Рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с нарушением зрения
консультация
Ребёнок с нарушением зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть всё чётко, в полном объёме, со всеми деталями. Его возможности резко ограничены. Поэтому, чтобы научить ребёнка со зрительной патологией действовать с каким-либо предметом или играть с какой-то игрушкой, родителям необходимо сначала вместе с ним обследовать этот предмет или игрушку (с помощью зрения, осязания и прочих анализаторов, познакомить с тем, какие действия можно с ним производить, чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретёт ребёнок в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_vospitaniyu_rebyonka_s_narusheniem_zreniya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с нарушением зрения
Ребёнок с нарушением зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть всё чётко, в полном объёме, со всеми деталями. Его возможности резко ограничены. Поэтому, чтобы научить ребёнка со зрительной патологией действовать с каким-либо предметом или играть с какой-то игрушкой, родителям необходимо сначала вместе с ним обследовать этот предмет или игрушку (с помощью зрения, осязания и прочих анализаторов, познакомить с тем, какие действия можно с ним производить, чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретёт ребёнок в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.
Я предлагаю вам использовать следующие рекомендации:
- Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы сможете наглядно продемонстрировать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен.
- Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
- Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т. д. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются, что позволяет ребенку выполнять их самостоятельно.
- Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте. Например, «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло» (возьмите руки ребенка в свои и ощупайте мыло; обратите внимание ребенка на его цвет, форму, запах. Покажите как намыливать руки и смывать мыло водой. Сделайте это вместе с ним).
- Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребенком действия, но и учите этому ребенка. Сначала предлагайте ему повторять за вами.Задавайте также вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Как называется этот предмет?», «Для чего он нужен?» и т. д.
- Когда вы впервые показываете ребенку какие-то действия, возьмите его руки в свои и покажите, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложите ребенку сделать это самостоятельно.
- Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т. е. на ощупь). Делается это так. Возьмите руки ребенка в свои и проведите по предмету сверху вниз. Например, это стул,проговаривайте: «Это стул. А это у стула спинка, это – сиденье, это ножки стула. Давай посчитаем, сколько их». Направляйте своими руками руки ребенка для обследования частей стула.
- Когда вы даете ребенку для знакомства куклу, сначала проведите его руками по всей кукле (сверху вниз, затем покажите голову куклы, туловище, руки и ноги. Также знакомят детей с мишкой, зайцем и др. Каждую новую игрушку не просто дайте ребенку в руки, а вместе с ним рассмотрите, обследуйте с помощью осязания, покажите и расскажите, как с ней играть.
- Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.
- Обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества предметов, игрушек (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал, из которого они сделаны и другие материальные признаки). Например,при обследовании пластмассового кубика: «Это кубик (возьмите руки ребенка в свои и обхватите кубик). Посмотри глазками внимательно – кубик красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик одной рукой, на ладошке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый».Затем направьте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика: «У кубика есть углы. Вот они. И стороны. Вот они».
- Упражняйте ребенка в различении предметов и игрушек по величине. Для этого подберите, например, два мяча, две пирамидки, две ленточки, две тарелки разной величины.Совместное обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: «Это мяч большой, а этот маленький; это пирамидка высокая, а это низкая; это ленточка длинная, а это короткая; это тарелка глубокая, а это мелкая».
- Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Ребенок должен знать название частей своего тела и их расположение.Сначала дотрагивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка: «Это голова. Она вверху» и т. д. Затем предложите ребенку самому показать и назвать части своего тела.
- Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на поверхности стола). Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз.Объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правом руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка.
- Во время еды обратите внимание ребенка на то, что тарелка стоит перед ним, ложка лежит справа, а хлеб слева от него. Свои слова сопровождайте совместными обследующими действиями.
- Обращайте внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет.Например: «Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон». Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.
Уважаемые родители, Вы должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того,что он делает: «Какой ты молодец!», «Ты очень старался, молодец!», «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. п. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"
В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...
Рекомендации для родителей «Как готовить ребёнка с нарушениями зрения к поступлению в детский сад»
Поступление в детский сад — сложный этап в жизни любого малыша. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования, которые нужно выполнять, — все это может вызвать у него с...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Для организации правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной активности необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада....
Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.
Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе:...
Консультация для родителей «Рекомендации по обучению и воспитанию ребенка с нарушением зрения»
В данном материале содержатся базовые рекомендации для полноценного обучения и развития ребенка. Даны рекомендации по воспитанию и развитию зрительного восприятия ребенка в домашних условиях....
Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения
Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения...
Рекомендация для родителей: «Физическое воспитание ребёнка в семье»
https://docs.google.com/document/d/1eOIJfj6x6Ryci8j__VPrNrRBBbjsUNjo/edit?usp=sharing&ouid=116521305874752248191&rtpof=true&sd=trueРекомендация для родителей:«Физическое воспитание р...