родителям об играх
консультация

Кожанова Ольга Вячеславовна

Какие они современные игрушки? Игрушки эти разных размеров, выполнены из разнообразных материалов, имеют богатую палитру цветов и предназначены детям разных возрастов. Все перечисленное, только что мной можно отнести, несомненно, к достоинствам современных игрушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА: ЕЁ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

      Давайте, уважаемые взрослые, посмотрим на свое зеркало, заглянем в его отражение.
     Что же мы видим? Игрушки везде: в подземных переходах, газетных киосках, на станциях метро, рынках, а что уж говорить про переполненные полки детских магазинов?
      Какие они современные игрушки? Игрушки эти разных размеров, выполнены из разнообразных материалов, имеют богатую палитру цветов и предназначены детям разных возрастов. Все перечисленное, только что мной можно отнести, несомненно, к достоинствам современных игрушек.
     С точки зрения педагогов и психологов у современной игрушки может и должно быть еще одно достоинство: она должна служить средством всестороннего гармонического развития личности, а игра, в которой эта игрушка используется, должна стать формой обучения и воспитания ребенка.
     Находясь в старинном центре русской народной игрушки, городе Сергиев Посад, нельзя не вспомнить о народной игрушке, ведь она так же претерпела изменения. Например, в Богородской игрушке медведи стали играть в шахматы, принимать душ, одним словом появились современные сюжеты из «зеркала жизни взрослых». Плохо это или хорошо? Достоинство это или недостаток? Думаю, что современная интерпретация образов станет достоинством лишь при условии сохранения наиболее истинного и ценного, в художественных традициях народных игрушек на основе их самобытности и глубины образов. Нельзя допустить превращение народной игрушки в дешевую, бросовую сувенирную продукцию с поверхностным пониманием традиционных форм.
      Давайте посмотрим на еще одно отражение в зеркале, в нем мы увидим бесконечную череду форм взрослой действительности. Какова она?
Над этим помогут нам задуматься слова Я.А. Каменского который говорил о том, что дети в игре стремятся к такой деятельности, которую видят у взрослых, и подражают ей. Бесспорно, добиться успеха в этом вопросе ребенку помогут современные игрушки, с помощью которых, в игровом уголке можно оборудовать кухню, салон красоты, мастерскую, можно постирать, погладить, пропылесосить и т.д. Это несомненно, достоинство, ведь ребенка всегда манил мир взрослых вещей, он стремился завладеть этими вещами, подчас не осознавая все таящиеся в них опасности (с такими опасностями ребенок прежде всего встречается в быту – это колющие, режущие предметы, электроприборы и т.д.). Следовательно, давая детям в руки такие игрушки, мы обучаем малышей практическим навыкам пользования этими предметами и предостерегаем от опасности, обучая их основам безопасности и жизнедеятельности.
       С помощью игрушек мы можем познакомить детей с различными профессиями. Но наряду с перечисленными достоинствами можно отметить и ряд недостатков. Например, «Мастерская» - познакомим мальчика с инструментами, покажем, как работает дрель, научим убирать каждый инструмент в строго отведенное ему место, а вот самого главного – осуществить ремонта мы не сможем. Инструменты есть, а конструкции, которую можно отремонтировать (собрать, а затем разобрать) с помощью этих инструментов - нет.  
       Ставя во главу угла получение прибыли любой ценной, производители (поставщики) с целью удешевления товаров, и как следствие увеличение числа потребителей стали выпускать (завозить) «расчлененные игрушки», например, головы кукол. Предполагается, что с ними маленькие дети будут играть в парикмахерскую, делая различные прически. Мы малышей знакомим с профессиями, но не обучаем им. Такое пособие хорошо для колледжа сферы услуг, но не допустимо в детской игре, ведь игрушка помогает ребенку узнавать и воспринимать окружающий мир, воздействует на эстетические чувства малыша.
       Поднимая вопрос психолого-педагогической оценки игрушки, мы особенно подчеркиваем, что игрушка должна вызывать интерес у ребенка, побуждать к любознательности.
        Хорошо когда кукла в детской игре используется по-разному,  когда ребенок может развить с ее помощью сюжет и продолжить игровые действия. Какие игровые действия могут быть с «головой»? Положим в коляску и пойдем гулять, а теперь «голова» приготовит завтрак или станет доктором?
      Не могу не сказать еще об одном «зеркальном отражении» современной действительности. Герои «экранной культуры», пропаганда насилия и жестокости. А ведь у игрушки особая эмоциональная сила -  и она может вызвать страхи и неврозы, нанести вред психо-эмоциональной сфере ребенка. Такие игрушки помогут вырастить безжалостных убийц, насильников, циничных  подонков.
       Сегодня много говорят о гендерном воспитании. Все чаще можно встретить игрушки для мальчиков и девочек, да и образ куклы претерпел изменения – вот традиционный в платьице с бантиками, а вот – облик мужчины, познакомимся с этикеткой: а она гласит, что вы держите в руках насильника, а рядом на полке стоит террорист. Какой сюжет сможет развить ребенок, став обладателем этих кукол? Какие нравственные качества сформируются у малыша в этой игре, с какими жизненными ценностями он пройдет по жизни?
      Еще раз заглянем в зеркало и в его прямом отражении современного мира мы увидим прошлое. Думаю, что в каждый исторический период развития любого государства были свои достоинства и свои недостатки (чего большие, а чего меньше – это вопрос к историкам). Однако это не значит, что сегодня в руки детям надо давать «серп террориста» - эта игрушка не понятна малышам. Ведь «издеваясь» над прошлым мы калечим настоящее и несем зло в будущее.   
        Сегодня мы взрослые как никогда ощущаем стремительно возрастающий темп жизни и, не задумываясь о последствиях, втягиваем в него детей, выдвигая дошкольным образовательным учреждениям социальный заказ на обучение малышей наукам?
      Понимая, что ведущей деятельностью дошкольника является – игра, взрослые стали создавать разнообразные обучающие игры. Особенно их много в серии «Готовимся к школе». Хорошо, что есть обучающие игры!? Это достоинство или недостаток? Наверное, все-таки достоинство, почему бы не знакомить дошкольников в игровой, занимательной форме с основами наук. Но, к сожалению, в содержании этих игр
огромное количество серьезных научных ошибок, искажающих представление детей об окружающем мире, научных неточностей, опечаток. Предлагаемый в играх материал не всегда соответствует указанному возрасту. Играя в такие игры, малыши получают антинаучные знания не соответствующие действительности.
       Давайте еще раз заглянем в «зеркало» оно нам покажет отражение современных компьютерных игр. Это особая, сложная и многогранная тема для разговора.  Не буду останавливаться на ней. Скажу лишь, что мне было больно слушать рецензентов и просматривать на экспертном совете диск, проходящий экспертизу по просьбе Совета заведующих г. Москвы. Это американский обучающий диск, переведенный на русский язык и бесплатно поставленный в московские детские сады. Знакомил он наших малышей с историей и памятниками, конечно США. Положительным героем игры был американец, отрицательным – русский, герои игры говорили неприятными голосами, их интонация порой содержала агрессивную окраску, в игре был нарушен дидактический принцип «от простого к сложному», встречалось много опечаток, некорректных фраз и высказываний. Как вы понимаете, такая электронная игра не может быть рекомендована для использования.
      Нельзя не сказать еще об одной волнующей педагогов и психологов проблеме. Это практическое отсутствие разновозрастных групп играющих детей, которое, несомненно, ведет к исчезновению игровой культуры, так как прерывается передача игрового опыта от одного поколения к другому. Родители, когда берут в руки игрушку, теряются, не могут показать игровых действий с ней. Сложности стали испытывать и педагоги, столкнувшись с изобилием современной игровой продукции. Поэтому сегодня мало говорить об обязательном наличии правил игры, сегодня необходимо поднимать вопрос методического сопровождения игрушек.
      Закончить свое выступление я хочу словами благодарности в адрес директора Сергиево-Посадского Художественно-педагогического Музея игрушки, Александра Умаровича Грекова, и главного хранителя – Тамары Никитичны Атюшевой. Они предоставили мне возможность воспользоваться фондами библиотеки Музея. Так, в ней я познакомилась с одним историческим документом под названием «Письмо из Ленинграда», датированным 1939 годом. Мне кажется, что этот исторический документ вскрывает проблемы современных игрушек. Сокращая, но, не искажая смысл, процитирую его.
      «Ассортимент и тематика игр и игрушек строится в основном на случайных предложениях отдельных авторов. Сколь-нибудь серьезного, вдумчивого отношения к делу, глубокого анализа тематических планов, контакта с детскими учреждениями у большинства производителей предприятий нет, как нет, и специальных лиц, лиц ответственных за проведение этой работы.
      Спрос на ту или иную игрушку, целесообразность ее выработки определяются только тем, возьмут или не возьмут ее торгующие организации, и если возьмут, то, в каком количестве.
     Отзывом потребителя, отзывом ребенка, специалиста, педагога производственные предприятия совершенно не интересуются. В результате нужных игр и игрушек, требуемых отдельными потребителями, так и детскими учреждениями, на рынке очень мало.
     Причина этого заключается, конечно, в отсутствии единого центра, который объединял бы производства игрушек и направлял их работу.
     Наличие такого центра, безусловно, прекратило бы существующую вакханалию в выпуске игр и игрушек, предотвратило бы ненужное дублирование этих изделий рядом предприятий и в корне пресекло бы разбазаривание ценных сырьевых ресурсов на ненужные, бессодержательные, антихудожественные и нередко даже педагогически и политически вредные игры и игрушки…»
      Давайте прислушаемся к этим словам педагогов прошлого века, в них уже звучит мудрость веков.
      Пусть современная игрушка станет неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания ребенка, оказания психологической помощи малышу и коррекции его поведения, пусть игрушка содержит в себе диагностическую функцию, пусть она удивляет и забавляет малыша и все это будет ее достоинством.

