Картотека Славянские народные игры
статья

Барыльченко Татьяна Михайловна

              Картотека « Славянские народные игры»

 

Без игры немыслимо формирование человека как полноценной личности!

Культура славян, один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. В каждую из этих игр, дети вполне могут поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специальных навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Эти игры полны радости, смеха и движения.

Славянские народные игры полны разнообразия- в одних отражаются отношения человека и природы, другие игры на силу и ловкость, также есть игры на находчивость, быстроту и координацию.

 

-Народные игры отражающие повседневные занятия наших предков: охоту, рыбалку, промыслы, бытовые сценки и др.

«Бояре»  Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!

 Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

 

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру:

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

 Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую. Это короткий вариант игры, но можно сыграть и в длинный. После выборов «невесты», она оставаясь в своей команде, отворачивается. Теперь «женихи» видят только ее спину. Диалог продолжается:

Бояре она дурочка у нас!

Молодые, она дурочка у нас!

Бояре, а мы пряничком ее!

Молодые, а мы пряничком ее!

 Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

 Бояре, а мы плеточкой ее!

Молодые, а мы плеточкой ее!

 Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится!

 Бояре, не валяйте дурака!

Отдавайте нам невесту навсегда!

 После чего, как и в коротком варианте, «невеста» пытается прорвать цепь играющих.

Особенность старинной русской народной игры «Бояре» в двухрядном построении играющих. Зачастую в эти два противоположных ряда собирались люди из разных деревень или с разных улиц. Такое двурядное построение не менее древнее, чем построение круговое, хороводное.

«Дударь» Русская народная подвижная игра «Дударь» проводится в кругу. Поэтому ее можно отнести к хороводным играм. Игра средней подвижности, не требуется много места для ее проведения. Поэтому, она подойдет и для улицы, и для помещения.

Русская народная игра «Дударь» веселая и динамичная, нравиться детям. Проводить подвижную игру можно с детьми от 5 лет. Правила достаточно простые, даже игровое присловье простое и быстро запоминается детьми.

Ход русской хороводной игры «Дударь»:

Считалкой или по желанию выбирают ведущего – Дударя. Он садится или встает в центр круга. Остальные встают вокруг него в хоровод. Идут по кругу и произносят слова:

«Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый старичище,

Дударь, дударь – что болит?»

Водящий отвечает, называя любую часть тела: голова, нога, рука, колено…

После этого, все игроки берутся руками за названную част тела своего соседа. Дети опять начинают движение по кругу, стараясь не разорвать хоровод. Произносятся те же слова. Водящий называет другую часть тела. Игра продолжается до тех пор, пока не водящему не надоест быть Дударем. Тогда на вопрос «Что болит?» отвечает: «Ничего не болит!». Тогда все хором отвечают «Вылечили!». После чего игра прекращается или выбирают нового водящего.

Как вариант выбора нового водящего, можно договориться, что «выздоровевший» дударь ловит одного из игроков, который и становится новым водящим.

«Уж, я улком шла» Участники встают цепочкой. Один крайний участник, с клубком в руках ведет за собой всю цепочку вокруг второго крайнего участника(«узелок»), который стоит на месте. Таким образом, постепенно вся цепочка закручивается вокруг «узелка» и останавливается. Затем «узелок» пробивается наружу и вытаскивает всех остальных, «расплетая клубок». На словах: «Моя нитка порвалась» - все участники демонстративно разрывают руки и приседают.

Главная задача во время игры – не расцепить руки.

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

Нитка тянется,

Клубок дале, дале, дале,

Нитка доле, доле, доле… (Повтор сначала до тех пор, пока клубок не расплелся)

Я за ниточку взялась,

Моя нитка порвалась!

 

- Игры, отражающие отношения человека и природы

«Гуси-лебеди» Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома до­вольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

«Селезень и утица» Возраст деток — главное, что бы хорошо стояли на ножах, а старшенькие, что бы ещё стояли на ножках. Выбираются «селезень» и «утица», которые выходят за круг. Круг сотворяют все желающие, взявшись за руки лицом наружу круга . Руки подняты вверх в виде стилизованных ворот. Смысл игры в том, что бы «селезень»  попытался догнать уточку, если, конечно «уточка » этого возжелает, да и ворота могут, опуская руки, пропустить  или не пропустить внутрь круга «селезня».  «Утица», как правило, попадает внутрь круга беспрепятственно. Сигналом к началу игры является песня. Если «селезень» не догнал «утицу», то выбирают нового «селезня», если догнал, то выбирают новую пару.

