Сохраним зрение здоровым
план-конспект занятия (старшая группа)

Перова Марина Анатольевна

Занятие для ребят старшей группы по сохранению зрения здоровым!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_sozvezdie_zdorovya_wecompress.com_.docx253.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованно-образовательной деятельности в старшей группе на тему  «Сохраним зрение здоровым»

Выполнила:

Перова Марина Анатольевна

                                                                         (ФИО)

воспитатель

(должность)

НРМ ДОБУ Детский сад «Солнышко»

(место работы)

Пояснительная записка

Место проведения непосредственно образовательной деятельности – старшая группа, валеологический уголок «Созвездие здоровья».

Валеологический уголок – это инновационная модель  организации предметно-развивающей среды в группе, созданной в ходе реализации в детском саду инновационного проекта «ВалеОсказка». Я вхожу в число авторов этого проекта. Сегодня  валеологические уголки  различной тематики («Поляна здоровья», «Город здоровья», «Океан здоровья») есть в каждой группе нашего детского сада. Как показала педагогическая практика игровой познавательно-развивающий

валеологический уголок способен превратить  процесс получения

детьми знаний в действительно увлекательную познавательную игру.

В рамках этого проекта была также разработана технология реализации содержания Образовательной программы ДОУ через игровые технологии, методы и приёмы.

Технология использования валеологического уголка в воспитательно-образовательном процессе старшей группы заключается в следующем. В созвездии «Здоровья»  есть волшебные планеты: Планета Знаний (распространяет полезные для здоровья знания); Витаминная планета (заботится о здоровом питании всех обитателей созвездия, занимается выращиванием витаминов); Спортивная планета  (приобщает  к здоровому образу жизни, проводит для обитателей планет созвездия различные физкультурные и оздоровительные мероприятия, олимпиады, праздники); Планета Радости (распространяет положительные эмоции,   создает благоприятную атмосферу, заряжает хорошим настроением); Планета Безопасности (оберегает от опасных ситуаций, охраняет  границы созвездия от напастей). Опасность и угрозу жителям Созвездия несут Микробусы-хворобусы,  путешествующие между планетами и распространяющие  опасные бактерии: Слепиус, Кариус, Гриппус, Грязнулиус, Аллергус и др. Почётным жителем созвездия Здоровья является Профессор Всезнамус.  Сообщение между планетами осуществляют межпланетная  космическая ракета,  которая доставляет почту, перевозит гостей, продукты, настроение и всё, что угодно.

В  течение дня от жителей планет Созвездия Здоровья  детям приходит «почта»: различные игровые ситуации с образовательным содержанием, задания  (творческие, исследовательские, развивающие), познавательная информация (книги, альбомы, видеофильмы), новые игры (дидактические, подвижные, оздоровительные), приглашение к какому-либо виду деятельности, идеи проектов, предложения для совместной деятельности детей и родителей  дома и т.п. В течение дня  дети могут получить от жителей планет от одного до нескольких таких посланий.  «Почту» готовят воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители группы и сами дети.

Отличительной особенностью данного способа организации образовательной деятельности детей является освоение образовательного содержания через проживание игрового сюжета и многовариативность. Такая организация предметно-пространственной среды отвечает всем современным требованиям.

Уже выполненные задания или игры отправляются на «ракетоноситель», где хранятся игры, которые могут использоваться детьми повторно, по желанию.  

Все атрибуты для подвижных игр, нетрадиционное оборудование для закаливания - находятся в «межпланетной галактической ракете», на которой можно отправиться в виртуальное путешествие. 

Предлагаемая вашему вниманию непосредственно образовательная деятельность демонстрирует использование валеологического уголка в образовательном процессе. Тема «Сохраним зрение здоровым»  предусмотрена перспективно-тематическим планированием образовательного процесса для детей старшей группы и  соответствует задачам Образовательной программы ДОУ.

Цель организованно-образовательной деятельности:  актуализация у детей ценности зрения.

Задачи:

  • закрепить знания детей о строении глаз и правилах ухода за ними;
  • познакомить со способами сохранения и укрепления зрения;
  • закрепить понимание важности  зрения в жизни человека;
  • развивать у детей познавательный  опыт, умение строить гипотезы;
  • воспитывать бережное отношение к зрению.

Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Материалы и оборудование:

-аудиозапись сообщения от жителя Созвездия «Здоровья»;

-видеозапись сообщения профессора Всезнамуса;

-презентация «Почта от жителей созвездия «Здоровье»;

-дидактическая игра «Собери глаз»;

-пособие для проведения гимнастики для глаз «Звездное небо»;

-2 стола;

-миксер, продукты для создания черничного коктейля (черника, молоко, сахар);

-ТСО: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Методы и приемы:

- репродуктивный метод (задание от Всезнамуса  «Собери макет глаза»)

- эвристический метод (создание черничного коктейля по  рецепту жителей планеты «Витаминной»)  

- исследовательский метод (проведение экспериментов № 1,2,)

- решение проблемно-игровой ситуации (помощь  мальчику Васе Увлекайкину в борьбе со Слепиусом, отрицательно влияющим на зрение человека);

- игровой (решение совместной задачи с жителями созвездия «Здоровья»);

- методы контроля (самооценка детьми результатов деятельности)

Планируемый результат: дети закрепили представление  о важности  зрения в жизни человека, знания  о правилах ухода за глазами; получили новый опыт выражения своей точки зрения, мнения.

Ход организованно-образовательной деятельности

1 часть. Вводная (3 минуты)

Организационный момент.  

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я очень рада видеть вас здесь сегодня и желаю всем здоровья.

Давайте поздороваемся и скажем друг другу «Здравствуйте!» В этом слове много звуков («з», «д», «р», «в»), которые дают нам заряд бодрости. И когда мы желаем друг другу здоровья, то сразу чувствуем себя лучше и настроение наше поднимается. (Дети здороваются).

Организация обстановки: педагог привлекает внимание детей к экрану.

Проблемно-игровая ситуация. Слайд 1. Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску. Слайд 2. На экране появляется житель созвездия «Здоровье»: «Внимание, внимание! С планеты «Микробусов-Хворобусов» сбежал Слепиус, который не хочет  вести здоровый образ жизни, нарушает все правила сохранения и укрепления здоровья. Он поселился на вашей планете Земля в квартире Васи Увлекайкина и заразил его. Теперь Вася долго смотрит телевизор и играет в компьютер. В результате чего Вася Увлекайкин  стал терять зрение, стал  хуже видеть. Слепиус  хочет заразить и всех нас! Помогите, помогите!»

Слайд 3. На экране появляется мальчик Вася Увлекайкин в очках, сидящий за компьютером. Беседа воспитателя с детьми.

Педагог обращается к детям:

- Ребята, посмотрите, это Вася Увлекайкин. Что он делает? Что у него на глазах? Для чего нужны очки?

Ответы детей.

Педагог обращается к детям:

- Как вы думаете, зрение важно в жизни человека?

Воспитатель предлагает детям провести ряд экспериментов.

2 часть - основная – (20 минут)

Педагог предлагает подтвердить или опровергнуть важность зрения в жизни человека путём проведения эксперимента. Для проведения экспериментов  детям завязывают глаза.

Эксперимент  № 1. Воспитатель просит подойти детей к нему, встать в круг и взяться за руки.

Эксперимент № 2. Воспитатель просит детей повторить движения с закрытыми глазами. 

После эксперимента дети  снимают повязки с глаз и воспитатель проводит беседу с обсуждением таких вопросов: Какие возможности дает человеку зрение? Что затрудняет его отсутствие? Что может компенсировать  (заменить) человеку отсутствие зрения? Какие чувства испытали дети, когда их глаза были закрыты? Достаточной ли для понимания (познания)  окружающего была информация, которую они получали с закрытыми глазами?

Воспитатель беседует с детьми по результатам эксперимента: дети  выражают  впечатления о полученном опыте в экспериментах  и делают вывод о значении зрения в жизни человека.

Воспитатель предлагает детям вместе с жителями созвездия «Здоровья» помочь Васе Увлекайкину справиться со Слепиусом.

Педагог обращается к детям:

- Как же нам попасть на созвездие «Здоровья»?

Дети:

- На ракете, на летающей тарелке…

Педагог обращается к детям:

- А давайте отправимся на космолете!

Дети выражают согласие.

Слайд 4. Педагог обращается к детям:

- Тогда не будем терять ни минуты. В путь! Занимаем места в космолете. Пристегиваем ремни безопасности. Закрываем глаза. Вытягиваем вперед руки. Представляем, что держимся за штурвал космолета. Начинаем обратный отчет: 10, 9, 8, 7…1! Полетели! (Звучит шум двигателя) Мы летим над землей. Внизу леса, поля, города…

Педагог обращается к детям: Ну, вот и прилетели. Отстегиваем ремни безопасности и выходим из космолета. Мы оказались в космическом пространстве. Посмотрите как здесь красиво! Как много звезд! В космическом пространстве - невесомость. Чувствуете? Попрыгайте! Покружитесь! Мы легкие как пушинки! В космическом пространстве множество планет. (Рассматривают). Воспитатель рассказывает: «Жители планеты «Радость» отвечают за хорошее настроение, бодрость, положительные эмоции; жители планеты «Знаний» - консультанты по вопросам организации здорового образа жизни; а на «Спортивной» планете каждый занимается физической культурой и ведет здоровый образ жизни, на планете «Витаминная» живут специалисты по  правильному питанию; избежать  опасных ситуаций всегда помогут жители планеты «Безопасность». 

- Ребята, слышите жители одной из планет прислали нам сообщение. Давайте, посмотрим от кого оно.

Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску. На экране появляется профессор Всезнамус. 

Слайд 5. Профессор Всезнамус, почетный житель планеты «Знаний»,  рассказывает о строении глаза: «Здравствуйте, дорогие дети! Меня зовут профессор Всезнамус. Сейчас я расскажу вам о том, как устроен глаз человека. Посмотрите на макет: глаз  человека по форме похож на глазное яблоко. Спереди глаз покрыт прозрачной оболочкой–роговицей. Она покрывает цветную оболочку глаза (радужную оболочку). От цвета радужной оболочки  зависит цвет глаз. В центре  радужной оболочки находится  черный с виду кружок, который называется зрачком. Внутри зрачка находится хрусталик, который похож на линзу фотоаппарата. Он фокусирует свет.  Свет сначала проходит через роговицу, затем зрачок, потом хрусталик, затем сквозь прозрачную жидкость достигает сетчатки. Сетчатка – именно та оболочка глаза, с помощью которой мы видим. Она также важна, как пленка в фотоаппарате. Если бы сетчатки не было, мы бы ничего не видели.  Далее  сетчатка передает сигнал по зрительному нерву  в головной мозг. Когда мозг получает сигнал, то мы действительно видим то, на что смотрели наши глаза. У глаз есть  защитники – верхнее и нижнее веки, ресницы, слезы. Как вы поняли ребята, глаза человека имею очень сложную конструкцию и поэтому требуют особой заботы и внимания к себе.  Чтобы вы об этом не забывали, я дарю вам игру «Собери макет глаза». До свидания! До новых встреч!»

Слайд 6. Педагог обращается к детям:  - О чем рассказал профессор Всезнамус? Назовите части глаза. Какие «защитники» есть у глаз? От чего они защищают глаза?

Ответы детей.

Слайд 7. Педагог обращается к детям:  - Сыграем в игру «Собери макет глаза», которую подарил профессор Всезнамус?

Сюрпризный момент –  изображение игры «Собери макет глаза» на доске превращается в настоящий (бумажный вариант). 

Слайд 9. Дети присаживаются за столы и выполняют упражнение «Собери макет глаза». (Воспитатель следит за осанкой детей)

Воспитатель предлагает отправить эту игру  Васе Увлекайкину, чтобы он знал строение глаза.

Педагог обращается к детям:

- Слышите! Нам пришло новое сообщение. Посмотрим, от кого оно?!

Слайд 10. На слайде появляется житель планеты Спортивная:

- Ребята, для сохранения зрения не только нужно знать строение глаза и правила сохранения зрения, но и каждый день делать гимнастику для глаз. Предлагаю и вам ее выполнить.

Педагог обращается к детям:

- О чем рассказал житель планеты «Спортивная»?

Для чего нужна гимнастика для глаз? Какие виды гимнастик вы знаете?

Ответы детей.

Слайд 11. Педагог обращается к детям: Ребята, выполним гимнастику для глаз? Ракетоноситель доставил нам коврик в виде звезды (расстилают его и ложатся на спину).

Звучит музыка.

Выполняют гимнастику для глаз согласно инструкциям.

На небе звездное пятно

Какое чудное оно!

Вперед смотри. Смотри летит ракета.

Смотри назад. Вот-вот она!

Красива будто быстрая стрела

Пронзает небо грациозно!

А звезды пляшут виртуозно

Летят по кругу – ты глазами проследи

Как будто в воздухе круги

Они рисуют и красиво, весело танцуют!

А вот летательный аппарат

Вращается как акробат!

То вправо полетит, то влево,

Несется быстро и умело.

Устали мы следить за ним

Глаза закрыли и открыли и поморгали.

Потом про все на свете мы забыли!

Уснули, полежали и отдохнувшими мы встали!

Воспитатель предлагает отправить коврик Васе Увлекайкину, чтобы он выполнял гимнастику для глаз, который ему доставит ракетоноситель.

Педагог обращается к детям:

- Ребята, слышите? Нам снова пришло  сообщение от жителей  одной из планет. Давайте посмотрим?

Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску.

Слайд 12. На экране появляется житель планеты «Радости»:  

- Самое лучшее лекарство для здоровья человека - это бодрое и веселое настроение. Люди счастливы, когда здоровы и здоровы, когда счастливы. Вот вам диск с весёлой музыкой. Танцуйте и улыбайтесь! Будьте здоровы!  

Педагог обращается к детям:

- О чем рассказал житель планеты «Радости»?

Ответы детей.

Слайд 13. Сюрпризный момент –  изображение диска на доске превращается в настоящий.