 



Предварительный просмотр:


ВЫБИРАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ СВОЕГО КРОХИ, НУЖНО УЧИТЫВАЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  игрушек не должно быть очень много. Ими не нужно заполнять всю комнату. При их большом количестве идет такое перенасыщение сенсорными раздражителями, что ребенок может перевозбудиться, даже заболеть. Ведь малыш идентифицирует себя с любой игрушкой. С солдатиком – на смелость, храбрость, с машинкой – на скорость и так далее. Ребенок по-настоящему погружается в данное игровое пространство. И когда игрушек слишком много, утрачивается их ценность как культурного орудия, принадлежащего человеку, они подавляют личность ребенка;

  хороши игрушки полифункциональные. Если это машина, то такая, которую можно разбирать, нагружать, разгружать и так далее.

  выбирая игрушку, подумайте, каких качеств не хватает вашему ребенку: смелости, или сдержанности, или он чересчур застенчив. Какая игрушка могла бы помочь вашему ребенку справиться с его недостатками? То есть игрушка должна отвечать педагогическим установкам: чему она может научить, какие качества развить;

  должны быть психологически-нравственные требования, о которых мы уже говорили. Игрушка может научить ребенка счету, но нести при этом отрицательный нравственный заряд, быть вне нравственности. И наоборот, может развивать его нежность, заботливость, милосердие;

  игрушка должна быть красивой, эстетичной, художественной. Посмотрите, какое сейчас количество темных, черных игрушек или фиолетовых – чего вообще не должно быть, потому что фиолетовый цвет – это цвет печали, депрессии. Не стоит покупать игрушки неестественных ярких, кричащих расцветок, ядовитых тонов;

  помните, что никакие самые роскошные, дорогие игрушки не заменят вашего насыщенного, живого, любовного общения с ребенком. Можно сделать самолетик из листа бумаги и просто поиграть пальцами, без всяких кукол – это детям во сто крат полезнее, важнее.



Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ: ИЗВЕСТНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ
Ребенок грустно сидит на ковре, вяло катая машинку. Уставшая мама примостилась рядом, положив голову на диван. За окном сумерки, и, как назло, идет дождь вперемешку со снегом – выйти на улицу нельзя.
Кому не знакома такая ситуация, когда инициатива иссякает, энергия предательски улетучивается, а малыш еще не умеет, да и не может занять себя сам?

