует у детей навыки коллективного взаимодействия, но вместе с тем неприемлем при недостаточном количестве мячей, а также при разучивании гимнастических упражнений с фитболами, требующих индивидуальной страховки.

   Групповой способ организации используется преимущественно в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и основан на разделении воспитанников на несколько групп (2—4). Каждая группа выполняет отдельное двигательное задание (лазание, броски в цель, упражнения на растягивание, прыжки и др.), а одна из них — упражнения с фитболами. По истечении установленного времени группы меняются местами. Этот способ развивает у воспитанников умение выполнять упражнения самостоятельно, даёт возможность руководителю физического воспитания осуществлять индивидуальный подход и страховку, применим как при достаточном, так и при ограниченном количестве мячей.

   Поточный способ организации основан на непрерывно-поточном выполнении одного или нескольких гимнастических упражнений с фитболами (по очереди, друг за другом, в одном или двух потоках), которые могут быть объединены, например, в полосу препятствий. Поточный способ содействует воспитанию у детей физических качеств и ориентировки в пространстве, однако непрерывная динамика двигательных действий не даёт возможность руководителю физического воспитания осуществить качественную оценку движения и исправить ошибки техники выполнения, поэтому применяется преимущественно на этапе закрепления и совершенствования упражнений с мячами.

    Для индивидуального способа организации характерно выполнение упражнения с мячом одним ребёнком, что даёт возможность руководителю физического воспитания проверить качество задания, указать на ошибки техники, осуществить страховку, но в то же время значительно снижает моторную плотность занятия. Применение индивидуального способа на занятиях фитбол-гимнастикой оправдано при небольшом количестве занимающихся. Таким образом, методика проведения занятий с элементами фитбол-гимнастики отличается от традиционных физкультурно-оздоровительных мероприятий спецификой применения её средств. Предложенный материал позволит руководителям физического воспитания методически грамотно включать гимнастические упражнения, подвижные игры с фитболами как во все формы организации физического воспитания в учреждениях дошкольного образования (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, активный отдых и др.), так и в содержание программ кружковой физкультурно-оздоровительной работы. C:\Users\User\Desktop\ффит\20201110_104318.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения занятий фитбол - гимнастикой

Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой....

« Организация и проведение занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста»

План реферата: ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. ПЛАВАНИЕ…………………………………………………… ГИГИЕНА………………………………………………………. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ…………………………………….  Наглядный метод……………………………………..Сло...

Статья об актуальности проведения занятий по ПДД с детьми дошкольного возраста.

Статья об актуальности проведения занятий по правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста....

Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи....

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп «Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста»

   Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учре...