Консультация для воспитателей: "Элементы ритмики на физкультурных занятиях в детском саду»
консультация
Движение в любой форме всегда является оздоровительным фактором. Во время занятий физкультурой у детей повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствие, что значительно облегчает решение задач по формированию физических качеств и навыков. Поэтому задача физкультурного руководителя сделать занятия по-настоящему развивающими, интересными, увлекательными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_ritmiki_v_fizkulturnyh_zanyatiyah.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы ритмики на физкультурных занятиях
в детском саду
Движение в любой форме всегда является оздоровительным фактором. Во время занятий физкультурой у детей повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствие, что значительно облегчает решение задач по формированию физических качеств и навыков. Поэтому задача физкультурного руководителя сделать занятия по-настоящему развивающими, интересными, увлекательными.
Ритмическую гимнастику, танцы, логоритмические упражнения, подвижные игры с речевым сопровождением можно использовать в физкультурных занятиях любого типа - будь то традиционные занятия, игровые или сюжетные. Эти занятия очень нравятся детям, они создают высокий эмоциональный подъем. Доказано учеными, что ритм вообще усиливает энергетическую активность мозга. Мозг начинает вырабатывать вещество - «эндорфин» - в народе называемый «гормоном счастья», -Обладающего способностью снимать боль, влиять на эмоциональное состояние. Творчество, активное движение под музыку повышает уровень эндорфина в крови, и дает дополнительные силы. И на своих занятиях я заметила, что одни и те же упражнения, выполненные под музыку и без, имеют качественные различия.
Поэтапность работы очень важный фактор, способствующий усвоению и качественному выполнению поставленных задач. Задачи следующие: 1. Умение соотносить движения с музыкой.
2.Развитие двигательных качеств, таких как координация, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность.
3.Формирование двигательных навыков и умений в различных видах упражнений (из области хореографии, художественной и ритмической гимнастики). Реализация всех этих задач является основой для самого главного - свободе самовыражения ребенка посредством движений под музыку, развитие творческих способностей, умение интерпретировать музыкальное произведение в соответствии с собственной индивидуальностью.
Работа по обучению детей ритмике начинается со старшей группы. Но уже с младшими дошкольниками можно выполнять несложные задания. В этом возрасте проходит подготовительный этап. Он включает в себя умение слышать ритм и постепенно воспроизводить его. Для этих целей хорошо подходят игры «Хлопки под считалку», «Прыжки под считалку», «Топ-топ», и др. Эти игры хорошо тренируют ритмический слух, учат согласовывать движения с ритмическим рисунком. Их можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и в любых других режимных моментах. Нужно сказать, что и старшие дошкольники с удовольствием играют в эти игры. Но для них подбираются считалки и песенки с более сложным ритмическим рисунком.
В младшей группе так же можно проводить игры с музыкальным сопровождением из серии «Золотые ворота» Железновых. Они так же способствуют развитию чувства ритма. Но здесь уже добавляется музыка, которая способствует развитию музыкального слуха, воображения и координации движения.
Во время проведения сюжетных и игровых занятий предлагайте детям исполнить несложные танцевальные композиции. Эти композиции построены на знакомых мелодиях детских песенок и плавно вплетаются в сюжет занятия. Движения так же должны быть простыми и знакомыми. Как правило, они изучены ранее с музыкальным руководителем. Но в любом случае, на этом этапе четкого выполнения не требуется. Самое главное -эмоциональный подъем, радость от движения и желание повторить это снова.
В средней группе продолжается подготовительный период, но требования к выполнению движений повышаются, так как двигательные навыки в этом возрасте более сформированы, я добиваюсь более четкого выполнения танцевальных движений, слаженных действий во время игр. В средней группе можно добавить логоритмические комплексы, которые состоят из коротких логоритмических упражнений (методика Овчинниковой). Эти упражнения разучиваются в группах с воспитателями. Важно , чтобы дети не только выполняли Общеразвивающие упражнения, но и пели предложенные песенки, и здесь очень важен комплексный подход - работа воспитателя, музыкального руководителя и моя. Так же в средней группе начинайте проводить подвижные игры с речевым сопровождением. Эти игры широко представлены в книге «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе» Ю.А. Кирилловой, многие из них я использую с музыкальным сопровождением, и получаются несложные танцевальные композиции.
С середины года можно начинать выполнять с детьми небольшие ритмические разминки - ОРУ под музыку. НО так как двигательные навыки еще не до конца сформированы, важно, чтобы движения были детям хорошо знакомы и отработаны в обычном режиме. Тогда, выполняя их под музыку, у детей будут преобладать положительные эмоции, что определяет состояние успеха.
Основная же работа по ритмике, как уже говорилась, начинается в старшем дошкольном возрасте. Длительность ритмических занятий 30-35 минут. Цель занятий: создавать положительный психологический настрой, повышать эмоциональный уровень, способствовать развитию мышления, воображения, развивать творческие способности ребенка, укрепить здоровье. Исходя из целей занятий, решаются многие задачи:
• Восстановление работоспособности:
-аппетит;
- умственная работоспособность
- заряд бодрости
- подготовка к труду
- отвлечение от других занятий.
• Воспитание физических качеств:
- выносливость
- ловкость
- осанка
- подвижность суставов
- красивая походка
- скоростные качества
- силовая подготовка
• Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:
- эмоциональное общение
- воспитание умения чувствовать и переживать прекрасное, развитие выразительности движений
- развитие коллективных движений (синхронность)
- развлечение, отдых.
• Развитие координации движений:
- красиво танцевать.
- развитие уверенности в себе
- повышение пластичности
- развитие свободы движений
- сочетание движений различных частей тела.
• Лечебное воздействие:
- формирование красивой фигуры
- закаливание
- улучшение самочувствия
- гибкость суставов
- дыхательная и сердечно-сосудистая система
- пищеварительная система
• Воспитание пластичности, музыкальности:
- эстетическое развитие -радость движения под музыку
- грациозность
- развитие музыкального слуха
- умение подобрать движение под музыку
- ритмичность
- развитие музыкального слуха
Все эти задачи выполнимы только в том случае, если работа будет проводиться
последовательно и регулярно.
1 Этап (младший дошкольный возраст)
1 раз в неделю - подвижные игры ритмического характера
1 раз в неделю - малоподвижные, хороводные игры с речевым сопровождением
- раз в месяц — танцевальные движения, используемые в сюжетных занятиях
- Этап (средний дошкольный возраст)
1 раз в неделю - логоритмические упражнения
1 раз в месяц - Логоритмический комплекс
1 раз в неделю - игры с речевым сопровождением
- раз в неделю - игры ритмического характера
- раза в месяц - танцевальные композиции, используемые в сюжетных и игровых занятиях
Начиная со 2 половины года - ритмические разминки на основе комплексов ОРУ, выполняются на 2 и 4 неделе по 2 занятия. На 1 и 3 неделе разучивание этих же общеразвивающих упражнений без музыки.
3 Этап (старший дошкольный возраст)
- раз в месяц - логоритмический комплекс
- раза в месяц - танцевальные композиции, используемые в сюжетных и игровых занятиях
Ритмические разминки ( комплексы) на основе ОРУ разучиваются 1 в месяц и выполняется 4 раза (1 раз в неделю)
1 раз в месяц - Ритмическое занятие, состоящее из нескольких музыкальных композиций и упражнений на разные группы мышц
В заключении хочу добавить, что при составлении ритмических комплексов для дошкольников следует учитывать не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы должны быть доступными, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, передавать образно, в игровой форме. Комплексы могут быть включены в праздники и развлечения как показательные выступления.
Разновидности комплексов:
- комплексы - уроки
- комплекс - разминка
- комплекс - танец
- комплексы утренней гимнастики
- комплекс - физкультминутка
- комплекс - образно - игровой
- комплекс - с предметами
- комплекс - восстановление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурные занятия в детском саду подготовительная к школе группа детского сада
ПЛАНЫ И КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ...
Элементы ритмики в физкультурных занятиях в детском саду.
Движение в любой форме всегда является оздоровительным фактором. Во время занятий физкультурой у детей повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствие, что значительно облегчает решени...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
.Растить детей здоровыми ,сильными, эмоциональными -задача каждого дошкольного учреждения.В данной консультации даются методические указания по проведению занятий по физической культуре во всех возрас...
Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Основная цель: помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности,...
Консультация для воспитателей «Физкультурное занятие в детском саду»
Консультация для воспитателей «Физкультурное занятие в детском саду» ...
Консультация для воспитателей «Физкультурное занятие в детском саду»
Целью занятий по физической культуре в настоящее время считают укрепление здоровья детей и организацию здорового образа жизни через владение знаниями о функционировании своего организма и способах его...
Консультация для родителей "Спортивная обувь для физкультурных занятий в детском саду"
Консультация для родителей, для правильного подбора обуви на физкультурных занятиях...