Слова песни-игры:

Селезень утку догонял

Селезень серу  догонял,

Беги утица домой,

Беги серая домой,

У тебя семеро детей,

Один селезень, а девятая сама,

Поцелуй разок меня!

    Песня проигрывается три  раза для одной пары. Кстати, поцелуй, как награда за поимку утицы, педагогичен и обязателен. Если в этом кто-то сомневается, то готов привести громадьё доводов в защиту сего действия.

«Заря заряница» Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

 

- Игры по религиозно-культовым мотивам

«Водяной» Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами.

Текст Движения

Дедушка Водяной,

Что сидишь Ты под водой.

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

Дети идут по кругу. Со последними словами водящий, не открывая глаз, подходит к одному из играющих и дотрагивается до него, стараясь узнать. Угадав, меняется с ним местами.

«Тетёра»

Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:

Тетёра шла,

Меховая шла,

Шла по удалью

По заудалью

Сама прошла

И детей провела

Самого лучшего оставила

 

На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново, если есть желание.

 

- Игры на находчивость быстроту и координацию

«Горелки» Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.

На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдёт тебя медведь. Выходи, тебе гореть!

«Летел лебедь» Количество игроков: любое

 Ребята становятся в круг, правая ладонь каждого игрока кладется на левую ладонь соседа справа. На ударный слог считалочки по кругу нужно хлопать по ладони соседа слева. Считалочка может быть, например, такая:

Летел лебедь

По синему небу,

Сломал крыло,

Сказал число.

Тот, чья очередь хлопать, называет число (лучше заранее договориться называть числа в пределах 10 или 20). Начиная со следующего игрока, считаем участников по кругу. Игрок, стоящий за последним из "пересчитанных", должен успеть отдернуть ладонь, прежде чем тот по ней хлопнет. Проигравший выбывает.

 «Двенадцать палочек»

Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек.

Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей.

На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.

Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся.

Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.

Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки.

При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.

Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки.

Последний найденный игрок становится водящим.

 

- Игры на силу и ловкость

«Бой мешками на бревне» Для игры, прежде всего, нужно бревно, типа гимнастического бума. Два участника садятся на него верхом, в руки им дают по мешку, набитому тряпками. Раньше мешки набивали соломой. Задача игроков очень проста – сбить соперника с бревна на землю. Самый тонкий момент во всем этом даже не удары, наносимые друг другу, а именно обеспечение безопасного падения с бревна. Поэтому на пол стоит положить маты .

Еще вариант – обоим соперникам на голову надевают шапки. Сбить надо не самого игрока, а шапку с его головы. Если шапка упала самостоятельно, без помощи соперника – все равно засчитывается проигрыш.

«Бревно» Играют все и все против каждого. В середине круга ставят бревно по пояс высотой. Игроки становятся вокруг бревна и берутся за руки. Нужно быстрым шагом ходить вокруг бревна, пытаясь столкнуть соседа при этом не разрывая рук. Кто разорвет руки, выбывает из игры, и выбывает тот кем собьют бревно. Играть до оставшегося последнего игрока.

-Военная тематика в играх детей

«Снежки» Это когда одна команда мальчишек состязалась против другой. Кидание друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдерживала обстрела противника. Ибо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок пораженный снежком, мог считаться убитым или раненным. И выбывал из дальнейшей игры или оставался в игре, но с ограничениями. Тяжесть ранения определялась местом попадания снежка. Раненный в ногу мог передвигаться  только скача на здоровой ноге, и т. д.

«Казаки-разбойники»

Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников.

У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников.

Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков.  Через 10–15 минут казаки начинают поиски.

Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки.

Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории.

По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_russkih_narodnyh_igr.docx23.33 КБ
Файл kartoteka_russkih_narodnyh_igr.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

              Картотека « Славянские народные игры»

Без игры немыслимо формирование человека как полноценной личности!

Культура славян, один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. В каждую из этих игр, дети вполне могут поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специальных навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Эти игры полны радости, смеха и движения.

Славянские народные игры полны разнообразия- в одних отражаются отношения человека и природы, другие игры на силу и ловкость, также есть игры на находчивость, быстроту и координацию.

-Народные игры отражающие повседневные занятия наших предков: охоту, рыбалку, промыслы, бытовые сценки и др.

«Бояре»  Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!

 Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру:

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

 Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую. Это короткий вариант игры, но можно сыграть и в длинный. После выборов «невесты», она оставаясь в своей команде, отворачивается. Теперь «женихи» видят только ее спину. Диалог продолжается:

Бояре она дурочка у нас!

Молодые, она дурочка у нас!

Бояре, а мы пряничком ее!

Молодые, а мы пряничком ее!

 Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

 Бояре, а мы плеточкой ее!

Молодые, а мы плеточкой ее!

 Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится!

 Бояре, не валяйте дурака!

Отдавайте нам невесту навсегда!

 После чего, как и в коротком варианте, «невеста» пытается прорвать цепь играющих.

Особенность старинной русской народной игры «Бояре» в двухрядном построении играющих. Зачастую в эти два противоположных ряда собирались люди из разных деревень или с разных улиц. Такое двурядное построение не менее древнее, чем построение круговое, хороводное.

«Дударь» Русская народная подвижная игра «Дударь» проводится в кругу. Поэтому ее можно отнести к хороводным играм. Игра средней подвижности, не требуется много места для ее проведения. Поэтому, она подойдет и для улицы, и для помещения.

Русская народная игра «Дударь» веселая и динамичная, нравиться детям. Проводить подвижную игру можно с детьми от 5 лет. Правила достаточно простые, даже игровое присловье простое и быстро запоминается детьми.

Ход русской хороводной игры «Дударь»:

Считалкой или по желанию выбирают ведущего – Дударя. Он садится или встает в центр круга. Остальные встают вокруг него в хоровод. Идут по кругу и произносят слова:

«Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый старичище,

Дударь, дударь – что болит?»

Водящий отвечает, называя любую часть тела: голова, нога, рука, колено…

После этого, все игроки берутся руками за названную част тела своего соседа. Дети опять начинают движение по кругу, стараясь не разорвать хоровод. Произносятся те же слова. Водящий называет другую часть тела. Игра продолжается до тех пор, пока не водящему не надоест быть Дударем. Тогда на вопрос «Что болит?» отвечает: «Ничего не болит!». Тогда все хором отвечают «Вылечили!». После чего игра прекращается или выбирают нового водящего.

Как вариант выбора нового водящего, можно договориться, что «выздоровевший» дударь ловит одного из игроков, который и становится новым водящим.

«Уж, я улком шла» Участники встают цепочкой. Один крайний участник, с клубком в руках ведет за собой всю цепочку вокруг второго крайнего участника(«узелок»), который стоит на месте. Таким образом, постепенно вся цепочка закручивается вокруг «узелка» и останавливается. Затем «узелок» пробивается наружу и вытаскивает всех остальных, «расплетая клубок». На словах: «Моя нитка порвалась» - все участники демонстративно разрывают руки и приседают.

Главная задача во время игры – не расцепить руки.

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

Нитка тянется,

Клубок дале, дале, дале,

Нитка доле, доле, доле… (Повтор сначала до тех пор, пока клубок не расплелся)

Я за ниточку взялась,

Моя нитка порвалась!

- Игры, отражающие отношения человека и природы

«Гуси-лебеди» Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

«Селезень и утица» Возраст деток — главное, что бы хорошо стояли на ножах, а старшенькие, что бы ещё стояли на ножках. Выбираются «селезень» и «утица», которые выходят за круг. Круг сотворяют все желающие, взявшись за руки лицом наружу круга . Руки подняты вверх в виде стилизованных ворот. Смысл игры в том, что бы «селезень»  попытался догнать уточку, если, конечно «уточка » этого возжелает, да и ворота могут, опуская руки, пропустить  или не пропустить внутрь круга «селезня».  «Утица», как правило, попадает внутрь круга беспрепятственно. Сигналом к началу игры является песня. Если «селезень» не догнал «утицу», то выбирают нового «селезня», если догнал, то выбирают новую пару.

