Проект "Шахматы и дети"
проект (средняя группа)
Все малыши в дошкольном детстве проявляют способности в пении, танцах, рисовании и лепке. Но однажды возник вопрос: «А можно ли обучать дошколят игре в шахматы?» Проанализировав историю шахмат, убедились – многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров в 6-ти летнем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sredney_gruppe_po_shahmatam.docx | 53.99 КБ |
issledovatelskiy_proekt_nakopi_-_potom_kupi._.docx | 504.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко»
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«ШАХМАТЫ И ДЕТИ»
Разработала:
Рзаханова Д. И.
Покачи
2021
Предисловие:
Все малыши в дошкольном детстве проявляют способности в пении, танцах, рисовании и лепке. Но однажды возник вопрос: «А можно ли обучать дошколят игре в шахматы?» Проанализировав историю шахмат, убедились – многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров в 6-ти летнем возрасте.
Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни. Ведь согласитесь, без концентрации внимания, хорошего логического мышления, долговременной и оперативной памяти и самое главное без принятия решения нельзя представить себе качественную шахматную партию. Во время занятий шахматами у ребёнка развивается всё это, и в последствии у него появляется возможность использовать эти навыки в повседневной жизни. Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами и правилами. Игра является «королевским инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя.
Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, взаимопомощи. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причём ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Проект на тему: «ШАХМАТЫ И ДЕТИ»
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: 1 год.
Методы: подбор литературы, поиск информации
Объект исследования: дети группы «Светлячок».
Предмет исследования: история шахмат.
Тип проекта: информационный.
Цель: Познакомить дошкольников с миром шахмат, прививать интерес к игре.
Задачи:
Игра в шахматы решает несколько педагогических задач:
- Образовательная-расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание.
- Воспитательная-дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать решение, не унывать при проигрышах.
- Эстетическая-обогащает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой.
- Физическая-развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым.
- Коррекционная-помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Актуальность данного проекта состоит в том, что он направлен на организацию содержательного досуга дошкольника, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет.
Этапы проекта | Сроки реализации | Материалы | Работа с родителями |
1 этап. Знакомство с историей шахмат | сентябрь | Чтение сказок: -«Сказка про шахматы и шаха» -«Шахматные государства» - «Шахматная сказка» | Разработка памяток для родителей на тему: -«Шахматы, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников» - «Ребенку о шахматах» |
2 этап. Знакомство с шахматной доской | октябрь | -«Удивительные приключения шахматной доски». -Аппликация «Шахматная доска» | |
3 этап. Знакомство с фигурами | ноябрь | Фотовыставка «Герои мультфильмов играют в шахматы» | |
4 этап. Знакомство с фигурой Короля | декабрь | Просмотр мультфильмов - «Смешарики в шахматном королевстве» | |
5 этап. Знакомство с фигурой Ферзя | январь | «Динозавры учат шахматам» | |
6 этап. Знакомство с фигурой Ладьи | февраль | Выставка детских работ «Шахматный вернисаж» | Шахматная «ТУ-ВИ»(турнир-викторина) для педагогов |
7 этап. Знакомство с фигурой Коня | март | Лепка из пластилина шахматных фигур | |
8 этап. Знакомство с фигурой Пешки | апрель | Раскраски шахматных фигур | |
9 этап. Знакомство с фигурой Слона | май | Инсценировка по мотивам русских народных сказок: - «Шахматная репка». | Презентация «Маленькие гении» |
Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
Шахматы – игра сильнейших,
Для ума заряд дает.
Волю, стойкость воспитает,
Логику всем разовьет.
Процесс обучения азам игр в шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.
«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…
Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».
Благодаря играм в шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети — это залог будущего процветания нашей страны.
1 этап: Знакомство с историей развития шахмат
Изучив несколько учебников, я решила воспользоваться безотказной практикой! Ребенок лучше всего развивается в игре. Поэтому знакомство с шахматами решила проводить в виде небольших игр с заданиями и веселыми героями.
И вот однажды в гости пришел Кот Федот.
После знакомства и обсуждения любимых занятий, Кот рассказал сказку о появлении шахмат.
Жили-были два короля. Между собой они не ладили, часто воевали. Люди устав от постоянных войн, пошли к мудрецу. Тот немного подумав, достал из ящика шкафа небольшую коробочку в черно-белую клетку.
— Вот эта игра примирит ваших королей.
Он отправился в гости к одному из королей и велел пригласить другого в гости. Когда те оказались на месте, мудрец раскрыл перед ними коробочку, которая стала полем для сражения, и расставил фигуры.
Эта игра называется «шахматы». У каждого из вас будет своя армия. – сказал Мудрец. – Эта игра обладает магической силой, начав играть, вы забудете про все свои ссоры и обиды.
И действительно, короли так увлеклись, что забыли о войне. И с этого момента вели только шахматные сражения. С тех пор люди в королевствах живут дружно и спокойно.
Знакомство с игрой Кот Федот предложил начать с шахматной доски.
2 этап: Знакомство с шахматной доской.
Кот Федот: Знакомьтесь дети – это шахматная доска. Посмотрите, как ровненько она расчерчена на равные клетки-квадратики (всего их 64: 32 – белые и 32 – черные) – это поля. Они одинаковые по размеру, но разные по цвету – черные и белые.
Цвет полей на шахматной доске может быть разный, но называются клетки: белые (светлые поля) и черные (темные поля). Например, желтые – это белые поля, а зеленые – это черные.
Затем Кот познакомил детей с центральными полями (2 белых и 2 черных кубика). Для разнообразия игр я воспользовалась черно – белыми кубиками. Но сначала кубики нужно было найти.
Кубики-поля «замаскировались» под свой любимый цвет. Ребятам пришлось искать их по всей группе. Там, где есть что-то черное, дети обнаружили черный кубик, где белое – белый.
Один из кубиков (полей) по имени Полик вызвался провести экскурсию по шахматной доске. Для начала Полик расположил правильно доску между детьми.
Полик рассказал детям, что шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.
Затем несколько раз мы раскрутили доску. Когда она останавливалась, ребята определяли, где им нужно занять место. Заодно повторили право — лево. Задание оказалось легким, но очень веселым!
Когда дети расселись по своим местам Полик предложил разглядеть доску повнимательнее и обратил внимание на диагональ. Диагональ – это цепочка полей одного цвета, которые касаются друг друга уголками. Диагонали бывают черные и белые, а еще они разные по длине. Самая короткая — 2 клетки, а самая длинная – 8 клеток.
Из его волшебного кармашка Кота Федота ребятадостали карточки с буквами. Эти карточки были «мамами» буковок малышек на доске. Задачей детей было найти «маму» для каждой буковки. Это задание оказалось очень легким.
В кармашке у Кота дети обнаружили две полоски. С виду они были одинаковые, из восьми черно — белых полей.
Кот Федот рассказал, что это не просто полоски – это дорожки шахматной доски. Одна называется горизонталь, другая вертикаль.
Для того, чтобы понять, как расположить горизонтальную дорожку нарисовали два рисунка. Первый с изображением горизонта – горизонтальная линия, на втором рисунке изобразили дерево – это вертикаль. Затем Федот вразнобой показывал детям картинки горизонта и дерева, а мальчишки на полу выкладывали из бумажных квадратов горизонтальную или вертикальную линии.
Кот Федот:очень обрадовался, что теперь дети знают название дорожек. Он предложил ребятам покатать его друзей на машинках только по горизонтали, а потом только по вертикали.
3 этап: Знакомство с фигурами.
Вдоволь наигравшись за 2 недели разными игрушками на шахматной доске, Кот Федот предложил играть уже с шахматами. Пора познакомить ребят с названиями фигур и показать, как они ходят по «полю в клеточку».
Кот Федот: рассказал ребятам что главные действующие лица на шахматной доске – шахматные фигуры. На шахматном поле сражаются две армии шахматных фигур – белая и черная.
4 этап: Знакомство с Королем
Вот это Король – самый главный, высокий и заметный на доске. А на голове у него корона (остроконечная пика или крест).
Король – самая важная фигура на поле. Невозможность защитить короля от противника может привести к мату, а значит и к проигрышу. Ходит король только на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Шахматный король во всех языках обозначает верховного правителя.
Котик выставил перед мальчишками белого и черного королей, чтобы лучше рассмотрели.
Затем Федот показал детям, как изображается король в книгах и шахматных учебниках. Для этого я заранее нарисовала каждую фигуру на отдельных карточках.
Предложил детям зарисовать его в тетрадках: Король похож на яблочко, лежащее на тарелочке.
5 этап: Знакомство с Ферзем
Кот Федот: А эта фигура называется Ферзь. Это самая сильная фигура на доске. Ферзь – вторая по важности фигура на поле.
Слово «ферзь» в русский язык пришло из персидского. Предположительно, оно переводится как «мудрец, советник, визирь». Из Европы пришло к нам разговорное название ферзя – «королева».
У этой фигуры самые большие возможности в плане передвигаться по полю. Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Фигура обычно увенчана небольшим шариком в отличие от короля, который, как правило, увенчан крестом. Нарисовать ферзя в тетради можно, как корону, именно так его обозначают в учебниках.
Когда дети зарисовали Ферзя, котик предложил немного размяться и поиграть в официантов.
Расположили два детских столика в разных концах комнаты. На один стол составили все фигуры вперемешку. За другим столиком сидел Федот – клиент ресторана. Он заказывал фигуры (Короля или Ферзя) на обед. Задачей детей было быстро найти на противоположном столике нужную фигуру и принести заказ клиенту.
Так как Артем хорошо знаком со всеми фигурами, ему задания давались труднее: принести за один раз 3-4 разные фигуры (например: белые пешка и слон, черные Король и Ладья и т.д.).
6 этап: Знакомство с Ладьей
На следующий день Федот предложил продолжить знакомство, так как вчера мы узнали название только двух фигур. А их на доске целых 32 по 16 у каждой армии!
Для начала вспомнили, с какими фигурами познакомились вчера.
Кот Федот рассказал, что эту фигуру называют Ладья. Она напоминает по внешнему виду крепостную башню. Всего Ладей – четыре, две белых и две черных. Ладью можно нарисовать, как треугольник, сверху которого лежит небольшой прямоугольник.
Ладья в индийской игре — это боевая колесница. Она изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. Видимо, отсюда произошло персидское название колесницы — Рух. Та самая Птица Рух из сказок «Тысячи и одной ночи». И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси фигуру стали называть ладьёй, потому что изображением птицы Рух украшали нос древнерусского судна — ладьи. В Европе же эту фигуру принято называть ладьёй, что значит «башня». Ходит ладья на любое число полей по прямой, то есть только по вертикали или горизонтали. Фигура обычно имеет вид круглой крепостной башни.
7 этап: Знакомство с Конем
Следующая фигура — Конь, очень даже похожа на настоящего, даже грива есть. И нарисовать его труднее всего. Коней тоже четыре, два черных и два белых.
Конь. В древних шахматах эта фигура изображала собою «кавалера» — всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. Но во многих европейских языках шахматного коня продолжают называть наездником. Ходит конь русской буквой «Г». Коня называют «прыгающей» фигурой, так как при ходе он может перешагивать через свои и чужие фигуры. Фигура имеет вид головы коня на подставке.
8 этап: Знакомство с Пешкой
Кот Федот: Вот эта малышка называется пешка. Их в каждом войске 8 штук, не зря это название произошло от слов пехотинец, солдат. В течение игры эта кроха может, если ей повезет стать Ферзём.
