Программа по формированию здорового образа жизни
рабочая программа

Даниленкова Елена Петровна

Программа "Здоровячок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovichok.docx64.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Здоровячок» по оздоровлению и здоровьесбережению

Даниленкова Елена Петровна

1. Пояснительная записка.

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представлений ребенка о себе и о здоровом образе жизни, охране здоровья.

Программа нацелена на объединение усилий родителей и педагогов для

успешного оздоровления и развития детей. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни,

которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув

самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к

собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей. Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах

сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому в центре работы по

полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться семья, включая всех ее членов и условия проживания. ДОУ, т. е.

«вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Актуальность

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на

сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Детские шалости с огнем и другие непредсказуемые опасные жизненные ситуации на дороге, на улице, в общественном транспорте, с

предметами домашнего быта приводят к гибели детей.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное

образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки

правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей метод совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Основной целью внедрения данной программы является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической

культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Программа регулирует деятельность родителей и педагогического персонала в вопросах оздоровления, развития физической подготовленности детей и

формирования у них мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Научить детей определять свое состояние и ощущения.
  • Сформировать представления о своем теле, организме.
  • Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
  • Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
  • Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
  • Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
  • Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
  • Сформировать активную жизненную позицию.

Принципы создания программы.

  1. Доступность - учет возрастных особенностей.
  2. Систематичность и последовательность
  3. Наглядность - учет особенностей мышления.
  4. Динамичность - интеграция программы в разные виды деятельности.
  5. Дифференциация - учет возрастных особенностей.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережение». Повышение активности родителей в образовательном процессе, в оздоровлении детей.

  1. Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника.

  1. Снижение уровня заболеваемости. Овладение навыками самооздоровления.

Формы и методы работы с детьми

  • Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях.
  • Игровая форма занятий.
  • Ознакомление с художественной литературой.
  • Выставка рисунков и поделок.
  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Наглядная пропаганда.
  • Утренники, викторины, КВН.

  • Экскурсии, наблюдения.
  • Самостоятельная детская деятельность.
  • Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования.

Работа воспитателя с родителями:

  • Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений).
  • Анкетирование с родителями, сбор информаций.
  • Наглядная агитация.
  • Встречи со специалистами: дискуссии (совместное обсуждение проблем).
  • Советы и рекомендации.

Эффективность внедрения в ДОУ программы валеологического образования

«ЗОЖ» может быть повышена за счет активного включения родителей в

образовательный процесс. При этом система работы с семьей должна включать в себя следующее:

  • изучение программы всеми участниками образовательного процесса ДОУ, включая родителей;
  • формирование у родителей валеологического мировоззрения в процессе проведения теоретических и практических семинаров;

Принципы создания программы.

  1. Доступность - учет возрастных особенностей.
  2. Систематичность и последовательность
  3. Наглядность - учет особенностей мышления.
  4. Динамичность - интеграция программы в разные виды деятельности.
  5. Дифференциация - учет возрастных особенностей.

Ожидаемые результаты:

1. снижение уровня заболеваемости,

2.овладение детьми навыками здорового образа жизни,

3.закрепление оздоровительных мер в виде устойчивых форм поведение,

4. психоэмоциональное благополучие воспитанников

Формы и методы работы с детьми

  • Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях.
  • Игровая форма занятий.
  • Ознакомление с художественной литературой.
  • Выставка рисунков и поделок.
  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Наглядная пропаганда.
  • Утренники, викторины, КВН.
  • Экскурсии, наблюдения.
  • Самостоятельная детская деятельность.
  • Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования.

Виды здоровьесберегающих технологий:

- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

- технологии валеологического просвещения родителей

- здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ

- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;• физкультурно-оздоровительные технологии;

- медико-профилактические технологии

- Режим двигательной активности детей в течение года

Виды двигательной активности средняя группа.

1. Организованные хороводные игры, п. и., упражнения со спортивным инвентарем, игрушками, трудовые процессы 15-30 мин.

2.Самостоятельная деятельность детей: игровая, двигательная и т. п. 1 час

3. Утренняя гимнастика 5 мин

4. Физкультурное занятие 15-20 мин

5. Музыкальное занятие 2 раз в неделю по 15-20 мин

6. Физкультминутки 1-3 мин 3р в день

7. Организованная деятельность на прогулке: подвижные игры., медленный бег, упражнения со спортивным инвентарем, на спортивном оборудовании, игры со снегом, песком, водой, спорт, игры и т. д. (15-30 мин).

8. Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке с выносным материалом, на спортивном оборудовании, со спортинвентарем, творческие игры 1 час

9. Упражнения после дневного сна 5 мин

10.Организованная двигательная деятельность детей после полдника: хороводные игры, п. и., упражнения со спортинвентарем и др. 1 час

11.Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, творческие игры, игры с атрибутами, спорт. игры, игры с двигательным и строительным материалом и др. 1 час

12. Спортивные развлечения 1р в неделю

13. Спортивный праздник 2р в год

14. Неделя здоровья 2р в год.

Комплексно – тематический план по валеологическому воспитанию детей в старшей группе

Сентябрь

  1. «Ребенок и здоровье» Формировать у детей представление о необходимости заботится о собственном здоровье
  2. Занятие «Помоги незнайке сберечь здоровье».
  3. Беседа «Как я буду заботится о своём здоровье».
  4. Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит».
  5. Разбор и заучивание пословиц о здоровом образе жизни.
  6. Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника»«Больница»«Ветеринарная лечебница».
  7. Развлечения «Доктор Айболит»«Мишка заболел». Оформление папки-передвижки «Система оздоровления ребенка»

«Личная гигиена»

Октябрь:

  1. Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
  2. Занятие «Чтобы быть здоровым».
  3. Беседа «Чистота и здоровье»

4. Чтение: Г.Зайцев «Дружи с водой», К.Чуковского «Мойдодыр»,А.Барто «Девочка чумазая», Бялковская «Юля - чистюля»,З.Александрова «Купание»,

5. Дидактические игры и упражнения «Таня простудилась»«Правила гигиены».

6. Продуктивная деятельность. Аппликация: «Мы стираем, посмотрите».

7. Развлечение «Девочка чумазая».

8. Оформление папки-передвижки «Как научить детей чистить зубы правильно»

Ноябрь:

  1. «Полезные продукты» Закреплять представления детей о пользе для человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям».
  2. Беседа «О здоровой пище»

3.Чтение:Г.Зайцев «Приятногоапптета»,Ю.Тувим «Овощи»,М.Безруких «Разговор о правильном питании», Загадки о овощах и фруктах.

4. Экскурсия: «В магазин».

5. Опытно-исследовательская деятельность: Определение продуктов по вкусу.

6. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи»«Разложи на тарелки полезные продукты».

7. Подвижная игра: Огуречик.

8. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин продуктов»

9. Продуктивная деятельность. Рисование: «Хозяйка однажды с базара пришла.»

10. Развлечение «Веселые овощи».

11. Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей»

 «Тело человека»

Декабрь:

  1. Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.

Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека «Изучаем свой организм».

  1. Ситуации «Я забочусь о глазах, ушах», «Какое у меня обоняние, «Уход за руками и ногами».
  2. Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.
  3. Практикумы: «Слушай во все уши»«Смотри во все глаза». Семинар на тему «Как организовать спортивный досуг ребенка в выходные дни».

