Программа в средней группе "Здоровая семья - мама, папа,я"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа «Здоровая семья: мама, папа, я»
Автор: Дорохина Виктория Денисовна
Архангельск 2013
Программа «Здоровая семья: мама, папа, я»
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи.
- Условия реализации.
- Содержание программа.
- Календарное планирование
- Диагностика
- Литература.
- Приложение.
Пояснительная записка
Детство – это период, когда фундамент личности ребенка закладываются первичные основы здорового образа жизни. С раннего детства ребенку необходимо объяснять, показывать в игровой форме значимость закаливания, чтобы быть здоровым, крепким, умным.
Основным содержанием здоровья и физического развития детей дошкольного возраста является формирование основ здорового образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение, это та ступень в развитии ребенка не только в умственном плане, но и в физическом, имеющая необходимые условия, для реализации закаливающих задач.
Закаливание ребенка в семье – это неотъемлемая часть оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Не случайно выбрано название программы «Здоровая семья: мама, папа, я», так как важную роль играет закаливание ребенка в семье, а тем более совместно с родителями.
Отличием этой программы является то, что данная программа уделяет большое внимание работе с родителями по вопросу закаливания ребенка в семье, нацеливание родителей на сотрудничество с педагогами. Особое значение имеет совместное оздоровление детей и родителей.
Программа ориентирована на оздоровительный процесс детей в режимных моментах и дополнительно закаливание как отдельный оздоровительный процесс, но большая часть посвящена совместной работе с родителями.
Программа «Здоровая семья: мама, папа, я» направлена на формирование у детей здорового образа жизни, положительное отношение родителей к закаливанию и приобщение к нему.
При разработке программы авторы учитывали следующие принципы:
- научности с целью организовать образовательный и оздоровительный процесс используя только достоверную информацию для детей и родителей;
- систематичности и последовательности с целью организовать оздоровительный процесс с нуля и четко следовать поэтапно;
- доступности с целью формирования правильных знаний у детей, характерных возрасту.
Данная программа по сравнению с другими авторскими программами по закаливанию, такими как: Сивокозова В.Н. «Солнышко твоего здоровья», Пупырева Н.Ю. «Мы туристы»; уделяет большое внимание работе с родителями и приобщение их к закаливанию детей дома. А так же закаливание рассматривается как отдельный оздоровительный процесс.
Программа актуальна, так как в 21 веке заболевания встречаются на каждом шагу, чтобы защитить иммунитет детей обязательно должна быть проведена работа с детьми по оздоровлению, немало важно подключить родителей и нацелить их на то же соблюдение режима.
Для успешной реализации программы в данной разработке присутствую: особенности детей, что немало важно; формы работы с детьми такие как: закаливание детей в режимных моментах, закаливание детей на прогулке в летнее время года, закаливание как отдельный вид физической культуры.
Основным звеном авторской программы «Здоровая семья: мама, папа, я» являются формы работы с семьей, такие как: проведение просветительской работы с родителями по вопросам закаливания, родительские собрания, беседы, анкетирования, совместные праздники, дни открытых дверей.
В дополнение к программе разработано приложение, где можно найти конспекты праздников, развлечений, примерные анкеты по теме закаливания.
Цели и задачи
Целью данной программы является формирование основ здорового образа жизни детей и совместная работа ДОУ с родителями воспитанников по вопросам закаливания ребенка.
К основным задачам программы относятся:
- Формировать у детей основы здорового образа жизни;
- Побуждать родителей к закаливанию детей дома;
- Вызывать положительное отношение у детей и родителей к закаливанию;
- Способствовать оздоровлению ребенка с помощью разнообразных форм работы с детьми и семьей.
Выяснение отношения родителей к закаливанию ребенка, побуждение родителей к реализации оздоровительных задач в дошкольном возрасте ребенка, будет успешным, если в организации работы с родителями использовать такие формы как: родительские собрания, анкетирования, мастер-классы, семинары-практикумы, совместные праздники.
