Как организовать двигательную деятельность дошкольников зимой на прогулке
занимательные факты

Стребелева Римма Анатольевна

Рекомендации для педагогов ДОУ о том, как активизировать двигательную деятельность детей во время прогулки в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_dvigatelnogo_rezhima.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет.

Деловая игра

 «Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня детей

дошкольного возраста в соответствии в ФГОС ДО»

Сообщение из опыта работы на тему:

«Как организовать двигательную деятельность детей

 зимой на прогулке»

МАДОУ «Детский сад

комбинированного

вида №2 «Радуга»

г.Зарайска

Воспитатель:

Стребелева Р.А.

28 января 2021г

Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья,    радости      и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах или коньках, спуски с ледяных горок. Именно на положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств      и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Во время прогулок мной тщательно продумываются методы и приемы регулирования двигательной активности детей,  основное внимание обращаю на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечиваю  высокую двигательную активность и стараюсь совершенствовать движения                   и физические качества. При этом широко использую  пространство площадки, развиваю у детей умение распределять роли и быть ведущим.       С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок  использую разные приемы.
    Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями      на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали.      А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках (например, от калитки до веранды), сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды)        с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На расчищенной    от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к трем сказочным медведям, а от них –    к матрешкам и т. д. На участке должна быть снежная горка (желательно         в виде большой черепахи, кита и т. п.), с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения:

-бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).

Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую,   не сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагаю вносить наблюдения и дидактические задания, совместные           со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. В зимнее время на прогулке мной проводятся и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия                  с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру  организовываю  сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру провожу в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается.

 К каждой подвижной игре  мной изготовлены яркие атрибуты. Это эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более       3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей). Так же мной организовываются подвижные  игры с одним-двумя детьми, если  дети замерзли или не знают, чем себя занять. Стараюсь подготовить     на всю неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

Рекомендую проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, учитываю предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) провожу  игры более подвижного характера. Проводить их  со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий провожу игры средней подвижности. Провожу их в середине или конце прогулки. Таким образом,     в  план  включаю игры

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

Стараюсь отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств.                В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организовываю игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные подвижные игры
  • игры с элементами спорта
  • бессюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

      Материалы и оборудование, которые  использую для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Обязательно  соблюдаю санитарно-гигиенические требования       к хранению и размещению выносного материала.

         Как сделать обычную прогулку радостным событием в режиме дня ребенка дошкольника? Для этого важно было найти вспомогательные средства, которые позволят создать и скорректировать настроение и поведение ребенка, его отношение к движениям. Что же это за средства? Это снежные постройки на участках. Для того, чтобы вдохновить педагогов на создание сюжетных снежных построек на участке детского сада, ежегодно организовываю  смотр-конкурс с привлечением родителей «Зимняя сказка».

План работы по созданию снежных построек.

1. Разработка эскиза и дизайна участка.

2. Разработка требований к постройкам из снега.

3. Подготовка материалов и оборудования для создания построек.

4. Определить группы фигур: для равновесия, прыжков, метания, подлезания, скольжения.

5. Формирование строительных бригад с привлечением родителей; Распределение функций между членами бригады.

Требования к постройкам:

- они должны способствовать физическому и эстетическому развитию детей;

- быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими;

- соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей;

Подготовка материалов и оборудования заключается в том, чтобы, проанализировав эскизы построек, подобрать заранее всё необходимое. Иногда использую весь имеющийся инвентарь для игр с песком - совочки, лопатки, ведёрки, тазы, формочки. При подборе материала обязательно  учитываю  то, для чего будет предназначена постройка. Если, например,         в снежной постройке необходимо сделать перекрытие, то для его укрепления  использую доски, также можно использовать каркасы из деревянных брусков, доски -планки соответствующих размеров и пропорций и тогда постройки получаются прочными и гладкими. Для вырезывания крупных деталей, необходима штыковая лопата, для мелких – детские лопатки, строительные металлические шпателя. Выпуклые части можно изготовить   из «снежного теста» способом налепа.

Одной из распространённых технологий создания снежных построек является преобразование уже имеющихся стационарных конструкций. Например, дом и пещеру можно изготовить таким способом, используя при этом листы фанеры, доски, снежные комья. На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации - извилистые, прямые, замкнутые. На каждом участке главный развлекательный снаряд — горки. Поверхность горок должна быть гладкая, бортики прочные, ступеньки удобные и нескользкие. Снежную горку удобнее строить когда снег рыхлый. Место для неё следует выбирать так, чтобы дорожка проката была как можно длиннее. Утрамбованной снежной куче придаётся форма усечённой пирамиды с завершающей площадкой и скатом. Края ската ограждаются снежными бортиками. Горка строится высотой 1-1, 2 м – для младших групп, 1, 5-2 м – для старших. При строительстве снежных горок следует использовать рельеф участка (бугорки, уклоны.) Это облегчит и значительно ускорит её строительство.

         Для выразительности образа фигуры и  горки всегда  украшаю яркими однотонными тканями. Основные требования к ткани — легкость и яркость. Ткань – вообще кладезь предновогоднего декора, и, если вы намочите             и слегка подморозите заготовленные кусочки ткани, то легко сможете создать на поверхности фигуры любой мозаичный орнамент или изготовить настоящую ледяную одежду для сказочных персонажей: обливаете фигуру водой и быстро приклеиваете на неё кусочки ткани. Этим способом  делаю снежной бабе яркую юбку и блузку, деду – шапку и пёструю рубаху – всё       в руках собственной  фантазии. Пять-шесть финальных ледяных слоёв поверх аппликации, – и ни один дошкольник  уже не сможет испортить созданную  красоту. Для того, чтобы сделать потрясающую снежную фигуру своими руками, вовсе не обязательно иметь изысканный художественный вкус и чувственное восприятие тонких материй, - достаточно иметь детскую непосредственность и устойчивое желание творить, раскрывая в приятном «детском» занятии всю свою фантазию и ребяческий энтузиазм.

Следующий этап работы – непосредственно работа по осуществлению развития ДА детей с использованием снежных построек:

• Беседа в группе перед прогулкой о безопасном поведении во время развлечений, игр со снежными постройками;

• Рассматривание детьми готовых построек на участках, беседа о том, как можно их обыгрывать;

• Постепенное вовлечение детей в игровую деятельность, самостоятельную деятельность с использованием снежных построек.

Педагогам необходимо помнить, что эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

-удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

-обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

-сформировать навыки в разных видах движений;

-способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

-стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

-создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация в области "Туризм в детском саду" на тему: «Как организовать двигательную деятельность детей на привале?»

Область "Туризм в детском саду" консультация на тема: «Как организовать двигательную деятельность детей на привале?»...

Двигательная активность детей зимой на прогулке

консультация для педагогов и родителей...

Беседа с родителями. Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ» Воспитатель: Гладкова Л.И.

Беседа с родителями.Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ»Воспитатель: Гладкова Л.И....

Двигательная активность детей зимой на прогулке

Зима – удивительное время года, когда вся природа одевается в белый,пушистый наряд и у детей появляется прекрасная возможность кататься на лыжах,санках, сооружать разнообразные постройки из снега.Двиг...

Презентация "Двигательная активность детей зимой на прогулке"

Физическое воспитание и двигательная активность детей зимой на прогулке....

Организация двигательной деятельности детей во время прогулки во второй младшей группе по теме «Здравствуй, зимушка - зима»

Приоритетная образовательная область: « Физическое развитие».Область в интеграции: «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», « Познавате...

Практико-ориентированный семинар «Организация и проведение подвижных игр на прогулке с целью активизации двигательной деятельности дошкольников»

Практико-ориентированный семинар «Организация и проведение подвижных игр на прогулке с целью активизации двигательной деятельности дошкольников».Цель семинара: расширение знаний педагогов ...