КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
консультация на тему
.Растить детей здоровыми ,сильными, эмоциональными -задача каждого дошкольного учреждения.В данной консультации даются методические указания по проведению занятий по физической культуре во всех возрастных группах в детском саду. Предлагаетмя памятка структура проведения физкультного занятия.Как правильно расчитать моторную плотность занятия.Каждый воспитатель найдет в данной статье приемы и методы для решения поставленных задач на занятии по ФИЗО. Предлагается таблица,где показано что необходимо предусмотреть припроведении занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizrazvitie.docx | 77.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подружившись с физкультурой,
Гордо смотрим мы вперед!
Мы не лечимся микстурой,
Мы здоровы целый год
Организация физкультурных занятий в детском саду.
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.
Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Такими организационными формами работы являются:
– разные виды занятий по физической культуре;
– физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
– активный отдых;
– самостоятельная двигательная деятельность детей;
– занятия в семье.
Традиционно считается, что физкультурное занятие – основная форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.
Основными целями и задачами занятия являются: формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности; удовлетворение естественной биологической потребности в движении и тренировке организма с помощью специально-подобранных физических упражнениях, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки; воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее развитие дошкольников.
Проводится занятия физкультурой 2 -3 раза в неделю. Учебный процесс стоит организовывать таким образом, чтобы занятия спортом можно было проводить в первой половине дня. Также следует нормировать нагрузку и контролировать, чтобы продолжительность занятий не превышала 20 минут. В первую очередь для того, чтобы дети не израсходовали свой физический потенциал полностью и не переутомились, а, во-вторых, продолжительные занятия могут показаться им скучными.
Проводить физкультуру можно с использованием музыкального сопровождения или без него. На занятии дети должны учиться прыгать на возвышенность и в длину, приседать, бегать, ходить разными способами. Проводить занятие следует в игровой форме, поскольку это позволяет детям расслабиться и выполнять упражнения более непринужденно. Правильно организованное занятие может помочь ребенку развиваться не только физически, а и интеллектуально.
Для детей из старшей группы на занятии можно проводить несложные состязания. Например, найти того, кто быстрее всех пробежит змейкой или преодолеет полосу препятствий.
Неважно какого возраста ребенок и как часто он занимается физкультурой, в любом случае ему нужна физкультурная форма. В первую очередь сменка ему нужна для поддержания личной гигиены.
При построении предметно - пространственной среды необходимо соблюдать принципы:
• Открытости;
• Гибкого зонирования;
• Стабильности -динамичности;
• Гендерный подход.
Цель развивающей среды:
• Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
• Активизация двигательной деятельности.
Физкультурные занятия проводятся с детьми, начиная с 2-летнего возраста. С 5-ти лет занятия проводятся 3 раза в неделю (одно из них – на воздухе).
Длительность физкультурных занятий: 2-3 года – 10 минут; 3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 мин.
Для занятий подбираются упражнения, разные по назначению, двигательному содержанию и физическим нагрузкам – основные движения; общеразвивающие (ОРУ), строевые и спортивные упражнения, а также подвижные игры.
В практике работы с дошкольниками принята форма занятия, состоящая из 3-х частей:
1.Вводная часть – должна обеспечить организацию детей, активизацию внимания, подготовку организма к выполнению более сложных упражнений.
Воспитатель:*Я предлагаю отправиться в небольшое путешествие «В путь за знаниями, опытом.»
***№1. Организовать детей – Группа в шеренгу по росту за ведущим…. становись! (воспитатели выстраиваются в шеренгу)
№2 Собрать и активизировать внимание детей.
Малыши, малыши
Встали по порядку.
Малыши, малыши
Сделаем зарядку.
№3 Вызвать интерес к занятию.– К путешествию за знаниями, силой и здоровьем все готовы! (Готовы)
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно,
Только надо знать,
Как здоровым стать!
№4. Создать бодрое настроение:
Чтоб расти и закаляться,
Не по дням, а по часам
Физкультурой заниматься,
Заниматься надо нам.
№5 Вовлечение различных органов и систем организма на постепенно увеличивающуюся физиологическую нагрузку.
***А теперь рассмотрим из чего же состоит вводная часть занятия. КОРРЕГИРУЮЩИЕ виды ходьбы
№1 – Это строевые упражнения. По-порядку рассчитайсь!Пересттроение1-2-3 шеренги(старший возраст)
Разомкнитесь на расстояние одной ладони.
Строевое упражнение- размыкание.
– Группа направо!
№2. –Различные виды ходьбы. В обход по залу обычным шагом марш!
1. Обычная ходьба в умеренном темпе.
2 Ходьба высоко поднимая колени. «Спортсмены»Движения энергичные, четкие.
3. Ходьба широким шагом. «Шаги –великаны» (перешагиваем лужи) Примерная длина шага различна для детей разных возрастов (32—35 см в 2 года, 55—60 см к 7 годам). При выполнении этого вида ходьбы нельзя чрезмерно увеличивать длину шагов, так как это может привести к нарушению формирующейся у детей координации движений.
4. Ходьба в полуприседе и приседе. «Гусиный шаг» Выполняется на полусогнутых или полностью согнутых в коленях ногах. При ходьбе в полуприседе нога ставится на переднюю часть стопы, а при ходьбе в приседе — на всю стопу. Спину надо стараться держать прямо. Руки двигаются свободно. При ходьбе в полуприседе их можно поставить на пояс, при ходьбе в приседе руки лучше держать на коленях.
5. Ходьба скрестным шагом. В этом виде ходьбы одна нога выносится вперед и ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперед незначительное. Ногу нужно ставить выпрямленной и на всю стопу. Руки целесообразно держать на поясе, так как их активные движения могут привести к чрезмерному повороту туловища и нарушить координацию движений.
5. Ходьба змейкой. Движение между предметами (ориентирами) в старшей группе без ориентиров
№3 – Профилактика плоскостопия.
1. Ходьба на носках. «Мышки»
2. Ходьба на пятках. «Медведи»
3.А сейчас внимание, я задаю вопросы на ответ «да» вы идете на носках, на ответ «нет» - на пятках.
- Можно ли пить холодное молоко?
- Помогает ли при простуде липовый мед?
- Можно ли гулять с мокрыми ногами?
- Является ли малина лекарственным растением?
- Можно ли самовольно пить таблетки?
- Нужно ли выполнять рекомендации врача?
4. Ходьба перекатом с пятки на носок.
5. Ходьба спиной вперед.
№ 4. – Элементы танца
1. Ходьба приставным шагом. Может выполняться вперед, назад, в правую и левую сторону. Шаг начинается с любой ноги: одна при этом выносится вперед, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом шаге. Не следует поворачивать ступню приставляемой ноги носком внутрь.
№ 5. – Различные виды бега.
1. Обычный бег.– Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки
2. Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать. Можно поставить руки на пояс.
3. Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.
4. Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
5. Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.
№6. –Упражнения на восстановление дыхания.
-«Филин» : И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем через стороны вверх – вдох через нос, опускаем вниз, выдыхаем и произносим: У-гу. у-гу,у-гу!
-«Рубим дрова» : И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем вверх, соединяем в замок – вдох через нос, опускаем резко вниз, выдыхаем и произносим: Ох! Ох! Ох!
-«Задуй свечу»
Сделайте один большой вдох и сразу выдохните весь воздух «Задуй большую свечу»;
Сделайте один большой вдох и выдохните тремя небольшими выдохами «Задуйте три свечи»;
Сделайте один большой вдох и медленно задуйте много свечей на вашем именинном торте.
№7. – Построения и перестроения.– Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (два, три) поворотом в движении.
2.Основная часть, в которой реализуется главные образовательные задачи, состоит из общеразвивающих упражнений (ОРУ), основных видов движений (или спортивных упражнений) и подвижной игры.
1. Общеразвивающие упражнения.
Цель: обеспечить тренировку всех мышц, способствовать формированию хорошей осанки подготовить организм к дальнейшим нагрузкам
2. Упражнения в основных видах движений.
Основная часть занятия направлена на решение главных задач:
– обучение детей новым упражнениям,
– повторение и закрепление ранее пройденного материала
– овладение жизненно важными двигательными навыками
Способы обучения основным видам движений:
Поточный способ: Предусматривает выполнение упражнений по очереди, что неизбежно приводит к ожиданию тем более продолжительному, чем больше детей в группе. Разновидностью поточного способа является круговой, когда дети выполняют друг за другом не одно, а серию упражнений, повторяя каждую серию 4-6 раз. Этот способ применяется не для разучивания, а в основном для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств.
Фронтальный способ:Предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми детьми одновременно, что исключает или сокращает до минимума ожидание. Такой способ требует соответствующей организации, так как контроль за правильностью выполнения движениями несколькими затруднен.
Групповой способ:Формируется 2-3 подгруппы детей, каждая получает свое задание. С одной проводится обучение запланированному движению, остальным предлагается выполнение уже знакомых, не требующих страховки упражнений. При использовании данного способа повышается общая и моторная плотность занятия, обеспечивается целесообразная, постепенно нарастающая динамика пульса, появляется возможность закрепления навыков при повторении упражнений. Преимущество способа состоит в возможности разделения детей на подгруппы с учетом их двигательной подготовленности, что в известной мере индивидуализирует занятия. Групповой способ целесообразен в работе со старшими дошкольниками.