Условия реализации
Реализация программы возможна при соблюдении ряда условий:
- Подготовка педагога:
- изучение физического состояния детей;
- проведение проверки знаний родителей;
- владение способами организации работы с детьми и родителями;
- владение способами организации коллективной деятельности детей;
- взаимодействие всех участников оздоровительного процесса (воспитатель, медицинский работник, родители).
2) Организация развивающей предметной среды:
- подбор литературы по организации закаливания в дошкольном детстве;
- создание условий для реализации оздоровительных задач в ДОУ (владение педагогом методикой, знание особенностей детей; наполняемость развивающей предметной среды; благоприятный психологический климат в каждой группе детского сада; сотруднические отношения педагога с родителями воспитанников и со всеми специалистами ДОУ);
- создание наглядной информации для родителей (папки-передвижки, фотоколлажи, брошюры, памятки).
3) Организация педагогического процесса с детьми:
- программа может быть использована в любом дошкольном учреждении для работы с детьми разного возраста;
- программа предназначена для работы воспитателя и руководителя физической культуры;
- реализация рассчитана на срок 2 года.
4) Работа с родителями:
- проведение родительских собраний, бесед, анкетирование, совместные праздники, развлечения, мастер-классы, семинары-практикумы, консультации, наглядная информация, дни открытых дверей.
Требования к уровню усвоения программы
Задачи | Ожидаемый результат | Методы оценки результатов |
| Дети с удовольствием занимаются физкультурой, так как они знают, для чего им это надо, какую пользу они получают от занятий. Осознание детьми понятия «здоровья» | Рисуночный тест, беседа-интервью |
| Сохранение здоровья детей и снижение заболеваемости | Сведения о посещаемости детей в ДОУ |
| Достижение хороших результатов. Овладение различными формами прыжков, метание (бросание и ловля); освоение упражнений в сохранении равновесия. Освоение таких форм движения, как езда на велосипеде, самокате, катание на лыжах. Правильное выполнение упражнений с предметами и на тренажерах | Диагностика уровня физической подготовленности детей по программе с помощью упражнений тестов |
| Уверенные знания детей по данной проблеме, применение их на практике. Влияние образа жизни на его состояние | Тест-беседа Наблюдение за поведением детей |
| Участие в мероприятиях ДОУ, организация мероприятий по инициативе родителей | Создание инициативной группы родителей |
| Изучение и оценка здоровья своего ребенка, а затем выбор индивидуальной тактики его дальнейшего оздоровления | По факту - как часто интересуется самочувствием своего ребенка в течение дня, принимает участие в оздоровительных и физкультурных мероприятиях ДОУ |
| Использование полученных теоритических знаний на практике в домашних условиях | Беседа с детьми, анкетирование родителей |
Содержание программы
- Закаливание детей в режимных моментах.
- Закаливание детей на прогулке в теплое время года.
- Закаливание как отдельный вид физической культуры.
