Развитие КГН у детей дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа)

Бронзова Жанна Геннадьевна

          Для выработки культурно – гигиенических  навыков  необходимы  регулярность,  последовательность  и  разумность,  соблюдения  правил  гигиены  и  культуры  поведения,  а  также  сила  воли  в  преодолении  неорганизованности.  Организуя деятельность ребенка,  необходимо  учитывать  не  только  возраст,  состояние  здоровья,  индивидуальные  особенности,  жизненный  опыт  ребенка,  но  и  то  какие  наиболее  эффективные  средства  будут  способствовать  усвоению  культурно – гигиенических.  навыков.  Для этого  необходимо  создавать  условия,  способствующие  усвоению  и  закреплению  навыков.  Дети должны  быть  обеспечены  индивидуальными  предметами  личной  гигиены      (зубные  щетки,  расчески,  мочалки),  постельными  принадлежностями  и  полотенцами (при  обязательной  смене  их  не  реже  одного  раза  в  неделю),  умывальниками,  мебелью,  соответствующей  росту  детей.

Наиболее  важным  средством  гигиенического  воспитания  являются  занятия,  где  дети  получают  определенный  объем  знаний  по  культурно – гигиеническому  воспитанию,  у них  формируются  необходимые  свойства  характера  и  нормы  поведения.      

Хорошо  организованные  занятия,  не  только  способствуют  обогащению  детей  знаниями,  но  и  помогают  закрепить  и  совершенствовать  сформированные  раннее,  культурно - гигиенические  навыки.  Когда  дети  видят  положительные  результаты  своей  деятельности,  подкрепленные  знаниями,  полученными  на  занятиях,  у  них  возникают  радостные  эмоции,  желание  справиться  с  тем  или  иным  культурно – гигиеническим  требованием,  воспитываются  волевые  качества.

Систематическое  и  планомерное  проведение  занятий,  воспитывает  у  детей  интерес  и  положительное  отношение  к  формированию  культурно – гигиенических  навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kgn_u_detey.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Бронзова Жанна Геннадьевна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №82

Красносельского района Санкт-Петербурга

                                     

                                Развитие КГН у детей дошкольного возраста.

           

          Для выработки культурно – гигиенических  навыков  необходимы  регулярность,  последовательность  и  разумность,  соблюдения  правил  гигиены  и  культуры  поведения,  а  также  сила  воли  в  преодолении  неорганизованности.  Организуя деятельность ребенка,  необходимо  учитывать  не  только  возраст,  состояние  здоровья,  индивидуальные  особенности,  жизненный  опыт  ребенка,  но  и  то  какие  наиболее  эффективные  средства  будут  способствовать  усвоению  культурно – гигиенических.  навыков.  Для этого  необходимо  создавать  условия,  способствующие  усвоению  и  закреплению  навыков.  Дети должны  быть  обеспечены  индивидуальными  предметами  личной  гигиены        (зубные  щетки,  расчески,  мочалки),  постельными  принадлежностями  и  полотенцами (при  обязательной  смене  их  не  реже  одного  раза  в  неделю),  умывальниками,  мебелью,  соответствующей  росту  детей.

Наиболее  важным  средством  гигиенического  воспитания  являются  занятия,  где  дети  получают  определенный  объем  знаний  по  культурно – гигиеническому  воспитанию,  у них  формируются  необходимые  свойства  характера  и  нормы  поведения.      

Хорошо  организованные  занятия,  не  только  способствуют  обогащению  детей  знаниями,  но  и  помогают  закрепить  и  совершенствовать  сформированные  раннее,  культурно - гигиенические  навыки.  Когда  дети  видят  положительные  результаты  своей  деятельности,  подкрепленные  знаниями,  полученными  на  занятиях,  у  них  возникают  радостные  эмоции,  желание  справиться  с  тем  или  иным  культурно – гигиеническим  требованием,  воспитываются  волевые  качества.

Систематическое  и  планомерное  проведение  занятий,  воспитывает  у  детей  интерес  и  положительное  отношение  к  формированию  культурно – гигиенических  навыков.

В  процессе  гигиенического  обучения  на  занятиях  широко  используются  наглядные  пособия.  Ребенок  лучше  поймет  и  осмыслит  гигиенические  сведения,  если  объяснение  и  показ  воспитателя  будут  подкреплены  показом  картинок,  фотографий,  иллюстраций.  С  этой  целью  также  используются  демонстрация  видеороликов,  мультфильмов.

 Привитие  культурно – гигиенических  навыков  должно  идти  на  положительном  эмоциональном  фоне.  Только  в  таком  случае,  сформированные  на  занятиях  данные  навыки  становятся  осознанными  действиями,  а  затем  привычкой.  Организуя  занятия,  воспитатель  всегда  ставит  определенную  цель,  использует  определенную  методику,  продумывает  приемы  и  методы.  

Применяя  разнообразные  воспитательные  приемы,  он  стремится  к  тому,  чтобы  поставленная  цель  была  достигнута  всеми  детьми.  Для  занятия  создаются  специальные  условия,  благоприятствующие  сосредоточенному  вниманию  детей,  подбираются  соответствующие  пособия,  при  помощи  которых  легче  вызвать  интерес  детей  и  желаемую  реакцию.  Содержание  и  методика  данных  занятий  своеобразна,  чаще  всего  эти  занятия  проводятся  в  форме  игр – занятий.  В  большинстве  случаев,  используется  какой – либо  персонаж,  который  помогает  детям  овладеть  тем  или  иным  навыком.  Например:  кукла  Маша,  Незнайка, Лисичка, и  т.д.  

Благодаря  играм – занятиям  происходит  углубление  и  уточнение  представлений  детей,  усовершенствование  некоторых  навыков.  Полученными  на  занятиях  знаниями,  дети  пользуются  в  повседневной  жизни.

Эффективным  средством  формирования  культурно – гигиенических  навыков  является  игра.  Игра – основная  и  доступная  деятельность  детей  дошкольного  возраста,  в  процессе  которой  ребенок  входит  в  окружающий  мир,  знакомится  с  ним.  В  игровой  деятельности  дети  осваивают  основные  правила  гигиенического  поведения,  но  для  этого  взрослые  следят  за  содержанием  игры,  включая  в  нее  элементы   гигиенических  знаний.  Например,  в  распространенной  игре  « Семья»,  дети  должны  усвоить  большое  число  конкретных  навыков:  обязательное  мытье  рук  перед  едой,  как  правильно  чистить  зубы,  опрятно  одеваться,  уметь  пользоваться  столовым  прибором,  салфеткой, красиво сидеть за столом, убрать  со  стола,  убрать  игрушки и личные вещи.  

Воспитатель  способствует  развитию  игры,  подбору  игрушек.  Если  куклы  в  игре   только  едят  и  спят,  то  он  предлагает  организовать  в  доме  генеральную  уборку,  чтобы  куклы  навели  порядок,  постирали  свои  платья,  сложили  в  шкаф  вещи.  Очень  важно  правильное  руководство  игрой,  чтобы  не  подавить  детской  инициативы.  Видя,  например,  что  ребенок  берет  игрушечный  утюг,  тазик,  куклу,  воспитатель  спрашивает  его,  во  что  он  собирается  играть.  Узнав,  что  он  хочет  постирать  одежду  кукле,  воспитатель  интересуется,  для  чего  он  хочет  это  сделать.  Тем  самым  заставляет  ребенка  мотивировать  свой  выбор.  Затем  советует,  а  если  надо  и  помогает  осуществлению  замысла,  выражает  свое  одобрение  интересной  игре.  Иногда  интерес  ребенка  к  игре  усиливается,  если  воспитатель  непосредственно  участвует  в  ней.  Очень  важно  уметь  вовремя  похвалить  ребенка,  одобрить  проявленное  ими  внимание  к  сверстникам,  взрослым  (вежливое  обращение),  все  это  влияет  на  воспитание  культуры  поведения.

Широко  используются  для  формирования  культурно - гигиенических  навыков  игры – драматизации.  Они  приучают  детей  действовать  сообща,  самостоятельно,  в  соответствии  с  определенной  темой,  разыгрывать  свою  роль  в  нужной  последовательности.  Развитию  игр - драматизаций  помогает  чтение  рассказов,  рассматривание    картинок.  Слушание  текста  и  рассматривание  картинок  возывают  желание  подражать,  творчески  отображать  в  своей  игре  действие  персонажа.  Организуя  дидактические  игры,  воспитатель  стремится  использовать  их  как  одно  из  средств  культурно – гигиенического  воспитания,  а  также  для  приобретения  и  закрепления  знаний,  умений  и  навыков.  С  помощью  дидактических  игр,  воспитатель  развивает,  уточняет  представления,  делает  их  осознанными.  Разнообразные  дидактические  игры  повышают  интерес  детей  к  гигиеническим  правилам  и  воспитывают  у  них  стремление  выполнять  их.  Например,  в  средней  группе  используются  такие  дидактические  игры,  как  «Устроим  кукле  комнату»,  «Накорми  Мишку»,  «Одень  куклу»,  среди  них  настольно – печатные  «У  нас  порядок».