Подвожу итог подготовки оборудования к занятию.-Предлагаю принять участие в дальнейшем путешествии 10-ти участникам.
А сейчас мы приступаем к самой ответственной части нашего путешествия вам, предстоит преодолеть трудности найти тот самый приятный сладкий плод знан
Итог: Мы отыскали наш «Плод знаний и опыта».
Последнюю часть основной части занятия –игры :Подвижные игры
3.В заключительной части следует обеспечить переход от интенсивных движений к спокойным. С помощью подбора специальных упражнений педагог постепенно снижает нагрузки на организм и через 3-5 минут после окончания занятия приводит работу органов и систем в первоначальное состояние. Такими упражнениями являются малоподвижные игры, спокойная ходьба, упражнения на релаксацию.
***В завершении рефлексия в форме игры «Кувшин (см занятие мое Космонавты».
……………………….
Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в детском саду, в семье. Значение утреней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.
Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения.
Физкультминутки – кратковременные (1-2 мин) перерывы на занятиях для выполнения физических упражнений с целью предупреждения утомления, сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.
Время проведения физкультурной минутки зависит от характера и содержания занятия, так как при утомлении у детей начинает проявляться двигательное беспокойство и рассеивается внимание. Физические упражнения подбираются с учетом специфики проводимого занятия.
Подвижные игры – игры с преобладанием двигательной активности, самый доступный способ закрепления двигательных навыков и формирования физических качеств и способностей.
Подвижные игры классифицируются следующим образом:
- по двигательному содержанию (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием и т.д.);
- по степени воздействия на организм (большой, средней и малой подвижности);
- по содержанию (сюжетные и бессюжетные );
- по развитию двигательных навыков и физических качеств;
- по использованию пособий (мячи, палки, обручи и т.п.).
Со старшими дошкольниками используются элементы спортивных игр.
Физкультурный досуг наполняет жизнь детей эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Содержание досуга составляют знакомые им подвижные игры и физические упражнения.Главными задачами воспитателя при проведении физкультурного досуга является создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление каждому ребенку возможности испытать удовольствие от выполняемых им и другими детьми движений, а также радость от успехов товарища.
В детском саду необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей. Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье, развивает творчество, фантазию.
Для воспитателей
Рефлексия «Чему я научилась» написано неоконченные предложения -допиши:
• Я научилась…
• Я узнала, что…
• Я нашла подтверждение тому, что…
• Я обнаружила, что…
• Я была удивлена тем, что…
• Мне нравится, что…
• Я была разочарована тем, что…
• Самым важным для меня было…
• Мне сегодня…
Спасибо за внимание. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезна вам
ПАМЯТКА
СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ
Вводная часть:
Цель: повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к к нагрузкам основной части;
Содержание: строевые упражнения, различные виды ходьбы, и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию, построения и перестроения.
Основная часть:
- Общеразвивающие упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота и спины, ног, для гибкости позвоночника.
Цель: обеспечивает тренировку всех мышц, способствует воспитанию хорошей осанки, подготавливает организм к дальнейшим нагрузкам.
- Обучение детей основным видам движений.
Цель: способствует развитию всех физических качеств дошкольников. Задачи и объем для каждой возрастной группы определен Программой воспитания и обучения в детском саду.
- Подвижная игра.
Цель: обогащает двигательный режим, способствует развитию всех физических качеств – силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, тренировке тормозных процессов, дает максимальную двигательную разрядку.
Заключительная часть:
Цель: восстановление частоты сердечного пульса, подведение педагогического итога занятия.
Содержание: малоподвижная или спокойная игра, физические упражнения с постепенным снижением темпа, заключительная ходьба с замедлением темпа, упражнения на восстановление дыхания.
Определение физической нагрузки на физкультурном занятии
Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением после вводной части не мене чем на 20-25 %, после развивающих упражнений - не менее чем на 50%, после обучения основным движениям – не менее чем на 25 %, после подвижной игры – до 70-90 %. В конце занятия пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо превышает его на 15-20 % .
Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной – прирост пульса. Своеобразие физиологической кривой определяется характером занятия. Для занятия обучающего плана физиологическая кривая двухвершинная. Она несколько снижается во время обучения основным движениям, так как при этом за счет объяснений, показа, контроля выполнения движения заметно уменьшается двигательный компонент и, следовательно, частота сердечных сокращений. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой , и реагирует на неё перевозбуждением пульса.
Определение частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании вводной части занятия, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров. В группе 3-4- летнего возраста тренирующий эффект обеспечивают занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не более 130-14- ударов, в старших группах (5-7 лет) – не менее 140-150 ударов.