Тогда на помощь и приходят популярные сегодня развивающие игры. Они сами подсказывают, как и во что надо играть, предлагая интересное и полезное для малыша занятие. Конечно, с незнакомой игрой не оставишь ребенка один на один: крохе надо все объяснить и растолковать, но пройдет совсем немного времени, и малыш сам захочет сделать то, что так долго объясняли ему взрослые.
Разобраться и рассказать о пользе развивающих играх, хлынувших неудержимым потоком на прилавки магазинов, мы постараемся в этой статье.
Для самых маленьких непосед подойдут традиционные
пирамидки. Они бывают пластмассовыми и деревянными, с кольцами и квадратными пластинами. У некоторых даже кольца разбираются на части, как паззлы. Зачем нужны пирамидки и что они развивают?
Во-первых, малыш учится видоизменять форму предмета: вот только что пирамида была высокой и стройной, но маленькие ручки прикоснулись к ней, и игрушка стала намного меньше. Вот большие кольца стали на место маленьких и внешний вид пирамидки совершенно изменился. Играя, карапуз осознает себя способным преобразовать окружающее пространство. А как подбадривает ощущение собственных возможностей!
Во-вторых, пирамидка помогает заметить разницу размеров. Если родители обратят на это внимание, назовут размеры, предложат ребенку сравнить большое колечко с маленьким, это станет интересным дополнением к тому, что малыш уже знает.
В-третьих, игра с пирамидкой позволяет познакомиться с различными цветами, в которые так ярко окрашены элементы. Пусть мама или бабушка называют сначала только один цвет, прикладывают к нему игрушки такой же окраски – все это расширяет кругозор ребенка, помогает ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Ну и, в-четвертых, пирамидку следует назвать первым конструктором, ведь из ее колец можно возводить «сооружения» различной конфигурации, кроме того – почему бы не выложить дорожку или цветок с разноцветными лепестками?
Играя с пирамидкой, называйте все, что видите: цвета, размеры, постройки. Все это запомнится ребенку, станет фундаментом его будущего словарного запаса.
Детям с 1,5 лет можно предлагать
рамки-вкладыши. Игры этого типа сделаны из мягкого материала, фанеры или прессованного картона. Суть их заключается в том, что ребенок вынимает из планшета изображение, вырезанное в нем. Потом вынутая деталь должна быть помещена обратно, что сделать бывает нелегко, ведь важно правильно подобрать вкладыш к рамке, точно его повернуть и вставить. Рамки-вкладыши из мягкого материала пробиты насквозь, фанерные игры имеют подложку, на которой иногда помещают изображение, подсказывающее ребенку, какую деталь надо вставлять.
Занятия с этими материалами развивают руку и глазомер, ведь понятно, что карапузу, впервые взявшему эти игры, довольно сложно правильно вложить и «утопить» изображение в подходящую для него рамку. Играя с вкладышами, можно обратить внимание ребенка на их цвета, посчитать изображения, предложить послушать короткий рассказ о персонажах, изображенных на вкладышах, с тем чтобы ребенок повторил его. Такое упражнение хорошо развивает память.
Также вкладыши и рамки легко использовать при рисовании как трафареты, ребенок может их обводить, а потом разукрашивать.
Игры, выполненные из мягкого материала, можно брать с собой в ванну. Впитавшие воду, они легко прилипают к поверхности кафеля, что позволяет юным творцам создавать целые картины на стенах, не пачкая их.
С 2,5-3-летнего возраста малышам можно предлагать
шнуровки.
Названия этих игр ассоциируется с ненавистным завязыванием шнурков. А что развивает завязывание шнурков? Конечно, руку, мелкие движения пальцев, то есть моторику. А для чего ее развивать? Даже самые несведущие скажут, что это необходимо для умения хорошо писать. Это, конечно, так, но не совсем.
Самое главное в том, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием мозга. Достоверно известно, что, чем более мелкие движения подвластны руке, тем лучше прогрессирует развитие умственной деятельности. Без сомнения, всем нам хочется, чтобы наши дети успешно развивались, а потому в настоящее время так актуальны стали игры типа «Шнуровки». Все они представляют собой оригинально выполненные изображения с отверстиями, в которые надо продеть шнурок или закрепить им отдельно взятые детали.
Шнуровки могут быть выполнены из мягкого материала, а также фанеры или прессованного картона. В самых простых играх детям предлагают просто продеть шнурки, аккуратно вытаскивая их кончики. В более сложных – к основному изображению пришнуровывают отдельные детали, например элементы одежды или дополнительные части (к домику – двери и окна, к дереву – яблоки и груши и т.д.)
Резюмируя все сказанное, подчеркнем, что эти игры-шнуровки, помимо развития мелкой моторики, способствуют активизации счетных навыков (если взрослый просит ребенка посчитать детали), умению называть цвета и размеры предметов, развитию речи (при объяснении своих действий, указании места присоединения деталей).
Лет с трех детям будет интересно познакомиться с
мозаикой.
Что приходит на ум, когда говоришь о мозаике? Это и мозаики, покрывающие стены зданий античной эпохи, и знаменитые мозаики Византии, и известная работа Ломоносова «Полтавская битва», и прекрасные мозаичные панно московского метро. Что же общего у этих произведений искусства с развивающей детской игрой? А то, что и великие мастера, и малыши собирают изображение из отдельных частей. Только при создании шедевров искусства этими частицами были смальта и драгоценные камни, а у малышей – пластмассовые фишки разных форм и размеров.

Пусть в развивающей игре все намного прозаичнее, нежели при создании нетленных произведений искусства, но, быть может, кому-нибудь из наших сегодняшних крох предстоит создать такой шедевр мозаичного искусства, который завоюет признание всего мира?
Да и неудивительно, ведь игра с мозаикой развивает различные способности ребенка. Во-первых, это все та же мелкая моторика. Взять фишку, аккуратно вставить в нужное отверстие – довольно сложная операция для маленького мозаиста. Во-вторых, это внимательность: фишки мелкие, разноцветные, брать надо не просто так, а именно то, что тебе надо, – для этого стоит сконцентрироваться. В-третьих, это воображение, как же без него создать силуэт или изображение? И, наконец, это развитие усидчивости, аккуратности, произвольности (если малыш работает в паре с мамой и выполняет просьбы дать фишку определенного цвета, поставить на нужное место, то надо делать не просто, что хочется, а то, что просит взрослый). Если же родители попросят ребенка классифицировать фишки по цветам, познакомят с такими пространственными представлениями, как «внизу», «вверху», «слева», «справа», научат кроху определенной последовательности выкладывания фишек, например, через одно отверстие, или желтый чередуется с красным, это разовьет логический компонент мышления.
В том же возрасте малышей можно знакомить с конструкторами. Каких их только сейчас не продается! Пластмассовые и деревянные, с крупными деталями для самых маленьких и с малюсенькими элементами для самых глазастых и кропотливых, модели машин, танков и самолетов, которые надо склеивать, огромные трейлеры, которые надо разбирать по винтам и гайкам. Несмотря на многообразие, занятия со всеми конструкторами имеют одни и те же развивающие функции:



Предварительный просмотр:

ЗАЧЕМ РОДИТЕЛЯМ ИГРАТЬ?
Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка – игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период – через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность развиваться, знакомиться со «взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его – не прибегая к нудным увещеваниям – выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми?
Конечно, в игре!
Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели в детском саду… Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят мороженное, не смотрят мультики, а только спят и работают, – мнение моего 5-летнего знакомого вовсе не редкость среди его сверстников.
Ролевые игры – известные всем «дочки-матери», «в дом» – с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшему.
При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему и помочь найти выход.
Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме – взрослой, «ведомой» в этой игре – объяснить основную идею, распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не заостряя внимания, как бы между прочим, донести до ребенка те идеи, которые вам хотелось бы с ним обсудить.
Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно! Я домой прихожу – мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться». Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и подключите фантазию – вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте! На диван, а лучше – на пол, на ковер. И играйте! Вы – Эверест, ребенок – Отважный Покоритель Горных Вершин, вы – Большая Белая Медведица, он – Медвежонок Умка, вы – Ягуар В Засаде, он – Ягуар В Засаде Тоже… Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка, побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения другого – с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой Картонной Коробки или Старого Башмака.
С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам. Незаслуженно забытые «ходилки» – бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша – научат соблюдать очередность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз. Любимая игра нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух-трех «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию». Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестер. Кстати, в последнее время возрождается и другая семейная игра – бирюльки, которая, помимо внимания и умения сосредоточиться, отлично тренирует мелкую моторику кисти.
Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства, могут только родители. Их задача – сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя» – из-за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.
Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения вперед, для познания нового и неизведанного в мире, и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить.
Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой времени и сил. Поэтому не поощряют, а, скорее, подавляют игровую деятельность или, в крайнем случае, стараются направить в «полезное» русло – в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьенеша, рамки-вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных… Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребенок не идет вперед, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. А «недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре, с родителями, в сензитивный (благоприятный для развития) период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.

Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство – и давайте играть!
Игры для детей раннего возраста



Предварительный просмотр:

ИГРУШКА ОПАСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ
Если спросить родителей, встречали ли они игрушки, опасные для детской психики, то многие наверняка согласятся с тем, что большое количество игрушек с элементами насилия - это плохо. Но можно ли представить, например, обычного мальчишку без солдатиков, пистолетиков, военной техники? Разве плохо, когда такие игрушки способствуют нормальному выплеску природной агрессии или накопившихся негативных эмоций в игру, а не на конкретных живых людей? Каково же мнение детских психологов? Предлагаем точку зрения Веры Васильевны Абраменковой, доктора психологических наук, ведущего научного сотрудника Психологического института Российской Академии образования, автора ряда книг, в частности, «Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?».
– Я считаю, что любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить самое себя в реальности. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, то у него есть некий пример того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, это само себя воспроизведет в той или иной ситуации. Вы никогда не задумывались, почему в театрах никогда не было детей-актеров? Их щадили, потому что в любой игре ты не просто надеваешь маску, но и впускаешь в себя эту роль.
Но что тогда делать с агрессивными инстинктами? Подавлять, выплескивать?
– Должен быть культурный канал, который дает возможность выхода. Существуют культурные игрушки, которые дают возможность отреагировать на нападение, защитить себя. Ведь есть оружие нападения и оружие защиты, не правда ли?
Какая игрушка защищает?
– Меч, лук. Это самые старые игрушки, как и ножи для резки (а не для нападения) в древних культурах. У якутов в начале XX века были экспедиции, которые обнаружили, что 3-летний ребенок прекрасно орудует большим ножом, и взрослые не боялись давать ему этот острый нож. А современный ребенок, берущий в руку пистолет или автомат, сразу направляет его на другого человека! Вы никогда не обращали внимания, что при этом детское лицо сразу принимает злое выражение? И эта злоба обязательно прилипнет к нему, останется при нем.
Но ведь игрушечные пистолеты наверняка появились сразу же вслед за настоящими пистолетами? Это же закономерный, взаимосвязанный процесс...
– В прошлом году была выставка «На детской половине. Игры и игрушки детей царской семьи». И там действительно были маленькие револьверчики, сабельки для царевича Алексея... Но детям никогда не позволялось стрелять в людей! Надо находить такие игрушки, которые не будут вызывать ощущение злобы. Например, прекрасная игрушка – водный пистолет, или пугач. Но не такой пистолет, который невозможно отличить от настоящего. Сейчас продаются игрушки даже с именами соответствующими: кукла «киллер», например, с полным набором всевозможного оружия.
Выбирая игрушку, родители должны исходить из того, что игрушка – это орудие культуры, которое способно передать тот или иной культурный пласт. Если говорить о вещах позитивных, то можно, например, купить игрушку, которая имитирует лук: натягивается тетива, и стрела летит в круг на стене: эта игрушка тренирует глазомер, рождает спортивный азарт. Или, если позволяет пространство, можно подарить ребенку игрушечные кегли. Или тот же меч, который помогает ребенку чувствовать себя воином, защитником. Мой сын, когда был маленьким, очень боялся темноты и никогда один не заходил в темную комнату. Я купила для него, скорее интуитивно, чем осознанно, пластмассовый желтый меч и шлем – как у богатырей русских. И сын, словно всегда знал, что с ним надо делать, тотчас выставил его перед собой и пошел в темную комнату. Через какое-то время вышел оттуда со счастливыми глазами: «Мама, он убежал!» «Кто?» – «Бармалей!»

А солдатики, машинки?
– Это замечательно. С ними можно устраивать бои, постигать основы военного искусства. Но мое глубокое убеждение, у американских и разных других импортных солдатиков искаженная мимика, зверское выражение лица. Это не просто солдат, а изверг, убийца. А мимика, человеческое лицо – это очень важный фактор, ребенок реагирует на него особым образом.
Какие игрушки предпочтительны для девочек-дошкольниц?
– Четыре года – это возраст грации, когда ребенок осваивает свое тело. И игрушки должны предоставлять возможности для движения: шары, спортивные ленты на палочках. В девочках очень силен инстинкт материнства, он проявляется в кукле. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Потому что она- это не «дочка» в понимании ребенка. Это девушка, женщина. Ее можно одевать, раздевать – и все. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать... По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае – подругой, а не мамой. Хорошо, когда игрушка ставит мальчика в положение защитника, а девочку – в положение мамы. Кукла должна акцентировать внимание ребенка не на красоте в первую очередь, а на чувствах.

Разве кукла не должна быть красивой?
– Самая лучшая кукла – это кукла без лица. Это классическая национальная кукла. Она развивает воображение ребенка. Она может смеяться, плакать, быть похожа на маму или соседку. И ребенок может додумать те или иные эмоции, качества... У тех же великих княжон были куклы – фарфоровые, немецкие, дорогие. Но они доставались только по великим праздникам, а в обычные дни в такие куклы не играли. Княжны вышивали, учились рукодельничать. И вообще, любое «рукомесло» и для девочек, и для мальчиков – это замечательное приобретение: наборы для вышивания, столярные, слесарные наборы... Развивается мелкая моторика, воображение. Самые дорогие игрушки – те, которые изготавливаются своими руками или вместе с родителями из подручных материалов.

Мягкие игрушки могут навредить психике?
– Покупая мягкую игрушку, надо обращать особое внимание на цвет, фактуру, пропорции, лицо и особенно на глаза. Это очень серьезный социальный раздражитель. Встречаются игрушки с глазами больного человека – с близко поставленными глазами или с полузакрытыми веками, а это архитипическая форма либо грусти, либо болезни. Ребенок будет ориентирован не на здоровье, радость, а на болезнь или грусть. Разве это не опасно? Выражение лица у игрушки не должно быть злобным, негативным, тогда игрушка будет развивать позитивно.

А как быть с игрушками, лица у которых настолько бесстрастны, что не несут вообще никакой информации, например те же телепузики?
– Это человекообразные существа, в чем-то их можно сравнить с Чебурашкой, да? Но если Чебурашка – существо живое, взгляд у него осмысленный, добрый, то у телепузиков нет никаких человеческих эмоций. Большой животик, огромный рот. Какое-то бесполое существо. Здесь есть роботоподобность, механистичность, что, на мой взгляд, не способствует гуманистичному развитию ребенка. Вы ведь хотите, чтобы ребенок был отзывчивым, сердечным, понимал чувства других людей, а у роботов ничего подобного нет.
То есть каким ты хочешь видеть своего ребенка, такую игрушку ему и покупай?
– Именно так. Ведь игрушка – это средство информации об окружающем мире.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ВЗРОСЛЫХ


Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь - это и еще многое другое несет в себе до школьное детство, - писал Л.А. Венгер. Как в повседневной жизни взрослые решают важную задачу раз вития ребенка через игру?
Мы хотим рассказать нашим читателям о компании, накопившей значительный опыт в этой области, - это ЗАО ЭЛТИ-КУДИЦ.
Беседовал с нашим корреспондентом президент компании, кандидат физико-математических наук Сергей АВЕРИН.
-Сергей Александрович, познакомьте нас, пожалуйста, с компанией ЭЛТИ-КУДИЦ поближе.
-Наша компания существует с 1992 года и сегодня входит в тройку лидеров на российском рынке. Речь идет о фирмах, которые специализируются на поставках оборудования в до школьные учреждения. Сфера наших интересов охватывает всю Россию: мы имеем восемь отделений в регионах и три дочерние фирмы. Доля Москвы в общем объеме бизнеса составляет более 50 процентов. Наверное, это закономерно, так как российская столица всегда была примером для подражания во многих областях, в том числе и в сфере образования. В последние годы Правительство Москвы уделяет много внимания дошкольному образованию. Такое положение вещей не может не радовать: ведь становление творческой личности, ее моральных и духовных ценностей в основном происходит в дошкольном возрасте. Лев Толстой писал: «От момента рождения до 5-летнего ребенка - огромная пропасть, от 5-летнего ребенка до меня, глубокого старика - один шаг». Основным видом деятельности ребенка в этом возрасте является игра. Игры и игрушки, спортивное и реабилитационное оборудование, мебель и предметы интерьера составляют в дошкольных образовательных учреждениях предметно-развивающую среду. Именно на этой среде мы фокусируем свой профессиональный интерес.
Номенклатура наших изделий насчитывает более 2000 наименований. Перечислить все, конечно, невозможно. По группам - это дидактические пособия, развивающие и логические игры, конструкторы и строительные наборы, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры, наборы для творчества, спортивно-игровое и реабилитационное оборудование, мягкие мо дули, детская игровая мебель, уголки природы, аквариумы, растения, наконец, игрушки.
В числе наших партнеров - около ста российских поставщиков и десять зарубежных фирм. 30 процентов оборота компании составляет собственное производство: мебель, конструкторы, пособия на пластике и мягкие игровые модули. Последние наиболее популярны и хороши тем, что очень функциональны, безопасны и гигиеничны. И, следовательно, соответствуют всем основным критериям подбора игрушек и оборудования для дошкольных учреждений.
-Деятельность вашей компании развивается в союзе с наукой?
-Скажу больше - научная деятельность является неотъемлемой частью работы компании. Кроме того, что мы имеем собственных специалистов с педагогическим образованием, мы также работаем в творческом контакте с педагогами-учеными, которые являются давними консультантами и партнерами «ЭЛТИ-КУДИЦ». Так, например, последняя наша совместная разработка - методическое пособие по оборудованию дошкольных учреждений. Пособие получило одобрение в Министерстве образования, рекомендовано для использования в дошкольных учреждениях и является наряду со СанПиНами документом, определяющим комплектацию детских садов. Тираж пособия составил 26 тысяч экземпляров, готовится его пере издание. В продолжение темы: в этом году мы совместно с ведущими учеными - специалиста ми по коррекционной педагогике выпустили книгу «Коррекционно-развивающая среда в до школьном учреждении компенсирующего вида». Сейчас работаем над методическим пособием для родителей по организации игровой среды дома. Здесь целый раздел будет посвящен интерьеру детской комнаты. Основное же внимание будет уделено вопросу отбора игр и игрушек с учетом интересов ребенка. У нас на коплен в этом большой опыт. В частности, мы хотим убедить родителей и педагогов в том, что игровая среда в детском саду и дома во многом должны совпадать.

-Сергей Александрович, получается, что вашими клиентами являются не только дети, но и взрослые?
-Да, действительно, это задача взрослых - предложить детям такие игры, с помощью которых происходит полноценное развитие ребенка: интеллектуальное, физическое, художественно-эстетическое и духовно-нравственное. Научив ребенка играть, мы научим его жить.
Елена Полякова
, которые должны быть использованы при психолого-педагогической экспертизе игрушек (для детей до 12 лет):

1. Социальная и психологическая безопасность игрушки. 
1.1. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
1.2. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
1.3. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей.
1.4. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.


2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка. 
3. Функциональная привлекательность игрушки для ребёнка. 
4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие). 
5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании. 

Дополнительные критерии: 
1. Культуроcообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
2. Возможность использования игрушки в коллективной игре.
3. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
4. Прочность и долговечность игрушки.
5. Использование экологически чистых материалов.
6. Качество описания игрушки.
7. Качество упаковки игрушки.

Уважаемые родители и воспитатели, самые лучшие игрушки сами по себе не заменят детям общения с Вами. 

 



Предварительный просмотр:

ОТ ПОГРЕМУШКИ ДО КОНСТРУКТОРА
Зачем нужны игрушки младенцу, и что такое игра в этом возрасте?


Настоящей игры в этом возрасте еще нет, но игрушки уже очень важны. У младенцев интерес к предметам впервые появляется только в ситуациях общения. Если вы, подвесив над кроваткой ребенка игрушки, тут же уйдете, он вряд ли обратит на них внимание. Чтобы игрушка оказалась замеченной, медленно проведите ею из стороны в сторону перед глазами малыша, стараясь поймать его взгляд. Игрушка должна быть достаточно яркой и привлекательной. Полезно то приближать игрушку к глазам ребенка, то удалять ее.

Самый интересный для младенца объект – это лицо взрослого человека. Если ребенок не обращает внимания на игрушку, попробуйте поднести ее к своему лицу, при этом обращаясь к ребенку, лаская его. Разглядывая лицо взрослого, ребенок невольно посмотрит и на игрушку.
Малыши недаром стремятся прикоснуться губами или языком к любому доступному им предмету. Таким способом дети этого возраста исследуют мир вещей, и поэтому их не надо останавливать. Конечно, нужно следить, чтобы игрушки при этом были чистыми. Значит, они должны быть выполнены из хорошо моющегося материала, и, кроме того, быть достаточно большого размера, чтобы ребенок не мог их случайно проглотить.
Несколько позже ведущим органом познания становится рука. В этот период (начиная примерно с трехмесячного возраста) полезно подвешивать погремушки или мобили над грудкой ребенка на таком расстоянии, чтобы ему было легко до них дотянуться ручками или ножками. Звук, издаваемый погремушками, приводит малышей в восторг.
Со временем случайные действия становятся целенаправленными, и ребенок начинает ощупывать предметы. Это ведет к дальнейшему развитию его восприятия, а впоследствии становится основой и для развития мышления. Появление целенаправленных движений, а затем и действий с предметами и игрушками – очень важное событие в жизни ребенка. Оно открывает следующую эпоху, в которой главное – предметные действия с игрушками.

Как использует игрушки малыш одного-двух лет от роду?
Этот период в психологии называют "ранним возрастом". Помимо предметных действий с игрушками, ребенок начинает так называемое деловое общение со взрослым. Многие родители отождествляют общение с речью. Однако на самом деле речь развивается позже и лишь на базе общения, связанного с познанием окружающего предметного мира.
Простейшее совместное действие, которое обычно становится доступно ребенку уже в конце первого года жизни, – это игра "дай – на". Взрослый протягивает ребенку игрушку и говорит: "На!". Как только ребенок взял ее, взрослый протягивает к ней руку и просит: "Дай!". Получив игрушку, он сразу же снова отдает ее ("На!"). Такая передача друг другу погремушки или другого предмета, удобного для схватывания, может продолжаться очень долго к полному взаимному удовольствию.
На втором году жизни сходная игра может проводиться с ребенком, сидящим на полу поодаль от взрослого: взрослый катит к ребенку игрушечную машину, ребенок толкает ее обратно – и так раз за разом.
К концу второго года жизни вполне возможны и более сложные подражания действиям взрослого по речевой инструкции. Очень полезно научить ребенка выполнять простые указания: "возьми трубочку", "постучи по столу", "возьми куклу, посади на стул" и т.п. Первоначально такие пожелания подкрепляется жестом или показом, а если нужно, то и совместным действием. Со временем ребенок научается выполнять речевые инструкции и без жестового сопровождения или показа.
В раннем возрасте большое значение для умственного развития ребенка имеют и его действия с такими игрушками, как матрешка (достаточно, чтобы она была двухсоставной), крупная пирамидка (кольца в этом возрасте обычно нанизываются без учета их величины), разные вкладки, кубики и т.п. Малыш может заколачивать пластмассовым молотком штыри в специальную подставку, накручивать крупные пластиковые гайки на стержень — все это помогает развить сообразительность и точность движений.
Ребенка не очень интересуют игрушки? Вам способна помочь кукла би-ба-бо или просто большая кукла, которая "приносит" кубики, вкладки, пирамидки и начинает действовать с ними, но у нее ничего не получается. Мама обращает на это внимание ребенка, втягивая его в игру и оценку действий куклы. Кукла просит у малыша помощи. Совместно с мамой ребенок выручает куклу и выполняет задание.
Родителям нужно помнить, что игра, не доставляющая удовольствия – это уже не игра. А чтобы у ребенка возник к ней искренний интерес, взрослые и сами должны играть с удовольствием. Для этого надо стараться отключиться на время игры от всех посторонних мыслей и забот. Неплохо выделить для регулярных игр с малышом специальное время, удобнее это делать сразу после еды, купания или прогулок. Играя, малыш учится не только общаться со взрослым, но и думать, решать простейшие практические задачи.

Чем отличается игра двухлетнего ребенка от игры пятилетнего?
В промежутке от трех до семи лет важнейшее значение для психического развития ребенка имеет так называемая "сюжетно-ролевая" игра. Как явствует из ее названия, она характеризуется наличием определенного сюжета (начиная с самого примитивного и кончая весьма сложным) и игровой роли.
Реализуя взятую на себя роль, ребенок выполняет игровые действия. Это может быть кормление куклы, управление воображаемым самолетом, измерение температуры больному и т.п. Игровые действия обычно выполняются "понарошку" и не с настоящими предметами, а с их "заместителями" – игрушками, неоформленным материалом (палочками, кубиками и т.п.). В игровых действиях предметы могут выступать в необычных, нехарактерных функциях: стульчик – в функции машины, обруч – в функции руля и т.п. Эти особенности игры открывают дополнительные возможности для умственного развития ребенка.
Игровой материал должен быть достаточно разнообразен. Ребенку нужны куклы, мишки, зайки и другие игрушечные зверушки. Они – заместители людей, партнеры по игре. К ним и требования можно предъявлять, как к людям, – прежде всего, чтобы были приятными, симпатичными. А еще: чтобы умели садиться, двигать ручками и ножками. Сложнее с другими игрушками – посудой, мебелью, машинами и т. п. Здесь на первый план выступает функциональность – возможность их использования, выполнения с ними игровых действий. А следовательно, имеет значение и размер (игрушечные стульчики и столик должны быть такими, чтобы куклы могли свободно сидеть и "пить чай"), и материал (чем прочнее, тем лучше), и, главное, наличие "работающих" частей (открывающихся дверок, крутящихся колес и др.). Что же касается внешнего сходства, то вполне достаточно, если предмет узнаваем. И совсем уже ни к чему изобилие мелких внешних деталей, которое иногда кажется столь привлекательным папам и мамам. ("Смотри! Совсем как настоящее!")
Важно подбирать такие игрушки, с помощью которых разыгрываются определенные сюжеты ("в семью", "в доктора", "в шофера" и др.). Однако, с точки зрения умственного развития ребенка, пальма первенства, бесспорно, принадлежит неоформленному игровому материалу. Умение увидеть в одном и том же ничем не примечательном предмете термометр, расческу, отвертку, ложку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход – вот то, что останется непреходящим достижением детского мышления, послужит предпосылкой развития воображения и творчества.
А это значит, что, помогая ребенку организовать игру, родителям следует побуждать его к самостоятельному подбору предметов-заместителей. На первых порах допустимо подсказывать возможные варианты замещений, специально вводить малыша в ситуации, для разыгрывания которых не хватает готовых игрушек, и что-то необходимо подобрать или даже построить, используя палочки, кубики, детали конструктора и т.д.
Важно научить ребенка использовать один и тот же неоформленный материал как можно шире и разнообразнее. Так, две скрепленные между собой планки из пластмассового конструктора могут использоваться как подъемный кран, пистолет; трубка, свернутая из картона, может служить подзорной трубой и т.д. Если ребенок пытается создать свою собственную игрушку из "подручного материала", это прекрасно. Похвалите и поддержите его.
А что же заводные и электрические игрушки: утята, умеющие шагать и крякать, танки, ездящие взад-вперед и при этом стреляющие из пушки, радиоуправляемые автомобили? Ведь они так нравятся и детям, и взрослым, а мы пока не сказали о них ни слова. Дело в том, что, как правило, будучи внешне очень привлекательны, для умственного развития ребенка они оказываются практически бесполезными. Да и надоедают ребенку они, как правило, гораздо быстрее, чем самая обычная "старомодная" кукла или набор строительного материала.



Предварительный просмотр:

ЧТО ПОЛОЖИТЬ ПОД ЕЛКУ
Порой, извлекая долгожданный подарок из-под елки, малыш разочарованно откладывает его в сторону. Вы опять не угадали - купили не ту игрушку. Все знают, что дети растут и меняются не по дням, а по часам. Чтобы действительно порадовать ребенка, надо, выбирая подарок, обязательно учитывать его возраст.

От 1 до 2
В этот период жизни кроха из несмышленыша превращается в маленького человечка. Он активно развивается, знакомится со свойствами окружающего мира и собственными возможностями. В этом возрасте малышу интересны развивающие логические игрушки. А для подвижных игр, развития координации - спортивные снаряды.
От Нового года дети ждут волшебства. И вряд ли обрадует кроху в качестве подарка простая пирамидка. Но если вы купите пирамидку ростом с карапуза, удивление и восторг гарантированы. К тому же в этом возрасте дети любят «манипулировать». У них развивается крупная моторика и логическое мышление. А можно заменить привычную пирамидку «ведерками», которые вкладываются одно в другое, или мягкими подушечками разных размеров.
Ваш малыш не играет с юлой? Скорее всего, потому, что не может сам нажать на рукоятку: это требует больших усилий, а волчок неустойчивый. Выход - юла с большой кнопкой вместо рукоятки. Карапуз легко справится с ней самостоятельно, а звенеть, трещать и крутиться она будет очень даже по-настоящему.
Очень полезная и веселая штука - sortir (от слова «сортировать»). «Рассортировать» фигурки и вложить их в нужные отверстия, а потом нажать на хитрую ручку и вынуть их из живота пеликана или кузова грузовика - это занятие увлечет малыша надолго. Бывают sortir самых разных форм, размеров и степени сложности. Иногда это еще и каталка или, например, синтезатор «в одном флаконе»... Чем ярче, больше и функциональнее игрушка - тем лучше подойдет она на роль новогоднего подарка.
Роскошный конь с мягкой шерсткой и почти настоящей упряжью приведет малыша в восторг. Ничего, что вместо копыт у него колеса или дуги- качалки. Еще лучше, если и то, и другое сразу. А если малыш милым зверушкам предпочитает папин джип, остановите свой выбор на миниатюрном авто с «ножным приводом», действующим по принципу самоката.
Малыша наверняка порадует огромный мяч «с рожками», на котором можно даже скакать верхом, и никто не будет ругаться, потому что он именно для этого и предназначен.

От 2 до 3
Творческий возраст. Строить и ломать своими руками - вот что надо вашему малышу. Для этого подойдут:
Большие пластмассовые или деревянные строительные кубики. Из них можно построить настоящий город!
Активные игры дома - бич родителей. Но энергетическая разрядка нужна малышу непременно. Направить его энергию в нужное русло, а заодно научить ловкости и пластике помогут большие кегли, детский боулинг и кольцебросы. В отличие от тяжелого мяча, эти предметы не представляют опасности для витражей, зеркал и посуды.
Большая и яркая пластмассовая сборно-разборная машина - идеальный подарок для мальчиков. Узнать, «что у нее внутри», можно без вреда для игрушки. И опять же, ловкость рук, развивает.

От 3 до 5
Возраст тематических игр: в больницу, в магазин, в маму и т.д. Дома малыши с удовольствием играют во «взрослую» жизнь. Для таких развлечений подойдут:
Всевозможные куклы-пупсы для девочек. В придачу к «дочурке» стоит прикупить одежку, колыбелку, коляску или посудку. И непременно с куклы должна легко сниматься одежка.
Кухонная плита с кастрюлями и сковородками, ложками-поварежками, которая шумит и шкворчит, как всамделишняя. А также почти настоящие кофеварки, электрические чайники, кухонные комбайны и, конечно, посудка. Не обязательно покупать все сразу. Любому из этих подарков малышка обрадуется.
Стиральная машинка, у которой четыре режима и куда можно загружать наряды своих пластмассовых дочек. Утюг "с отпаривателем" впридачу. Сейчас в продаже есть бытовая техника - практически точная копия взрослых аналогов, только без розеток и меньших размеров.
Набор доктора понравится не только девочкам. Особенно если в стетоскоп будет действительно слышно биение сердца игрушечного пациента - такой звуковой эффект!
Отдохнуть от домашних забот маленькой хозяйке поможет мозаика из больших пенковых квадратов, которая в собранном виде превращается в коврик для игр. Или набивная рыбка огромных размеров, которую можно самостоятельно раскрасить кисточкой.

От 5 до 7
Ваше подросшее чадо, надев папину фуражку, играет в военного? Или оглушительно свистит, подражая дяде-милиционеру? Значит, пришло время выбирать профессию и играть в ролевые игры. Для этого просто необходимы:
Набор строителя, гонщика, пирата, индейца, ниндзя для мальчиков, учительницы или самой настоящей феи для девочек. В нем не только подходящий головной убор, маска, накидка, но и оружие, издающее правдоподобные звуки, «орудия труда». А у феи - воздушные крылышки и даже волшебные туфельки!
Куклы, которые научат девочек по-настоящему заботиться о малыше. У таких пупсов в зависимости от «настроения» меняется мимика, они просят кушать, плачут и хныкают, писают в настоящие памперсы!
Не оставят равнодушными даже мальчиков мягкие игрушки-храпуны. Мишки, кошечки, собачки, когда ложатся спать, издают уютный гортанный звук и... дышат! Вот бы такого в кроватку!
Магнитный конструктор. С ним любой ребенок почувствует себя настоящим строителем. Творческий полет - не ограничен!
Железные дороги и треки, порой точные модели настоящих. Самые желанные - с радиоуправлением!
Маленьким спортсменам - боксерские перчатки и грушу, лук с оперенными стрелами и спортивную мишень. Если позволяют средства, мини-авто на аккумуляторе - рассекать газон на даче со скоростью ветра!
Но самые новогодние подарки, напоминающие о том, что на дворе снежная зима - это лыжи, санки, коньки, снегокаты.
Определись? Тогда вперед за новогодними подарками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                         Играем? Играем!...

Сценарий спортивного праздника «Неразлучные друзья: Взрослые и дети». Для детей средней группы совместно с родителями. (С использованием здоровьесберегающих технологий: Ритмических танцев «Игра с мячом», «кошки-мышки» с родителями, Пальчиковая игра «Мышки

Под музыку дети с родителями входят в зал парами. Идут по кругу обычной ходьбой, на пятках, на внешней стопе. Взрослый встаёт позади ребёнка и держит его за вытянутые руки – идут на носках.Перестроени...

Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры

Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...

Памятка для родителей по игре: "Играют дети - играем вместе".

Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития.Д.В.Менджерицкая.Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие - ловкость, третьи - к...

Сценарий спортивного праздника «Мы весёлые друзья». Для детей средней группы совместно с родителями. (С использованием здоровьесберегающих технологий: Ритмических танцев «Игра с мячом», «кошки-мышки» с родителями, Пальчиковая игра «Мышки и пышки»).

Задачи:Продолжать укреплять мышцы стопы.Развивать дыхательную мускулатуру, увеличить подвижность грудной клетки.Учить радоваться себе и другим в процессе выполнения физических упражнений....

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Консультация для родителей «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры» ( 13.04- 17.04)

Воспитывают у детей умение контролировать свое поведение.Игры развивают фантазию ребенка, учат смотреть на ситуацию с разных сторон. развивают воображение ребенка, а также у детей появляется возм...