Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей от 3-х до 5 лет.
статья

Яскевич Галина Алексеевна
Дошкольный возраст относится к «критическим» периодам жизни ребенка. В этом возрастном периоде происходит нарастание силы, подвижности, формирования нервных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей от 3-х до 5 лет.

(разновозрастная группа)

Дошкольный возраст относится к «критическим» периодам жизни ребенка. В этом возрастном периоде происходит нарастание силы, подвижности, формирования нервных процессов.

Эмоциональное перенапряжение связано с ростом пограничного состояния нервных процессов и невротических реакций. Особенно часто это происходит у детей во время адаптации и нахождения в детском саду.

Ребенок находится в зоне зависимости от окружения взрослых, родителей, педагогов, а также детей, которые его окружают в группе детского сада.

По мнению ученых, фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание, которое, в свою очередь, способствует полноценному развитию и укреплению здоровья детей, а также установлению благоприятного семейного микроклимата.

Знания родителей о сохранении и укреплении здоровья ребенка не всегда согласуется с их действиями.

Ценностные ориентации о значимости здоровья ребенка, поиск способов сохранения и укрепления здоровья ребенка должны быть направлены на повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. И важное место в решении этих социально-значимых задач занимает детский сад, который является своеобразным центром формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения, укрепления здоровья у детей, и у взрослых.

Лишь при совместной деятельности родителей, педагогов и воспитателей может быть обеспечено развитие показателей, их положительная динамика.

В современных условиях детский сад не только обеспечивает качество образовательного процесса, но и сохраняет здоровье детей.

Родители должны знать и понимать важность оздоровительных мероприятий, но не все уделяют внимание утренней гимнастике, не все имеют возможность держать в доме элементарное спортивное снаряжение , не посещают с детьми спортивные учреждения , не соблюдают правильный режим дня и питания.

Кроме этого основным и придилактическим мероприятием в семье является вакцинация. И отношение родителей к вопросам здоровье сбережения напрямую влияет на здоровье детей.

Знания родителей в этой области не всегда согласуются с их действиями и поэтому не реализуются в повседневной жизнедеятельности. Система здоровье сбережения должна быть усвоена как педагогами, так и родителями.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что семья и детский сад взаимосвязаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием в этом направлении является доверительный контакт между семьей и детским садом, где корректируется направляющая позиция родителей и педагогов.

Вопросы повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать с повышением квалификации самих воспитателей.

Развернутый аспект традиционных и нетрадиционных форм работы с семьей ребенка определяется письмом Минобразования РФ от 22.06.2002 г. № 30-51-547/16 очень важна наглядная информация для родителей, основные критерии для ее оформления является единый стиль, ясность  логики, конкретность и доступность.

Кроме того, важно общение педагогов, воспитателей с родителями. Оно должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия, в непринуждённой обстановке, что способствует сближению воспитателей, родителей и детей. Полноценный результат может быть получен только тогда, когда будет совместное взаимодействие с родителями, где характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого (дети-родители- педагоги-воспитатели), интересов каждого, его права и обязанности.

Нужно особое внимание уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, основываясь на анализе внешних воздействий, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.

Совместную работу с семьей ребенка нужно строить, опираясь на основные положения, определяющие ее содержание, организацию и методику.

Цели и задачи воспитания здорового ребенка должны быть очень понятны не только воспитателю, педагогам, но и родителям. Семья должна быть ознакомлена с основным содержанием, методами и приемами физкультурно- оздоровительной работы в детском саду, а также с лучшим опытом совместного воспитания.

В соответствии с контрольным планом должна быть соблюдена систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду!

Индивидуальный подход к каждой семье и их ребенку с учетом их интересов и способностей.

Взаимопонимание и взаимное доверие педагогов, воспитателей и родителей.

Укрепление их авторитета в семье, а родителей - в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями системы работы с семьей включает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • участие родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
  • пропаганда общегигиенических требований, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, соблюдение оптимального воздушного и температурного режима;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду;
  • обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастики, самомассажу, разнообразным видам закаливания)
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями , проводимыми в детском саду, обучение отдельным нетрадиционным методам закаливания детского организма.

В этих целях хорошо использовать:

а)        Информацию в родительских уголках, папках передвижках.

б)        различные консультации, устные беседы и дискуссии с участием медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания.

в)        семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, «Дни открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных занятий по физкультуре, закаливающих процедур

г)        совместные физкультурные досуги, праздники

д)        анкетирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.

Несмотря ни на что, многие родители имеют среднее и высшее образование, - уровень их знаний и умений в области воспитания здорового образа жизни ребенка недостаточен. Интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.

В связи с этим должны быть и индивидуальные программы оздоровления, где есть не только «гибкий режим дня», закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и мастно- профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие его семьи как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.

Часто родители спрашивают, как лучше провести выходной день с ребенком?

Планировать отдых выходного дня в каждой семье нужно с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Самый универсальный вид активного отдыха для всех членов семьи это туризм. Он является надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю.

Оздоровительный эффект от семейных туристических походов получается в результате комплексного воздействия на организм природных докторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной активности. Совместные походы укрепляют семью. В походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. В походе возникает сам по себе духовный контакт, о котором родители только мечтают.

С какого же возраста уже можно брать детей в поход или туристическую прогулку?

С 3-4 лет. Нужно начинать с несложных по продолжительности прогулок в парке, к реке, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Можно предложить родителям спланировать совместный отдых в природных условиях, например, - оборудовать место для отдыха и занятий спортом всей семьей. Это могут быть качели, турник, канат, лестница, баскетбольное кольцо и т.д.

На площадке можно проводить индивидуальные тренировки: « Кто дольше провисит на перекладине» «Кто самый сильный» (подтягивание и перетягивание каната) «Игра в кольцеброс»

Такие веселые соревнования, всей семьей доставляют удовольствие и старшим, и младшим.

В дождливую и холодную погоду игры можно организовать в зарытом помещении, на веранде.

Это может быть набор настольно-печатных игр, раскраски, пазлы и т.д.

Родители могут предложить детям пробежки, походы за грибами и ягодами, велосипедные прогулки. Папы и дедушки могут оборудовать мастерскую, в которой мальчики будут учиться ремонтировать мебель, изготавливать поделки из бросового материала. С девочками поиграть в парикмахерскую и т.д.

Каждый вид летнего или зимнего семейного отдыха принесет ожидаемый результат тогда, когда будет заранее продуман и спланирован. А воспитатели и педагоги должны помочь им в этом.

Самым доступным массовым видом физических упражнений для детей являются подвижные игры во дворе. Игра - высшая ступень интересов у детей. Соперничать с ней могут только фильмы или книги. Зачинщиками досуга для детей могут стать сами родители. Они могут оборудовать площадку для игр, смастерить недостающий инвентарь, закупить призы.

В ненастье дело обстоит сложнее: естественная подвижность детей создает проблемы с небольшой площадью квартир. В этом случае предпочтение нужно

отдать спокойным занятиям (рисование, лепка, просмотр мультфильмов, чтение, настольные игры)

Но ограничение активности ребенка дома и в детском саду ведет к потерям в его здоровье и общем физическом развитии.

На помощь приходит занятие с сюжетно-образным характером:

Детей привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки, собаки, обезьянки. Включаясь в сюжет, предложенный родителями ли навеянный сказкой, мультфильмом, - малыши охотно откликаются на предложение какого- либо животного залезть на верхушку дерева (снаряда) - «деревья», сделать запас орешков и грибов, достать бананы; снаряды можно украсить разнообразной атрибутикой. Это вызывает интерес у детей к гимнастическим упражнениям и сплачивает всех членов семьи.

Игры малой и средней активности :

Кегли, кольцеброс, «Жмурки», «Прятки», «Кошки-мышки», «Краски», «Фанты», игра в камешки, «Найди и промолчи»...

В короткие зимние вечера можно организовать семейные чтения художественной литературы по вопросам укрепления здоровья. Такие совместные чтения и обсуждения помогают сформировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью.

Родители могут собрать книги с лучшими образцами детской классической художественной литературы (книги А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского и т.д.)

К таким занятиям лучше подготавливаться и договариваться заранее:

Наметить время и место проведения мероприятия . это может быть диван, ковер, стол...

Заранее обсудить, какая книга будет сегодня прочитана и обсуждена. Темой может быть обсуждение проблем со здоровьем сказочного героя, у одного из членов семьи.

Например: чтобы преодолеть нежелание малыша умываться и мыть руки с мылом, - можно прочитать и обсудить стихотворение А. Барто « Девочка чумазая»

Плохой аппетит: использовать произведение С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала»

Весной и осенью особенно возрастает количество респираторных заболеваний у детей. В этом случае можно обсудить вопрос о закаливании организма и прочитать стихотворение С. Маршака « Про ****** или и. Семеновой « Как стать неболейкой».

Д ети познакомятся на обсуждении этих произведений с кодексом здоровья (режим дня, питания, закаливания).

VI. таким образом можно сделать вывод, что родители являются главными воспитателями своих детей, их роль является определяющей в процессе воспитания и обучения детей.

Только совместные отношения родителей и воспитателей принесут положительные результаты.

Литература:

1. Н.И. Бочарова «Оздоровительный семейный досуг с детьми младшего школьного возраста»

2. Т.Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду» М: Педагогическое общество России, 2007 г.

3. Т.Х. Богина «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» М: «Мозаика-синтез», 2006 г.

4. О.Б. Казинь « Веселая физкультура для детей и их родителей» М: «Мозаика-Синтез», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"

Роль семьи и детского садав формировании здоровья детей...

Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей

Презентация:"Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"...

Статья на тему "Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста...

Взаимосвязь родителей и детского сада при формировании здорового образа жизни у детей

Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства. Особенно остро проблема сохранения здоровья стоит в образовательной области, где люба...

Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Проблема воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста является особенно актуальной в настоящее время.Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения, воспит...

Статья на тему: "Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама по себе, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего, внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребёнок...

"Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания....