Программа по формированию здорового образа жизни
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа «Здоровячок» по оздоровлению и здоровьесбережению
Даниленкова Елена Петровна
1. Пояснительная записка.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представлений ребенка о себе и о здоровом образе жизни, охране здоровья.
Программа нацелена на объединение усилий родителей и педагогов для
успешного оздоровления и развития детей. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни,
которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув
самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к
собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей. Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах
сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому в центре работы по
полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться семья, включая всех ее членов и условия проживания. ДОУ, т. е.
«вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Актуальность
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на
сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Детские шалости с огнем и другие непредсказуемые опасные жизненные ситуации на дороге, на улице, в общественном транспорте, с
предметами домашнего быта приводят к гибели детей.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное
образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки
правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей метод совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Основной целью внедрения данной программы является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической
культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Программа регулирует деятельность родителей и педагогического персонала в вопросах оздоровления, развития физической подготовленности детей и
формирования у них мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Научить детей определять свое состояние и ощущения.
- Сформировать представления о своем теле, организме.
- Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
- Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
- Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
- Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
- Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
- Сформировать активную жизненную позицию.
Принципы создания программы.
- Доступность - учет возрастных особенностей.
- Систематичность и последовательность
- Наглядность - учет особенностей мышления.
- Динамичность - интеграция программы в разные виды деятельности.
- Дифференциация - учет возрастных особенностей.
Ожидаемые результаты:
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережение». Повышение активности родителей в образовательном процессе, в оздоровлении детей.
- Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника.
- Снижение уровня заболеваемости. Овладение навыками самооздоровления.
Формы и методы работы с детьми
- Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях.
- Игровая форма занятий.
- Ознакомление с художественной литературой.
- Выставка рисунков и поделок.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Наглядная пропаганда.
- Утренники, викторины, КВН.
- Экскурсии, наблюдения.
- Самостоятельная детская деятельность.
- Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования.
Работа воспитателя с родителями:
- Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений).
- Анкетирование с родителями, сбор информаций.
- Наглядная агитация.
- Встречи со специалистами: дискуссии (совместное обсуждение проблем).
- Советы и рекомендации.
Эффективность внедрения в ДОУ программы валеологического образования
«ЗОЖ» может быть повышена за счет активного включения родителей в
образовательный процесс. При этом система работы с семьей должна включать в себя следующее:
- изучение программы всеми участниками образовательного процесса ДОУ, включая родителей;
- формирование у родителей валеологического мировоззрения в процессе проведения теоретических и практических семинаров;
Принципы создания программы.
- Доступность - учет возрастных особенностей.
- Систематичность и последовательность
- Наглядность - учет особенностей мышления.
- Динамичность - интеграция программы в разные виды деятельности.
- Дифференциация - учет возрастных особенностей.
Ожидаемые результаты:
1. снижение уровня заболеваемости,
2.овладение детьми навыками здорового образа жизни,
3.закрепление оздоровительных мер в виде устойчивых форм поведение,
4. психоэмоциональное благополучие воспитанников
Формы и методы работы с детьми
- Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях.
- Игровая форма занятий.
- Ознакомление с художественной литературой.
- Выставка рисунков и поделок.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Наглядная пропаганда.
- Утренники, викторины, КВН.
- Экскурсии, наблюдения.
- Самостоятельная детская деятельность.
- Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
- технологии валеологического просвещения родителей
- здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ
- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;• физкультурно-оздоровительные технологии;
- медико-профилактические технологии
- Режим двигательной активности детей в течение года
Виды двигательной активности средняя группа.
1. Организованные хороводные игры, п. и., упражнения со спортивным инвентарем, игрушками, трудовые процессы 15-30 мин.
2.Самостоятельная деятельность детей: игровая, двигательная и т. п. 1 час
3. Утренняя гимнастика 5 мин
4. Физкультурное занятие 15-20 мин
5. Музыкальное занятие 2 раз в неделю по 15-20 мин
6. Физкультминутки 1-3 мин 3р в день
7. Организованная деятельность на прогулке: подвижные игры., медленный бег, упражнения со спортивным инвентарем, на спортивном оборудовании, игры со снегом, песком, водой, спорт, игры и т. д. (15-30 мин).
8. Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке с выносным материалом, на спортивном оборудовании, со спортинвентарем, творческие игры 1 час
9. Упражнения после дневного сна 5 мин
10.Организованная двигательная деятельность детей после полдника: хороводные игры, п. и., упражнения со спортинвентарем и др. 1 час
11.Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, творческие игры, игры с атрибутами, спорт. игры, игры с двигательным и строительным материалом и др. 1 час
12. Спортивные развлечения 1р в неделю
13. Спортивный праздник 2р в год
14. Неделя здоровья 2р в год.
Комплексно – тематический план по валеологическому воспитанию детей в старшей группе
Сентябрь
- «Ребенок и здоровье» Формировать у детей представление о необходимости заботится о собственном здоровье
- Занятие «Помоги незнайке сберечь здоровье».
- Беседа «Как я буду заботится о своём здоровье».
- Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит».
- Разбор и заучивание пословиц о здоровом образе жизни.
- Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница».
- Развлечения «Доктор Айболит», «Мишка заболел». Оформление папки-передвижки «Система оздоровления ребенка»
«Личная гигиена»
Октябрь:
- Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
- Занятие «Чтобы быть здоровым».
- Беседа «Чистота и здоровье»
4. Чтение: Г.Зайцев «Дружи с водой», К.Чуковского «Мойдодыр»,А.Барто «Девочка чумазая», Бялковская «Юля - чистюля»,З.Александрова «Купание»,
5. Дидактические игры и упражнения «Таня простудилась», «Правила гигиены».
6. Продуктивная деятельность. Аппликация: «Мы стираем, посмотрите».
7. Развлечение «Девочка чумазая».
8. Оформление папки-передвижки «Как научить детей чистить зубы правильно»
Ноябрь:
- «Полезные продукты» Закреплять представления детей о пользе для человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям».
- Беседа «О здоровой пище»
3.Чтение:Г.Зайцев «Приятногоапптета»,Ю.Тувим «Овощи»,М.Безруких «Разговор о правильном питании», Загадки о овощах и фруктах.
4. Экскурсия: «В магазин».
5. Опытно-исследовательская деятельность: Определение продуктов по вкусу.
6. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи», «Разложи на тарелки полезные продукты».
7. Подвижная игра: Огуречик.
8. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин продуктов»
9. Продуктивная деятельность. Рисование: «Хозяйка однажды с базара пришла.»
10. Развлечение «Веселые овощи».
11. Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей»
«Тело человека»
Декабрь:
- Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.
Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека «Изучаем свой организм».
- Ситуации «Я забочусь о глазах, ушах», «Какое у меня обоняние, «Уход за руками и ногами».
- Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.
- Практикумы: «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза». Семинар на тему «Как организовать спортивный досуг ребенка в выходные дни».
Январь:
- «Опасные предметы» Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правмлах пользования бытовой техникой.
- Беседа «Я знаю, что можно, что нельзя», «Безопасность в нашей группе».
- Чтение: С. Маршак «Пожар», Загадки.
- Дидактические игры: «источники опасности», «Игра – дело серьезное».
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Аптека».
- Развлечение «Медведи в гостях у детей».
- Семинар-практикум «Будь осторожен»
Февраль:
- «Ребенок на улица города» Закреплять представления детей о важном значении правил дорожного движения.
- Занятие «Безопасность на дорогах».
- Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Если ты потерялся».
4. Чтение:
- В. Лебедев-Кумач «Про умных зверушек», - С. Михайлов «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер», - В. Клименко «Зайка-велосипедист», «Происшествие с игрушками».
5. Экскурсия: «К проезжей части».
6. Дидактические игры: «О чем говорит светофор».
7. Подвижная игра: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобили».
8. Сюжетно-ролевая игра: «Автобус».
9. Продуктивная деятельность. Аппликация: «На дороге пешеход»
10. Оформление папки-передвижки «Улица полна неожиданностей»
Март:
- «Будем спортом заниматься» Формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом; расширять и закреплять представления детей о пользе занятий спортом.
- Занятие «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
- Беседа «Кто спортом занимается».
- Чтение: Загадки.
- Экскурсия: «Мини поход на школьный стадион».
- Дидактические игры: «Назови вид спорта», «Назови спорт по показу».
- Продуктивная деятельность. Аппликация: «Мы делаем зарядку»
- Развлечение «Мы мороза не боимся». День спорта
- Спортивный праздник «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!»
Апрель:
- «Врачи наши помощники» Расширять представления детей о врачебной помощи, продолжать знакомить с профессией врача.
- Занятие «Айболит в гостях у детей».
- Беседа «Мы были в гостях у врача».
- Чтение: Е. Школовский «Как лечили мишку», «Остороржно - лекарство», «Как вести себя во время болезни»
- Экскурсия: «В аптеку».
- Дидактические игры: «Если кто-то заболел».
- Продуктивная деятельность. Рисование: «Я хочу быть здоровым, Я очень спешу. Помогите мне, знаки, попасть к врачу»
- Развлечение «Советы доктора Айболита».
- Оформление папки-передвижки «Как предупредить болезнть»
Май:
- «Витамины и здоровый организм»Расширять и закреплять представления детей о витаминах и их пользе.
- Занятие «Витамины и полезные продукты».
- Беседа «Полезное- не полезное»
4. Чтение:
- Г. Зильберг «Полезные продукты», - К. Чуковский «Федорино горе», -К. Кузнецов «Замарашка», - Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы».
5. Опытно-исследовательская деятельность: Посадка лука.
6. Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Назови правильно».
7. Продуктивная деятельность. Лепка: «Заходите в гости в гости к нам, витамины я вам дам».
8. Аппликация: «Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел».
9. Развлечение «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке».
10. Оформление папки-передвижки «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке»
Список используемой литературы
1. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно оздоровительной работы с дошкольниками, 2006
2. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, 2007
3. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении (практическое пособие, 2006
4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников, 2005 5. Лосева В. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение, 2007
6. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников, 2006
7. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «остров здоровья», 2009
8. Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, 2009
9. Полтавцева Н. В., Гордова Н. А. физическая культура в дошкольном детстве, 2006 10. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду, 2009 11. Чеменева А. А.. Горбунова Л. В., Кривдина Г. В. Методическое обеспечение инновационного процесса физкультурного образования дошкольников, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.
Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и ...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и ...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами – воспитание здорового подрастающего поколения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды...
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...
Программа по формированию здорового образа жизни у детей в первой младшей группе
В самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребёнку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. Программа обеспечива...
Рабочая программа по формированию здорового образа жизни "Мы любим спорт"
Рабочая программа...