Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников с НОДА.
консультация

В консультации описаны методы и приемы, используемые в работе по развитию культурно-гигиенических навыков дошкольников с НОДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobsluzhivanie_noda.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»

«Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников с НОДА»

        Воспитатель:

        Гришанова А.Р.

        г. Екатеринбург, 2019


       «Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения», - объясняет Н.Б. Мирская.  К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов» - излагает А.К.Бондаренко.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

      Дети с НОДА испытывают особые трудности при овладении культурно-гигиеническими навыками (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей — все это снижает мотивацию к овладению культурно-гигиеническими навыками. Несформированность мотивации, может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками. При формировании навыков необходимо учитывать наличие у детей с нода целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и наконец ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

        В своей деятельности я использовала различные методы и средства развития культурно-гигиенических навыков у дошкольников с НОДА:

Метод показа:

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности. Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Обучая ребенка правильно умываться, нужно прививать ему умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем.  Далее в групповое помещение можно ввести алгоритмы режимных моментов.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Игры по воспитанию культурно – гигиенических навыков проводятся на разные темы: по обучению детей умению пользоваться предметами личной гигиены, по формированию навыков раздевания, одевания и умывания, по формированию навыков культуры еды и правил поведения за столом. Используя разнообразные игры, воспитатель формирует и закрепляет у детей умения и навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм.

Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким и занимательным: та или иная умственная задача решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Для развития культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать все виды дидактических игр:

1. Настольно-печатные игры. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Примером к данному виду игр можно привести «Перемешанные картинки», где ребенку к изображению, например, растрепанной девочки нужно подобрать изображение расчески.

2. Словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Здесь примером может послужить игра «Назови, что нужно», где дети должны вспомнить и назвать предметы, которые нужны для того, чтобы руки стали чистыми и сухими.

3. Игры с предметами (игрушками). Например, игра «Водичка, водичка!» помогает уточнить представления о различных гигиенических принадлежностях, а также привить стремление детей к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.

Основная цель дидактических игр по усвоению культурно-гигиенических умений заключается в том, чтобы они, грамотно подобранные и организованные педагогом, постепенно становились частью самостоятельной деятельности дошкольников.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с одежды, не требующей застегивания (носки, футболки, штаны). Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. С целью формирования мелких движений пальцев рук, было создано полифункциональное пособие игры для пальчиков, в содержание книги ходили различные типы застежек, позволяющих отработать движения (молнии, кнопки, магнитные застежки, липучки).

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

Консультации для родителей о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, овладение основами гигиенической культуры, памятка для родителей по формированию навыков ...

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

Методическая разработка "Игровая деятельность - средство развития культурно-гигиенических навыков дошкольников"

В методической разработке представлен опыт ДОУ по развитию КГН, с помощью игровой деятельностью....

Развитие культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

Развитие культурно-гигиенических навыков...

Презентация на тему : "Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

Важно знать и  и применить в работе с детьми множество интересных идей для усвоения ими старого доброго принципа "Чистота - залог здоровья". Воспитать в детях потребность и полезную при...

Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъе...