Здоровьесбережение
картотека
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика
для младшей группы
Сентябрь
Комплекс пальчиковой гимнастики
I половина сентября
«Пальчики здороваются».
Кончик большого пальца правой руки поочередно
касается кончиков указательного, среднего,
безымянного и мизинца.
Повстречал ежонка ёж:
« Здравствуй, братец! Как живешь?»
«Большое колечко»
Кончик округлённого указательного пальца встаёт на кончик большого пальца ( на правой и левой руке).
«Соединяем одинаковые пальчики рук».
Дружат добрые зверята,
(пальцы рук соединяются в замок)
Дружат малые зайчата,
(ритмичное касание мизинцев обеих рук)
Дружат в озере бобры,
(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук)
Дружат в небе комары,
(ритмичное касание средних пальцев обеих рук)
Дружат милые ежата,
(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук)
Дружат даже медвежата,
(ритмичное касание больших пальцев обеих рук)
Вот как разыгрались
По лесу разбежались!
(Руки опустить, потрясти кистями)
II половина сентября
«Грибы.
Мы идём дорожками, мы идём тропинками.
Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками
(хлопок, кулачок)
Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы,
И пенёк с опёнками под рябиной тонкою,
Крепкий подберёзовик вырос под берёзою,
Крепкий подосиновик вырос под осиною.
(поочерёдно загибать пальчики).
«Цветок».
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок - пион
( Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть;
ладошки немного округлые, получается «бутон»).
«Вилка».
Вилкой мы едим сосиску,
Макароны и редиску.
(указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты
врозь и напряжены; большой палец прижимает мизинец к ладони).
«Лодочка»
Маленькая лодочка по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.
(Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком»)
Октябрь
Комплекс пальчиковой гимнастики
I половина октября
«Гусь».
Гусь гогочет и гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.
(Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперёд и прижать друг к другу. Указательный палец согнут, и упирается на большой палец).
« Курочка».
Зёрнышко за зёрнышком
Курочка клюёт.
В клюве своим деткам
Зёрнышко несёт
(ладонь немного согнуть; указательный палец упирается в большой.
Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом
положении.)
«Лошадь».
Конь ретивый
С длинной гривой.
Скачет, скачет по полям Тут и там! Тут и там!
Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту
ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.
«Потешка»
Кто в деревне живет?
Лежебока -рыжий кот,
Маленький телёнок,
Жёлтенький цыплёнок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком.
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать.
II половина октября
«Три богатыря».
На поляне у ручья
Стоят три богатыря.
(указательный средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони).
«Дружные пальчики».
Пальцы очень крепко дружат
Мне помощниками служат.
(пальцы одной руки выпрямить, и удерживать напряженные пальцы до
счета 10).
Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками
одновременно.
После упражнения - встряхнуть кисти рук).
«Деревья».
Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы.
«Потешка «Домик».
Раз, два, три, четыре, пять
(разжимаем пальцы из кулака, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять
(ритмично разжимаем все пальцы вместе)
Раз, два, три, четыре, пять
(сжимаем поочередно широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
Ноябрь
Комплекс пальчиковой гимнастики
I половина ноября
« Птички».
Птички прилетали
Крыльями махали.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
(пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз).
«Гнездо».
(Соединить обе руки в виде чашки, пальцы плотно сжаты).
«Потешка ».
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик - прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну, а этот долго юпал,
А потом будить всех стал,
Встали пальчики! Ура!
(выпрямить все пальцы)
Нам гулять идти пора!
(ритмично сжимать и разжимать пальцы).
II половина ноября
«Цветок».
Солнце поднимается -
Цветочек распускается
Солнышко садится -
Цветочек спать ложится.
(Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу) (Цветочек распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе).
«Месим тесто».
(Руками имитируем процесс вымешивания теста).
Тесто мнём, мнём, мнём!
Тесто жмём, жмём, жмём
Пироги мы испечём!
(сжимаем и разжимаем руки в кулачки, руками совершаем движения, как будто лепим снежки).
«Заготавливаем капусту»
Мы капусту рубим! (2р.)
(прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх - вниз).
Мы капусту режем! (2р.)
(энергичные движения прямыми ладонями вперёд - назад).
Мы капусту жмём! (2р.)
(Энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно).
Мы морковку трём! (2р.)
(пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх - вниз по ладони другой руки).
Декабрь
Комплекс пальчиковой гимнастики
I половина декабря
«Колечко».
На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось.
Дети смотрят там и тут,
Но колечка не найдут.
(соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко,
остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу).
«Очки».
Вот колечки - посмотри!
Превращаются в очки!
(сделать двумя руками колечки, поднести к глазам, имитируя очки).
«Ёжик».
Маленький колючий ёж.
До чего же он хорош!
(поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной
руки между пальцами другой; шевелить прямыми пальчиками).
« Потешка».
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
( поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов « А вот и вся моя семья», второй рукой охватывать весь кулачок.)
И половина декабря
«Солнечные лучи».
(скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)
«Пассажиры в автобусе».
(скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
«Замок».
( на счет раз - ладони вместе, на счет два - пальцы соединяются в замок).
Потешка «Прятки»
В прятки пальчики играли.И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
Январь
Комплекс пальчиковой гимнастики
I половина января
«Лиса».
(ладони прижаты друг к другу, согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, Большие поднять вверх).
«Зайчик».
(указательный и средний пальцы подняты вверх и развести в стороны, остальные прижаты к ладони, шевелить « ушками»).
«Человечки»
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки.
(движение указательного и среднего пальцев по поверхности).
II половина января
« Двое разговаривают».
(сжать обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу).
«Улитка с усиками».
(положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
«Ёжик».
(ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
«Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок, ритмично касаясь друг друга, начиная с мизинца)
Февраль
Комплекс пальчиковой гимнастики
I половина февраля
Сжимание и разжимание кистей на счёт «Раз-два»
«Лыжник».
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду- весь лес обошли,
Дружно на лыжах домой мы пришли.
(указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола,имитируя движения ног).
«Бинокль».
Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо.
Потешка «Волк».
Мы делили апельсин. Апельсин всего один. Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, А для волка кожура.
(соединить большой , средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
«Ловкие пальцы».
(перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги;
разгладить листок, чтобы он не топорщился и ни один его край не осталсязагнутым).
IIполовина февраля
Эти пальцы – все бойцы
Удалые молодцы
(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)
Два гвардейца – храбреца
(приподнять 2 указательных пальца)
Два сметливых молодца
(приподнять 2 средних пальца)
Два героя безымянных
Но в работе очень славных
(приподнять 2 безымянных пальца)
Два мизинца - коротышки
Очень славные мальчишки.
(приподнять 2 мизинца)
«Ладонь - ребро - кулак».
(на счёт «раз, два, три»).
«Три богатыря».
(указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу, большой палец прижимает мизинец к ладони).
«Пальчики здороваются».
(соприкосновение подушечек пальцев одной руки с другой).
«Потешка».
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я,
Это вся моя семья.
(дети сгибают пальцы по одному, в кулачок).
Март
Комплекс пальчиковой гимнастики
I половина марта
«Тюльпан».
(полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
«Большой братец».
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу.
(Четыре пальца правой руки
сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения).
«Ушки - рожки».
У улитки - крошки,
Маленькие рожки.
У зайчишки - ушки,
Ушки на макушке.
(вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; то же упражнение выполняется пальцами левой руки)
II половина марта
«Вилка».
Вилкой мы едим сосиску,
Макароны и редиску.
(указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены
врозь и напряжены; большой палец прижимает мизинец к ладони).
«Потешка».
Дружат добрые зверята,
(пальцы рук соединяются в "замок")
Дружат малые зайчата,
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры,
(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук),
Дружат в небе комары,
(ритмичное касание средних пальцев рук).
Дружат милые ежата
(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук;
Дружат даже медвежата,
( ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!
(Руки опустить, потрясти кистями).
«Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне,
(руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмичное движение пальцами вместе - врозь),
Дружно дают под землёй корешки.