Тематическое планирование
Месяц | Вид проводимой работы, тема | Деятельность детей | Деятельность родителей | Совместная деятельность детей и родителей |
Сентябрь | Исследование «Выявление уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье» | Рисуночный тест «Здоровье и болезнь». Интервью на тему «Что мне нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?» | Анкеты для родителей: «Условия здорового образа жизни в семье», «Состояние здоровья Вашего ребенка» | Организация клуба «здоровая семья». «Давайте познакомимся» - тренинг |
Родительское собрание на тему «Организация физкультурных занятий в детском саду и дома» | Рекомендации в организации домашнего стадиона | Практикум – с демонстрацией вариантов использования спортивного инвентаря | ||
Октябрь | «Что же такое здоровье?» Вопросы: Что значит быть здоровым? Как сохранить здоровье? Выставка литературы «Спорт и здоровье» | Интервью на тему «Как ты укрепляешь свое здоровье?». Закаливающие процедуры в течение дня (босохождение, воздушные ванны, солевые ванночки). Занятие «Путешествие в страну здоровья» | Агитационный материал «Закаляемся дома». Фотовыставка «Растем здоровыми». «Круглый стол» - проблемы физического воспитания детей в семье | Мастер-класс «Закаляйся, если хочешь быть здоров» |
Ноябрь | «Вредные привычки» - курение, компьютер | Занятие «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет». Занятие: «Глаза – главные помощники человека». Вопросы: Как сберечь зрение? Что такое гимнастика для глаз? | Беседа «Вред, который наносят курящие родители своим детям». Консультация «Организация зрительного режима в вечернее время и в выходные дни». «Дошкольник и компьютер» - рекомендации родителям | Совместная игра «Что полезно, а что вредно для детского организма». Гимнастика для глаз - практикум |
Декабрь | «Зимние забавы» - укрепление здоровья детей, хороший закаливающий эффект | Обучение детей ходьбе на лыжах. Беседы о зимних видах спорта, рассматривание иллюстраций. Задание – нарисовать вид спорта, который больше всего нравится | Рекомендации по приобретению лыж, санок, коньков. Консультации: «Не боимся мы мороза» - о пользе зимних прогулок. «Ставим детей на лыжи» | День лыжника – «Всей семьей на лыжи». Занятие – игра «Санки – народная зимняя забава» |
Январь | «Бодрость – с самого утра» | Задание – провести зарядку со сверстниками. Придумывание новых упражнений. Ежедневное выполнение утренней гимнастики (в том числе и дома) | Консультация «Утренняя гимнастика в детском саду и дома». Рекомендации – комплексы для утренней гимнастики дома | Утренняя гимнастика «Зарядка всей семьей». Домашнее задание: придумать с ребенком комплекс упражнений |
Февраль | Формирование правильной осанки – один из важнейших задач физического воспитания детей | Занятия ЛФК | Консультация «Нарушение осанки. 10 советов родителям» | Практикум: комплекс упражнений «Красивая осанка» Разучивание основных движений с родителями, чтобы они могли выполнять их с детьми дома |
Март | «Спортивные игры и развлечения детей дошкольного возраста» | В течение года дети занимаются в кружке «Спортивные игры» | Консультация «В каком возрасте отдавать детей в спортивную секцию». Индивидуальные консультации. Консультация «Главная игрушка в жизни ребенка - мяч » | Игровое занятие «А ну-ка, девочки!» Игра с использованием ключевого предмета – мяча. Познакомить родителей с приемами работы с мячом в практической деятельности |
Апрель | «Плоскостопие, как его выявить» Выставка «Нетрадиционное обеспечение в ДОУ и дома для профилактики плоскостопия» | Разучивание комплексов упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия с предметами и без. Разучивание элементов массажа стопы. Занятие: «Опора и двигатели нашего организма» | Консультация: «Плоскостопие и его профилактика». Рекомендации по правильному подбору обуви и оборудования для выполнения упражнений по коррекции плоскостопия в домашних условиях | Мастер – класс: «Упражнения для профилактики плоскостопия». Снятие отпечатка стопы у детей для выявления плоскостопия. Предложено опробовать массажные коврики самим |
Май | «Быть в движении – значит укреплять здоровье». Оздоровительная роль игры. Итоговое собрание «Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в саду и дома» | Разучивание народных игр. Выборочное тестирование детей | Информация на стенде «Движение, движение». Консультация «Мир движений мальчиков и девочек» - двигательные предпочтения детей. Консультация «Организация летнего отдыха». Анкетирование | Занятие «В паре с мамой». «День открытых дверей» |
Диагностика
Диагностические задания в средней группе (4 - 5 лет).
Представления детей о строении тела и его функциональном значении.
1 часть: диагностическая игра «Что это? Покажи у себя». Педагог или игровой персонаж Почемучка задаёт ребёнку или подгруппе детей вопросы по органам тела. Дети должны их называть и показывать их расположение.
2 часть: диагностическая малоподвижная игра «Что мы умеем». Педагог или Почемучка спрашивают: «Что умеют делать ваши руки? … пальчики? … ноги? ... глаза? и т.д. Дети должны назвать и показать пантомимой само действие. Например, глаза могут смотреть, хлопать ресничками, закрываться (спать) и т.д.
Уход за своим телом, навыки оказания элементарной помощи.
1 часть: диагностика проводится в повседневной жизни группы. Педагог просматривает выполнение гигиенических процедур в течение дня.
2 часть: при необходимости дети должны позвать взрослого на помощь.
Диагностическая беседа «Как помочь мишке». Педагог читает стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол». В беседе с детьми выясняет, какую помощь они могут оказать мишке. Дети должны показать знания: смазать йодом, приложить чистый платок или салфетку, позвать взрослого на помощь, вызвать врача.
ОБЖ: поведение в опасных ситуациях.
1 часть: дети должны знать, что при необходимости им следует звать на помощь взрослого человека (воспитателя, родителя).
Диагностическая беседа «Как правильно поступать?». Педагог читает детям стихи А.Барто «Наша Таня» и «Идёт бычок». Дети должны оценить поведение персонажей: правильно – неправильно, с помощью взрослого сделать заключение «как надо правильно поступить в опасной ситуации».
2 часть: диагностическая игра-тест «Можно и нельзя». Дети с помощью педагога или игрового персонажа Почемучки раскладывают картинки с опасными и неопасными ситуациями в две стопки.
Диагностические задания в старшей группе (5 - 6 лет).
Представления о строении тела и его функциональном значении.
1часть: диагностическая игра «Отгадай, что это и назови». Педагог молча показывает на орган тела, а ребёнок произносит его название и местоположение. Например, педагог показывает на нос. Ребёнок: «Это нос. Нос находится на лице (на голове). И т.д.
2 часть: диагностическая игра «Подумай и ответь». Педагог или Почемучка задают детям вопросы, а дети отвечают. Например: Педагог: «Зачем тебе, Саша, нужен нос? Саша: «Нос нужен, чтобы дышать и нюхать». И т.д. Дети должны обозначить основные функции органов: глаза – смотрят; уши – слушают; нос – дышит и нюхает;
рот – разговаривает и жуёт, голова – думает; ноги и руки – двигаются, берут, держат, бегают, прыгают и т.д.; сердце – стучит, желудок и кишечник – переваривают пищу, лёгкие – дышат.
Уход за своим телом, навыки оказания элементарной помощи.
1 часть: диагностика культурно – гигиенических навыков проводится повседневной жизни группы в течение дня.
2 часть: диагностика навыков ухода за своим телом «Помоги своей кукле». Организуется сюжетная игра в семью, где детям предлагаются ситуации: стирка кукольной одежды, уход за куклой (купание, умывание, туалет, завтрак и др.) По поведению ребёнка в игре оцениваются его навыки.
3 часть: дети должны знать, что при необходимости надо звать на помощь взрослых или звонить 03.
Чтение отрывка стихотворения С.Михалкова «Доктор Айболит». Решение проблемных ситуаций «Как помочь персонажам». Сравнение с текстом (как поступил доктор Айболит).
ЗОЖ: представления о том, что полезно, а что вредно для организма.
Тестовая игра «Что такое хорошо и что такое плохо». Детям предлагают набор картинок. Дети вычёркивают картинки с вредным для здоровья поведением детей. Объясняют правильность своего выбора.
ОБЖ: поведение в опасных ситуациях.
1 часть: тестовая игра «Опасно – неопасно». Детям предлагают набор картинок. Дети вычёркивают картинки с опасным поведением детей. Объясняют свой выбор.
2 часть: показать по карте, где можно переходить улицу, а где нет; где ходят пешеходы, а где ездят машины; на какой свет переход разрешён. Знать и называть знаки: пешеходный переход, светофор, знать значения цветов светофора.
3 часть: (в конце года) решение смоделированных ситуаций «Если дома кто-то болен», «Как защититься от гриппа», «Болезни грязных рук». Дети должны пояснить своё поведение в данных ситуациях: какие меры профилактики они знают и будут предпринимать.
Диагностические задания в подготовительной группе (6 – 7 лет).
Представления о строении тела и его функциональном назначении.
Собрать диагностическое сборно-разборное панно «Человек. Части тела». Называть части тела и органы, их основное назначение. Показывать проекцию внутренних органов на своём теле.
В конце года знать название некоторых систем органов и их основные функции. Например, костно-мышечная система – её функция движения тела, устойчивость; дыхательная система – дыхание, обеспечение кислородом; кровеносная система и сердце – основное жизнеобеспечение; пищеварительная система – переваривание пищи, выделительная система – выделение непеработанных продуктов.
Уход за своим телом, навыки оказания элементарной помощи.
1 часть: диагностика культурно-гигиенических навыков на группе в течение дня.
2 часть: Диагностическая игра «Пирамидка здоровья». Дети складывают башенку здоровья из мягкого строителя или пирамидку и называют составные части здорового образа жизни: гигиенические процедуры и закаливание, сон, движение (зарядка и физкультура), правильное питание, хорошее настроение.
В конце года дети должны объяснить необходимость соблюдения режима для здоровья.
Составление рассказа по картинкам «Мой режим дня».
3 часть: решение смоделированных ситуаций с Почемучкой «поранил ногу», «болит зуб», «промочил ноги», «плохо вижу» и т.д. Дети должны оказать необходимую помощь персонажу и направить к врачу. Дети должны знать, что в экстренной ситуации надо звать на помощь взрослых или звонить 03.
ЗОЖ: представления о том, что полезно, а что вредно для организма.
1 часть: тестовая настольно-печатная игра «Накроем стол другу». Дети должны разбираться, какие продукты детям можно есть много (овощи, фрукты, молочные продукты), а какие в строго ограниченном количестве (сладкое, жирное, острое) и какие продукты детям строго запрещены (вино, водка, пиво).
2 часть: тестовые задания «Что полезно – что вредно для здоровья». Дети вычёркивают картинки с опасным для здоровья поведением детей. Объясняют свой выбор.
ОБЖ: поведение в опасных ситуациях.
Диагностическая игра – беседа «Объясни, в чём опасность?». Детям предлагают картинки с изображением опасных ситуаций. Дети должны объяснить опасность неправильного поведения: дома, на улице, во дворе. Каждому ребёнку по картинке на каждый вид ситуаций.
Представления о взаимосвязи человека с природой и окружающей его средой.
1 часть: диагностическое задание «А как поступаешь ты?». Детям предлагают картинки с изображением неправильного поведения детей в природе. Детям дают задание найти ошибки в поведениях детей и рассказать, как правильно вести себя в такой ситуации, как они ведут себя на природе.
2 часть: наблюдение за поведением детей на участке (как они ухаживают за цветами, деревьями и кустарниками, подкормка птиц зимой и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста "Мама, папа, я - спортивная семья"
конспект спортивного мероприятия между командами двух групп....
Праздник, посвященный Дню семьи "Мама, папа и я - спортивная семья"
праздник "Мама,папа и я - спортивная семья"...
Конспект спортивного праздника в день семьи « Мама, папа, я – дружная семья» для детей 1 младшей группы детского сада.
Принято считать. что с детьми 2-3 лет бесполезно проводить спортивные праздники, - плохо разговаривают, не очень хорошо слушают. Я попытаюсь доказать обратное, если работать совместно с родителями, то...
Конкурсная программа для детей и родителей «Мама, папа, я – читающая семья»
«Мама, папа, я – читающая семья»...
Конкурсная программа для детей и родителей "Мама,папа,я-музыкальная семья"
Осеннее развлечение для детей подготовительной группы с участием родителей...
Спортивное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста "Мама, папа, я - спортивная семья"
Цель:-Организация оздоровительной работы;-Создание условий для мотивации здорового образа жизни;-Формирование у родителей устойчивого интереса к здоровому образу жизни в семье.Задачи:- через различные...
Краткосрочный проект в средней группе №1 «Мама, папа, я - дружная семья!»
Краткосрочный проект в средней группе №1 «Мама, папа, я - дружная семья!» Содействие воспитанию у детей любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которы...