Слайд 14. Педагог обращается к детям:

- Хотите потанцевать под веселую музыку, которую подарили жители планеты «Радости».

Слайд 15. Танцуют.

Педагог обращается к детям:

- Ребята, ваше настроение поднялось? А значит и здоровье улучшилось!  

Воспитатель предлагает отправить Васе Увлекайкину диск с веселой музыкой с помощью  «ракетоносителя».

Слайд 16. Педагог обращается к детям:  

- Слышите, ребята? Нам поступило ещё одно сообщение. На этот раз оно от жителей планеты «Безопасности».

Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску. На экране появляется слайд «Сообщение от жителей планеты «Безопасности».

Педагог обращается к детям:  

- Жители планеты Безопасности  прислали нам картинки.  О чем же они сообщают? 

Предполагаемые ответы детей: «Это правила ухода за глазами».

Дети поочередно  рассказывают о значении каждой картинки, а они тем временем появляются на экране.

Воспитатель предлагает с помощью интерактивной доски  создать плакат «Правила  сохранения зрения».

Сюрпризный момент –  составленный на доске плакат превращается в настоящий.

Слайд 18. Для того, чтобы Вася Увлекайкин тоже выполнял правила охраны зрения, воспитатель предлагает отправить ему плакат с помощью «ракетоносителя».

Педагог обращается к детям:

- Ребята, посмотрите! У нас ещё одно сообщение. Давайте посмотрим от кого оно.

Слайд 19. Воспитатель обращает внимание на интерактивную доску. На экране появляется  житель планеты «Витаминная»:

- Ребята, для сохранения и укрепления зрения также важны витамины, которые содержатся в овощах и фруктах. Я хочу поделиться с вами рецептом полезного коктейля. Держите!

Слайд 20. Педагог обращается к детям:

- Какие продукты необходимы для создания черничного коктейля?

Ответы детей.

Слайд 21. Воспитатель предлагает по рецепту создать  полезный витаминный коктейль.

Воспитатель вместе с детьми делает черничный коктейль.

После того, как коктейль выпит,  воспитатель предлагает с помощью интерактивной доски составить рецепт.

У интерактивной доски ребенок составляет  рецепт коктейля для Васи Увлекайкина.

Сюрпризный момент: составленный на доске рецепт превращается в настоящий (бумажный вариант). После – он  отправляется  Васе Увлекайкину.

Слайд 23. Педагог обращается к детям:

- Пришла пора возвращаться на планету Земля в наш детский сад. Не будем терять ни минуты. В путь! Занимаем места в космолете. Пристегиваем ремни безопасности. Закрываем глаза. Вытягиваем вперед руки. Представляем, что держимся за штурвал космолета. Начинаем обратный отчет: 10, 9, 8, 7…1! Полетели! (Звучит шум двигателя)

Слайд 24. Ну, вот и приземлились!

3. Заключительная  часть.  (4 минуты).

Слайд 25. Педагог обращается к детям:

- Посмотрите, Слепиус, отправился на свою планету «Микробусов-Хворобусов». А Вася Увлекайкин выздоровел и стал вести здоровый образ жизни. (на экране появляется мальчик Вася Увлекайкин без очков).

В заключительной части детьми проводится саморефлексия успешности решения проблемной ситуации:  Где побывали дети? С жителями каких планет встречались? О чем рассказали жители планет? Обезврежен ли Слепиус?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что совместными усилиями можно справиться с любой ситуацией. А знания при этом являются самыми главными помощниками в решении проблем. И желает детям никогда не забывать о правилах охраны зрения.

Список источников

Деркунская В.А. Образовательная область «Здоровье». Методический комплект программы «Детство». СПб, Детство-пресс, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сохранить зрение детей.

В статье рассказывается об основных офтальмо - гигиенических требованиях. Материал презназначен для родителей, педагогов....

Сохрани зрение

В буклете даются рекомендации по сохранению зрения у маленьких детей....

"Как сохранить зрение ребёнка?"

В консультации рассказывается о необходимости внимательно относиться к зрению своих детей. Для этого необходимо ежедневно выполнять комплекс упражнений для глаз в игровой форме. Берегите зрение  ...

Как сохранить зрение маленькому профессору?

Наши дети всё больше сидят за уроками, всё меньше двигаются, гуляют, играют... Салоны оптики предлагают всё больше красивых детских оправ... Как помочь ребёнку сохранить зрение?...

Консультация для родителей " Как сохранить зрение дошкольника"

Предлагаются рекомендации родителям и детям для сохранения и укрепления зрения. Упражнения и правила соблюдения хорошего зрения будут полезны всем....

Сценарий НОД "сохраним зрение здоровым" для подготовительной группы

Сценарий разработки НОД для детей подготовительной группы на тему "Сохраним зрение здоровым". Цель: актуализация у детей ценности зрения....