Семинар практикум для педагогов " Игры с солью"
презентация к уроку (средняя группа)
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с солью и применению её в творческой и оздоровительной деятельности с детьми.
Показать, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности с детьми и развитию их творческих способностей.
Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с коллегами по работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_solyu.docx | 29.98 КБ |
igry_s_solyu_prez.pptx | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 74 «Одуванчик»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Семинар «Оптимизация работы по здоровьесбережению на тему «Игры с солью» как нетрадиционный компонент реализации технологий здоровьесбережения в ДОУ
Подготовили и провели: Агаджанова Наталья Владимировна
Восканян Бэлла Эдгаровна
Семинар «Оптимизация работы по здоровье сбережению» на тему « Игры с солью» как нетрадиционный компонент реализации технологий здоровьесбережения в ДОУ
Цель: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с солью и применению её в творческой и оздоровительной деятельности с детьми.
Задачи:
• Показать, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности с детьми и развитию их творческих способностей.
• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с коллегами по работе.
Сейчас мы поговорим, как можно использовать обычную соль в экспериментальной и творческой деятельности с детьми. Что же такое соль? О пользе соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Научно доказано, что кристаллы соли своим воздействием способны ликвидировать болезнетворные микробы, а также делать организм ребенка менее восприимчивым к различным заболеваниям. При использовании соли в помещении происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух испарениями, имеющими оздоровительный эффект. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Соль также оказывает благотворное влияние при непосредственном контакте с кожей рук: кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика. Учитывая все выше изложенные факты, нами был разработан комплекс мероприятий и игр с солью как нетрадиционный компонент реализации технологий здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста.
Данный комплекс включает в себя следующие компоненты:
оздоровительные мероприятия в галокамере (соляной комнате);
процедуры закаливания с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования с солевыми наполнителями;
пальчиковая гимнастика и игры с солью, направленные на развитие мелкой моторики;
экспериментально-исследовательская деятельность с воспитанниками (опыты с кристаллами соли);
творческая деятельность детей с использованием соли (рисование солью, поделки из соли)
Галокамера или соляная комната располагает к отдыху и расслаблению: необычный рельеф стен покрытых солью, мягкий свет, спокойная музыка оказывают выраженное оздоравливающее действие (снятие стресса, улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма). Регулярное посещение воспитанниками галокамеры - это профилактика респираторных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ, гриппа), а также при необходимости психотерапевтического воздействия на ребенка (в случае стрессовой ситуации, в период адаптации после длительного отсутствия и т.д.).
Процедуры закаливания с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования с солевыми наполнителями предусматривают ходьбу по солевым дорожкам после сна, спортивные игры, эстафеты с мешочками, наполненными кристаллами соли.
Помимо общего оздоровительного воздействия, основной целью применяемых нами пальчиковой гимнастики и игр с солью является развитие мелкой моторики. Комплекс таких игр и упражнений направлен на укрепление мышечного тонуса руки с помощью механического воздействия кристаллов соли, подготовку руки дошкольников к письму, профилактику заболеваний органов дыхания, развитие воображения, внимания, усидчивости. Для этой работы мы используем следующее оборудование: сухая соль (в идеале – морская, без ароматических добавок), пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, мелкие игрушки, детали от мелкого конструктора лего и т.д.).
Основные движения, которым обучаются дети в процессе таких упражнений:
- сжимание кисти в кулак и разжимание
- вращательные движения указательными пальцами
- потирание ладони о ладонь
- соединение пальцев каждой руки в щепоть
- удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша
Как можно использовать соль в экспериментально- исследовательской деятельности?
1.Соль бывает мелкая и крупная. (Можно детям продемонстрировать мелкую и крупную соль, дать им потрогать )
2.Она белого цвета, имеет солёный вкус. (Можно дать попробовать на вкус сахар и соль и сравнить их вкусовые качества
3. Не имеет запаха. (Дать понюхать обычную соль, а потом йодированную, объяснив, что если добавить вещество с запахом, то соль впитывает этот запах).
4.«Волшебные мешочки». Можно предложить детям четыре мешочка с солью, камушками, ватой, гречкой. Дети на ощупь должны найти мешочек с солью.
5.«Плавающее яйцо». Нам понадобится яйцо, вода и стакан. Сначала яйцо опускаем в обычную воду, а потом добавим соль и видим, что яйцо плавает. Почему? Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность
6.«Соль растворяется в воде». Для опыта понадобятся два стакана с холодной и теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить. В холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.
7. «Испарение соли из воды» Взять свечку и нагреть в ложке соленной раствор. Вода испарится, а соль останется.
8. «Растворение льда солью»;
9. «Соль как чистящее средство»;
10. « Выращивание кристаллов соли» в бытовых условиях (опыт с нитками и веточками в соляном «инее»).
Мы взяли соль, насыпали в ёмкость с тёплой водой, перемешивали , пока она не растворилась. Добавили ещё соль и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль перестала растворяться, и стала оседать на дно, добавили краситель, чтобы наши кристаллы были цветными. Мы получили насыщенный раствор соли. В раствор мы поместили шерстяную нить, прикрепленную к палочке так, чтобы нитки не касались стенок емкости и стали наблюдать. Через три дня мы заметили, что в емкостях воды стало меньше (испарилась), а на стенках где, не было воды ,образовались отложения соли. Нам ,было интересно появились ли кристаллы на наших ниточках. Мы решили достать наши ниточки из раствора и к нашему удивлению на них образовались кристаллы соли, но они были очень маленькими. Свои наблюдения мы продолжаем. Кристаллы растут лучше, если опустить в раствор « затравку» ( небольшой кристалл поваренной соли).
Данные виды исследовательской деятельности систематизируют представления детей о соли, ее свойствах и пользе, развивают наблюдательность, умение действовать по алгоритму, делать выводы и умозаключения, и, конечно, также вносят оздоровительный элемент в образовательный процесс.
Очень увлекательными и интересными для детей являются различные виды творческой деятельности с использованием соли: рисование солью, поделки из соли – например, послоевое наполнение прозрачных баночек солью, предварительно окрашенной в разные цвета с помощью пищевых красителей или мела. Также благоприятно влияет на развитие мелкой моторики рук работа с соленым тестом. Из соли можно сделать шипучие соленые шарики для ванны. Такая работа весьма кропотлива и способствует художественно-эстетическому развитию, формированию воображения, креативности, а также развитию терпеливости, внимательности, умению видеть красоту в обычных предметах.
Отдельно остановимся на использование соли в рисовании.
«Рисование по « мокрому» с эффектом соли». Предложить нарисовать радугу и сразу же хорошенько посолить весь лист крупной солью. Что же происходит с рисунком? При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы. В зависимости от величины крупинок соли, пятнышки можно получить разной величины.
«Рисование солью + гуашь + клей ПВА» На листе нарисован эскиз рисунка. На эскиз наносят клей и хорошо посыпают мелкой солью. Дают подсохнуть и затем разукрашивают гуашью.
«Пальчиковые краски».Для приготовления пальчиковой краски нам понадобится:( 1 стакан муки, 2 стол. ложки соли, 2 ст. ложки раст. масла, 1 ст. ложка клея ПВА )
Смешиваем соль с мукой, добавляем воду, растительное масло и клей. Замешиваем консистенцию, как на «блинчики». Для рисования такими красками традиционные кисти не подходят. Для этого применяются палочки, соломинки, ладошки, пальчики. Наличие в красках соли способствует массажу пальчиков и ладошек. С помощью гуаши можно окрасить краски в разные цвета. Такие краски полезны для развития мелкой моторики. Самый большой плюс – это удовольствие от создания красок своими руками и получение результата.
Таким образом, можно сделать вывод, что обычные вещи таят в себе массу возможностей для познания нового и творческой деятельности. Мы это увидели на примере обычной соли. Отметим, что использование необычного сочетания упражнений, игр и опытов с солью — несложный и доступный вид деятельности для ребенка, и одновременно очень интересный и увлекательный, несущий оздоровительный эффект как за счет целебных свойств самой соли, так и возможностей ее применения в рамках здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое соль?
Галокамера или соляная комната
Использования оборудования с солевыми наполнителями
Пальчиковая гимнастика с солью
Экспериментально- исследовательская деятельность
Окрашивание соли в разные цвета
Рисование солью+гуашь+клей пва
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Игры с цветом для дошкольников"
Ознакомление педагогов с разнообразием игр, направленных на: ознакомление детей с основными цветами; закрепление и обогащение представлений о цветах и оттенках окружающих предметов и объект...
семинар-практикум для педагогов "Игры сближающие малышей друг с другом и с воспитателем"
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула ка...
Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"
Семинар-практикум направлен на передачу педагогического опыта в работе с детьми по театрализованной деятельности....
Презентация семинар-практикум для педагогов "Играем в подвижные игры"
Презентация подготовлена к семинару для педагогов....
Семинар-практикум для педагогов "Игры, которые лечат"
Игры, направленные на снятия напряжения, расслабление. Игры, способствующие коррекции упрямства, негативизма и агрессии. Игры, направленные на коррекцию страхов....
Логопедический семинар-практикум для педагогов «Игры с водой для развития речи»
Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизи...
Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...