Прогноз моторной плотности физкультурного занятия
Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть | |||
Ходьба, бег, корригирующие упражнения, ориентировка в пространстве. | Общераз-вивающие упражне-ния | Основные движения | Подвижная игра | Ходьба, мало -подвижные игры | |
Длительность: младшая гр. средняя гр. старшая гр. подготовительная | 2-3 мин. 3-4 мин. 4-5 мин. 5-6 мин. | 3-4 мин. 4-5 мин. 5-6 мин. 6-7 мин. | 8-9 мин. 9-10 мин. 10-12 мин. 12-13 мин. | 3 мин. 4 мин. 5 мин. 6 мин. | 1-2 мин. 2 мин. 2-3 мин. 3 мин. |
моторная плотность | 95-100% | 60-80 % | 50-60 % (при разучивании движений); 60-100% (при повторении и совершенство-вании движений). | 60-75% | 90-100% |
Общая плотность физкультурного занятия: в зале – не ниже 80-85 %, занятия на воздухе – не ниже 90-100%.
Моторная плотность физкультурного занятия: младшие группы – не ниже 60%, старшие группы – не ниже 80%.
Практические умения необходимые воспитателю
для проведения физкультурных занятий
Каждый воспитатель находит свои методы и приемы для решения поставленных задач. Однако, «своё» приходит лишь после овладения элементов разработанной и проверенной на практике своеобразной «технологии».
В нижеследующей таблице показано, что необходимо предусмотреть при проведении занятия по физкультуре, а вот как это обеспечить, нужно решать самому.
Основные элементы и задачи | На что обратить внимание |
Подготовка к занятию – продумать содержание занятия, подготовить оборудование, пособия, наметить конечные результаты | Учесть этапы обучения. Предусмотреть достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь, удобное расположение пособий. |
Разминка – подготовить организма к нагрузке, вызвать интерес к занятию, продумать игровую мотивацию, целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, способу выполнения, нагрузке | Не допустить длительных бесцельных движений; дать четкие, краткие указания, продумать ритмическое сопровождение (счет, бубен, музыкальное сопровождение) |
Общеразвивающие упражнения – выполнение с наибольшей пользой для организма: правильная осанка, исходное положение, дыхание, дозировка упражнений и т.д. | Предусмотреть названия упражнений, смену, исходное положение для каждого, их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию, по проговариванию и т.д.), различное ритмическое сопровождение. Выделить 1-2 наиболее важных элемента, объяснить их детям. |
Основные движения – овладение на уровне выдвинутых задач: научить выполнять в целом – на 1 этапе, элементам технике – на 2 этапе, творческому исполнению – на 3 этапе. | Поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, оценку. Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание выполнять упражнение. |
Подвижная игра – совершенствование движений, обеспечение пика нагрузки, упражнения в поведении. | Объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших – выделить правила); распределить роли; использовать всю возможную площадь, добиваться выполнения правил, качественного выполнения движений, регулировать нагрузку. |
Заключительная часть – восстановить пульс и дыхание | Не допускать резкой остановки после бега, и других нагрузочных упражнений; восстановить дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа, включением дыхательных упражнений. Игра малой подвижности. |
Начало формы
Конец формы
Методические указания к проведению занятий по физической культуре
Занятия во второй младшей группе детского сада проводятся два раза в неделю, их продолжительность составляет до 20 минут. Помещение (зал, групповая комната) проветривается, предварительно проводится влажная уборка. Поверхность пола должна быть сухой после влажной уборки во избежание травм. Дети занимаются в соответствующей и общепринятой одежде (шорты, футболка). Если условия не позволяют, то упражнения в положении сидя и лежа следует заменить другими.
Прежде чем дети начнут заниматься, желательно познакомить их с залом: показать пособия, оборудования, место их хранения. Можно показать им фрагмент физкультурного занятия в средней или старшей группе, обратить их внимание на то, как дети выполняют различные упражнения.
Физкультурные занятия во второй младшей группе построены по общепринятой структуре и состоят из вводной, основной и заключительной частей. Для каждой части занятия характерны свои задачи.
Вводная часть (2–3 минуты) включает упражнения, которые мобилизуют внимание детей, подготавливают к выполнению предстоящей двигательной нагрузки, являясь небольшой разминкой. Это упражнения в ходьбе, беге, построениях, с различными заданиями, иногда с музыкальным сопровождением.
Упражнения в ходьбе и беге, как правило, проводятся в чередовании. Сначала предлагается ходьба – примерно половину и треть "круга", а затем – бег полный "круг", и задания повторяются. Понятие "круг" условное, кроме специальной ходьбы и бега действительно по кругу. Можно по углам зала поставить ориентиры (небольшие предметы – кубики, кегли (кроме флажков на палочке)), чтобы детям легче было ориентироваться.
Построения и перестроения развивают у детей ориентировку в пространстве, помогают осмысливать свои действия.
В начале года, на первых занятиях не стоит предлагать организованного построения, дети могут упражняться в совместных действиях в игровой форме, например, при передвижении с одной стороны зала на другую, в виде игры – "Пошли в гости к кукле (мишке)". Через несколько занятий воспитатель предлагает построение в шеренгу, колонну небольшими группами по кругу, используя ориентиры (кубики, мячи, шнуры и т. д.)
Основная часть (12–15 минут) включает гимнастические упражнения общеразвивающего характера с различными предметами и без них; основные виды движений (упражнения в равновесии, прыжках, лазании и метании), подвижную игру.
Для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ) построения могут быть различными и выполняться по ориентирам (кубики, мячи, кегли), особенно в начале обучения.
Особое внимание воспитатель уделяет правильному исходному положению ног, так как это определяет общую нагрузку на организм и отдельные группы мышц.
Исходные положения предлагаются самые разнообразные: стойка ноги на ширине ступни, на ширине плеч, стойка на коленях, лежа на спине и животе. Важен последовательный переход от одного исходного положения к другому. Так, если нужно перевести детей из положения стоя в положения лежа, то сначала их переводят в положение сидя (плавно опускаясь), а затем в положение лежа. Для перехода из положения стоя в положение стойка на коленях требуется, чтобы дети сначала присели и затем плавно опустились на колени (не ударяясь о пол).
При проведении общеразвивающих упражнений в положении стоя, как правило, используют две позиции – стойка ноги на ширине ступни и на ширине плеч. Наклоны и повороты воспитатель выполняет с детьми 1–2 раза. Далее малыши продолжают выполнять упражнение самостоятельно по указанию педагога.
В основном упражнения воспитатель показывает сам и некоторые из них может показать наиболее подготовленный ребенок. После показа и объяснения дети самостоятельно выполняют прыжки, а ритм задает воспитатель – это могут быть удары в бубен, хлопки в ладоши или музыкальное сопровождение.
В течение одной недели каждого месяца желательно проводить общеразвивающие упражнения без предметов. На остальных занятиях используется различное оборудование. Это делает упражнения более интересными и позволяет варьировать одни и те же задания.
При подборе предметов необходим принцип оптимальной организации занятий. Так, если в основной части занятия включаются упражнения с мячами – прокатывание или перебрасывание, то и общеразвивающие упражнения желательно провести с мячами.
Составляя перспективный план занятий, воспитатель намечает упражнения для обучения, повторения и закрепления. На выполнение обучающих упражнений отводится больше времени, на повторение знакомого материала не требуется детального объяснения, а предполагается лишь некоторые уточнения или частичный показ.
Во второй младшей группе обычно планируется два вида основных движений на одном занятии. Увеличение набора основных движений может снизить качество усвоения упражнений.
Правильная организация занятий предполагает продуманное расположение пособий, поэтому в плане или конспекте занятия желательно обозначить схему их размещения, а также и местоположения детей и педагога.
Условием, обеспечивающим освоение детьми двигательных навыков и умений, является подбор основных движений для каждого занятия с учетом их сочетаемости и постепенного усложнения. Это достигается двукратным повторением каждого занятия в течение недели, с небольшими изменениями и правильным подбором второго основного движения, которое в данном случае выступает как средство дополнения двигательного опыта детей, подготовки их к новому заданию. Например, на первой неделе каждого месяца вторым движением планируются прыжки, а на следующей неделе прыжки являются первым основным движением: такая последовательность способствует их лучшему усвоению.
Систему планирования основных видов движений можно представить в следующем виде: на первой неделе каждого месяца детей обучают равновесию и упражняют в прыжках; на второй неделе обучают прыжкам и упражняют в метании (все упражнения с мячом обозначены термином "метание"): на третьей – обучают метанию и упражняют в лазании, на четвертой – обучают лазанию и упражняют в равновесии. Такая система последовательности при обучении дошкольников основным видам движений разработана автором данного пособия. В практике работы данная система названа воспитателями "круговой".
Подвижная игра - кульминационный момент занятия в плане физической и эмоциональной нагрузки на организм ребенка.
Заключительная часть (2–3 минут). После подвижной игры детей надо привести в относительно спокойное состояние и только после этого можно перейти к другим видам деятельности. Как правило, в заключительную часть занятия входят простые упражнения, игры малой подвижности, хороводы.
******Занятия в средней группе детского сада физкультурные занятия проводятся три раза в неделю в утренние часы; продолжительность занятия составляет 20-25 мин. Помещение, в котором занимаются дети, необходимо подготовить в соответствии с гигиеническими требованиями (сделать влажную уборку, проветрить), заранее подобрать необходимый инвентарь. Каждое третье занятие в течение недели проводится на свежем воздухе, на площадке.
