ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения и укрепления здорового и безопасного образа жизни. В статье предоставлена информация об использование инновационных здоровьесберегающих технологий, которые применяются в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_innovatsionnyh_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Пасько Е.А. Заяц М.П. Титова В.В.
THE USE OF INNOVATIVE HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF KINDERGARTEN
Pasko, E. A., Zayats M. P., Titova V. V.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме сохранения и укрепления здорового и безопасного образа жизни. В статье предоставлена информация об использование инновационных здоровьесберегающих технологий, которые применяются в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Abstract. The article is devoted to the actual problem of preservation and strengthening of a healthy and safe way of life. The article provides information on the use of innovative health-saving technologies that are used in the educational process of preschool educational institutions.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, оздоровительные мероприятия, двигательная деятельность, цветотерапия, физкульминутки.
Keywords: health-saving technologies, recreational activities, motor activity, color therapy, physical training.
На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения здоровья детей становится более актуальной. Формирование здорового образа жизни – это сложный системный процесс, который охватывает множество компонентов образа жизни современного общества. Важным условием для достижения задач физического и духовного оздоровления населения является поднятие престижа занятием физической культурой и спортом, а также формирование сферы досуга, которая не только будет способствовать ведению здорового и безопасного образа жизни, но и станет доступной и привлекательной сферой, предоставляющей широкие возможности для самореализации [1].
По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является осуществление физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, направленый на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени их влияния на здоровье детей дошкольного возраста.
Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольника на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в деятельности нашего образовательного учреждения. В программах дошкольного образования делается акцент на овладение дошкольниками знаниями о здоровом и безопасном образе жизни. Для того чтобы привить ребенку действенные основы здорового и безопасного образа жизни, необходимо создать систему работы в образовательном учреждении, в рамках которой теоретические знания будут подкрепляться практическими действиями по здоровьесбережению в образовательной и повседневной жизни дошкольников[2].
Существует стереотип, о том, что здоровьесберегающие технологии в своей работе должны использовать только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача вех работников ДОУ. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Цель нашей педагогической деятельности – формирование физически здоровой и сильной личности на основе использования инновационных здоровьесберегающих технологий в условиях воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- Формирование у детей дошкольного возраста представления о здоровом и безопасном образе жизни;
- Организация развивающей здоровьесберегающей среды;
- Реализация взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам культуры здоровья посредством инновационных здоровьесберегающих технологий.
Понимая всю важность проблемы по формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников, и проанализировав уровень состояния здоровья детей, мы пришли к выводу, о том, чтобы воспитать здорового ребенка – необходимо создать все условия для его физического роста. Для этого в группе нами были созданы соответствующие условия для формирования у детей знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Создан центр двигательной активности и центр здоровья, который оснащен разнообразными инновационными атрибутами и дидактическими играми.
Элементы различных инновационных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Формирование здорового и безопасного образа жизни осуществляется нами целенаправленно посредством ежедневной утренней гимнастики с предметами и без них, физкультурных занятий. В своей педагогической практике мы широко используем подвижные, сенсорно-двигательные и спортивные игры с применение инновационных здоровьесберегающих методов, проводим праздники и развлечения, которые протекают на эмоциональном подъёме и стимулируют двигательную активность детей.
Инновационным направлением нашей деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни наших воспитанников является цветотерапия. Цветотерапия — это один из перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Так как цвет служит мощным стимулятором физического, эмоционального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, несомненным преимуществом данного инновационного здоровьесберегающего метода является приобретение дошкольниками навыков психофизической релаксации[3].
Одним из эффективных методов сохранения и укрепление здоровья детей является песочная терапия. Песочные игры мы проводим на индивидуальных и групповых занятиях. Песочная терапия направлена на создание положительного и заинтересованного отношения ребенка к здоровьесберегающей деятельности, а так же его умению расслабляться. Данная инновационная технология включает в себя игры на зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, психопрофилактические игры на песке, релаксационные минутки, этюды на выражение различных эмоций и состояний, коммуникативные игры и многое другое. Работая с живым песком, у ребенка развивается воображение, мелкая моторика рук, происходит релаксация.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются нами не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Важную роль мы отводим развитию у наших воспитанников навыков самомассажа. Он помогает дошкольникам расслабить мышцы и снять напряжение. Специально разработанные для данного метода упражнения способны научить малышей массировать ладони, предплечья, кисти рук. В своей работе для этого мы используем такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание и сгибание пальчиков. Для самомассажа мы применяем подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом наблюдаем чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным является самомассаж лица [4].
Одним из инновационных видов здоровьесберегающих технологий являются физкультминутки. Это кратковременные паузы в образовательной деятельности дошкольников, во время которых они выполняют несложные физические упражнения. В процессе их проведения мы с используем средства информационно – коммуникационных технологий. Презентации - физкультминутки мы применяем в течение дня: включаем их в утреннюю гимнастику, используем в перерывах между непосредственной образовательной деятельностью. Детей очень привлекает данная инновационная технология по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Дошкольники с большим удовольствием выполняют знакомые им движения вместе с мультгероями.
Мы считаем, что даже самая лучшая оздоровительная программа детского сада не может дать результатов, если она не реализуется во взаимодействии с семьей. С этой целью мы организуем: родительские собрания, выставки детских работ, папок – передвижек, анкетирование родителей, семейные физкультурные досуги и праздники. Главная цель этих мероприятий: комплексное решение задач физического, нравственного, эмоционального и личностного развития дошкольника, Активное внедрения в этот процесс наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий – способствует развитию у детей культуры здорового и безопасного образа жизни [5].
Совместно с родителями мы реализуем программу «Здоровичок», по формированию здорового и безопасного образа жизни на основе инновационных здоровьесберегающих технологий, в которой заложено формирование с детства навыков укрепления и совершенствования своего здоровья. Нужно отметить, что правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, режима дня, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, т.е. соблюдения здорового образа жизни.
Целенаправленная и последовательная работа позволила решить задачи по укреплению здоровья наших воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового и безопасного образа жизни. Положительная динамика подтверждает эффективность проводимой работы.
Использование в практике работы использования инновационных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ, позволило повысить эффективность процесса физического развития, оказало положительное влияние на динамику физической подготовленности и формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, способствовало всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости. Полученные результаты доказывают, что использованная система мероприятий действительно способствует формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологий.
Литература
- Гордеива Н.А. Инновационный подход в работе ДОУ по формированию у дошкольников основ культуры здоровья / Н.А. Гордеива - Ульяновск: УИПКПРО, 2015. - С. 140
- Добкин В.П., Голубева А.Г. Формирование культуры здоровья дошкольника / В.П Добкин., А.Г. Голубева – М.: АРКТИ , 2014 - С.45-49.
- Кудрявцева В.Т. Инновационные технологии в дошкольном образовании: опыт, проблемы и стратегии / В.Т. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. 2017 - №3. – С.18-20
- Калачинская А. Ю. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Электронный ресурс].— URL https://moluch.ru/archive/71/12251/ (дата обращения: 12.03.2019)
- Чупахаев, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И.В. Чупахаев – Ставрополь, 2011– С.69-71
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по физической культуре с применением инновационных здоровьесберегающих технологий "Потерянные ботинки".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ Внедрение здоровьесберегающих технологий и вкрапливание оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка детей к здоров...
Применение инновационных здоровьесберегающих технологий игрового стретчинга и фитбол - гимнастики, как один из способов модернизации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ
Аннотация Заболеваемость растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины, и при этом «молодеет»: уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболева...
Текст к презентации "Применение образовательных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ"
Применение образовательных здоровьесберегающих технологий в условиях МАДОУ "Д/с № 6 "Золотой ключик" г.Видное...
Презентация "Применение образовательных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ"
Применение образовательных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ....
Применение инновационных здоровьесберегающих технологий игрового стретчинга и фитбол- гимнастики в ДОУ
Забота о здоровье детей- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и самое главное- вера в св...
буклет Применение инновационных здоровьесберегающих технологий с использованием степ-платформ в работе с детьми дошкольного возраста
буклет для педагоговПрименениеинновационныхздоровьесберегающихтехнологийс использованиемстеп-платформ в работе с детьми дошкольноговозраста...
Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при организации двигательной активности дошкольников в условиях ограниченного пространства
Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...