Слова песни-игры:

Селезень утку догонял

Селезень серу  догонял,

Беги утица домой,

Беги серая домой,

У тебя семеро детей,

Один селезень, а девятая сама,

Поцелуй разок меня!

    Песня проигрывается три  раза для одной пары. Кстати, поцелуй, как награда за поимку утицы, педагогичен и обязателен. Если в этом кто-то сомневается, то готов привести громадьё доводов в защиту сего действия.

«Заря заряница» Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

- Игры по религиозно-культовым мотивам

«Водяной» Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами.

Текст Движения

Дедушка Водяной,

Что сидишь Ты под водой.

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

Дети идут по кругу. Со последними словами водящий, не открывая глаз, подходит к одному из играющих и дотрагивается до него, стараясь узнать. Угадав, меняется с ним местами.

«Тетёра»

Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:

Тетёра шла,

Меховая шла,

Шла по удалью

По заудалью

Сама прошла

И детей провела

Самого лучшего оставила

На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново, если есть желание.

- Игры на находчивость быстроту и координацию

«Горелки» Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.

На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдёт тебя медведь. Выходи, тебе гореть!

«Летел лебедь» Количество игроков: любое

 Ребята становятся в круг, правая ладонь каждого игрока кладется на левую ладонь соседа справа. На ударный слог считалочки по кругу нужно хлопать по ладони соседа слева. Считалочка может быть, например, такая:

Летел лебедь

По синему небу,

Сломал крыло,

Сказал число.

Тот, чья очередь хлопать, называет число (лучше заранее договориться называть числа в пределах 10 или 20). Начиная со следующего игрока, считаем участников по кругу. Игрок, стоящий за последним из "пересчитанных", должен успеть отдернуть ладонь, прежде чем тот по ней хлопнет. Проигравший выбывает.

 «Двенадцать палочек» 

Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек.

Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей.

На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.

Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся.

Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.

Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки.

При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.

Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки.

Последний найденный игрок становится водящим.

- Игры на силу и ловкость

«Бой мешками на бревне» Для игры, прежде всего, нужно бревно, типа гимнастического бума. Два участника садятся на него верхом, в руки им дают по мешку, набитому тряпками. Раньше мешки набивали соломой. Задача игроков очень проста – сбить соперника с бревна на землю. Самый тонкий момент во всем этом даже не удары, наносимые друг другу, а именно обеспечение безопасного падения с бревна. Поэтому на пол стоит положить маты .

Еще вариант – обоим соперникам на голову надевают шапки. Сбить надо не самого игрока, а шапку с его головы. Если шапка упала самостоятельно, без помощи соперника – все равно засчитывается проигрыш.

«Бревно» Играют все и все против каждого. В середине круга ставят бревно по пояс высотой. Игроки становятся вокруг бревна и берутся за руки. Нужно быстрым шагом ходить вокруг бревна, пытаясь столкнуть соседа при этом не разрывая рук. Кто разорвет руки, выбывает из игры, и выбывает тот кем собьют бревно. Играть до оставшегося последнего игрока.

-Военная тематика в играх детей

«Снежки» Это когда одна команда мальчишек состязалась против другой. Кидание друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдерживала обстрела противника. Ибо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок пораженный снежком, мог считаться убитым или раненным. И выбывал из дальнейшей игры или оставался в игре, но с ограничениями. Тяжесть ранения определялась местом попадания снежка. Раненный в ногу мог передвигаться  только скача на здоровой ноге, и т. д.

«Казаки-разбойники»

Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников.

У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников.

Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков.  Через 10–15 минут казаки начинают поиски.

Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки.

Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории.

По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.



Предварительный просмотр:

              Картотека « Славянские народные игры»

Без игры немыслимо формирование человека как полноценной личности!

Культура славян, один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. В каждую из этих игр, дети вполне могут поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специальных навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Эти игры полны радости, смеха и движения.

Славянские народные игры полны разнообразия- в одних отражаются отношения человека и природы, другие игры на силу и ловкость, также есть игры на находчивость, быстроту и координацию.

-Народные игры отражающие повседневные занятия наших предков: охоту, рыбалку, промыслы, бытовые сценки и др.

«Бояре»  Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!

 Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру:

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

 Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую. Это короткий вариант игры, но можно сыграть и в длинный. После выборов «невесты», она оставаясь в своей команде, отворачивается. Теперь «женихи» видят только ее спину. Диалог продолжается:

Бояре она дурочка у нас!

Молодые, она дурочка у нас!

Бояре, а мы пряничком ее!

Молодые, а мы пряничком ее!

 Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

 Бояре, а мы плеточкой ее!

Молодые, а мы плеточкой ее!

 Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится!

 Бояре, не валяйте дурака!

Отдавайте нам невесту навсегда!

 После чего, как и в коротком варианте, «невеста» пытается прорвать цепь играющих.

Особенность старинной русской народной игры «Бояре» в двухрядном построении играющих. Зачастую в эти два противоположных ряда собирались люди из разных деревень или с разных улиц. Такое двурядное построение не менее древнее, чем построение круговое, хороводное.

«Дударь» Русская народная подвижная игра «Дударь» проводится в кругу. Поэтому ее можно отнести к хороводным играм. Игра средней подвижности, не требуется много места для ее проведения. Поэтому, она подойдет и для улицы, и для помещения.

Русская народная игра «Дударь» веселая и динамичная, нравиться детям. Проводить подвижную игру можно с детьми от 5 лет. Правила достаточно простые, даже игровое присловье простое и быстро запоминается детьми.

Ход русской хороводной игры «Дударь»:

Считалкой или по желанию выбирают ведущего – Дударя. Он садится или встает в центр круга. Остальные встают вокруг него в хоровод. Идут по кругу и произносят слова:

«Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый старичище,

Дударь, дударь – что болит?»

Водящий отвечает, называя любую часть тела: голова, нога, рука, колено…

После этого, все игроки берутся руками за названную част тела своего соседа. Дети опять начинают движение по кругу, стараясь не разорвать хоровод. Произносятся те же слова. Водящий называет другую часть тела. Игра продолжается до тех пор, пока не водящему не надоест быть Дударем. Тогда на вопрос «Что болит?» отвечает: «Ничего не болит!». Тогда все хором отвечают «Вылечили!». После чего игра прекращается или выбирают нового водящего.

Как вариант выбора нового водящего, можно договориться, что «выздоровевший» дударь ловит одного из игроков, который и становится новым водящим.

«Уж, я улком шла» Участники встают цепочкой. Один крайний участник, с клубком в руках ведет за собой всю цепочку вокруг второго крайнего участника(«узелок»), который стоит на месте. Таким образом, постепенно вся цепочка закручивается вокруг «узелка» и останавливается. Затем «узелок» пробивается наружу и вытаскивает всех остальных, «расплетая клубок». На словах: «Моя нитка порвалась» - все участники демонстративно разрывают руки и приседают.

Главная задача во время игры – не расцепить руки.

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

Нитка тянется,

Клубок дале, дале, дале,

Нитка доле, доле, доле… (Повтор сначала до тех пор, пока клубок не расплелся)

Я за ниточку взялась,

Моя нитка порвалась!

- Игры, отражающие отношения человека и природы

«Гуси-лебеди» Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

«Селезень и утица» Возраст деток — главное, что бы хорошо стояли на ножах, а старшенькие, что бы ещё стояли на ножках. Выбираются «селезень» и «утица», которые выходят за круг. Круг сотворяют все желающие, взявшись за руки лицом наружу круга . Руки подняты вверх в виде стилизованных ворот. Смысл игры в том, что бы «селезень»  попытался догнать уточку, если, конечно «уточка » этого возжелает, да и ворота могут, опуская руки, пропустить  или не пропустить внутрь круга «селезня».  «Утица», как правило, попадает внутрь круга беспрепятственно. Сигналом к началу игры является песня. Если «селезень» не догнал «утицу», то выбирают нового «селезня», если догнал, то выбирают новую пару.

Слова песни-игры:

Селезень утку догонял

Селезень серу  догонял,

Беги утица домой,

Беги серая домой,

У тебя семеро детей,

Один селезень, а девятая сама,

Поцелуй разок меня!