(ладонь опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
Апрель
Комплекс пальчиковой гимнастики
I половина апреля
Сжимание и разжимание кистей рук на счёт: раз, два.
«Ёжик».
(ладони соединить, прямые пальцы выставить ввех).
«Коза»
Вижу у козочки острые рожки.
Я убегу от неё по дорожке.
(указательный палец и мизинец выпрямить; средний и безымянный -
прижать большим пальцем к ладони).
«Дождик».
Дождик - дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!
(подушечки правой, или левой руки прижаты к столу; попеременно постукивать ими по поверхности стола «игра на пианино»).
Потешка «Скакалка».
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу, обскачу,
Галю и Наталку.
Ну-караз, ну-ка два,
Посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком,
Да на правой ножке.
(обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх; делаем круговые движения большим пальцем «крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую)
II половина апреля
«Колокольчики»
В прятки пальчики играют
(сжимают и разжимают пальчики)
И головки убирают,
(открывают и закрывают лицо ладонями)
Словно синие цветки
Распускают лепестки
(сводят и разводят пальцы веером)
Наверху качаются,
Низко наклоняются
(делают наклоны кистей вправо – влево)
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой
(делают наклоны кистей вверх - вниз)
Колокольчики цветы
Очень вежливы. А ты?
(делают повороты вправо – влево)
«Солнце».
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(ладошки скрестить; пальцы хорошо раздвинуть, образуя «солнышко случами»)
«Бабочка».
Бабочка — коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к
другу; пальцы прямые « бабочка сидит»).
«Алые цветки».
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головками качают.
(ладони соединены в форме тюльпана; пальцы медленно раскрываются,плавно покачиваются, затем медленно закрываются, кисти рук, покачиваются)
Май
Комплекс пальчиковой гимнастики
I половина мая
«Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(Машут ладошками).
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(На каждое название насекомого загибают пальчик).
Как фонарики глаза.
(Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам).
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
(Роняют ладони на стол).
«Здравствуй»
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с
пальцами левой руки, похлопывая друг друга
кончиками. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
«Жук».
Я весёлый Майский жук,
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу — жу....
(сжать кулачок; указательный палец и мизинец развести в стороны "усы")
II половина мая
«Комарик».
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
(сжать кулачок; указательный палец выдвинуть вперёд "хоботок " мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз "лапки").
«Оса».
Оса села на цветок,
Пьёт она душистый сок.
(вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки).
« Улитка с усиками».
(положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
« Ромашка».
(соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
«Потешка».
Кто в лесочке живёт?
Под корягой старый крот,
За горой лисёнок,
В ельнике - лосёнок.
Под кустом — лисичка,
На сосне - лисичка!
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальцы загибать!
(поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого ).
Предварительный просмотр:
Гимнастика пробуждения
после дневного сна
для средней группы
(комплексы по месяцам на год)
СЕНТЯБРЬ
Смотри скорее, который час! Тик-тик, тик-тик, тик-тик!
Налево раз, направо раз! Тик-тик, тик-тик, тик-тик!
Бежит по рельсам паровоз, на зарядку нас повез.
(произносить, пока дети просыпаются)
Комплекс 1
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.
3. И. П. : сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, И. П., вдох (через нос).
4. И. П. : то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И. п. : сидя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши перед собой — выдох; развести ладони в стороны — вдох.
6.«Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повтор 6 раз.
Комплекс 2
1. «Потягушки». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и. п.
2. «Горка». И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и. п.
3. «Лодочка». И. п. : лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища, держать, вернуться в и. п.
4. «Волна». И. п. : стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И. П., сесть слева от пяток, руки вправо, и. п.
5. «Послушаем свое дыхание». И. п. : о. с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно, тихое дыхание или шумное.
ОКТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
Комплекс 3 «Дождик»
Капля первая упала — кап! Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами.
И вторая прибежала — кап! То же проделать другой рукой.
Мы на небо посмотрели, капельки «кап-кап» запели, (посмотреть глазами вверх, не поднимая головы)
Намокли лица. Мы их вытирали. (Вытереть лицо руками, вытянуть ноги)
Туфли, посмотрите, мокрыми стали. (Потянуться к носкам ног руками)
Плечами дружно поведем и все капельки стряхнем. (Поднять и опустить плечи)
От дождя мы убежим (велосипед)
Под кусточком посидим. (сесть, согнуть ноги к груди, обнять их руками)
Комплекс 4 «Добрый день!»
Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.
Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.
Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.
Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.
Глазки вверх мы поднимали, и моргали, и моргали.
Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой
Все погладили, ребятки, и подергали немножко!
Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой,
Все погладили, ребятки, и похлопали немножко!
С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем –
Пальчики соединяем, а потом разъединяем. (хлопки)
Ножку правую ладошкой, ножку левую ладошкой
Все погладили, ребятки, и потопали немножко!
Значить будем просыпаться, подниматься, одеваться!
НОЯБРЬ
Комплекс 5 "Кисоньки"
Ну что, кисоньки проснулись?
Сладко-сладко потянулись и на спинку повернулись.
А теперь нам интересно, смотрим мы по сторонам.
Повернем головку влево и посмотрим, что же там?
А сейчас потянем лапки и покажем коготки. (руки перед собой, сжим-разжим кулачки)
Посчитаем, сколько пальцев, где же ваши кулачки?
Мы почти уже проснулись, приготовились бежать.
Ну-ка ножки вы готовы? 1, 2, 3, 4, 5.(велосипед)
Чтобы не зевать от скуки, сели и потерли руки (руки вытянуть вперед, потереть)
А потом ладошкой в лоб - хлоп-хлоп,
Щеки заскучали то же? Мы и их похлопать можем
Ну- ка, дружно не зевать 1, 2, 3, 4, 5.
А теперь уже, гляди, добрались и до груди. (встать на колени)
Постучим по ней на славу сверху, снизу, слева, справа.
Молодцы мои котята, а теперь пойдем играть. (наклоны в стороны)
Руки к солнцу поднимаем и сто раз мы приседаем. (стоя на коленях, приседать)
Отдыхать умеем то же. Руки за спину положим.
Вытянемся и легко, легко подышим.
Комплекс 6
1. Лежа на спине, руки вдоль туловища, руки вверх, потянуться, руки вперед, и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.
3. И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п.
4. «Пешеход». И. П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. И. П. : сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
ДЕКАБРЬ
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
Комплекс 7
Наконец – то мы проснулись, Протирают глаза кулачками.
Сладко, сладко потянулись, Потягиваются.
Чтобы сон ушел, зевнули, Зевают.
Головой слегка тряхнули. Покачивают головой из стороны в сторону.
Плечи поднимали, Поднимают плечи.
Ручками махали, Руки перед грудью, «ножницы».
Коленки сгибали, Согнуть ноги в коленях.
К груди прижимали. Обхватить руками ноги, прижать.
Носочками подвигали, Носки на себя, от себя поочередно.
Ножками подрыгали. Вытянуть ноги, потрясти ими.
Не хотим мы больше спать Пальчиками или ладошками показать.
Будем весело играть Хлопки в ладоши.
Комплекс 8
1. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками.
2. И. п. - лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и. п. - выдох.
3. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. Повернуть голову вправо, вернуть в и. п. То же влево.
4. И. п. - сидя, ноги вместе, руками упор сзади. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Вернуться в и. п. То же левой ногой.
5. И. п. - сидя ноги вместе, руки сжаты в кулачки. Наклон вперёд, кулачками стучать по коленям произнося «тук- тук- тук». Вернуться в и. п.
6.«Часы». И. п. - сидя, руки на поясе. Со звуком «тик» выдохнуть и наклониться вперед, со звуком «так» возращение в и. п. - вдох.
ЯНВАРЬ
Комплекс 9
Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись.
Первый разик на спине, а потом на животе.
И на левом боку потянулись, и на правом боку потянулись.
Лягте на спинку и продолжаем, ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем,
Правую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,
Левую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,
А теперь мы с вами, дети, поедем на велосипеде. Молодцы, отпустили ножки.