На физкультурных занятиях в зале дети занимаются в физкультурной форме (футболка, трусы, носки, кеды или полукеды). Для занятий на участке дети специально не переодеваются, но во время занятий одежда должна быть облегчена. Зимой желательно надевать детям куртки, рейтузы, вязаные шапочки. Одежда на занятиях в условиях прогулки должна соответствовать гигиеническим нормам и требованиям.
Физкультурные занятия в средней группе проводят по общепринятой структуре, состоят из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений.
Вводная часть (3-4 минуты) подготавливает организм ребенка к предстоящей более интенсивной нагрузке. Используются упражнения в ходьбе, беге, различные несложные задания с предметами, упражнения, укрепляющие мышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку.
При проведении упражнений в ходьбе и беге необходимо соблюдать их целесообразное чередование, не увлекаясь упражнениями в ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке. Продолжительность бега для детей 4-5 лет на занятиях различна. В начале года бег осуществляется 2-3 раза по 20-25 сек. в чередовании с ходьбой, к середине года продолжительность бега может быть увеличена до 30-35 сек.
Основная часть (12-15 минуты) направлена на решение главных задач занятия - обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важны ми двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т. д.
В содержание основной части занятия входят общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений и подвижная игра.
Общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, кубики, кегли, косички, палки и т. д.) И без предметов проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. В средней группе предлагается 5-6 упражнений по 5-6 повторов от 5 до 6 раз.
При проведении общеразвивающих упражнений используются различные виды построения: в круг, около предметов, заранее разложенных в шахматном порядке; врассыпную; в две или три колонны.
Педагог проверяет правильность исходного положения в каждом упражнении общеразвивающего характера, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц.
Исходные положения различны: стойка ноги на ширине ступни, плеч, сидя ноги врозь, в стойке на коленях, лежа на спине и животе и т. д. Следует обращать внимание на последовательный переход от одного исходного положения к другому.
В этой части занятия происходит обучение основным движениям: прыжкам, равновесию, метанию и лазанью. На одном занятии, как правило, предлагается два, иногда три основных вида движений, не считая упражнений, используемых в подвижной игре.
Заключительная часть (3-4 минуты) должна обеспечивать ребенку постепенный переход к относительно спокойному состоянию, особенно после подвижной игры.
****Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада проводятся -3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью в 30 мин. Каждое третье занятие проводится на площадке детского сада.
Структура физкультурных занятий общепринятая с вводной частью (4—б мин), основной (18—20 мин) и заключительной (З—4 мин). В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.). Во второй ч а с т и занятия обучают упражнениям общеразвивающего характера, основным видам движений, проводится подвижная игра.
В заключительной части используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания.
Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движений, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно сосудистую и дыхательную функции организма. Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.
При обучении упражнениям общеразвивающего характера старшей группе воспитатель применяет мелкий (флажки, кубики, скакалки, косички, палки, кегли и т. д.) и крупный (рейки, обручи большого диаметра, веревка) физкультурный инвентарь. Чередование физкультурного инвентаря в разной последовательности вносит разнообразие; так, например, выполнение упражнений с крупным инвентарем требует от детей осознанности, умения согласовывать свои действия с действиями товарищей это то новое, что характерно и доступно детям старшего дошкольного возраста.
В зависимости от того, какой инвентарь будет использован на занятии, воспитатель продумывает и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.
В старшей группе при выполнении общеразвивающих упражнений перед детьми ставятся более сложные задачи: четко принимать различные исходные положения, выполнять упражнения с разной амплитудой (большой, малой), соблюдать направление движения и т. д.
Перед началом занятия воспитатель подготавливает крупный и мелкий физкультурный инвентарь и располагает его в определенном месте. По указанию педагога дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики и т. д., а по окончании упражнений кладут их на место. При перестановке и переноске крупного инвентаря воспитатель привлекает детей. При этом необходимо учитывать, что излишняя нагрузка вредна для ребенка-дошкольника и может привести к нежелательным последствиям: образованию пупочных и паховых грыж, нарушению осанки.
Обучение основным видам движений является определяющим. Упражнения подбираются в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду». В целях гармоничного физического развития детей в течение года предусматривается примерно одинаковое количество упражнений по каждому виду движений.
На каждом занятии даются три основных вида движений. Их повторяют в определенной последовательности, усложняя и варьируя через сравнительно небольшие интервалы времени. При этом важна не только сочетаемость движений, но и задачи обучения для каждого вида на разных этапах: при разучивании упражнений, при повторении и закреплении.
В предлагаемой ниже системе планирования в первую неделю каждого месяца следует разучивать с детьми упражнения в равновесии, повторять упражнения в прыжках и закреплять упражнения в метании. Во вторую — для обучения используют упражнения в прыжках, а повторяют и закрепляют умения в метании и лазанье. В третью — разучивают упражнения в метании, а повторяют и закрепляют лазанье и равновесие. В четвертую — обучают лазанью, а упражняют в равновесии и прыжках.
Поскольку подвижная игра на каждом последующем занятии включает элементы того основного движения, которое дети осваивали на предыдущей неделе в качестве обучающего, практически все виды основных движений развивают непрерывно.
Заключительная часть обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность.
В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе детского сада проводятся три занятия в неделю, одно из которых обязательно на свежем воздухе; поэтому на методике и организации третьего физкультурного занятия следует остановиться подробнее.
(УЛИЦА) -Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по той же схеме (вводная, основная и заключительная части). Однако в проведении физкультурных занятий на прогулке имеются и некоторые специфические особенности.
Первая часть служит той же цели: ввести организм в состояние подготовленности к основной, второй части — и предлагает несложные задания в ходьбе, беге, комбинации с различными заданиями, которые выполняются по сигналу воспитателя. Вторая часть включает упражнения в игровой занимательной форме с использованием прыжков, бега, метания, лазанья и т. д. Организация детей, при которой они делятся на большее количество групп (команд), позволяет увеличить двигательную активность, обеспечить разнообразие и интерес к выполняемым упражнениям. К тому же в этих упражнениях присутствует элемент соревнования между детьми и группами одновременно.
Третья, заключительная часть занятия на свежем воздухе также небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности, приближающейся к исходному уровню.
Таким образом, на занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, а также с использованием игр с элементами спорта, подвижных игр.
В весенне-летний период, когда одежда не стесняет движения детей, воспитатель по своему усмотрению может включить упражнения общеразвивающего Характера без предметов и с различным инвентарем. Это в большей степени относится к регионам с мягким теплым климатом. И, наоборот, в условиях продолжительной зимы, вполне возможно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.
При проведении занятия на свежем воздухе главное правильно и четко организовать детей, при этом возможны различные варианты, например:
§ дети одновременно выполняют (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге (перебрасывание мячей, прокатывание обручей), затем делятся на пары (в играх с мячом, с элементами спорта бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол);
§ дети делятся на подгруппы. Одна занимается под наблюдением воспитателя, другая самостоятельно выполняет подряд два или три упражнения, затем дети меняются местами;
§ дети делятся на три-четыре подгруппы, каждой предлагается задание, а по условному сигналу происходит смена мест и заданий.При проведении подвижных игр, эстафет важно меры по предупреждению травматизма: сохранять между детьми во время бега, прыжков; переносить достаточным количеством ребят и т.д.
Время занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Проводить физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть детей и продолжить прогулку или же проводить занятие в конце прогулки.
Проведение физкультурных занятий с детьми 6-7 лет
***В подготовительной к школе группе детского сада проводятся 3 занятия по физической культуре в неделю в утренние часы. Продолжительность занятия составляет 30—35 минут. Каждое третье занятие проводится на свежем воздухе.
Структура физкультурных занятий общепринятая: занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Выделение частей занятия обусловлено физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями. Вводная часть обеспечивает постепенное включение детей в двигательную деятельность. Основная часть (самая большая по объему и значимости) способствует достижению оптимального уровня работоспособности в соответствии с задачами занятия. Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей.
^ Вводная часть (продолжительность 5-6 минут). В эту часть включают упражнения в построениях, перестроениях; различные варианты ходьбы, бега, прыжков с относительно умеренной нагрузкой; несложные игровые задания.
Разучивание упражнений в ходьбе и беге предусматривает обязательное их чередование. Неравномерность этих упражнений, их однообразие могут привести к снижению внимания, интереса, а также отрицательно сказаться на формировании осанки и стопы детей.
^ Основная часть (продолжительность 20-25 минут). В эту часть включают упражнения на развитие опорно-двигательного аппарата, физических и морально-волевых качеств личности. Эти общеразвивающие упражнения, проводящиеся с разными темпом и амплитудой движения, укрепляют крупные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве.
Одно из ведущих мест в основной части занятия занимает обучение основным видам движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), обеспечивающим всестороннее воздействие на организм ребенка и его функциональные возможности. В содержание основной части занятия.
При проведении подвижных игр с детьми подготовительной группы возрастает роль педагога. Он должен не только знать содержание и правила каждой игры, но и умело направлять детей на достижение двигательных задач, формирование морально-волевых качеств (смелости, сообразительности, взаимовыручки, поддержки и т.д.), без которых процесс воспитания и обучения невозможен.
Физическая нагрузка в подвижной игре во многом определяется методикой ее проведения. Интенсивность движений, их продолжительность, темп влияют на физическую нагрузку в игре. Различают игры большой, средней и малой подвижности.
На физкультурных занятиях преимущественно используются игры большой и средней подвижности; характер игры во многом определяется предыдущим набором упражнений и их количественным соотношением.
К играм большой подвижности относятся те, в которых по возможности участвуют все дети. В таких играх используются бег и прыжки в чередовании с коротким отдыхом. Нагрузка диктуется содержанием, правилами и подготовленностью детей. Это игры «Ловишки», «Перебежки» и др.
В играх средней подвижности также принимает активное участие большинство детей, однако их действия посменные и не несут большой двигательной нагрузки. Это игры «Пустое место», «Мяч водящему» и др.
После проведения подвижной игры любой интенсивности, и особенно большой, необходимо предложить детям обычную ходьбу, не останавливая их резко на месте; дать возможность восстановить дыхание, переключив на другую, более спокойную деятельность.
^ Заключительная часть (продолжительность 4-5 минут). В содержание этой части входят упражнения в ходьбе, игры малой подвижности, хороводы, несложные игровые задания.
Для каждого занятия необходимо предусмотреть наиболее рациональные способы организации детей и расположение физкультурного инвентаря. Это позволит более эффективно использовать время, отведенное для непосредственного выполнения физических упражнений, повысить двигательную активность детей.
При проведении физкультурных занятий рекомендуется использовать общепринятые способы организации детей — фронтальный, поточный, групповой и индивидуальный.
При использовании фронтального способа все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в обшеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом.
^ Поточный способ — один из самых распространенных. Дети поточно, друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие — ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т.д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное — оказывать страховку в случае необходимости.
Поточный способ широко используется для закрепления пройденного материала. Иногда этим способом выполняется несколько упражнений подряд. Например, дети колонной, друг за другом, проходят по гимнастической скамейке, выполняя задание на равновесие, затем переходят к прыжкам на двух ногах, продвигаясь вперед на заданную дистанцию, и, наконец, забрасывают мяч в корзину.
При групповом способе дети по указанию педагога распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (например, с мячом). Пособия и оборудование располагают таким образом, чтобы педагог мог видеть всех детей и по мере необходимости отдавать распоряжения. Обычно такой способ организации применяется, когда дети уже овладели определенным запасом двигательных навыков и умений.
Индивидуальный способ применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности. Показ упражнения и объяснение должны быть предельно точными и краткими. Подобный способ используется при оценке уровня физической подготовленности (в начале года, в середине и в конце), чтобы определить исходные возможности детей и результаты целенаправленных физкультурных занятий.
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.
Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Такими организационными формами работы являются:
– разные виды занятий по физической культуре;
– физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
– активный отдых;
– самостоятельная двигательная деятельность детей;
– занятия в семье.
Проводится занятия физкультурой 2 -3 раза в неделю. Учебный процесс стоит организовывать таким образом, чтобы занятия спортом можно было проводить в первой половине дня. Также следует нормировать нагрузку и контролировать, чтобы продолжительность занятий не превышала 20 минут. В первую очередь для того, чтобы дети не израсходовали свой физический потенциал полностью и не переутомились, а, во-вторых, продолжительные занятия могут показаться им скучными.
Проводить физкультуру можно с использованием музыкального сопровождения или без него. На занятии дети должны учиться прыгать на возвышенность и в длину, приседать, бегать, ходить разными способами. Проводить занятие следует в игровой форме, поскольку это позволяет детям расслабиться и выполнять упражнения более непринужденно. Правильно организованное занятие может помочь ребенку развиваться не только физически, а и интеллектуально.
Для детей из старшей группы на занятии можно проводить несложные состязания. Например, найти того, кто быстрее всех пробежит змейкой или преодолеет полосу препятствий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к организации физкультурных занятий в детском саду с учётом группы здоровья
Детям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы даже больше, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ре...
Консультация для педагогов на тему: «Организация проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду. Во время прогулки дети получают много новых знаний и умений. Прогулка имеет огромное влияние на всестороннее развитие детей....
Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Основная цель: помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности,...
Консультация для воспитателей "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"
Основа современного дошкольного образования — личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе нев...
Консультация для воспитателей: "Элементы ритмики на физкультурных занятиях в детском саду»
Движение в любой форме всегда является оздоровительным фактором. Во время занятий физкультурой у детей повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствие, что значительно облегчает решени...
Семинар-практикум "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ "
Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечив...
«Круговая тренировка как особая форма организации физкультурного занятия в детском саду»
laquo;Круговая тренировка как особая форма организации физкультурного занятия в детском саду»...