«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками» (подготовительная группа компенсирующей направленности)
консультация (подготовительная группа)
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В дошкольном образовательном учреждении существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Основная задача детского сада – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определённые привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, равнодушно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников? Ответом на этот вопрос и стала востребованность педагогами дошкольного образовательного учреждения организация здоровьесберегающей среды в каждой возрастной группе и прежде всего применение здоровьесберегающих технологий.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
● приобщение детей к физической культуре
● использование развивающих форм оздоровительной работы.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
● медико-профилактические;
● физкультурно-оздоровительные;
● технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
● здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
● валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
В своей работе с детьми используем здоровьесберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы – провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – проводим ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом её проведения.
В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. Для работы используем спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы, моря. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры.
Гимнастика пальчиковая – проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – проводим в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, которая способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – делаем в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. В комплекс гимнастики входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 минут с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия – проводятся 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Серия занятий «Здоровье». Для этого систематически проводятся занятия по познанию, беседы с детьми в режимных моментах и индивидуальную работу по следующим темам: «Я человек», «Человек и его здоровье», «Я и моё тело», «Мой организм», «Ценности здорового образа жизни».
Активный отдых. При проведении праздников, досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используем те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – при использовании музыки важно помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Музыка используется для сопровождения учебной деятельности дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, художественному творчеству.
Сказкотерапия – использую для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
● закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
● проводим систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
● проводим с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
● сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
В своей работе используем наиболее доступные формы закаливания:
● нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
● проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;
● прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 20 -25 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Исходя из вышеперечисленного в группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация различных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Являясь участником этого общего процесса, уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приёмов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Укрепление здоровья ребёнка - это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остаётся с человеком на всю жизнь.
Таким образом, считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать задачи по развитию физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_rabote_s_doshkolnikami.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
(подготовительная группа
компенсирующей направленности)
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В дошкольном образовательном учреждении существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Основная задача детского сада – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определённые привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, равнодушно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников? Ответом на этот вопрос и стала востребованность педагогами дошкольного образовательного учреждения организация здоровьесберегающей среды в каждой возрастной группе и прежде всего применение здоровьесберегающих технологий.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
● приобщение детей к физической культуре
● использование развивающих форм оздоровительной работы.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
● медико-профилактические;
● физкультурно-оздоровительные;
● технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
● здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
● валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
В своей работе с детьми используем здоровьесберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы – провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – проводим ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом её проведения.
В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. Для работы используем спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы, моря. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры.
Гимнастика пальчиковая – проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – проводим в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, которая способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – делаем в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. В комплекс гимнастики входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 минут с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия – проводятся 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Серия занятий «Здоровье». Для этого систематически проводятся занятия по познанию, беседы с детьми в режимных моментах и индивидуальную работу по следующим темам: «Я человек», «Человек и его здоровье», «Я и моё тело», «Мой организм», «Ценности здорового образа жизни».
Активный отдых. При проведении праздников, досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используем те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – при использовании музыки важно помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Музыка используется для сопровождения учебной деятельности дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, художественному творчеству.
Сказкотерапия – использую для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
● закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
● проводим систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
● проводим с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
● сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
В своей работе используем наиболее доступные формы закаливания:
● нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
● проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;
● прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 20 -25 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Исходя из вышеперечисленного в группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация различных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Являясь участником этого общего процесса, уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приёмов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Укрепление здоровья ребёнка - это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остаётся с человеком на всю жизнь.
Таким образом, считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать задачи по развитию физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ.
В статье раскрываются факторы здоровьесберегающей педагогической среды в дошкольном образовании, сущность здоровьесберегающих технологий: понятия, критерии, технологии, основные подходы к организации ...
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»
Представленный материал содержит сценарий занятия в кружке "Речевичок-здоровячок" с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Заняти построено на используются здоровьесберегающих техно...
Конспект НОД по познавательному развитию детей с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: "Весна, весна на улице...."
Конспект занятия с детьми с нарушением речи по ознакомлению с окружающим миром: явлениями весны, живой и неживой природой....
Обобщение опыта работы «Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»
Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, ко...