        Художественная литература так же является инструментом воспитания культурно- гигиенических навыков. Воспитание художественным словом приводит к большим  изменениям эмоциональной сферы ребенка и способствует  появлению у него живого отклика на те или иные действия героя. При чтении  книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную  ситуацию, переживает и чем сильнее его переживания, тем богаче его представление о том, что и как правильно нужно  было сделать. Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации к книге, читает текст, вызывает у детей положительное или отрицательное отношение к действиям и поступкам героя при воспитании и обучение культурно-гигиенических навыков используют такие произведения как: К.Чуковский «Мойдодыр», Ю.Тувим «Письмо к детям», А.Барто «Девочка чумазая», Л.Воронкова «Маша- растеряша», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», а также потешки, пословицы, поговорки и др.

Весь материал подбирается с учетом возрастных особенностей детей.

Важное  значение  имеет  работа  педагогов  с  родителями  по  воспитанию  культурно – гигиенических  навыков  у  детей.

Одним  из  основных принципов дошкольной педагогики является единство общественного и семейного воспитания. Детский сад  осуществляет воспитание детей совместно с семьей, чтобы через семью, усилить и закрепить свое воспитательное воздействие на ребенка. Детский сад помогает семье овладеть правильными приемами воспитания.

Гигиеническое воспитание ребенка осуществляется совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Перед воспитателем  стоит большая  задача – помочь родителям правильно  воспитать детей. С этой целью проводится систематическая  санитарно-просветительная работа среди родителей. Ее задачи – разъяснение важности строгого выполнения в семье режима дня, установленного  в дошкольном учреждении, обучение  приемам правильного ухода за ребенком, ознакомление с основами рационального питания детей, с мерами профилактики травматизма, а также с методикой закрепления гигиенических навыков. Работа с родителями строится в форме:

  1. Эпизодических бесед (во время прихода и ухода детей);
  2. Систематических бесед (носящих характер совместного обсуждения);
  3. Консультаций (индивидуальных и групповых);
  4. Инструктажа;
  5. Выступления на родительских собраниях.

Для пропаганды гигиенических знаний широко используются средства наглядной агитации. В вестибюлях, около медицинского кабинета следует размещать уголки здоровья, вывешивать санитарные бюллетени, плакаты и выставки.

В семье должны быть созданы условия для выполнения гигиенических рекомендаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий (кровать, стол, стул). Необходимо, чтобы  в игровом уголке было хорошее естественное и искусственное освещение. Ребенку следует дать щетки для ухода за  одеждой и обувью. Важно также обеспечить  возможность проведения гигиенических и закаливающих процедур.

Наблюдая за детьми в детском саду, в семье, беседуя с родителями, воспитатели выясняют уровень овладения детьми навыками самообслуживания. Учитывая педагогическую подготовленность родителей, отношение их к воспитанию  детей, разным семьям даются различные советы. На консультациях воспитатели разъясняют матерям, как учить детей самостоятельно одеваться.

Можно поместить в папку-передвижку или на стенд описания, в каком порядке ребенок должен надевать и снимать одежду, сопроводив его рисунками – фотографиями. Например, воспитатель может нарисовать под рубрикой «Сначала … потом…» одежду ребенка. Здесь  же можно обосновать необходимость соблюдения порядка одевания и раздевания. Целесообразно также  поместить на стенде под рубрикой «Так правильно – так неправильно» фотографии, отражающие правила культурного  поведения за столом (как держать ложку, чашку), умывания, одевания.

В семье ребенок приучается  выполнять и следующие правила вежливости: здороваться с родителями утром и прощаться перед сном, благодарить за помощь, вежливо просить  помощи,  не вмешиваться в разговор взрослых, вести себя сдержанно, вставать из-за  стола после разрешения. Постоянное соблюдение и закрепление этих правил культурного поведения в семье и в дошкольном учреждении дает хорошие результаты.      

Таким образом, дети постоянно приучаются выполнять правила культурного поведения, вытекающие из уважения и доброжелательного отношения к людям, осознания детьми требований современного общества. Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут окружающие их люди. Они легко усваивают  не только положительные примеры, но и отрицательные. Установлено, что дети из таких семей, став взрослыми, очень часто следуют примеру своих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...