Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста
статья

Наталья Александровна Игнатюк

Доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни.

Вспомним притчу:

«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: - «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «Не живое». - Я выпущу ее. Если он скажет: «Живое», - я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» - ответил мудрец».

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни.

Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге — к серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.

В систему работы в ДОО по формированию здорового образа жизни входит:

-  формирование представлений детей о своем организме, полезности продуктов;

- формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье;

- содействие укреплению здоровья детей через развитие мотивации к соблюдению режима дня в семье и ДОО, правил личной гигиены, безопасности, проведению физических упражнений, игр, развитию самостоятельности;

- расширение форм взаимодействия педагогов ДОО и родителей (законных представителей) воспитанников по формированию здорового образа жизни.

Направления работы:

Ø     самопознание;

Ø     гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;

Ø     питание и здоровье.

Направление «Самопознание» предполагает формирование представлений у детей о себе и других детях, формирование представлений строении организма человека, симптомах заболевания, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Второе направление способствует положительному отношению у дошкольников к культурно-гигиеническим процедурам и способах предупреждения инфекционных заболеваний у дошкольников (элементы фитотерапии, приемы самомассажа и др.); воспитание интереса к движению, совместным подвижным играм; формирует у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности.

Направление «Питание и здоровье» развивает представления детей о режиме питания, полезной и вредной пище, витаминах, формирует положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.

Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника. Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей. Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

Презентация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

"Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё...