Методические рекомендации "Современный работник дошкольного образовательного учреждения - имидж педагога"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Современный работник дошкольного образовательного учреждения – имидж педагога»
Заведующей МБДОУ
«Детский сад № 12
г. Красноармейска
Горбунова Ю.В.
В современных социально-экономических условиях развития общества наблюдаются тенденции, характерные для рыночной экономики, учет которых необходим в работе дошкольных учреждений нашей страны. Современные дошкольные учреждения многофункциональны, разнотипны, свободны в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса и использовании образовательных программ. Сегодня функция присмотра за детьми в дошкольных воспитательных учреждениях - одна из важных для общества, но не единственная, школа требует, чтобы в дошкольных учреждениях осуществлялась полноценная подготовка к школе. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога, воспитателя.
В новых условиях становится актуальной способность специалиста адаптироваться к социальным переменам. В сложившейся ситуации профессиональный имидж воспитателя может оказать решающее воздействие на родителей дошкольников, выступающих основными потребителями педагогических услуг. Имидж педагогов, работающих в образовательных учреждениях, создает имидж самого учреждения. А привлекательный имидж способствует повышению конкурентоспособности, расширению партнерских связей и привлечению инвестиций. Привлекательный профессиональный имидж воспитателя оказывает эффективное влияние на его педагогическое взаимодействие с родителями, на профессиональную деятельность педагога дошкольного учреждения, на повышение его педагогического мастерства. Сегодня, когда престиж педагога невысок, актуальным становится предъявление педагогом себя в качестве серьезного профессионала и интересного своей уникальностью человека, непохожего на других. В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия. В последнее время эта наука приобрела необычайную популярность в различных сферах человеческой деятельности и пользуется профессиональным спросом. Огромная роль имеджелогии в коммуникативной деятельности, которая, в свою очередь, является важной составляющей педагогической деятельности.
Имидж — внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других. Имидж - это образ, который обусловлен внутренним содержанием. Слово image переводится с английского и французского как «образ». Это не только визуальный зрительный образ человека (вид, облик), но и образ мыслей, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и особенно слушать. А.А. Калюжный предлагает в определении понятия имиджа употреблять не слово «образ», а более широкое понятие — «представление». Имидж — представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.
Существует понятие «профессиональный имидж» - это облик человека отражающий его профессиональную о деятельность; важное условие профессиональной самореализации достижения профессиональных успехов. Появление педагога, создающего собственный имидж, позволяет говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. Имидж педагога — это символический образ субъекта, создающийся в процессе взаимодействия с участниками педагогического процесса.
Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально- личностного влияния на других людей принятии на себя ответственности за последствия этого влияния. С этим связана необходимость профессионального самоощущения как знака, прочитываемого окружающими. Комплексные основы восприятия педагога другими людьми разрабатываются в рамках проблематики профессионального имиджа с помощью имиджелогии.
Основным средством установления контакта с родителями для воспитателя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Деятельность педагога, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим словом понимается способного предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью. Самопрезентация - это способ самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создавать впечатление, благоприятное или соответствующее чьим-либо идеалам. Дело в том, что когда у какого- то человека складывается определенное мнение о другом человеке или о каком-то объекте, то это сформированное в сознании (подсознании) отношение формирует готовность действовать применительно к этому объекту (человеку) определенным образом, т. е. создается определенная психологическая установка. И для того чтобы вызвать ту или иную установку у окружающих, педагогу необходимо сформировать их представление о себе в соответствующую (оптимальную) сторону.
Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение педагога и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование. Основой имиджа воспитателя дошкольного учреждения являются его личностные и профессиональные качества — коммуникабельность, рефлексивность, эмпатичность, самообладание и многие другие. Также имидж педагога - это его 1 инструментарий, это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику. Компетентный педагог будет использовать инструментарий; имиджелогии целенаправленно и осознанно. Поэтому на первое место в работе по созданию индивидуального имиджа педагога выходит готовность к познанию самого себя.
Процесс самосовершенства педагога должен начаться с рефлексии над сущностью профессиональной деятельности, с изучения и анализа как своих личностных, так и профессиональных качеств, т.е. с размышления по поводу профессиональнопедагогических и личных качеств, которые должны «просвечивать» сквозь индивидуальное поведение. Только после этого имеет смысл думать над определением стратегии построения имиджа, содержанием презентации и выбором средств выражения этих качеств. В ходе размышлений выяснится, что одно в профессии можно выразить с помощью внешнего вида и манеры держаться, ( другое — речевыми средствами, а для третьего, не исключено, и вообще слов не понадобится: результаты труда окажутся более красноречивыми. Создание имиджа педагога - это ) длительный и сложный процесс, успешность которого во многом зависит от собственного представления педагога о самом себе. Поэтому для имиджелогии очень важно понятие: «Я-концепция» - это обобщенное представление о себе, система взглядов суждений, оценка собственной личности, существующая в сознании человека. Выделим следующие ключевые научные утверждения, касающиеся «Я-концепции», важные для данного исследования: а) осуществлять эффективное взаимодействие способен только педагог с позитивной «Я-концепцией»; б) «Я-концепция» с является динамичным психическим образованием, ее можно изменять и развивать; в) позитивная «Я-концепция» успешнее формируется при условии осмысления непродуктивного педагогического взаимодействия.
Родители — это самые авторитетные субъекты, способные дать реальную оценку работы педагога, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о педагоге. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе педагога. Родители могут выступать и основными инвесторами имиджевой политики педагога, но в том случае, если педагог находится по одну сторону баррикад. Имидживые характеристики которые требуются в данной профессии создают требуемый имидж. Качества, которые образуют набор ожидания от педагога со стороны родителей, называют желаемым имиджем. Это те качества, к которым должен стремиться педагог при формировании индивидуального имиджа. То, каким на сегодняшний момент родители видят педагога, называют Воспринимаемым или Текущим имиджем. И конечно же специалист может иметь представление о самом себе. Этот образ своего «Я» называют Зеркальным имиджем или Самоимиджем. Содержание названных «имиджевых координат» может налагаться друг на друга, при развитом самопознании и рефлексии даже совпадать, но может и существенно различаться. Личный имидж с точки зрения формирующих его факторов включает следующие составляющие:
• габитарную (от лат. габитус - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, о силуэт;
• кинетическую — осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда);
• речевую — культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк;
• средовую — созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.);
• овеществленную – созданные человеком продукты его труда.
Первые три составляющие имиджа прочитываются при личном общении, две последние - могут нести информацию о человеке заочно. При их интеграции формируется представление о человеке как о личности (личный имидж) и профессионале (профессиональный имидж). Идеальный вариант - когда оба мнения
положительные. Имидж принципиально трудно ценить по качеству, по каким-либо объективным критериям, хотя практическая потребность в реальной оценке «Я» достаточно высока. Для эффективного анализа имиджа можно учитывать следующие критерии:
- Самооценка педагога. Удачным считается имидж, который вызывает у педагога определенные ощущения - сознание своей личности, значимости или даже величественности и т.д.
— Появление оценок окружающих, причем не обязательно позитивных.
— Практическое достижение пла нируемой цели при уверенности, что она достигается при помощи имиджа.
Сегодня имиджелогия использует наиболее эффективные методы, пути
и средства воздействия на аудиторию, имеет свой инструментарий, представленный в теоретических работах и используемый в практике.
Любой процесс имиджмейкинга следует рассматривать как вид коммуникативной технологии. Под технологией обычно понимается совокупность (система) методов, приемов и операций, направленных на получе ние определенного конечного продукта. «Коммуникативные технологии» — это технологические процессы в основе которых лежит взаимодействие между людьми.
Человек изначально владеет определенным набором приемов
самопризентации, позволяющих ему участвовать (с той или иной долей
успеха) в общении с другими людьми. Хотя, как отмечалось выше, компетентный педагог должен использовать все имеющиеся у него средства для создания положительного имиджа целенаправленно и осознанно.
Когда речь идет о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения. Техника общения - это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочитаемые средства общения.
Отметим важнейшие приемы имиджелогии в сфере коммуникативной деятельности, представленные в научных трудах по имиджелогии, значимые для формирования имиджа педагога:
1. Визуализация (зрительное овеществление профессионального качества педагога). Обычно самопрезентация начинается с визуальной заявки о себе. Внешний вид человека имеет определенную воздействующую силу. Психологи-практики отмечают, что учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла хорошо выглядеть. Напротив, на наш взгляд, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, потому что это является одним из факторов формирования эстетического вкуса, внутренней культуры ребенка.
2. Вербализация (демонстрация профессионального качества с помощью слова) и создание события, позволяющего совместно проживать моменты воплощения смысловых акцентов бытия в профессии.
3. Позиционирование - создание среды, благоприятной для объекта, путем выделения характеристик объекта, в которых особо заинтересован потребитель (целевая аудитория).
4. Манипулирование - способ коммуникативного воздействия, используется для переноса внимания на другой объект.
Манипулировать в переводе с английского - управлять, использовать, контролировать, оперировать и др. Манипулятор - -человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми Манипуляция — это преднамеренное скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.
В педагогической практике довольно часто встречаются случаи манипулирования со стороны родителей. Педагогу надо уметь распознавать этот деструктивный способ влияния и противостоять ему. Признаки манипуляции:
- психологическое воздействие;
- отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
- стремление получить односторонний выигрыш;
- скрытый характер воздействия;
- использование силы, игра на слабостях.
Педагогу важно не только распознавать манипуляции в общении, но и
выделять определенные типы людей, которые пытаются с помощью манипуляции повлиять на ход общения.
5. Эмоционализация - соотношение эмоциональных и рациональных составляющих в коммуникативном воздействии. Утрированная переориентация на язык и цели аудитории путем эмоционального окрашивания информации. Информация, поданная таким образом, не только эффективнее доходит до аудитории, с минимальными потерями, но и лучше запоминается.
В общении с родителями педагогу важно уметь своевременно распознать эмоциональное состояние собеседника, что позволит грамотно и эффективно спланировать предстоящую беседу. Умение распознать свои эмоции также необходимо педагогу для построения эффективного общения. Понимание собственных негативных эмоций воспитателем является первым шагом на пути управления ими и ситуации в целом. К тому же, научившись понимать и анализировать свои эмоции, педагогу будет легче признать и право родителей на эмоциональное появления.
6. Детализация - метод подачи информации деталями; повышает силу воздействия на аудиторию, вызывает доверие к информации.
В педагогической практике этот метод может применяться как переход на личностное общение. Здесь применимы все неформальные формы общения с родителями.
7. Метафоризация - подача информации с помощью метафор.
8. Акцентирование информации предполагает как ее утаивание, так и акцент на нее или навязывание, т.е. идет отбор той или иной информации
с учетом определенных ценностных критериев.
9. Дистанциирование
В каждом случае общения существует своя оптимальная дистанция я между участниками разговора, которая устанавливает правильное соотношение между проявлением расположения и угрозой вторжения во внутренний мир собеседника. Речевая коммуникация (вербальное общение) имеет две основные фазы - устное выражение содержания сообщения и слушание. Для педагога слушание - не только канал и поступления информации, но и одна из ведущих форм получения и предоставления обратной связи. Таким образом, важной составляющей привлекательного имиджа воспитателя является умение использовать техники слушания в процессе общения с родителями. Слушание бывает рефлексивным (активным) и нерефлексивным (пассивным). В общении с родителями воспитанников детского сада очень действенно и эффективно рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы:
- дословное повторение - воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде;
- перефразирование - повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами;
- резюмирование - подытоживание, выделение основных идей говорящего.
Помимо активного стиля слушания существует и нейтральный (нерефлексивный) стиль, который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.
Нерефлексивное (пассивное) слушание - это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам.
Владея информацией о ролях слушателей, педагог, общаясь с родителями, может определить ту или иную роль, которой придерживается отец или мать ребенка, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию.
Творчество педагога, направленное на обогащение способов поведения в общении, должно быть подчинено не формированию способности манипулировать людьми или, наоборот, безлико подстраиваться под их желания, обнаруживаемые в их поведении во время общения, а нацелено на овладение умением создавать своим обращением с людьми психологические условия, благоприятствующие проявлению на оптимальном уровне интеллектуально-волевого и нравственного потенциала своих собеседников.
Таким образом, имидж воспитателя дошкольного учреждения имеет огромное значение в налаживании эффективных взаимоотношений с родителями воспитанников дошкольного учреждения. В то же время следует осознание имиджа воспитателя дошкольного образовательного учреждения и его применение во взаимодействие с родителями - это длительный сложный процесс, носящий характер, направленный гармонизацию внешних (визуальный, аудиальный образы) и внутренних ( Я - концепция», ценности, установки, знания, опыт) качеств педагога.
Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). детьми и их родителями;
- внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.
- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
Список литературы
Калюжный А.А. - Психология формирования имиджа учителя.
М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. 222 с. (Б-ка руководителя образовательного учреждения).
Ковальчук А. С: Основы имиджелогии и делового общения: Учеб. пос. для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 256 с. (Высшее образование).
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 320 с.
Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии. М.: Изд. центр «Омега-Л», 2007. 266 с.
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М.: Эксмо, 2007. 288 с.
Почепцов ГГ. Имиджелогия. М.: Реф-бук; Киев: Ваклер, 2006. 576 с.
Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного. Ростов на/Д: Феникс, 2005. 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей (Свирская Л. Работа с семьей.Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений,2007г.)
Интересно и важно для родителей...
«Имидж современного работника дошкольного образовательного учреждения»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ...
ГБДОУ д/с №39 Красносельского района Санкт-Петербурга.Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей "Скоро в школу"
В пособии представлены задания для детей 6-7 лет, для выявления их готовности к школе....
Конспект Организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: Игровой тренинг «Сказочное путешествие» для курсов переподготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений муниципально
Игровой тренинг «Сказочное путешествие» для детей среднего дошкольного возраста. Примерная Программа, по которой работает ДОО: «От рождения до школы» Н.. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василь...
Районное методическое объединение педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Конспект музыкального занятия в старшей группе. Тема: «Развитие творчества, инициативы, навыков самостоятельности у дошкольников на музыкальных занятиях».
Комплексное развитие музыкальности детей объединение опыта и знаний детей для создания целостной картины мира....
Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...
ПЛАН РАБОТЫ методического объединения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений МО «Хиславичский район» Смоленской области на 2018 – 2019 учебный год
Анализ работы районного методического объединения воспитателей ДОУ за 2017–2018 учебный год...