Подбородком грудь достанем, к потолку глаза подняли,
Влево, вправо посмотрели, на кроватку тихо сели.
Руки в стороны подняли, крепко так себя обняли.
Наклонились, потянулись, до носочков дотянулись. Выпрямили спинки, отдохнули и еще раз наклонились, потянулись, до носочков дотянулись, выпрямили спинки.
Разбудим наши ротики, сделаем глубокий вдох,
А, выдыхая, помычим «м – м – м - м», но ротик не открываем. Молодцы!
Комплекс 10
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища: быстро моргать глазами 1-2 мин.
2. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую, и. п., поднять левую ногу (прямую, и. п.
3. И. П. : лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и. п.
4. И. П. : лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо/влево, и. п.
5. И. П. : лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) — выдох, и. п., локти касаются кровати — вдох.
6. И. П. : сидя, ноги скрестив, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
7. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям — поочередно к правому, левому.
8. Игра – шутка: хвостик спрячем на подушки, делать будем мы вертушки (игры с одеялом, спрятать выдуманный хвостик под подушку).
ФЕВРАЛЬ
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
Комплекс 11
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И. П. : лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох.
3. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и. п. (одновременно опустить).
4. И. П. : лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек., вернуться в и. п.
5. И. П. : лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и. п.
6. И. П. : лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.
Комплекс 12 «Самолет»
Пролетает самолет, с ним собрался я в полет (сидя, ноги скрестив, смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом, сопровождая глазами).
Правое крыло отвел, посмотрел, левое крыло отвел, поглядел. (Отвести правую руку в сторону (следить взглядом, то же выполняется в левую сторону).
Я моторчик завожу и внимательно гляжу (Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом).
Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу (сидя на ногах, выполнять летательные движения).
Крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
Мы летим, вдруг начался сильный дождь (сидя на коленях, руки за спиной, вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, потом левую; повтор 4-5 раз)
Но вот подул ветер (дыхательное упражнение) и прогнал тучку (вдох носом, задержать дыхание на 1-2 сек., выдохнуть через рот со звуком «у-у-у»).
И снова стало светить солнышко (сидя на коленях, поднять руки вверх, наклоны вправо-влево).
МАРТ
Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,
Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.
Открывай один глазок, открывай другой глазок,
Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки», лежа на подушке.
Потянули одеяло, прячемся в него сначала,
Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.
Комплекс 13
Глазки открываются, реснички поднимаются (Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются, друг другу улыбаются (Поворачивают голову вправо - влево.)
Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.
(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)
Что за чудная зарядка - как она нам помогает,
Настроенье улучшает и здоровье укрепляет. (Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).
Крепко кулачки сжимаем, руки выше поднимаем.
(Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки).
Сильно - сильно потянись. Солнцу шире улыбнись! (Вытянув руки, потягиваются)
Ножки начали плясать, не желаем больше спать (ноги сгибать по очереди к груди).
Все прогнулись, округлились, мостики получились (на четвереньках выгнуть спину).
Сделай вдох и поднимайся, к солнышку тянись (сидя на коленях потянуть вверх руки).
Опускайся, выдыхай и еще раз повторяй (повтор 4-5 раз).
Вот теперь совсем проснулись и к делам своим вернулись.
Комплекс 14 «Превращения»
«Змея» (лежа на животе, поднять на вытянутых руках голову, плечи, гордо поворачивать голову вправо-влево, произнося звук «ш-ш-ш»).
«Крокодил» (лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком, поочередное поднимание правой и левой ноги – огромная пасть).
«Панда» (лежа на спине, подтянуть коленки к животу, обхватить руками, нагнуть голову, перекаты вперед-назад, вправо-влево – кувыркается в траве).
«Обезьянка» (лежа на спине, поднять прямую ногу, обхватить ее руками ниже колена и, перебирая руками по направлению к щиколотке, попытаться сесть – обезьянки карабкаются на дерево).
«Жираф» (стоя на четвереньках, поднять вверх правую руку, пальцы сомкнуты, большой палец вверх, ладонь поворачивается вправо-влево. То же левой рукой).
Дыхательная гимнастика: «Гребля на лодке» : сидя, ноги врозь: вдох – живот втянуть (руки вперед, выдох – живот выпятить (руки в стороны) (5-6 раз).
АПРЕЛЬ
Чтобы голову разбудить, надо шейкой покрутить (делаем вращения).
Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить: справа, слева, и вверху, и внизу.
Хвостик спрячем на подушки. Делать будем мы вертушки (игры с одеялом, спрятать выдуманный хвостик под подушку).
Комплекс 15 «Спортсмены»
«Штангисты» (лежа на спине, руки к плечам, вытянуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки, вернуться в и. п.).
«Футболисты» (лежа на спине, колени подтянуты к животу, бить то правой, то левой ногой по воображаемому мячу, потом двумя ногами сразу).
«Гребцы» (сидя, ноги врозь, руки к плечам, наклониться, дотянуться руками до носков ног, вернуться в и. п.).
«Велосипедисты» (лежа на спине, поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать, стараясь делать круговые движения).
«Яхтсмены» (лежа на животе, руки за спиной сцеплены в замок, поднять голову, грудь. Прогнуться. Сцепленные руки поднять как можно выше – парус).
«Борцы» — дыхательное упражнение (сидя по-турецки, глубокий вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот).
Комплекс 16
Встало солнышко с утра (соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх).Детям тоже встать пора! (Разводим руки в стороны).
Ручки к солнышку протянем, с лучиками поиграем (Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки).
Вдруг сквозь наши пальчики к нам прискачут зайчики (Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица).
Солнечные, не простые, зато скачут как живые:(Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх — ушки, пошевелим «ушками»).
По лобику к височкам, по носику, по щечкам, по плечикам, по шейке,
И даже по коленкам! (Легко постукиваем кончиками пальцев,
Ладошками мы хлопали и зайчиков хватали (хлопаем в ладошки, хватаем,
Но к солнышку лучистому зайчишки ускакали! (Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем», вращаем кистями).
МАЙ
Солнце глянуло в кроватки, надо делать нам зарядку.
Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.
Раз, два, три! Ну-ка ножки догони!
Комплекс 17
«Покувыркаемся в траве» (лежа на спине, сгруппироваться, подтянув ноги к груди и обхватив их руками, пригнуть голову. Перекаты вперед-назад).
«Солнце встает» (сидя по-турецки, руки вдоль туловища, поднять руки через стороны вверх, посмотреть на руки, вдох. Опустить руки, выдох).
«Радуга» (сидя по-турецки, руки в стороны ладонями кверху. Наклон в правую сторону, коснуться ладонью левой руки ладони правой, и. п. То же в другую сторону).
«Бабочка» (сидя, ноги согнуты в коленях, руки на поясе, развести колени в стороны, вернуться в и. п.)
«Солнечные капельки» (сидя,глаза закрыты,подставляем солнышку лицо, греем носик щечки, горлышко).
«Зевота»-дыхательное упражнение (сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» — позевать, повтор5-6 раз).
Комплекс 18 «Насекомые»
«Стрекоза» (лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки в стороны, несколько быстрых взмахов руками, и. п.)
«Кузнечик» (лежа на животе, руки согнуты в локтях, упор около плеч. Поднять правую прямую ногу вверх, опустить. То же с левой).
«Паутинка» — дыхательное упражнение (Подуем на паутинку – глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот).
«Паучок» (сидя, ноги согнуты в коленях, руки – в упор сзади. Приподнять таз, сделать несколько шагов вперед-назад, передвигая руки и ноги).
«Скорпиончик» (лежа на животе, руки в упоре около плеч. Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Согнуть ноги, тянуть к голове).
Поднимайся, детвора!
Завершился тихий час, свет дневной встречает нас.
Потянулись! Улыбнулись! Наконец - то мы проснулись!
Добрый день! Пора вставать! Заправлять свою кровать.
(проговаривать после окончания гимнастики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...
статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"
В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...
Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ
современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....
Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...
Картотека методических разработок по здоровьесбережению.
Включает в себя психигимнастику, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковые игры и физминутки...
"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"
Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей; 2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...