Январь:

  1. «Опасные предметы» Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правмлах пользования бытовой техникой.
  2. Беседа «Я знаю, что можно, что нельзя»«Безопасность в нашей группе».
  3. Чтение: С. Маршак «Пожар», Загадки.
  4. Дидактические игры: «источники опасности»«Игра – дело серьезное».
  5. Сюжетно-ролевые игры: «Семья»«Больница»«Аптека».
  6. Развлечение «Медведи в гостях у детей».
  7. Семинар-практикум «Будь осторожен»

Февраль:

  1. «Ребенок на улица города» Закреплять представления детей о важном значении правил дорожного движения.
  2. Занятие «Безопасность на дорогах».
  3. Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»«Если ты потерялся».

4. Чтение:

- В. Лебедев-Кумач «Про умных зверушек», - С. Михайлов «Моя улица»«Дядя Степа - милиционер», - В. Клименко «Зайка-велосипедист»«Происшествие с игрушками».

5. Экскурсия: «К проезжей части».

6. Дидактические игры: «О чем говорит светофор».

7. Подвижная игра: «Цветные автомобили»«Воробушки и автомобили».

8. Сюжетно-ролевая игра: «Автобус».

9. Продуктивная деятельность. Аппликация: «На дороге пешеход»

10. Оформление папки-передвижки «Улица полна неожиданностей»

Март:

  1. «Будем спортом заниматься» Формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом; расширять и закреплять представления детей о пользе занятий спортом.
  2. Занятие «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
  3. Беседа «Кто спортом занимается».
  4. Чтение: Загадки.
  5. Экскурсия: «Мини поход на школьный стадион».
  6. Дидактические игры: «Назови вид спорта»«Назови спорт по показу».
  7. Продуктивная деятельность. Аппликация: «Мы делаем зарядку»
  8. Развлечение «Мы мороза не боимся». День спорта
  9. Спортивный праздник «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!»

Апрель:

  1. «Врачи наши помощники» Расширять представления детей о врачебной помощи, продолжать знакомить с профессией врача.
  2. Занятие «Айболит в гостях у детей».
  3. Беседа «Мы были в гостях у врача».
  4. Чтение: Е. Школовский «Как лечили мишку»«Остороржно - лекарство»«Как вести себя во время болезни»
  5. Экскурсия: «В аптеку».
  6. Дидактические игры: «Если кто-то заболел».
  7. Продуктивная деятельность. Рисование: «Я хочу быть здоровым, Я очень спешу. Помогите мне, знаки, попасть к врачу»
  8. Развлечение «Советы доктора Айболита».
  9. Оформление папки-передвижки «Как предупредить болезнть»

Май:

  1. «Витамины и здоровый организм»Расширять и закреплять представления детей о витаминах и их пользе.
  2. Занятие «Витамины и полезные продукты».
  3. Беседа «Полезное- не полезное»

4. Чтение:

- Г. Зильберг «Полезные продукты», - К. Чуковский «Федорино горе», -К. Кузнецов «Замарашка», - Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы».

5. Опытно-исследовательская деятельность: Посадка лука.

6. Дидактические игры: «Угадай на вкус»«Назови правильно».

7. Продуктивная деятельность. Лепка: «Заходите в гости в гости к нам, витамины я вам дам».

8. Аппликация: «Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел».

9. Развлечение «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке».

10. Оформление папки-передвижки «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке»

Список используемой литературы

1. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно оздоровительной работы с дошкольниками, 2006

 2. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, 2007

3. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении (практическое пособие, 2006

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников, 2005 5. Лосева В. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение, 2007

 6. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников, 2006

7. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «остров здоровья», 2009

 8. Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, 2009

9. Полтавцева Н. В., Гордова Н. А. физическая культура в дошкольном детстве, 2006 10. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду, 2009 11. Чеменева А. А.. Горбунова Л. В., Кривдина Г. В. Методическое обеспечение инновационного процесса физкультурного образования дошкольников, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.

Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...

Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и ...

Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и ...

Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами – воспитание здорового подрастающего поколения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды...

Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"

Цикл занятий к программе  по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...

Программа по формированию здорового образа жизни у детей в первой младшей группе

В самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребёнку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. Программа обеспечива...