    Песня проигрывается три  раза для одной пары. Кстати, поцелуй, как награда за поимку утицы, педагогичен и обязателен. Если в этом кто-то сомневается, то готов привести громадьё доводов в защиту сего действия.

«Заря заряница» Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

- Игры по религиозно-культовым мотивам

«Водяной» Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами.

Текст Движения

Дедушка Водяной,

Что сидишь Ты под водой.

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

Дети идут по кругу. Со последними словами водящий, не открывая глаз, подходит к одному из играющих и дотрагивается до него, стараясь узнать. Угадав, меняется с ним местами.

«Тетёра»

Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:

Тетёра шла,

Меховая шла,

Шла по удалью

По заудалью

Сама прошла

И детей провела

Самого лучшего оставила

На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново, если есть желание.

- Игры на находчивость быстроту и координацию

«Горелки» Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.

На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдёт тебя медведь. Выходи, тебе гореть!

«Летел лебедь» Количество игроков: любое

 Ребята становятся в круг, правая ладонь каждого игрока кладется на левую ладонь соседа справа. На ударный слог считалочки по кругу нужно хлопать по ладони соседа слева. Считалочка может быть, например, такая:

Летел лебедь

По синему небу,

Сломал крыло,

Сказал число.

Тот, чья очередь хлопать, называет число (лучше заранее договориться называть числа в пределах 10 или 20). Начиная со следующего игрока, считаем участников по кругу. Игрок, стоящий за последним из "пересчитанных", должен успеть отдернуть ладонь, прежде чем тот по ней хлопнет. Проигравший выбывает.

 «Двенадцать палочек» 

Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек.

Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей.

На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.

Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся.

Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.

Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки.

При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.

Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки.

Последний найденный игрок становится водящим.

- Игры на силу и ловкость

«Бой мешками на бревне» Для игры, прежде всего, нужно бревно, типа гимнастического бума. Два участника садятся на него верхом, в руки им дают по мешку, набитому тряпками. Раньше мешки набивали соломой. Задача игроков очень проста – сбить соперника с бревна на землю. Самый тонкий момент во всем этом даже не удары, наносимые друг другу, а именно обеспечение безопасного падения с бревна. Поэтому на пол стоит положить маты .

Еще вариант – обоим соперникам на голову надевают шапки. Сбить надо не самого игрока, а шапку с его головы. Если шапка упала самостоятельно, без помощи соперника – все равно засчитывается проигрыш.

«Бревно» Играют все и все против каждого. В середине круга ставят бревно по пояс высотой. Игроки становятся вокруг бревна и берутся за руки. Нужно быстрым шагом ходить вокруг бревна, пытаясь столкнуть соседа при этом не разрывая рук. Кто разорвет руки, выбывает из игры, и выбывает тот кем собьют бревно. Играть до оставшегося последнего игрока.

-Военная тематика в играх детей

«Снежки» Это когда одна команда мальчишек состязалась против другой. Кидание друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдерживала обстрела противника. Ибо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок пораженный снежком, мог считаться убитым или раненным. И выбывал из дальнейшей игры или оставался в игре, но с ограничениями. Тяжесть ранения определялась местом попадания снежка. Раненный в ногу мог передвигаться  только скача на здоровой ноге, и т. д.

«Казаки-разбойники»

Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников.

У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников.

Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков.  Через 10–15 минут казаки начинают поиски.

Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки.

Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории.

По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Русские народные игры для малышей"

Это картотека была создана на неделю народных игр в ДОУ, для второй младшей группы....

Картотека: "Татарские народные игры" (часть 1)

Сборник подвижных татарских народных игр....

Картотека "Русские народные игры для детей первой младшей группы"

Организация игровой деятельности детей на прогулке и в спортивном зале. Материал предоставлен в виде карточек, в которых предлагается 36 игр как подвижных, малоподвижных игр, так и хороводных игр....

Славянские народные игры

Данную презентацию можно показывать детям старшего дошкольного возраста...

Славянские народные игры

Позади у нас Масленица... На Руси это было массвое гуляние народа, сопровождающееся хороводными играми. Предлагаю материал для знакомства старших дошкольников со славянскими играми....

Картотека Бурятские народные игры Чем играли раньше дети?

Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки....