«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях реализации ФГОС»
статья

Намруева Татьяна Сергеевна

статья " Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях реализации ФГОС"  подготовлена воспитателем старшей группы № 2 "Солнышки"  ГБДОУ  детский сад № 17 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга Намруевой Татьяной Сергеевной

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях реализации ФГОС»

 

Новые требования к дошкольному образованию сегодня продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Он направлен на изменение качества дошкольного образования, ориентируя систему на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника.

В соответствии с ФГОС ДО раскрыты основные задачи образовательной области «Физическое развитие», решение которых возможно только при тесном взаимодействии с семьей  и  при ее  поддержке:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
  • том числе их эмоционального благополучия;
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
  • здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
  • повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охрана и укрепления здоровья детей.

Семья и дошкольная образовательная организация (ДОО) – два важных института социализации детей. Ни одна программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников ДОО, если в детском саду не создано единое воспитательно-образовательное пространство «родители-дети-педагоги». Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого. Понимание взрослыми (педагогами и родителями) своей тесной взаимообусловленности как целостного единства, признание в лице другого не конкурента, а партнера, и конкретные практические действия в этом направлении могут дать положительные результаты.
         Современный ребенок-дошкольник не такой, каким он был 10-20 лет назад. К сожалению, современные условия жизни, плохая экологическая обстановка, недостаточное общение родителей с детьми, все это негативно сказывается на физическом и психическом здоровье.
        По данным Научного центра здоровья детей РАМН, здоровье подрастающего поколения ухудшилось примерно на 17-20%, вырос уровень невротизации, более 20% детей имеют хронические заболевания.
       Именно поэтому актуальным направлением деятельности дошкольной образовательной организации сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия, формирование у них сознательного отношения к состоянию своего организма, профилактике вредных привычек.
Необходимо отметить, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка и его развитием. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (принят 21 декабря 2012 г.), главным воспитателем ребенка являются родители, и первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) закладываются в семье. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
        В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОО поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем, т.е. социальном.
К внутреннему пространству относится сотрудничество воспитанников, родителей, педагогов. Используются разные формы работ, среди которых:

  • Создание доброжелательной атмосферы в общении администрации, педагогов и родителей;
  • Включение родителей в совместный процесс физического воспитания детей в условиях ДОУ в качестве его активных участников;
  • Повышение уровня знаний родителей в области здоровья и физической культуры благодаря транслирующей функции педагогов, специалистов ДОУ (формирование целостного представления о единстве целей и задач физического воспитания ребенка в условиях детского сада и семьи; знаний о возрастных особенностях психофизического развития детей; способах и методах укрепления их здоровья и т.д.);
  • Предоставление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОУ по вопросам формирования основ физической культуры и здоровья (клуб здоровья, консультации и беседы, совместные спортивные развлечения и праздники, наглядно-информационные методы: сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты и др.);
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий в родительскую среду (рекомендации специалистов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов, проведение деловых игр, тренингов и т.д.);
  • Приобретение родителями опыта, социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.

Внешнее пространство подразумевает партнерство с государством, со

Школами, с культурными центрами, медицинскими учреждениями, со спортивными и общественными организациями, обеспечивающее целостное и гармоничное развитие дошкольника.

Принципы содействия и сотрудничества взрослых и детей в процессе их развития, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства заложены в ФГОС ДО, где в качестве одной из важнейших задач называются «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

О воспитании в сотрудничестве с семьей физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни....

«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

Консультация для родителей на тему:«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, з...

Проект «Первые шаги» (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).

Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. Задачи:1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.2. Создание усло...

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абст...

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абст...