Консультация для воспитателей: "Элементы ритмики на физкультурных занятиях в детском саду»
консультация

Высоцкая Лариса Анатольевна

Движение в любой форме всегда является оздоровительным фактором. Во время занятий физкультурой у детей повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствие, что значительно облегчает решение задач по формированию физических качеств и навыков. Поэтому задача физкультурного руководителя сделать занятия по-настоящему развивающими, интересными, увлекательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_ritmiki_v_fizkulturnyh_zanyatiyah.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы ритмики на физкультурных занятиях

в детском саду

 

Движение в любой форме всегда является оздоровительным фактором. Во время занятий физкультурой у детей повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствие, что значительно облегчает решение задач по формированию физических качеств и навыков. Поэтому задача физкультурного руководителя сделать занятия по-настоящему развивающими, интересными, увлекательными.

Ритмическую гимнастику, танцы, логоритмические упражнения, подвижные игры с речевым сопровождением можно использовать в физкультурных занятиях любого типа - будь то традиционные занятия, игровые или сюжетные. Эти занятия очень нравятся детям, они создают высокий эмоциональный подъем. Доказано учеными, что ритм вообще усиливает энергетическую активность мозга. Мозг начинает вырабатывать вещество - «эндорфин» - в народе называемый «гормоном счастья», -Обладающего способностью снимать боль, влиять на эмоциональное состояние. Творчество, активное движение под музыку повышает уровень эндорфина в крови, и дает дополнительные силы. И на своих занятиях я заметила, что одни и те же упражнения, выполненные под музыку и без, имеют качественные различия.

Поэтапность работы очень важный фактор, способствующий усвоению и качественному выполнению поставленных задач. Задачи следующие: 1. Умение соотносить движения с музыкой.

2.Развитие двигательных качеств, таких как координация, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность.

3.Формирование двигательных навыков и умений в различных видах упражнений (из области хореографии, художественной и ритмической гимнастики). Реализация всех этих задач является основой для самого главного - свободе самовыражения ребенка посредством движений под музыку, развитие творческих способностей, умение интерпретировать музыкальное произведение в соответствии с собственной индивидуальностью.

Работа по обучению детей ритмике начинается со старшей группы. Но уже с младшими дошкольниками можно выполнять несложные задания. В этом возрасте проходит подготовительный этап. Он включает в себя умение слышать ритм и постепенно воспроизводить его. Для этих целей хорошо подходят игры «Хлопки под считалку», «Прыжки под считалку», «Топ-топ», и др. Эти игры хорошо тренируют ритмический слух, учат согласовывать движения с ритмическим рисунком. Их можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и в любых других режимных моментах. Нужно сказать, что и старшие дошкольники с удовольствием играют в эти игры. Но для них подбираются считалки и песенки с более сложным ритмическим рисунком.

В младшей группе  так же можно проводить игры с музыкальным сопровождением из серии «Золотые ворота» Железновых. Они так же способствуют развитию чувства ритма. Но здесь уже добавляется музыка, которая способствует развитию музыкального слуха, воображения и координации движения.

Во время проведения сюжетных и игровых занятий  предлагайте детям исполнить несложные танцевальные композиции. Эти композиции построены на знакомых мелодиях детских песенок и плавно вплетаются в сюжет занятия. Движения так же должны быть простыми и знакомыми. Как правило, они изучены ранее с музыкальным руководителем. Но в любом случае, на этом этапе четкого выполнения не требуется. Самое главное -эмоциональный подъем, радость от движения и желание повторить это снова.

В средней группе продолжается подготовительный период, но требования к выполнению движений повышаются, так как двигательные навыки в этом возрасте более сформированы, я добиваюсь более четкого выполнения танцевальных движений, слаженных действий во время игр. В средней группе можно добавить логоритмические комплексы, которые состоят из коротких логоритмических упражнений (методика Овчинниковой). Эти упражнения разучиваются в группах с воспитателями. Важно , чтобы дети не только выполняли Общеразвивающие упражнения, но и пели предложенные песенки, и здесь очень важен комплексный подход - работа воспитателя, музыкального руководителя и моя. Так же в средней группе  начинайте проводить подвижные игры с речевым сопровождением. Эти игры широко представлены в книге «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе» Ю.А. Кирилловой, многие из них я использую с музыкальным сопровождением, и получаются несложные танцевальные композиции.

С середины года можно начинать выполнять с детьми небольшие ритмические разминки - ОРУ под музыку. НО так как двигательные навыки еще не до конца сформированы, важно, чтобы движения были детям хорошо знакомы и отработаны в обычном режиме. Тогда, выполняя их под музыку, у детей будут преобладать положительные эмоции, что определяет состояние успеха.

Основная же работа по ритмике, как уже говорилась, начинается в старшем дошкольном возрасте. Длительность ритмических занятий 30-35 минут. Цель занятий: создавать положительный психологический настрой, повышать эмоциональный уровень, способствовать развитию мышления, воображения, развивать творческие способности ребенка, укрепить здоровье. Исходя из целей занятий, решаются многие задачи:

•        Восстановление работоспособности:

-аппетит;

  • умственная работоспособность
  • заряд бодрости
  • подготовка к труду
  • отвлечение от других занятий.

•        Воспитание физических качеств:

  • выносливость
  • ловкость
  • осанка
  • подвижность суставов
  • красивая походка
  • скоростные качества
  • силовая подготовка

•        Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:

  • эмоциональное общение
  • воспитание умения чувствовать и переживать прекрасное, развитие выразительности движений
  • развитие коллективных движений (синхронность)
  • развлечение, отдых.

•        Развитие координации движений:

-        красиво танцевать.

- развитие уверенности в себе

  • повышение пластичности
  • развитие свободы движений
  • сочетание движений различных частей тела.

•        Лечебное воздействие:

  • формирование красивой фигуры
  • закаливание
  • улучшение самочувствия
  • гибкость суставов
  • дыхательная и сердечно-сосудистая система
  • пищеварительная система

•        Воспитание пластичности, музыкальности:

  • эстетическое развитие -радость движения под музыку
  • грациозность
  • развитие музыкального слуха
  • умение подобрать движение под музыку
  • ритмичность
  • развитие музыкального слуха

Все эти задачи выполнимы только в том случае, если работа будет проводиться

последовательно и регулярно.

1 Этап (младший дошкольный возраст)

1 раз в неделю - подвижные игры ритмического характера

1 раз в неделю - малоподвижные, хороводные игры с речевым сопровождением

  1. раз в месяц — танцевальные движения, используемые в сюжетных занятиях
  2. Этап (средний дошкольный возраст)

1 раз в неделю - логоритмические упражнения

1 раз в месяц - Логоритмический комплекс

1 раз в неделю - игры с речевым сопровождением

  1. раз в неделю - игры ритмического характера
  2. раза в месяц - танцевальные композиции, используемые в сюжетных и игровых занятиях

Начиная со 2 половины года - ритмические разминки на основе комплексов ОРУ, выполняются на 2 и 4 неделе по 2 занятия. На 1 и 3 неделе разучивание этих же общеразвивающих упражнений без музыки.

3        Этап (старший дошкольный возраст)

  1. раз в месяц - логоритмический комплекс
  2. раза в месяц - танцевальные композиции, используемые в сюжетных и игровых занятиях

Ритмические разминки ( комплексы) на основе ОРУ разучиваются 1 в месяц и выполняется 4 раза (1 раз в неделю)

1 раз в месяц - Ритмическое занятие, состоящее из нескольких музыкальных композиций и упражнений на разные группы мышц

В заключении хочу добавить, что при составлении ритмических комплексов для дошкольников следует учитывать не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы должны быть доступными, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, передавать образно, в игровой форме. Комплексы могут быть включены в праздники и развлечения как показательные выступления.

Разновидности комплексов:

  • комплексы - уроки
  • комплекс - разминка
  • комплекс - танец
  • комплексы утренней гимнастики
  • комплекс - физкультминутка
  • комплекс - образно - игровой
  • комплекс - с предметами
  • комплекс - восстановление

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы ритмики в физкультурных занятиях в детском саду.

Движение в любой форме всегда является оздоровительным фактором. Во время занятий физкультурой у детей повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствие, что значительно облегчает решени...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

.Растить детей здоровыми ,сильными, эмоциональными -задача каждого дошкольного учреждения.В данной консультации даются методические указания по проведению занятий по физической культуре во всех возрас...

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель: помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,...

Консультация для воспитателей «Физкультурное занятие в детском саду»

Консультация  для воспитателей «Физкультурное занятие в детском саду» ...

Консультация для воспитателей «Физкультурное занятие в детском саду»

Целью занятий по физической культуре в настоящее время считают укрепление здоровья детей и организацию здорового образа жизни через владение знаниями о функционировании своего организма и способах его...

Консультация для родителей "Спортивная обувь для физкультурных занятий в детском саду"

Консультация для родителей, для правильного подбора обуви на физкультурных занятиях...