Пешку нарисовать легко – треугольник, а на верхушке у него «сидит» шарик, можно еще ручки пририсовать. Пешка. Слово «пешка» однокоренное с «пеший», «пехота». Это название означает «пеший солдат». Ходит пешка на одно поле по вертикали только вперёд. Из исходного положения может сделать один ход сразу на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали тоже только вперёд. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля.
После того, как мальчишки зарисовали в тетради новую знакомую, котик предложил поиграть с пешками в прятки.
По очереди прятали и выставляли фигурки пешек (сколько было и сколько стало, сколько не хватает), тренируя счет, сложение и вычитание.
Дети с удовольствием принялись считать – это они любят! После нескольких примеров ребята решили в игру добавить все другие фигуры, чтобы сложнее посчитать было.
Время в игре летит незаметно, а у нас последняя фигура осталась.
9 этап: Знакомство со Слоном
Кот Федот: Это слон. У него нет ни ушей, ни хобота. Зато он похож немного на пешку, которая росла – росла и выросла! Слонов, так же, как и ладей, и коней четыре, два белых, два черных.
В книжках и учебниках слон похож на капельку с двумя ножками, сверху маленький кружочек.
Слоном в древних шахматах была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось «слон».
Но в Европе название не знали такого животного, поэтому перевели с персидского, как шут. В древних европейских шахматных книгах можно увидеть, что эту фигуру изображали как человечка в шляпе с бубенчиками. Позже в разных странах эта особа, приближенная к королю, получила более почетные звания: епископ, гонец, стрелок, охотник. В России раньше эту фигуру тоже принято было называть «офицер». Только потом за ней официально закрепили древнее русское название «слон». А вид фигурки оставили прежний, европейский. Поэтому шахматный слон похож не на слона (зверя с хоботом, а на человека в высокой шляпе (епископа, офицера).
Ходит слон на любое число полей по диагоналям. В начале игры у игрока два слона, и каждый ходит по своим диагоналям, один по светлым, второй по темным. Верхняя часть имеет вид капли с заострением вверх, напоминая собой одежду священника.
Далее Федот предложил игру чтобы лучше запомнить названия фигур, мы играли в дидактические игры («Чудесный мешочек», «Приглашение на бал», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Школа», «По росту», рисовали шахматные фигуры и предметы – ассоциации, на которые они похожи, создавая «Шахматный альбом».
Дома вместе с родителями мы изготавливали атрибуты для инсценирования пьесок из «Шахматного театра». Для этого мы переделали известные всем народные сказки «Колобок», «Репка» и «Теремок».
Закрепляя знания о шахматной доске, мы выкладывали на доске линии, по которым двигаются фигуры; играли в игры «Кто быстрее расставит фигуры», «Какой фигуры не хватает», «Первый-второй» (придумали сами); из кубиков двух цветов выкладывали фрагмент шахматной доски; раскрашивали часть листа тетради в клетку, как для игры в шахматы.
На итоговом этапе мы участвовали в постановке сказок из «Шахматного театра», используя изготовленные вместе с родителями атрибуты, оформляли уголок любителей игры в шахматы.
Вывод
Дети дошкольного возраста познакомились с историей игры в шахматы, выучили фигуры, узнали строение шахматной доски и научились правильно расставлять фигуры на ней.
Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка», куда вошли собрание книг о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах, «Шахматный альбом» с нарисованными детьми шахматами, «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр и сделанные своими руками из кеглей фигуры для игры в шахматы.
Итак, цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этой интересной игрой и обогатить развивающую среду детского сада.
Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша главнейшая цель – прививать интерес к мудрой игре.
Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту интеллектуальную игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться.
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Городской конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление работы: «Математика и информационные технологии».
Тема работы:
«Накопи - потом купи…»
Автор:
Гаджиев Амир,
воспитанник группы
старшего дошкольного возраста
6-7лет гр. «Брусничка»
Научные руководители:
Рзаханова Диана Идаятовна,
воспитатель МАДОУ ДСКВ
«Солнышко»
Дворцова Ольга Александровна
воспитатель МАДОУ ДСКВ
«Солнышко»
2023г.
Содержание
- Аннотация…………………………………………….......................................................2
- План исследования…………………………………………………………………..…...3
- Описание работы………………………………………………………………..………..4
- История возникновения денег………………………………………….………..5
- Что такое экономика? …………………………………………………….……...6
- Семейный бюджет – что это такое? ………………………………….…………6
- Доходная и расходная часть бюджета…...…………………………………….. 7
- Составление семейного бюджета………………………………….………….....8
- Экономия семейного бюджета………………………………….………………..9
- Заключение …………………………………………………….……………..………….10
- Список литературы ………………………………………………………..….................10
Приложение 1………………………………………………………………….…………11
Приложение 2……………………………………………………………….……………15
Приложение 3……………………………………………………………….……………19
- Аннотация.
«Нажить много денег – храбрость,
сохранить их мудрость,
а умело расходовать их – искусство»
(Б. Ауэрбах)
Экономика означает бережливость, экономичность, т.е. разумную трату средств, и не только денежных, но и труда, времени, материалов, продуктов, здоровья. Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Актуальность. Нас с первых дней жизни окружает реклама, и ежедневно в семье мы тоже слышим слова финансовой среды. Взрослые говорят, что человек, уверенный в своем будущем, чувствует себя лучше, и дети должны уметь правильно пользоваться средствами, которые будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Мы - дети рано включаемся в экономическую жизнь семьи, ходим с родителями в магазины, участвуем в купле – продаже. Чем раньше мы узнаем о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Методы:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, иллюстраций и др.);
Цель исследовательской работы: научится составлять рациональный бюджет семьи.
Задачи проекта:
- Получить новые знания о домашней экономике
- Ознакомиться с семейным бюджетом и его структурой
- Приобрести практические навыки в планировании семейного бюджета
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что он дает возможность получить дополнительные знания о семейном бюджете и экономии средств.
Вид проекта: долгосрочный.
Время реализации проекта: сентябрь 2022г. - февраль 2023г.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.
- План исследований.
Объект исследования: семейная экономика.
Предмет исследования: бюджет семьи.
Гипотеза: мы сможем сэкономить семейный бюджет и летом отправиться в путешествие.
Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Реализация проекта осуществляется путем выполнения следующего плана:
I этап – Подготовительный
- Составление паспорта проекта
- Выявление уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста по теме «Что такое семейный бюджет?».
- Подбор и анализ литературы, наглядных материалов по данной проблеме.
II этап – Основной
Виды деятельности | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями |
Коммуникативная, восприятие художественной литературы | Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости), «Как старик корову продавал» С. В. Михалков (формировать представление детей о рекламе). Просмотр мультфильма «Откуда появились деньги». | Обращение к родителям с просьбой помочь составить бюджет семьи, а также сборе информации. |
Игровая, двигательная | Дидактические игры: «Хочу и надо»», «Хорошо – плохо», «Чудесный мешочек», «Идем за покупками». | |
Творческая деятельность | Оригами кошелка. Изготовление копилки из папье-маше «Смешарик». | |
Познавательно- исследовательская | Беседы: «Что такое деньги? Зачем они нужны?», «Современный вид денег - пластиковая карта», «Что такое валюта. Какая бывает валюта?», «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?», «Доходы и расходы» Презентация - «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег. |
III этап - Заключительный этап
- Динамика уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста по теме «Что такое семейный бюджет?».
- Анализ результатов проделанной работы.
- Представить результат проектно – исследовательской работы на конкурс.
Ожидаемый результат проекта
Использование данного проекта показало:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала деньги зарабатываются – потом тратятся.
- Финансы нужно планировать
- Семейный бюджет необходимо тратить рационально.
Список литературы
- Коробковский Г.В., Смирнова Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. – Л., 2001
- Кушина И.В., Кушин Н.А. Домашняя экономика – Тула, 1998
- Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М., 2003
- Описание работы
3.1. История возникновения денег
Наше исследование началось с просмотра мультфильма «Как появились деньги».
История денег началась так. В одной деревне люди ловили рыбу, а в другой деревне выращивали бананы. У первых рыбы было столько, что они есть не успевали, а у вторых бананов было просто завались. И решили они меняться тебе рыбу, а мне бананы и наоборот. Так появился натуральный обмен.
Постепенно за продукты и нужные товары люди стали отдавать ценные вещи. У одних народов это были красивые ракушки, у других перья редких птиц, а у наших предков шкурки пушных зверей. Это были первые деньги. Шло время на смену ценным предметам пришли украшения из металла: брошки, кольца, серьги и браслеты. Они не портились не ломались и занимали совсем немного мест. Потом придумали переплавлять только ценные металлы в слитки разного веса за большой слиток можно было купить, например, лошадь или дом, а за маленький- мешок зерна или игрушечную лошадку.
Первые монеты придумали и начали делать в древнем государстве Лидии. Кусок металла расплющивали молотком, а потом из пластины вырубали кружок с рисунком. Носить много монет с собой было тяжело и опасно, поэтому люди стали сдавать их на хранение в специальные кладовые, а в обмен получали бумажную расписку. Это были первые бумажные деньги. Цифры на бумажных деньгах появились не сразу сначала это были просто разные рисунки. Но потом люди поняли, что невозможно сосчитать сколько у них денег, поэтому решили печатать на купюрах цифры. Сегодня мы используем не только бумажные купюры и металлические монеты, но и электронные деньги, которые нельзя пощупать
С того времени как появились монеты, торговля пошла очень бойко. Купцы все богатели, и чем дальше, тем больше у них становилось денег. Стали уже бояться за свои капиталы. Как ни прятали по сундукам и подвалам свои мешки с золотом, как ни зарывали в землю, все же нет-нет, да и украдут у кого-нибудь такой мешочек, да еще и хозяина убьют. И стали зажиточные люди сдавать свои деньги на хранение в банк или в казначейство. Это такое место, где деньги хранятся в специальных сейфах и строго охраняются.
Об электронных деньгах и о том, где хранятся деньги мы узнали из сюжетно ролевой игры «Сбербанк», которую с нами провела Ольга Александровна. Из этой игры мы узнали, что с помощью пластиковой карты можно оплатить разные услуги: коммунальные услуги, пополнить баланс телефона, оплатить за детский сад. Еще узнали, что если мы не сможем сэкономить нужную сумму на путешествие, то в банке можно получить кредит.
3.2. Что такое экономика?
Мы с бабушкой сходили в библиотеку. Там из энциклопедического словаря я узнал, что экономика – это искусство ведения домашнего хозяйства или правило управления домом. Экономика – это те процессы, с которыми люди сталкиваются каждый день.
Человек что-то покупает в столовой, одевается в одежду, покупает билеты в общественном транспорте, дети слушают разговоры взрослых о ценах, заработной плате и т. д. – это все процессы экономические, и они влияют на людей.
3.3. Семейный бюджет – что это такое?
Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи за определенный период: месяц, полгода, год и т.д. Слово бюджет происходит от почти одинаковых слов на разных языках, допустим:
- с французского языка, слово бюджет (budget), означает денежный кошелек.
- с английского (budget), означает сумка
- а с латинского языка (bugla) – это означает кожаная сумка
В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. Материальное положение семьи характеризуется именно семейным бюджетом.
Оказывается, в нашем детском саду тоже есть человек, который следит за доходами и расходами сада. Я с ней познакомился, ее зовут Узлипат Салиховна. Она главный бухгалтер нашего детского сада. Так я узнал, что теперь эта профессия называется бухгалтер. Она рассказала, что в детском саду деньгами платят зарплату работникам и закупают технику, канцелярские товары и прочее. И для того, чтобы вести учет всех денег в детском саду нужен бухгалтер. Заработная плата – это деньги, которые получают за свой труд.
3.4. Доходная и расходная часть бюджета
Все полученные средства составляют совокупный доход. Итак, весь бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность состоит в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу. Если весы находятся в равновесии, т. е расходы равны доходам - бюджет называют сбалансированным, что принесет к тому что мы не сможем откладывать деньги на отдых. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется экономный. Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии и чаще всего домашним бухгалтером является один из родителей. Но в группе мы нашли другой метод составления бюджета. Придумали игру «Семейный бюджет», которая состоит из двух полей: поле доходов и поле расходов. Есть несколько карточек семей, в которые им предлагаются поиграть. Когда мы уже освоили правила, мы предложили воспитанникам группы составить карточку своей семьи и распределить свой семейный бюджет на полях, где они наглядно могут увидеть доходы и расходы семьи.
Ольга Александровна нам рассказала, что сэкономленные деньги можно копить в копилке. Она нам рассказала о том, что впервые копилку начали использовать в древнем Китае в 17 веке. Правда, тогда она имела форму обычной кружки на замке. В нее собирали пожертвования. Интересно, что на самой «копилке» обязательно указывали информацию о том, куда пойдут собранные деньги. И еще, человек, который собирал пожертвования, сам открыть эту «денежную» кружку не мог. Я решил тоже заведу копилку. Раньше мне каждый день, идя домой из сада покупали по киндеру сюрпризу. И на это за 1 месяц уходило 2000р., а после того как завел копилку я стал покупать киндер два раза в неделю. И на это уходило 500р. А сэкономленные 1500р. я бросал в копилку. Мы решили в группе создать выставку «Моя копилка», куда дети принесли свои любимые копилки. Родители с радостью откликнулись на просьбу детей купить детям копилки (ведь до этого копилки были не у всех детей). Ребята с большим удовольствием рассказывали о том, кто подарил им эту копилку и когда. Мы узнали, что копилку в виде кошки Кате подарила бабушка на день рождение. А копилку «Деревянный ящик» родители Милены передают из поколения в поколения, это традиция в их семье. А у Идриса их оказалось целых две одна ввиде большого динозавра. А другая в виде египетского кота. Дети принесли не только копилки, но и денежки, которые они бросали в копилку друзей.
- Составление семейного бюджета
Вместе с родителями мы решили составить семейный бюджет.
Моя мама ходит на работу. Она – продавец и за свою работу получает заработную плату. Мои мама и папа много трудятся, чтобы у семьи были деньги. Куда мама отдает заработную плату? Я спросил у мамы. Эти деньги идут в бюджет семьи.
Мой папа пожарный. За свою работу он тоже получает заработную плату. Оказывается, и папина заработная плата, как и мамина, поступает в семейный бюджет.
Моя сестра Амелия ходит в школу. Ей 8 лет. А еще у меня есть младший брат Аслан. Они вместе получают детское пособие. Детское пособие – это деньги, которые в виде помощи платит государство. Получается, мы их тоже включаем в состав семейного бюджета.
Я как член семьи тоже получаю деньги – детское пособие, а еще и компенсацию за посещение детского сада. Они тоже поступают в семейный бюджет.
У нас еще есть и бабушка, которая и работает, и получает еще и пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым жителям, проработавшим много лет на предприятии. И эти деньги тоже идут в бюджет семьи.
Когда мы решили отправиться в путешествие, родители начали искать дополнительный заработок. Так мама стала собирать и продавать букеты из мыльных роз, а папа устроился еще на одну работу в ресторан курьером доставки суши и ролл. Мама за месяц на мыльных розах заработала 5000р., а папа – 8000р. Вместе за 1 месяц они заработали 13000р.
Вывод: Я теперь знаю, что семейный бюджет - это все деньги, которые получают все члены моей семьи за месяц.
3.6. Экономия семейного бюджета
Я провел опрос в детском саду на тему: «Как можно с экономить семейный бюджет». В опросе участвовали и взрослые и дети. 8 человек ответили, что экономить нужно на коммунальных услугах (тратить воду и свет по необходимости); 10 человек сказали, что нужно вещи носить бережно, чтобы за старшими могли доносить младшие; 5 человек – сказали, что экономить можно на транспорте, маленькие расстояния пройти пешком; 15 воспитанников – сказали можно сэкономить на сладостях.
Раньше в месяц мы на коммунальные услуги тратили 13000р, сейчас мы стали включать свет по необходимости, воду экономить, и теперь мы тратим 12000р. За 1 месяц мы сэкономили 1000р, а за 6 месяцев 6000.
На одежду и обувь мы тратили ежемесячно по 15000р. Сейчас мы стали бережно относится к своим вещам. Мои вещи передались моему младшему братику. Так мы тратим на одежду теперь10000. На этом мы сэкономили за 1 месяц 5000р., а за 6 месяцев – 30000.
Маленькие расстояния мы стали ходить пешком, и такси вызывать только в морозы. Если на такси раньше мы тратили 1400р., то сейчас 400р. в месяц. И на этом мы сэкономили 1000р. за 1 месяц, а за 6 месяцев – 6000р.
На сладости я раньше тратил в месяц 2000р. А теперь в месяц я стал тратить на киндер сюрприз 500р. На покупке сладостей я за 1 месяц сэкономил 1500р., а за 6 месяцев – 9000р.
Таким образом, в общем за 6 месяцев мы всей семьей сэкономили 51000р.
Родители вместе с бабушкой из заработной платы решили тоже откладывать деньги ежемесячно. Папа вместе с бабушкой откладывали по 6000, а мама по 4000р. Итого за месяц они отложили по 16000р, а за 6 месяцев накопилось 96000р.
На дополнительном заработке папа с мамой за месяц накопили 13000, а за 6 месяцев – 78000р.
На эти деньги, которые родители накопили на дополнительном заработке мы купили билеты в Сочи. На билеты мы потратили 78000. И планируем 10 июня поехать на море.
Оставшиеся 147000 мы планируем потратить на экскурсии по культурным местам.
- Заключение
Работа над проектом помогла понять, что такое семейный бюджет, из чего он формируется и в дополнение к этому научиться правильно распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету. Мы познакомились с понятиями «экономика» и «семейный бюджет» и узнали, как семейный бюджет можно экономить и пополнить. Продуктом нашей работы стало создание «Копилки».
Итак, моя гипотеза подтвердилась: действительно мы смогли купить билеты на отдых.
Бюджет семьи – это очень сложная и непредсказуемая вещь. За бюджетом семьи нужно постоянно следить и планировать. А семейная экономика – это наука, с которым встречаемся каждый день.
В ходе работы я узнал, что такое семейный бюджет и.
Таким образом, еще раз подтверждается знаменитая поговорка «Копейка рубль бережет». Ведь, если семейными деньгами распоряжается человек, не имеющий чувства меры, это может обернуться настоящей трагедией для всех членов семьи.
- Литература
1. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М. : Сфера. - 2002
2. Лунева, Г. Играем в экономику. Дошкольное воспитание. – 2003.
3. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Сасова И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников. - М.: Вита-Пресс, 2000.
5. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002.
6. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000.
7. Коробковский Г.В., Смирнова Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. – Л., 2001.
8. Кушина И.В., Кушин Н.А. Домашняя экономика – Тула, 1998.
9. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М., 2003
Приложение 1
Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк».
Цель:
Совершенствование навыков сюжетно-ролевой игры путём расширения ориентирования детей в социальной жизни.
Задачи:
обогащать содержание сюжетной игры детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей;
учить воспроизводить в игре профессиональную трудовую деятельность сотрудников банка (управляющего, операциониста, консультанта) и действия клиентов; активизировать воображение на основе развития сюжета игры, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.
Предварительная работа:
беседа с детьми на тему банковских услуг, для чего нужны банки, какую работу выполняют его сотрудники. Экскурсия с родителями в банк. Изготовление атрибутов для игры в банк (банкомат, игровые паспорта и деньги, импровизированный компьютер). Разучивание стихов по теме.
Оборудование:
Для банкира: стол, стул, телефон, компьютер, папка с документами, печать, галстук-платок, бейдж, деньги разных стран, банкомат.
Для кассира: касса, аппарат для работы с пластиковыми карточками, папка для документации, галстук-платок, бейдж;
Для администратора: банкомат, калькулятор, галстук-платок, бейдж.
Для охранника: стол, стул, компьютер, телефон, бейдж.
Для клиентов банка: пластиковые карты, игровые денежные знаки, кошельки, квитанции, бейджики, бланки, сберегательные книжки, паспорта.
Терминал-банкомат из картона, детские денежные средства, игрушечные паспорта, буклеты с картинками и логотипом банка, бейджи, талоны, плакаты, игрушка «рация», 2 игрушечных компьютера, таблички с надписями.
Ход игры:
1. Приветствие
Дети становятся в полукруг лицом к гостям:
Приветствуем вас, дорогие друзья,
В наш мир интересный мы вас приглашаем
Большая здесь польза и радость большая!
Воспитатель:
Скажите пожалуйста, куда отправляются взрослые, чтобы оплатить услуги, взять кредит, сделать вклад, снять деньги?
Дети: Они идут в банк
Воспитатель: Конечно, в банк! Предлагаю вам сегодня побыть взрослыми и поиграть в банк!
Послушайте стихотворение о банке.
Работать в банке я хочу,
Эта работа не всем по плечу!
Нужно очень много знать:
Нужно деньги выдавать,
Нужно деньги принимать,
Оформлять кредиты,
С людьми не быть сердитым.
Нужно хорошо учиться,
Чтоб ни в чем не ошибиться.
Нет на работе свободной минутки —
Работа в банке — это не шутка!
Воспитатель: А как мы можем назвать свой игровой банк?
Воспитатель: Кто руководит банком?
Дети: банкир, директор, управляющий.
Воспитатель: Кто берет оплату за услуги, открывает счёт?
Дети: кассир, оператор (закрепляем бейджи желающим детям).
Воспитатель: Кто встречает посетителей, следит за порядком в банке?
ПОД: охранник (закрепляем бейдж)
Воспитатель: Кто пользуется услугами банка?
Дети: клиенты.
Воспитатель спрашивает, для чего нужны бейджи и паспорта, объясняет их необходимость.
2. Распределение ролей.
Затем воспитатель говорит о том, что в банк на работу требуются сотрудники. Для распределения ролей сотрудников используется прием волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджи с изображением специальности.
Для себя воспитатель выбирает роль управляющего банка.
Банкир принимает сотрудников на работу и указывает рабочее место.
Банкир. Работники банка, займите свои рабочие места.
Оставшиеся дети получают роли клиентов и выбирают соответствующий реквизит – сумочки, атрибуты костюмов и паспорта. Дети занимают свои места – операторы садятся за столы, включают компьютер, охранник осматривает помещение, по рации сообщает, что всё в порядке. Садится у терминала.
Внимание банк открывается ровно в 9часов. (открывает двери банка). «Уважаемые клиенты банка! Банк начинает свою работу. Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок».
3. Свободные игровые действия детей (предполагаемый сценарий)
Охранник ходит по залу с рацией и смотрит за порядком.
Диалог персонажей.
1-й Клиент. Здравствуйте,
Консультант- администратор: Здравствуйте,. Чем могу помочь?
1-й Клиент. Я хотел оплатить кредит
Консультант- администратор: Возьмите талон. Проходите, пожалуйста.
Талон А-4 окно №1
Заходит следующий клиент
Консультант- администратор: Здравствуйте. Чем могу помочь?
2-й Клиент. Мне нужно обменять валюту.
Талон У-5 окно №3
Менеджер- кассир: Здравствуйте. Какую операцию вы хотите совершить?
Дайте, пожалуйста, ваш паспорт. Сколько вы хотите, обменят?
2-й Клиент. Я хочу отправиться в путешествие в другую страну и мне нужно обменять 5000 рублей на доллары.
Менеджер- кассир: Распишитесь. Возьмите деньги. Приходите еще.
Директор: Кассир (называет по имени первого кассира, у вас – обеденный перерыв.
Менеджер- кассир: выключает компьютер, закрывает сейф и уходит на обед.
Консультант – администратор: Здравствуйте. Чем могу помочь?
3-й Клиент:
-Здравствуйте! Я хочу снять деньги, вот моя карточка.
Консультант- администратор: -Здравствуйте! Сколько будете снимать?
3-й Клиент:
-(Счет до 1000).Три тысячи рублей.
Банкомат (Вставьте карту, введите пин-код, выберите операцию, подождите, операция выполняется, заберите деньги, возьмите чек, заберите карту)
Клиент 3:
-Спасибо, до свидания!
Консультант – администратор :. Здравствуйте, Чем могу помочь?
4-й клиент: (с коляской).
-Здравствуйте! Мне нужно заплатить за детский сад для старшего ребёнка.
Талона-5 окно № 3
Возвращается кассир1.
Директор: Кассир (называет по имени второго кассира, теперь перерыв – у вас.
кассир2: уходит на обед.
Менеджер – кассир:-Назовите, пожалуйста, ФИО ребёнка. детский сад. Группу.
Сколько будете платить? (клиент называет сумму).
Менеджер – кассир: -Возьмите, пожалуйста, квитанцию, всего вам доброго…
Консультант – администратор : Здравствуйте. Чем могу помочь?
5-й клиент:
-Здравствуйте! Мне нужно отправить деньги моей маме.
Талон С-3 окно №2
Менеджер - Кассир:
Сколько? Назовите ФИО вашей мамы?
(клиент называет сумму).
Менеджер- Кассир:
-Деньги отправлены. ваша мама скоро их получит.
5-й клиент:
-Спасибо.
Директор- банкир (обращаясь к зрителям) : Уважаемые гости! Мы рады были видеть вас в нашем банке. Приходите в наш банк еще! У нас вы можете совершить любую операцию!
4. Игра вместе со взрослыми зрителями
Предварительно гостям раздаются паспорта и деньги.
Гости открытого занятия могут стать «клиентами» банка и играют вместе с детьми, совершают у них «банковские операции».
Банкир : Уважаемые сотрудники, рабочий день закончился. Прошу всех убрать свои рабочие места, уберите деньги и документы в сейф, выключите компьютеры. Всем спасибо. Можете идти домой.
Охранник: Прошу всех сдать ключи.
Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.
Приложение 2
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста
«Единая семья – единый бюджет»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• Познакомить детей с составляющими семейного бюджета
• Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «премия», «доход», «расход»
• Воспитывать правильное отношение к деньгам.
Материал и оборудование: магнитная доска; изображение «Дома-Эконома»; силуэтные фигурки Вини Пуха, Пятачка, Кролика, Ослика, Совы, кошелька; «чудесный мешочек» (15 x 20 см); фишки с изображением Вини Пуха, Пяточка, Кролика, Ослика, Совы; карточки-схемы «Доход» (монеты сверху над открытым кошельком) и «Расход» (монеты внизу под открытым кошельком); кошельки по количеству детей; модели «Семейный бюджет» по количеству детей (разрезной круг с цветными секторами: синий сектор – зарплата папы, красный сектор – зарплата мамы, жёлтый сектор – пенсия бабушки, зелёный сектор – пенсия дедушки, оранжевый сектор – стипендия брата или сестры).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в гости в сказочный дом – Эконом. Называется он так, потому что жители этого дома очень экономны и умеют правильно вести домашнее хозяйство, соблюдая определённые правила и законы: не тратят зря электричество, воду, деньги, продукты питания, заботятся о сохранении своих вещей.
Живут в этом доме Вини Пух и его семья: Пятачок, ослик Иа, Кролик и умная Сова (выкладывает возле дома фигурки Вини Пуха, Пятачка, ослика, Иа, Кролика, Совы).
Умная Сова работает в библиотеке. И за свой труд получает зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу.
Ослик Иа – самый старший житель этого дома. Сейчас Ослик на пенсии, он уже не ходит на работу. Он выращивает овощи для всей семьи. Но раньше, много лет Ослик трудился в парке культуры и отдыха, катал на своей тележке детей. И за это он получает пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым жителям, проработавшим много лет на предприятии.
Кролик учится в университете. И за свой труд (учёба – тоже труд) получает стипендию. Стипендия – это деньги, которые платят за учёбу.
Вини Пух увлекается выпечкой. Особенно ему нравится печь торт «Медовик».
А Пятачок – самый младший в семье. Он ходит в детский сад, и не получает никаких денег. Но Пятачок помогает вести домашнее хозяйство: пылесосит ковры, моет посуду, поливает цветы.
Есть в этой семье необычный кошелёк. Называется он – семейный бюджет (показывает кошелёк).
- Ребята, а что кладут в кошелёк? (деньги)
- Давайте поиграем в игру «Бюджет семьи Вини Пуха». У меня в мешочке лежат фишки с изображением всех членов семьи Вини Пуха. (приложение 3) Кого я назову, достаёт из мешочка одну фишку, называет кто на ней изображён. Если этот член семьи кладёт деньги в семейный бюджет, вы прикрепляете фишку к кошельку, а если не кладёт деньги в семейный бюджет, то вы убираете фишку в сторону.
- Сова кладёт деньги в семейный бюджет? (да, она получает заработную плату)
- Ослик Иа кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает пенсию)
- Кролик кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает стипендию)
- А Вини Пух и Пятачок? (нет, они не получают деньги)
- Правильно, ребята, деньги получают только за труд. Просто так деньги никому не дают.
- Так из чего состоит бюджет семьи Вини Пуха? (из зарплаты Совы, пенсии ослика, стипендии Кролика).
- Ребята, а хотите узнать, из чего состоит бюджет вашей семьи? (да)
- Перед каждым лежит кошелёк. Это ваш семейный бюджет. Достаньте из своего кошелька разноцветные сектора. Для вас их подготовили ваши родители. Сложите их так, чтобы у вас получился круг. Посмотрите на свой круг и на круг соседа. Одинаковые они? (нет, разные)
- Разные они потому, что в каждой семье семейный бюджет разный, и зависит он от членов семьи, которые проживают вместе.
Синий сектор обозначает заработную плату папы.
Красный сектор – заработную плату мамы.
Жёлтый сектор – пенсию бабушки.
Зелёный сектор – пенсию дедушки.
Оранжевый сектор - стипендия брата или сестры.
Воспитатель обращается к ребёнку, который проживает только с родителями:
- Из чего состоит бюджет твоей семьи? (из зарплат папы и мамы)
Воспитатель обращается к ребёнку, в семье которого есть студент:
- Из чего состоит бюджет твоей семьи? (из зарплат папы и мамы, стипендии брата)
Воспитатель обращается к детям, проживающим с бабушкой или дедушкой; только с мамой и т. п.
- А, чтобы вам легче запомнить, из чего состоит семейный бюджет, мы поиграем в игру. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.
Разминка «Бюджет семьи»
Раз, два, три, четыре, пять шаги на месте
Будем мы в бюджет играть!
Раз – зарплата папы, чуть-чуть присесть
Два – зарплата мамы, присесть ниже
Три – бабушкина пенсия, присесть ещё ниже
Четыре – братика стипендия. присесть ещё ниже
Ну а пять – ещё мал, присесть на корточки
Не имеет капитал. развести руки в стороны
Он как только подрастёт – медленно подниматься
Будет приносить доход.
- Ребята, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называют – доход. Посмотрите каждый на свой круг и скажите, все ли сектора одинаковые по размеру? (нет)
- Правильно, у кого-то синий сектор самый широкий. Это обозначает, что зарплата папы больше, чем у других членов семьи.
- Какого цвета самый узкий сектор? Что он обозначает? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к выводу, что основной доход – это заработные платы родителей.
- Ребята, семейный бюджет может увеличиваться или уменьшаться. Умная Сова в этом месяце хорошо потрудилась и получила премию. Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. Как вы думаете, доход семьи увеличился? (да)
- Правильно. А раз увеличился доход, значит увеличился и семейный бюджет. Денег в семейном бюджете стало больше или меньше? (больше)
- Подумайте и скажите, тратит ли семья Вини Пуха деньги из семейного бюджета? (да, тратит)
- На что? (на еду, одежду, проезд в транспорте)
- Трата денег на разные нужды называется – расход. Вини Пух стал задумываться о том, что он слишком много денег тратит на покупку мёда для выпечки торта «Медовика». Тогда он построил пасеку и стал качать мёд. Мёда оказалось столько много, что Вини Пух решил продавать его на рынке. Как вы думаете, увеличился или уменьшился семейный бюджет от продажи мёда? (Увеличился)
- Почему? (Доход семьи стал больше: Вини Пух уже не тратит деньги на покупку мёда, а получает деньги от продажи).
- Теперь изображение Вини Пуха можно прикрепить к кошельку «Семейный бюджет»? (да, он тоже зарабатывает деньги)
- Ребята, посмотрите, как умная Сова изобразила «Доход» и «Расход» семейного бюджета.
Воспитатель показывает карточки с изображением «Дохода» и «Расхода»:
- Кто из вас уже догадался, какая карточка обозначает доход? (ответы детей)
- Почему ты так считаешь? (монеты падают в кошелёк)
- А что обозначает карточка, на которой монеты падают из кошелька? (расход)
- Ребята, вы хорошо потрудились, давайте поиграем. Игра называется «Доходы и расходы семьи Вини Пуха». Я вам буду называть действие, а вы – хлопать, если оно обозначает доход, или топать, если это действие обозначает расход.
- Сова получила премию (хлопают)
- Пятачок купил воздушный шарик (топают)
- Вини Пух продал мёд (хлопают)
- Ослик купил семена моркови (топают)
- Кролик получил стипендию (хлопают)
- Сова заплатила за электроэнергию (топают)
- Вини Пух купил бочонок для мёда (топают)
- Молодцы, ребята, хорошо запомнили, что такое доход и расход. В следующий раз умная Сова расскажет нам, какие бывают расходы и почему нужно быть экономным. А сейчас нам пора возвращаться.
- У кого в гостях мы сегодня были?
- Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
Используемая литература:
Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх:
Пособие для воспитателей. Н. Новгород, 1994.
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для
детей младшего школьного возраста. М., 1992.
Смоленская А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в
экономку, С-Пб.,2001.
Райзберг Б. А. и др. Современный экономический словарь. М., 1997.
Приложение 3.
Игра «Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материалы: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «Магазин»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли - продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). Материалы: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание. Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
Игра «Монополия»
Цель: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
Игра «Идем за покупками»
Цель: реализация возможности практически осуществить процесс покупки товара.
Материал: списки покупок, корзинка для товаров, отделы магазина, карточки с товарами, игровые монеты и купюры.
Правила игры: Разложить товары по полкам отделов. Выбрать в магазине товары согласно списку покупок; Подсчитать их стоимость и оплатить в кассу.
Усложнение:
Вариант 1.Предложить детям выбрать товары на определенную сумму.
Вариант 2. Найти товары с одинаковой стоимостью.
Вариант 3. «Четвертый лишний». В корзину положить 4 товара, три из них из одного отдела, а четвертый из другого.
Вариант 4. «Сдача». Один игрок расплачивается за товар купюрой (монетой), задача второго игрока дать сдачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....